Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Поиск

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Отличия движения вдоль кривой спроса от сдвига всей кривой спроса.

3. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Нормальные и аномальные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

4. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

5. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

6. Рыночное равновесие (график). Функции равновесной цены. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

7. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Как измеряется? Взаимосвязь эластичности спроса и общей выручки фирмы (графики).

8. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

9. Эластичность рыночного предложения по цене. Влияние фактора времени: Графики установления рыночного равновесия А.Маршалла.

10.Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

11.Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Каковы плюсы и минусы этого вмешательства?

 

Тесты и ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: a) прямая зависимость объема спроса от его цены; а) обратная зависимость объема спроса от его цены; б) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; в) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; г) прямая зависимость цены от качества товара.  
2. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: а) эластичным; б) неэластичным; в) с единичной эластичностью; г) абсолютно эластичным; д) абсолютно неэластичным.  

 

3. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: а) Ecross > 0; б) Ecross < 0; в) Ecross = 0; г) Ecross > 1; д) Ecross < 1.  
4. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: а) 10; б) 15; в) 20; г) 30; д) 50.  
5. На эластичность предложения оказывает влияние: а) уровень доходов потребителей; б) наличие на рынке товаров заменителей; в) фактор времени; г) доля расходов в бюджете на данный товар; д) не влияет ни один из указанных факторов.  
6. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: а) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; б) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; в) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; г) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; д) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец.  

Задача № 1.

Рынок штучного товара представлен следующими функциями: Qd = 2220 – 3Р Qs = 3Р – 300. Государство установило потолок цены 300. Определите последствия, покажите графически.

Задача № 2.

Рыночное равновесие представлено неэластичным спросом и предложением единичной эластичности. Предложение сократилось под воздействием неценового фактора. Дайте графическую интерпретацию. Укажите как можно больше факторов, которые могли вызвать такое изменение со спросом и предложением.

Задача № 3.

Функция спроса населения на данный товар: QD = 9 – P. Функция предложения данного товара: QS = – 6 + 2P. Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем товара. Постройте на графике функции спроса и предложения.

 

Задача № 4.

Рассчитайте коэффициент эластичности по цене и сделайте вывод о характере товара. Какую маркетинговую и ценовую стратегию следует применить к этому товару?

· Цена на товар выросла с 12 до 18 денежных единиц. Объем спроса на товар снизился с 160 до 144 тыс. кг в месяц.

· Цена на товар упала с 50 до 38 денежных единиц, объем спроса увеличился с 14 до 20 кг в месяц.

· Цена на товар выросла с 30 до 60 денежных единиц, объем спроса снизился с 16 до 8 единиц в месяц.

 

 

Задача № 5.

Рассчитайте коэффициент эластичности по доходу. Определите тип товара.

· Доход изменился с 4000 до 8000. Объем спроса на данный товар увеличился с 40 до 100.

· Доход увеличился с 5000 до 10000. Объем спроса изменился с 20 до 12 кг в месяц.

· Доход упал с 1600 до 1000 денежных единиц. Объем спроса сократился с 16 до 14 кг в месяц.

 

Задача № 6.

Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности. Определите, являются ли товары «х» и «у» взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми?

· Цены на товар «у» выросли с 50 до 90 денежных единиц, объем спроса на товар «х» сократился с 1800 т до 1650 т.

· Цена на товар «у» выросла с 250 до 300 денежных единиц, объем спроса на товар «х» вырос с 400 до 950.

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?

· Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?

· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы?

· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?

Б. Примерные темы эссе:

1. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.

2. Рост цен на нефть и связанный с ним рост цен на бензин.

В. Свободное эссе по проблемам спроса и предложения. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое полезность блага? Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию.

2. Ответьте на вопрос (парадокс А. Смита): «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?»

3. Как определяется оптимум (равновесие) потребителя в кардиналистской теории?

4. Чем различаются кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений?

5. Что показывают кривые безразличия и предельная норма замещения?

6. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Охарактеризуйте бюджетную линию. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

7. Суть равновесия потребителя в ординалистской модели (формула и графическая интерпретация)?

8. Обсудите возможности практического использования теории потребительского поведения в деятельности российских предприятий.

Б. Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)?

Заполните таблицу:

 

 

  Преимущества Недостатки
Кардиналистский подход        
Ординалистский подход        

Тесты и ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а) предельная полезность равна «0»; б) предельная полезность имеет максимальное значение; в) предельная полезность имеет минимальное значение; г) все ответы неверны.  
2. Кривая безразличия показывает: а) полезность экономического блага; б) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность; в) одинаковые по полезности потребительские блага; г) замену одного блага другим; а) действие эффекта дохода.  
3. Кривая «доход—потребление»: б) это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями при равно кратном изменении цен на товары; в) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода; г) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага; д) все ответы верны.  
4.Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда: а) каждый приобретаемый товар приносит одинаковую предельную полезность; б) достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении; в) тратится одинаковая сумма денег на покупку каждого вида блага; г) достигается максимальный объем потребляемых благ; д) возрастание покупок одного вида блага сокращают закупки другого.  
5. Точка равновесия потребителя: а) это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе; б) называется также точкой потребительского оптимума; в) это точка, где потребитель тратит весь свой доход; г) это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров; д) это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.  
6. Предельная норма замещения двух товаров: а) это характеристика кривой безразличия; б) выражает убывающую предельную полезность благ; в) это характеристика кривой Энгеля; г) равна соотношению цен на товары; д) показывает количество товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход; е) равна отношению величин спроса на них.  

Задача № 1.

Студент читает журналы и слушает музыку на CD.

Цена журнала – 1,5 долл., а цена CD – 7,5 долл. Полезность оценивается в ютилах

Кол-во Журналы CD
Полезность Пред.полез. MU/P Полезность Пред.полез. MU/P
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

1. Сколько денег тратит студент на покупку журналов и дисков, если обычно он покупает в месяц 2 диска и 120 журналов?

2. Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

3. Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления дисков и журналов (по таблице)

4. Изобразите кривую общей полезности и предельной полезности дисков.

5. Можете ли Вы установить, максимизирует ли студент полезность в п. 1.? Почему? Что он должен делать, чтобы максимизировать полезность?

6. Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров

7. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

Задача № 2.

Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. руб. для приобретения товаров X и У. Цена товара X Рх =50, цена товара У Ру =40.

а) Напишите уравнение бюджетной линии.

б) Постройте бюджетную линию.

в) Определите наклон бюджетной линии.

Эссе

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения?

· Как можно оценить полезность блага?

· От каких факторов зависит полезность блага?

· Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя?

· Возможно ли увеличение предельной полезности?

· Каким образом спрос связан с полезностью блага?

· Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения?

· Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»?

Б. Свободное эссе по проблемам потребительского поведения. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.104 (0.007 с.)