Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по заполнению рабочей тетради

Поиск

Рабочие тетради по микроэкономике представляют собой методические материалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа с ними ведется дома, а затем наиболее важные для усвоения дискуссионные проблемы по усмотрению преподавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Как правило, это в первую очередь относится к подготавливаемым студентами эссе. По мере надобности может также проводиться общая проверка тетрадей. По всем вопросам, вызвавшим затруднения или несогласие с предлагаемыми в тетрадях решениями необходимо обратиться к преподавателю.

Каждая тема состоит из трех разделов.

Раздел «Логика курса» призван выработать навыки корректного экономического мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и установления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей.

Раздел «Тесты» предназначен для самоконтроля. Решая предлагаемые задачи и сравнивая свои решения с ответами, следует внимательно обдумать причины, по которым определенный ответ считается правильным. Обратите внимание на то, что среди тестов могут встречаться «неправильные», в которых верным не является ни один из приведенных вариантов или, наоборот, верны несколько ответов. Помните, что ваша работа с тестами не сводится к необходимости угадать верный ответ. Оставленное свободное место позволяет прокомментировать избранное решение. Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях (ни один из предусмотренных в тесте вариантов ответа не точен, есть несколько верных вариантов и др.).

Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе — 2—3 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advоcato diabolo («адвокат дьявола»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.

Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интересов.

Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.

Помимо заранее запланированных тем студент может самостоятельно предложить проблему для обсуждения написать эссе на свободную тему. Наиболее высоко будут оцениваться эссе на реальном российском материале. К свободному эссе предъявляются следующие требования:

1. Свободное эссе должно описывать особенности реализации какой-либо теоретической закономерности в России. В качестве образца выбора подобных проблем можно использовать кейсы из работы: Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат. Под ред. Н.Н. Думной и М.А. Эскиндарова, М.: КноРус, 2008

2. Эссе начинается названием, отражающим суть ситуации, и подзаголовком, прямо указывающим на иллюстрируемую примером теоретическую проблему. Например: «Конкуренция на автомобильном рынке России в условиях кризиса (Функционирование рынка дифференцированной олигополии)».

3. Обязательно необходимо наличие интриги: какой-либо острой, быть может, сенсационной проблемы, сложившейся в деятельности фирм, государства, населения и ее разрешения (или, наоборот, неразрешения) в современных российских условиях. Обратите особое внимание на случаи крупных успехов (или поражений) российских фирм, на наиболее активно обсуждаемые в обществе (на телевидении, в прессе) проблемы. Найдите их связь с фундаментальными положениями теории и сделайте эту связь понятной читателю.

4. Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.).


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

 

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Особенности науки «экономическая теория»? Чем различаются разделы «микроэкономика» и «макроэкономика»?

2. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

3. Каков предмет современной экономической теории? Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

4. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

 

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод   Статистический метод   Метод научных абстракций
|   |   |
        Наблюдение за количественной стороной экономических процессов    
         
Причинно-следственный метод   Функциональный метод   Эконометрические методы
|   |   |
             

Тесты и ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Экономическая теория: это наука: а) о том, как улучшить личное экономическое положение; б) о регулировании государством национальной экономики; в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; г) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить; д) о законах функционирования рыночной экономики.  
2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: a) спрос и предложение; а) эффективность и справедливость; б) предпринимательство и прибыль; в) ограниченность и выбор; г) производство и потребление.  
3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: а) существует только в бедных странах; б) связана с определенными типами цивилизаций; в) типична для социализма (экономика дефицита); г) никогда не возникает в богатых странах; д) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.  
4. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а) макроэкономический; б) нормативный; в) описательный; г) микроэкономический; д) позитивный.  
5. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а) как обществу достигнуть полной занятости; б) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) проблемы ускорения экономического роста; г) вопросы экономической безопасности; д) организацию деятельности отдельных фирм.  
6. Полное использование всех ресурсов общества показывает: а) сдвиг кривой производственных возможностей вправо; б) точка вне кривой производственных возможностей; в) точка внутри кривой производственных возможностей; г) точка на кривой производственных возможностей; д) сдвиг кривой производственных возможностей влево.  
7. Кривая производственных возможностей показывает: а) все возможные комбинации выпуска продуктов; б) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; в) оптимальную комбинацию выпуска продуктов; г) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства; д) степень социального неравенства в обществе  
     

Задача № 1.

Производственные возможности выпуска военной продукции и гражданских товаров в одной из стран

Производственные альтернативы

Вид продукта A B C D E
Автомобили (млн.)          
Управляемые ракеты (тыс.)          

1. Изобразите данные о производственных возможностях графически. Какую кривую Вы получили? Что показывают точки на этой кривой?

2. Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи управляемых ракет?

3. Обозначьте точку G внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку H вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка H?

4. Что произойдет с кривой, если усовершенствуется технология производства управляемых ракет?

5. Или усовершенствуется технология производства автомобилей?

6. А если усовершенствуются технологии производства обоих продуктов?

Задача № 2.

Из чего складывается вмененная стоимость учебы в вузе?

Задача № 3.

Объясните, почему: «Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста».

Задача № 4.

В 1984-1985 гг. британская угольная промышленность практически бездействовала из-за забастовки. Можете ли вы высказать свои соображения о том, как это могло повлиять: а) на положение кривой производственных возможностей английской экономики и б) на место точки по отношению к кривой, отражающей реальное функционирование английской экономики.

Задача № 5.

Господин Лебединский арендует дом и платит за аренду 20 тысяч долларов в год. Остальные деньги он хранит в банке, что приносит ему 12 % годовых. Стоимость дома – 180 тысяч долл.

Определите, стоит ли господину Лебединскому приобретать этот дом, если ему представится такая возможность?

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Объективно ли экономическое знание?

Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход)

всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

Б. Примерные темы эссе:

Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

В. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

 

 

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению?

2. Какова роль отношений собственности в рыночной системе?

3. Сравните рыночную и социалистическую цивилизации.

4. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?

5. Какие факторы производства вы знаете?

6. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.

7. Схемы кругооборота продуктов и доходов. Изобразите и охарактеризуйте модель кругооборота продукта, доходов и ресурсов с участием финансовых рынков.

Тесты

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: а) темпы экономического роста; б) используемые технологии и уровень благосостояния членов общества; в) способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни; г) эффективность использования редких ресурсов; д) степень социальной справедливости.  
2. Фактором производства не является: а) капитал; б) земля; в) деньги; г) предпринимательские способности; д) труд.  
3. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: а) умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка; б) значительной степенью правительственного вмешательства; в) развитием политической демократии; г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков; д) координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях).  
4. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: а) рынки факторов производства; б) рынки потребительских товаров; в) производители (фирмы); г) взаимодействие всех сегментов данной модели; д) потребители.  
5. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: а) антимонопольное регулирование; б) обеспечение общественными благами; в) определение цен на продукты и ресурсы; г) перераспределение доходов; д) достижение макроэкономической стабилизации.  
6. Экономика является смешанной, если: а) существует полная свобода конкуренции ("laissez faire"); б) не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики; в) государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность; г) действия рыночных сил дополняются государственным регулированием; д) преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности.  

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический.

· Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране.

· Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип.

· Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик.

· Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут.

· Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи?

Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?

Б. Свободное эссе по проблемам основных принципов функционирования рыночной экономики (праву собственности, механизмам саморегуляции рынка, социальным проблемам и др.). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

 

ТЕМА 3. ДЕНЬГИ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сущность и функции денег. Различные точки зрения по этим вопросам.

2. Краткая история развития основных форм денег.

3. Какие современные формы денег вы знаете? В чем состоят особенности их развития в России?

 

Тесты

Тест Обоснование
1. Товар, обладающий абсолютной ликвидностью — это: а) ценные бумаги; б) золото; в) информация; г) деньги; д) дефицитные ресурсы.  
2. Выполнение деньгами функции меры стоимости: а) связано с оборотом наличных денег; б) разъединяет во времени акты купли-продажи; в) обеспечивает возможность экономического учета; г) служит накоплению капитала; д) обеспечивает сохранение стоимости.  
3. В современных условиях ценность денег определяется: а) золотым запасом страны; б) количеством денег, находящихся в обращении; в) средним уровнем цен; г) пропорцией обращающихся экономических благ и денег; д) золотым содержанием самих денег.  
4. Марксистская теория помимо трех общепринятых функций выделяет еще и функцию: а) меры стоимости; б) средства образования сокровищ; в) средства обращения; г) средства накопления; д) средства платежа.  
6. Условием выполнения функции средства обращения является: а) рыночный характер ценообразования; б) устойчивость денежного обращения; в) стабильность покупательной способности; г) всеобщность признания в качестве денег; д) все перечисленное выше.  

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?

 

Плюсы и минусы введения государственных гарантий банковских вкладов: мировой опыт и Российская практика.

 

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Постарайтесь найти в журналах статистику структуры сбережений. Какая часть накоплений граждан хранится «в чулке»?

· Нужны ли дополнительные гарантии государства, если основная масса вкладов населения итак лежит в принадлежащем государству Сбербанке России?

· Какие минусы влечет введение государственных гарантий? Не придется ли бюджету рассчитываться по вкладам недобросовестных банков?

· Как изменится отношение населения к рискованным, но высокопроцентным вкладам? Не поощрят ли государственные гарантии безответственного поведения вкладчиков и банков?

· Можете ли вы предложить какие-то дополнительные условия предоставления гарантий, которые препятствовали бы мошенническому (или, как говорят экономисты, оппортунистическому) поведению субъектов банковских сделок?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.38 (0.009 с.)