Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?

Поиск

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.

· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.

· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.

· По другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.

· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.

· Наконец, существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле в каком говорят о целях государств — это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.

· Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же. Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3).

· Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?

Б. Свободное эссе по проблемам совершенной конкуренции (рынки, приближенные по своим характеристикам к условиям совершенной конкуренции и др. темы). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

 

 

ТЕМА 8. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите общие (три) черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.

2. В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции?

3. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

4. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

5. Опишите динамический аспект положения фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде? Какую роль играют повторные дифференциации продукта?

6. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

7. Покажите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции.

8. Прокомментируйте “теорему избыточной мощности”.

 

8.1. ОЛИГОПОЛИЯ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

2. Перечислите основные разновидности олигополии. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

3. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

4. Опишите системы “лидерства в ценах” и “издержки плюс”. Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

5. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

 

МОНОПОЛИЯ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

2. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

3. Что такое х-неэффективность? Каковы причины ее появления?

4. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?

5. Как измеряется степень концентрации производства?

6. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?

7. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Какие их плюсы и минусы.

Тесты И ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Критерием несовершенной конкуренции является: а) горизонтальная кривая спроса; б) немногочисленность субъектов рынка; в) понижающаяся кривая спроса; г) монополизация рынка.  
2. К числу черт монополистической конкуренции НЕ относится: а) дифференциация продукта; б) малочисленность производителей; в) низкие барьеры вступления в рынок; г) несовершенная информация.  
3. Неценовая конкуренция ведется: а) на базе качественных характеристик товара; б) с помощью замаскированных скидок с официальной цены; в) внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т.п.); г) с помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов.  
4. Кривая спроса в условиях олигополии является: а) абсолютно неэластичной; б) абсолютно эластичной; в) ломаной; г) имеет разрыв; д) неэластичной.  
5. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит: а) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм; б) постоянство предельных издержек; в) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом; г) координация действий конкурентов; д) все перечисленное входит в число допущений.  
6. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с: а) сговором олигополистов; б) ломаным характером кривой спроса; в) неэластичностью спроса; г) абсолютной неэластичностью спроса; e) иными причинами (указать).  
7. Картелеподобная структура рынка предполагает: а) соблюдение всеми конкурентами негласных правил; б) согласование всех действий олигополистов; в) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов; г) территориальный раздел рынков; e) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы.  
8. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать: а) монополия; б) монополистическая конкуренция; в) совершенная конкуренция; г) олигополия; e) совершенная конкуренция.  
9. К числу черт монополии не относится: а) единственный производитель; б) уникальность продукта; в) непреодолимость барьеров; г) совершенная информация; д) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии.  
10. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: а) является единственным производителем (монополией); б) осуществляет ценовую дискриминацию 1 степени; в) осуществляет ценовую дискриминацию 2 степени; г) осуществляет ценовую дискриминацию 3 степени; д) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт.  
11. Х-неэффективностью называют: а) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; б) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; в) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; г) сознательное занижение монополией объема производства; e) получение монополией экономических прибылей.  

Задача № 1.

1. Подпишите названия переменных на прилагаемом графике.

2. Для какого типа рынка такая ситуация характерна в долгосрочном периоде?

3. Определите размеры прибыли (или убытка) для фирмы, оптимизирующей объем прибыли. Соответствует ли ситуация в данном случае предсказаниям теории?


Задача № 2.

Спрос на продукцию олигополиста и его предельный доход характеризуется следующим графиком. Предположим, что он снижает цены от уровня Р1 и, начиная с некоторого уровня PN, конкуренты отвечают на это снижением собственных цен.

Как изменится кривая спроса и предельного дохода фирмы? Изобразите графически и кратко прокомментируйте.

 
 


P

 

 

Р1

 

PN

Задача № 3.

Сравните два рынка: рынок №1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, и №2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства.

Какой рынок сильнее монополизирован?

 

Задача № 4.

На рис. представлены кривые дохода и издержек монополиста.

1. Подпишите названия кривых. Отметьте на графике объем выпуска и цену, дающие максимум прибыли.

2. Отметьте на графике мертвый груз монополии.

3. Обозначьте на графике площадь, отражающую издержки и прибыль монополии.

 
 

 

 


Задача № 5.

 

1. Какая рыночная ситуация представлена на рисунке?

2. Найдите излишек потребителя при рыночной цене, соответствующей оптимуму фирмы.

3. Чему будет равен излишек потребителя при ценовой дискриминации 1й степени?

 

Задача № 6.

Государство устанавливает контроль над ценами на продукцию естественной монополии (P=Preg).


Р

 

 

Какой принцип регулирования деятельности монополии использовало государство в данном случае? Какой уровень производства (Qreg) будет стремиться установить государство и какой (QM) – монополист?

1. Можно ли определить, какой уровень предельного дохода (MRreg) установится в условиях государственного регулирования?

2. 3)Получит ли прибыль монополист, если он удовлетворит рыночный спрос в соответствии с этим принципом? Объясните свой ответ.

3. Возникнет ли проблема дефицита продукции? Если «да», то в каком размере?

 

Задача № 7.

1. Подпишите названия переменных на прилагаемом графике.

2. Предположим, что речь идет о естественной монополии. На каком уровне государство установит цену, если оно ориентируется на покрытие предельных издержек (МС)?

3. К какому объему производства будет стремиться в этих условиях естественная монополия? Какова будет прибыль (убыток) монополии?

 
 

 

 

 


Эссе

А. Проблемные вопросы (могут использоваться как тема эссе):

1. Ценовая дискриминация: зло или благо?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Суть ценовой дискриминации состоит в продаже одинаковых продуктов разным клиентам по разным ценам. Как влияет ценовая дискриминация на объем производства? Почему монополист получает стимул к его расширению? Что происходит с «мертвым грузом», то есть с потенциально возможным объемом производства, без использования ценовой дискриминации полностью теряемым обществом?

· Что происходит с ценами в условиях ценовой дискриминации? Можно ли, в частности, дать графическую интерпретацию среднего уровня цен при ней и без нее (для анализа удобно избрать ценовую дискриминацию первой степени)? Кто оплачивает ценовую дискриминацию? Не используется ли она монополистами для «выжимания соков» из потребителей, не имеющих возможности отказаться от определенного продукта, и потому готовых заплатить за него любые деньги?

· Отличаются ли экономические последствия ценовой дискриминации разных степеней?

· Отличаются ли последствия ценовой дискриминации на олигополистическом рынке или монопольно-конкурентном рынке от ее последствий при чистой конкуренции?

· Рассмотрите конкретный пример ценовой дискриминации. Скажем, различные уровни абонентной платы за телефон для: пенсионеров — прочих физических лиц — бюджетных организаций — коммерческих фирм. Является ли ценовая дискриминация злом или благом в рассмотренном вами случае?

 

2. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?

· Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?

· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?

· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).

· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?

· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?

3. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?

· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной. или монополистической конкуренции, и не иметь олигополистических элементов?

· Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?

· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?

· Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.

Б. Примерные темы эссе:

1. Дифференциация продукта.

2. Телевизионная реклама.

3. Монополия — тип рынка, подрывающий основу своего существования

4. Патентование изобретений способствует ускорению технического прогресса или замедляет его?

 

В. Свободное эссе по проблемам рыночных структур несовершенной конкуренции, олигополии, монополии и антимонопольного регулирования. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.011 с.)