Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение.



 

План:

  1. Эластичность спроса.
  2. Эластичность предложения.
  3. Применение теории эластичности.
  4. Потребительское поведение.

 

Литература

1. Камаев, В.Д. Экономическая теория: Учебник / В.Д. Камаев. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2005.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие /Под. ред. А.Г. Грязновой. М.: «Кронус», 2005.

3. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. А.С. Булатова. М.: «Экономистъ», 2003.

 

Мера реакции одной величины на изменение другой называет­ся эластичностью. Эластичность показывает, насколько процен­тов изменится одна переменная экономическая величина при из­менении другой на один процент.

 

Эластичность спроса.

Примером эластичности может служить элас­тичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, кото­рая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один про­цент.

Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле:

∆Q

ЕР = −−−−−, где

∆P

∆Q – изменение величины спроса, %; ∆P – изменение цены, %

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако дляоценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса больше 1, то спрос считается эластичным. Иными словами, изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса меньше 1, то спрос считается неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. Первый случай — существо­вание только одной цены, при которой товар будет приобре­таться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена по­высится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластич­ным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной гори­зонтальной оси D1 (рис.1а). Такая кривая спроса характеризует спрос на конкурентную продукцию.

Другой крайний случай — изменение цены не отражается в изменение величины спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1 б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси D2. Например, спрос больных сахарным диабетом на препараты инсулина и другие виды лекарств, без которых больной не может обойтись.

 


Рис. 1. Крайние случаи эластичности спроса

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

1< | ЕР | m ∞ - спрос эластичен;

0 m | ЕР | <1 – спрос неэластичен;

| ЕР | = 1 – спрос с единичной эластичностью.

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса и цены и соотнести их:

 

∆Q ∆P

ЕР = −−−−: −−−

Q P

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит от фактических значений величины спроса и цены. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Например, при изменении цены со 100 руб. до 145 руб. величина спроса на «Гексорал» изменилась с 60 упаковок до 30, т.е. на 30 упаковок, или на 50% (30:60х100%). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 30 до 60 упаковок, то в процентном отношении это составит 100% (30:30х100%). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности, поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется среднее значение.

В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса

∆Q будет выглядеть:

Q1 − Q0

∆Q = ————— х 100

(Q1 + Q0): 2

 

где Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения цены

Аналогично для определения процентного изменения ∆P получаем:

 

P1 − P0

∆P = ————— х 100

(P1 + P0): 2

где P1 и P0 – соответственно начальная и новая цена.

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Q1 − Q0 P1 − P0 Q1 − Q0 P1 − P0

ЕР = —―——— х 100: ―———— х 100 = —―———: ―———— =

(Q1 + Q0): 2 (P1 + P 0): 2 Q1 + Q0 P1 + P0

 

Q1 − Q0 P1 + P 0

—―——— х ―————

Q1 + Q0 P1 − P0

Факторы ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса изменяется под воздействием многих факторов, основными из которых являются:

  • Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров-заменителей, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем эластичнее спрос на него, т.е. у покупателя есть возможность отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повыше­ния его цены и заменить более дешевым. Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородин­ский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные про­дукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
  • Удельные вес цены продукта в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. Например, 10%-ое увеличение цен на автомашины, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, приведет к снижению спроса на них.
  • Фактор времени. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. В краткосрочном периоде спрос является менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Можно предположить, что зимой значительная часть авто­владельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин сни­зится, сократится объем продаж его. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти то­вары-заменители.
  • Значимость товара для потребителя. Спрос на пред­меты первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не иг­рающие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. При повышении цен человек можем отказаться от до­полнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли со­кратит покупки хлеба, мяса и молока.

Для определения степени влияния на величину спроса одного товара при изменении цены на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.

Q1А − Q0А P1Б − P0Б Q1А − Q0А P1Б + P0Б

Ес = —―———: ―———— = —―——— х ―————,

Q1А + Q0А P1Б + P 0Б Q1А + Q0А P1Б − P0Б

 

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми (бензин-автомобили) величина спроса будет изменяться в направлении противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один товар, может отразиться на спросе на другие товары.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Э ластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или низших товаров.

Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается по формуле:

Q1 − Q0 Y1 − Y0 Q1 − Q0 Y1 + Y0

Еi = —―———: ―———— = —―——— х ―————,

Q1 + Q0 Y1 + Y 0 Q1 + Q0 Y1 − Y0

 

где «i» в индексе означает подоходную эластичность;

Y0, Y1 – величина дохода до после изменения.

Немецкий статистик Эрнест Энгель на основе многолетнего опыта показал существование связи между доходом потребителя и спросом на товары и услуги. Для большинства товаров эта зависимость прямая, т.е. с ростом доходов спрос увеличивается. Но в некоторых случаях она может быть обратной. Это касается товаров с низкими потребительскими свойствами или низкого качества. Энгель сформулировал закон, который гласит: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, соответственно доля расходов на предметы роскоши – увеличивается. Таким образом, по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смешается в сторону дорогих товаров.

  1. Эластичность предложения

Рассуждения относительно эластичности спроса применимы и при анализе воздействия цены на предложение. Эластичность предложения по цене – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Если товар раскупается по более высокой цене, чем ожидалось, то производитель станет расширять производство, и наоборот.

Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса, только вместо величины спроса берется величина предложения:

Q1 − Q0 P1 − P0 Q1 − Q0 P1 + P0

Еs = —―——: ———— = ―——— х ―———,

Q1 + Q0 P1 + P 0 Q1 + Q0 P1 − P0

 

где Q0 и Q1 – предложение до и после изменения цены;

P0 и P1 – цена до и после изменения;

«s» в индексе означает эластичность предложения.

 

Величина показателя ценовой эластичности предложения может изменяться от нуля до бесконечности:

1< Еs m ∞ - предложение эластично;

0 m Еs <1 – предложение неэластично;

Еs = 1 – предложение с единичной эластичностью.

Существует два крайних случая эластичности предложения:

· При Еs=0 – величина предложения не меняется, как бы не менялась цена товар – это абсолютно неэластичное предложение. Кривая предложения - вертикальная линия;

· При Еs = ∞ -абсолютно эластичное предложение, поскольку при неизменной цене объем предложения растет бесконечно. Кривая предложения - горизонтальная линия.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производ­ственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в опре­делении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматрива­ются три временных периода: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный. Чем большим периодом времени располагает производитель, тем больше его возможности манипулировать объемом производства и изменять величину предложения.

Под мгновенным периодом понимается, слишком короткий период для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехав­ший на рынок их продавать, не может мгновенно отреагировать на изменение цены и увеличить количество пред­лагаемых им яблок. В этом случае предложение S останется неизменным, а коэффициент Еs < 1 и предложение является неэластичным.

Краткосрочный период достаточен для расширения или сокра­щения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Производитель при повышении цены может увеличить объем производства за счет увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей (станков, оборудования). Эластичность предложения в краткосрочном периоде повышается.

Долгосрочный период предполагает как расширение или сокраще­ние фирмой собственных производственных мощностей и введение новых мощностей, так и приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Поэтому в долгосрочном периоде небольшому увеличению спроса соответствует значительное расширение предложения S, что приводит к снижению цены, а эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

  1. Применение теории эластичности

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом. Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, необходимо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.

Эластичность спроса по цене исследуют производители и продавцы товаров для того, чтобы определить, как изменится их общая выручка, т.е. валовой доход от продажи товара, при изменении цены на него и как это скажется на прибыли. Таким образом, определение этого показателя позволяет рассчитать, когда и в каких пределах можно манипулировать ценами.

Если спрос эластичен (Е > 1), то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Если спрос неэластичен (Е < 1), изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

В случае единичной эластичности спроса по цене (Е = 1) общая выручка от продажи данного товара при повышении или снижении цены на него не изменяется.

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к умень­шению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избе­гать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

В условиях эластичного спроса бремя налога ляжет в основном на производителя, а в условиях неэластичного спроса – на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.). Но при этом уменьшается величина спроса и величина предложения, что влечет прямые потери для общества.

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества – выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Потребительское поведение.

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй - исследовать

цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность (utility of good) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность – понятии сугубо индивидуальное. Однако даже если выбранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы
потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна. Таким образом, полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции. Например, в сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) - TU (см. рис. 3-a). Дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции, называют предельной полезностью. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (margin al utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.3-б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Рис. 3. Общая (а) и предельная (б) полезность

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см.отрезок АВ на обоих графиках).Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. В отношении потребительского выбора действует закон убывающей предельной полезности. Цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит
цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе
определения спроса.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный
доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых от-
дельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

  • Множественность видов потребления. Каждый потребитель
    желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
  • Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее
    количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.
    Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
  • Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит
    из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
  • Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
  • Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Потребительский выбор (consumer choice) - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда

денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре-дельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов:

· Потребительское равновесие достигается, когда отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны:

MUa = MUb = MUn

Pa Pb Pn

 

· Предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и их равенство между ними: МВ = МС

Эффекты дохода и замещения. Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности. Если цена на какой-либо товар падает или растет цена на аналогич­ный товар-конкурент, то при прочих равных условиях люди покупают большее количество данного товара. Людям свойственно заменять то­варом с более низкой ценой другие товары, которые относительно до­роже. И наоборот, если цена данного товара растет или дешевеют товары-конкуренты, то они становятся для покупателя относительно дешевле, и он начинает замещать подорожавшие товары другими.

Например, если на рынке появляются аналогичные, но дешевые предметы личной гигиены (мыло, зубная паста и т.п.) отечественного производства, то потребители предпочитают их более дорогим импортным. Если цена на зубную пасту «Жемчуг» снизится или если повысятся цены на конкурирующие с ней иностранные зубные пасты, то спрос на «Жемчуг» повысится. То же относится к одежде, обуви, бытовой технике и любым другим товарам. Появление более дешевых аналогичных по качеству и предназначению товаров приводит к замещению ими более дорогих.

Прирост величины спроса на товар, вызванный его относительным удешевлением и замещением этим товаром товары, ставшие теперь относительно дороже, называется эффектом замещения.

Предположим, что цена на «Жемчуг» снизилась. Тогда, покупая то количество зубной пасты, каждый потребитель экономит и у него высвобождается какая-то сумма для приобретения других товаров. Иными словами, он становится немного богаче, его реальный доход увеличивается, и он может приобретать большее количество различ­ных товаров, в том числе и пасты «Жемчуг».

Прирост величины спроса на поде­шевевший товар, вызванный увеличением реального дохода потреби­теля, называется эффектом дохода.

Эффекты дохода и замещения действуют несколько иначе, когда речь идет о низших товарах. Наиболее ярким примером может слу­жить влияние цен и доходов на спрос на продукты питания, относя­щиеся к категории низших.

Предположим, что мы считаем картофель низшим товаром. Одна­ко из-за очень низких доходов не можем исключить его из рациона. Как только наш доход возрастет, мы тут же откажемся от части карто­феля и переключимся на другие продукты питания — мясо, молоко, овощи и т.п. Но если доход не возрастает, а продолжает оставаться низким, то при понижении цен на картофель мы увеличим его по­требление. Сработает эффект замещения: мы начнем замещать карто­фелем макароны, сахар и другие продукты, которые станут для нас от­носительно дороже.

Таким образом, применительно к низшим товарам эффекты дохода и замещения действуют в разных, противоположных направлениях. В целом изменение спроса на низший товар в зависимости от изменения цены на него будет определяться тем, какой из двух эффектов действует сильнее. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то снижение цены приведет к росту спроса, если эффект дохода кажется сильнее - наоборот, снижение цены приведет к сокращению спроса на данный низший товар (в нашем примере — картофель), как правило, применительно к низшим товарам эффект замещения действует сильнее эффекта дохода.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Лекция 7. Издержки производства и прибыль предприятия.

План:

1. Издержки производства, их виды и структура.

2. Предельные издержки производства и предельный доход

3. Прибыль, её виды.

4. Принципы максимизации прибыли.

 

Литература

1. Камаев, В.Д. Экономическая теория: Учебник / В.Д. Камаев. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2005.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие /Под. ред. А.Г. Грязновой. М.: «Кронус», 2005.

3. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. А.С. Булатова. М.: «Экономистъ», 2003.

 

  1. Издержки производства, их виды и структура

Издержки производства – важнейшая категория исследования современной экономики. Любой производственный процесс неизбежно сопровождается необходимыми расходами. Производитель на основе сравнения издержек своего производства и дохода, полученного от реализации произведенного товара, принимает решение об объеме производства, таким образом в основе рыночного предложения лежат издержки производства.

В рыночной системе каждое предприятие и фирма стремятся получить возможно больший доход от своей деятельности. Выживание в конкурентной борьбе обеспечено лишь тем фирмам, которые сориентировали свою деятельность на максимизацию прибыли. Достичь максимальной прибыли можно разными путями:

  • Продать произведенный товар по самым высоким ценам;
  • Сократить свои затраты на производство и реализацию продукции.

При этом цены на продукцию во многом зависят от внешних условий, неподконтрольных фирме. Затраты же зависят, главным образом, от внутренних условий функционирования фирмы, от уровня эффективности организация процесса производства и реализации продукции.

Издержки производства представляют собой оплату приобретенных факторов производства. Эти факторы должны обеспечить денежную выручку от произведенной и реализованной продукции в таком размере, чтобы она покрыла производственные затраты и дала излишек – прибыль. Прибыль является тем движущим мотивом, который определяет смысл предпринимательской деятельности. Но достижение этой цели в значительной степени зависит от величины производственных затрат. Максимальная прибыль при заданных издержках может быть получена в условиях наилучших возможностей производства. Издержки производства при максимальной прибыли должны быть сведены к тому минимальному уровню, который не может финансировать расточительное производства.

Издержки можно считать по-разному, поэтому в экономической теории, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, существуют десятки различных систем анализа издержек. К середине ХХ в. сложились общие принципы классификации: 1) по методу оценки затрат и 2) по отношению к величине производств (рис.1.)

Рис. 1. Классификация издержек производства

Предприятие в своей деятельности может использовать как приобретенные ресурсы, так и собственные ресурсы. За приобретение ресурсов и услуг производство несет расходы – явные издержки. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли — в виде аренды, капитала – в виде расходов на основные и оборот­ные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции. Принцип определения явных издержек – бухгалтерские расчеты. Вот почему явные издержки часто называют бухгалтерскими. Бухгалтерские издержки – денежные расходы, платежи, осуществляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых факторов производства. Бухгалтерские издержки в своем составе имеют прямые и косвенные издержки. Прямые издержки — это такие издержки, которые можно пол­ностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

· стоимость сырья и материалов, используемых при произ­водстве и реализации товаров и услуг;

· заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно за­нятых производством товаров;

· иные прямые затраты, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром.

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к производству в целом. Они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т.п.

Однако сумма производственных издержек, если в них вклю­чать только явные издержки, может быть заниженной, а при­быль соответственно будет завышенной. Бухгалтер учитывает только явные издержки, выражающиеся в денежной форме.

Владея собственными ресурсами, предприятие может использовать их по-разному. Например, в собственном помещении можно открыть свое дело, а можно его сдавать в аренду. Используя его в своих целях, владелец теряет возможность получать за него арендную плату. В данном случае арендная плата будет представлять собой неявные (альтернативные, вмененные) издержки. Неявные издержки представляют собой издержки упущенных возможностей от использования собственных ресурсов. Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, их необходимо учитывать при принятии экономических решений, что позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

Экономические (вмененные) издержки – это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. В их состав включаются:

  1. Ресурсы, приобретенные фирмой;
  2. Внутренние ресурсы фирмы, не включаемые в рыночный оборот;
  3. Нормальная прибыль,

Нормальная прибыль – вознаграждение труда предпринимателя, тот минимальный размер прибыли, который удерживает предпринимателя в данной отрасли, от перехода к другой деятельности, и рассматриваемый предпринимателем как компенсация за риск в бизнесе. Так что если плата за использование факторов производства – это издержки фирмы, то нормальная прибыль – это плата за использование такого фактора производства, как предпринимательство, и по логике вещей её также можно отнести к издержкам фирмы.

Именно экономические издержки предприниматель вменяет себе в обязанность возместить в первую очередь через цену, и если ему это не удается, он вынужден уйти с рынка в другую сферу деятельности.

Разницу между экономическими и бухгалтерскими издержками составляют альтернативные издержки.

Бухгалтерские издержки (явные, внешние) + Альтернативные издержки (неявные, внешние и внутренние) = Экономические издержки (вмененные)

 

Рост объемов производства фирмы, как правило, влечет за собой рост издержек. Но так как ни одно производство не может развиваться бесконечно, поэтому издержки являются очень важным параметром в определении оптимальных размеров предприятия. С этой целью применяется разделение издержек на постоянные и переменные. Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные издержки FC – это издержки, которые не зависят в краткосрочном периоде от объема производства, и которые не могут быть в течение короткого времени ни увеличены, ни уменьшены с целью роста или сокращения выпуска продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т.п.

Переменные издержки VC – это издержки, непосредственно связанные с объемом производства. Это затраты на покупку сырья, материалов и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, они возрастают быстрыми темпами, но по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает сказываться фактор экономии на масштабе производстве, и темп роста переменных издержек снижается относительно темпов увеличения объема производства.

Деление издержек подразумевает выделение краткосрочного и долгосрочного периодов функционирования предприятия. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, и предприятие может изменить объем продукции за счет изменения величины переменных издержек (за счет более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей). В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный интервал времени для того, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности (закупка современного оборудования, строительство новых зданий и т.п.).

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые (общие) издержки ТС. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции. Связь и взаимозависимость постоянных и переменных издержек в составе общих можно выразить математически и графически (рис. 2).

FC + VC = TC; TC – FC = VC; TC – VC =FC,

где FC– постоянные издержки; VC– переменные издержки; TC– общие издержки.

Рис. 2. Общие издержки фирмы
C – издержки фирмы; Q – количество выпускаемой продукции; FС – постоянные издержки; VС – переменные издержки; TС – валовые (общие) издержки.

Под средними (АС) понимаются издержки предприятия на производство и реализацию единицы товара. Выделяют:

· средние постоянные издержки AFC, которые рассчитывают путем деления постоянных издер­жек фирмы на объем производства; AFC = FC: Q



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.098 с.)