![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция рыночной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция рыночной экономики Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики. Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах: - предпринимательства; - многообразия форм собственности на средства производства; - рыночного ценообразования; - договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); - ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке. Рыночная экономика и равенство. Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности, хотя в действительности возможности определяет социальное положение. По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения. Основные черты - конкуренция; - многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной); - полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
- свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции; - сосредоточение капитала в руках буржуазии; - неэквивалентное труду распределение материальных благ. Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм. Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики. Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.
Система макроэкономических показателей и соотношения между ними Макроэкономические показатели – это основные индикаторы экономики, с помощью которых можно определить какая фаза сейчас – рост или упадок. Серьёзные изменения в показателях приводит к резким скачкам как курсов валют так и фондовых рынков, поэтому все экономисты и аналитики очень внимательно следят за выходом макроэкономических данных.
Не все данные одинаково влияют на движения, поэтому выделяют ряд особо важных макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный продукт (ВНП); чистый внутренний продукт (ЧВП); внутренний доход (ВД); личный доход граждан (ЛД). Взаимосвязь макроэкономических показателей Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами: по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления; по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли; по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости.
Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП – это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП. Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.
Функциональная роль Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства. В результате производственного инвестирования в коротком периоде на рынке благ увеличивается только спрос, а объем предложения остается неизменным, так как строящиеся объекты еще не дают отдачи в виде готовой продукции и услуг. В длительномже периоде под влиянием инвестиций на рынке благ будет меняться как спрос, так и предложение. Инвестиции образуют, наряду с потребительским спросом, вторую составляющую совокупного спроса. При этом сбережения и инвестиции влияют на объем эффективного спроса в прямо противоположных направлениях: сбережения сокращают спрос, а инвестиции его увеличивают. Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту. Инвестиции находятся в определенной зависимости от фактора экономического роста, для выяснения которой следует предварительно определить понятия валовых и чистых инвестиций.
Валовые инвестиции выступают как совокупный объем инвестиций, направленных на приобретение средств производства, новое строительство, прирост товарно-материальных запасов в течение определенного периода. Чистые инвестиции отражают объем валовых инвестиций, уменьшенный на величину амортизационных отчислений. Роль инвестиций в экономике состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств. Виды экономических циклов Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов: - одногодичные, обусловленные сезонными колебаниями; - краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-4 года) Циклы Китчина связывают с колебанием мировых запасов золота. В целом, эти циклы вызваны восстановлением нарушенного макроэкономического равновесия на потребительском рынке. - среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 7-11 лет) Циклы, связанные с обновлением основного капитала и изменением спроса на оборудование, называют циклами Жюгляра, который, правда, считал, что причина их возникновения — изменения в денежном обращении и кредите, вызванные увеличением спроса на инвестиции. - ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет) Строительные циклы связаны, по мнению С. Кузнеца, с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений. Каждые 20 лет происходят колебания национального дохода под воздействием масштабных инвестиций в промышленное оборудование, здание, сооружение. - длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет) Н. Кондратьев в своих больших циклах выделял две фазы —повышательную и понижательную. Он показал, что перед повышательной фазой происходит своеобразный взрыв научно-технического прогресса, затем на стадии хозяйственного подъема — широкое внедрение в экономику «продуктов» этого взрыва. В зависимости от адаптации каждой страны именно к данной длинной волне происходит и трансформация расстановки сил на мировой арене. Кондратьев обозначил следующие большие циклы: 1-й цикл — с начала 90-х годов XVIII в. до середины XIX в.; 2-й цикл — с середины XIX в. до 1890—1896 гг.; 3-й цикл — с 1896 по 1940—1945 гг. Австрийский экономист И. Шумпетер связывает длинные волны с научно-техническим прогрессом, который регулярно получает новый импульс посредством внедрения в экономику базовых нововведений.
Фазы В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра. Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада. Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов. Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается ростом безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд. Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг) Доходы и расходы Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы формируются за счет: - налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; - неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; - доходов целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %. Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Все расходы можно подразделить на следующие группы: - военные; - экономические; - на социальные цели; - на внешнеполитическую деятельность; - на содержание аппарата управления. Операции на открытом рынке
Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту. Цена равновесия Взаимодействуя спрос и предложение определяют рыночную цену и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количеств предлагаемых и продаваемых товаров. Другими словами, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товара. Цена равновесия - цена, при которой спрос и предложение совпадают по своей величине. При этой цене покупается то количество продукции, которое поставляется на рынок. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. 4.Эластичность спроса (предложения) - степень реакции изменения спроса(предложения) на изменение цены. Потребительское равновесие Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны: MU1: P1 = MU2: P2 Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и замещения. Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен. Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса. Функциональный спрос –спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефукциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х.Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление). Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя. Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве. Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции. Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов. Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш. Графически такое состояние потребителя можно показать следующим образом: Издержки производства В процессе основной деятельности предприятия происходит потребление имеющихся у него ресурсов. Результатом этой деятельности является продукт, в затратах на производство которого отражается уровень использования ресурсов. Если суммарные затраты (издержки) оказываются ниже доходов от реализации продукции предприятия, оно имеет положительный результат своей деятельности, называемый прибылью. Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности. В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.). Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки. Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта. Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами. Для целей учета затраты классифицируются по различным признакам. По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные. К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда. Накладные – расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию готовой продукции. По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции. Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем. По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные. Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации. К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства К постоянным издержкам относятся отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной
Теория потребностей Маслоу - потребность в самосовершенствовании - престижные потребности - социальные потребности - потребности в безопасности - физиологические потребности Человека интересуют только неудовлетворенные потребности, и они могут быть инструментом управления. Новые этапы развития управленческой мысли: 1) Внедрение количественных методов управления (применение математики и компьютеров в управлении). 2) Организация рассматривается как открытая система, которая приспосабливается к многообразию внешней и внутренней среды, и главная причина того, что происходит в организации, следует искать вне нее. 3) Рост значения организационной культуры, как мощного инструмента управления. 4) Школа социально ориентированных систем (Питер Друкер) подразумевает социальную ответственность людей и организации перед обществом. Внутренняя среда Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Основные переменные это: 1. Цель – это описание результатов деятельности организации в будущем. 2. Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. 3. Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. 4. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Анализ внутренней среды организации можно производить по ее функциональным подсистемам: 1) организационная культура; 2) производство; 3) персонал; 4) финансы; 5) маркетинг; 5) менеджмент; 6) нововведения. Изучение внутренней среды организации должно быть направлено на раскрытие возможностей и угроз, которые складываются внутри организации, т.е. изучение сильных и слабых сторон организации. Для интегральной оценки изменений во внутренней внешней среде, которые следует учесть при разработке стратегии, наиболее часто применяется метод SWOT-анализа. SWOT-анализ – это оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Он помогает оценить изменения во внешней и внутренней среде, которые необходимо учесть при разработке стратегии, и позволяет установить связи между возможностями и угрозами со стороны окружающей среды и потенциалом организации. Содержание и формирование маркетинговых стратегий. Стратегия маркетинга - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и направленных на достижение генеральной цели фирмы. Выдвижение целей - это сложный процесс, требующий увязки различных элементов маркетинга, четкого понимания границы между желаемым и возможным, уяснения последовательности действий. Обычно в качестве генеральной стратегической цели выдвигают: рост доли рынка данной фирмы или полный захват рынка (экспансионистские цели), выпуск и сбыт нового товара (инновационные цели), получение определенной прибыли (финансово-экономические цели). Существует множество вариантов стратегического выбора. Выбор стратегии маркетинга исходит из выдвинутых целей и опирается на изучение рыночной ситуации и объективную оценку собственных возможностей фирмы в сравнении с положением конкурента. В зависимости от типа спроса, выявленного в результате маркетингового исследования, и целей, выдвинутых в процессе разработки стратегии, выбирается соответствующая стратегия и определяются соответствующие инструменты маркетинга. Разработка маркетинговой стратегии - сложный процесс, требующий проведения глубоких исследований состояния и развития рынка, а также оценки позиции фирмы, которую она занимает на рынке. Решается вопрос о поведении фирмы на рынке: стратегия атаки (расширение операций на рынке, увеличение своей доли на рынке, дополнительные инвестиции); стратегия обороны (сохранение занятых позиций, отказ от дальнейших инвестиций); стратегия отступления (сокращение операций на рынке, уход с рынка). Разрабатывается соответствующая модель поведения (маркетинговая матрица). Матричный метод был предложен И. Ансоффом, построившим матрицу возможностей по товарам/рынкам. в которой в качестве координат он использовал характеристики товара и рынка (старого или нового). В зависимости от комбинации характеристик факторов рекомендовалась стратегия: старый товар на старом рынке - стратегия проникновения на рынок, новый товар на старом рынке - стратегия развития рынка, старый товар на новом рынке - инновационная стратегия, новый товар на новом рынке - тратегия диверсификации. Пользуется известностью и матрица БКГ (Boston Consulting Group), построенная по двум факторам - темпам развития рынка (отрасли) и доле рынка, занимаемой фирмой. Фирма, имеющая значительную долю рынка и выступающая на перспективном, быстроразвивающемся рынке, занимает позицию под шифром "звезда", которая обеспечивает возможность наступательных операций на рынке; эта же фирма, попавшая в условия неперспективного рынка, старается сберечь свои ресурсы, сохранить место на рынке (позиция "дойная корова"); фирма, обладающая небольшой долей рынка, попадая на перспективный рынок (позиция "трудный ребенок"), имеет возможность сохранить свои позиции и обеспечить себя прибылью, а получив дополнительные ресурсы - перейти в позицию "звезды"; такая же фирма, попав на малоперспективный рынок (позиция "собака"), вынуждена будет уйти с рынка. Матрица БКГ была принята за образец многими маркетологами. Она постоянно совершенствовалась и видоизменялась (в том числе и самой БКГ). Матричный способ является составной частью анализа хозяйственного портфеля фирмы (портфолио-анализ).
50 Управление организационным поведением в современных организациях на индивидуально-личностном и групповом уровне. Организационное поведение – поведение человека, определяющееся его положением в организации (объем и масштаб полномочий, функций, лидерство, роли, мотивация, удовлетворенность работой…) Организационное поведение - это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью оказания помощи людям в более продуктивном осуществлении своих обязанностей в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Организационное поведение – это наука об индивидуальных и групповых законах жизни и деятельности людей, объединенных организацией. Виды организационного поведения: - формальное; - неформальное; - антиформальное (противоречащее правилам организации); - внеформальное (творческое). Выделяют 3 уровня проблем поведения: Личностные; Групповые; Общеорганизационные. Человеческий фактор играет решающую роль в деятельности организации. В управленческой деятельности необходим учет психологических особенностей возрастных этапов жизненного пути работника. Исследователи выделяют два периода у активно действующих людей в организации: Взрослость (Ранняя (21-25); Средняя (25-45) (пик интеллектуальных достижений); Поздняя (45-55) (упадок физических и умственных сил); Предпенсионный возраст (55-60) (пик наиболее общих социальных достижений). Старение: Удаление от дел; Старость; Одряхление (65-75). Каждый период предполагает особенности поведения личности в организациях, который должен учитывать руководитель. Темперамент. Определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности). Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы: Сила – слабость; Уравновешенность – неуравновешенность; Подвижность – инертность. Трудовой коллектив (групповое поведение). Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Люди объединяются в организации, чтобы совместно осуществлять трудовую деятельность, которая имеет существенные преимущества перед индивидуальной деятельностью. Группы (коллектив) реагируют иначе, чем ее отдельные члены. В зависимости от удовлетворения группового сознания в коллективе преобладают групповые или индивидуальные мотивы поведения, что соответствует сплоченности или не сплоченности группы. Команда - коллектив, где проблемы коллектива принимаются и понимаются работниками как личные. Должны стремиться к созданию команды. Способы формирования группового сознания: 1.Вера в цель. 2.Доверие членов друг к другу. 3.Оптимальный стиль руководства. Работая в фирме, офисе, любой другой организации, каждый человек находится в системе управления – он обязательно кому-нибудь подчинен, выполняет распоряжения или задания, не исключено, что и ему кто-нибудь подчинен. Место в системе управления определяет характер поведения человека. Если рассмотреть различные виды управления по положению человека в системе менеджмента, можно выделить явления персонализации и персонификации управления. Персонализация управления – это максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и профессиональных возможностей персонала, это опора на персону. В каждом человеке, служащем, менеджер видит персону, т.е. человека с полной совокупностью его индивидуальных качеств и особенностей, и учитывает их в меру возможного для успешного решения проблем. Персонализация означает ориентацию на укрепление коллективности деятельности, повышение авторитета коллектива, презентацию коллектива в имидже фирмы. Персонификация управления – это управление, в котором всегда подчеркивается роль менеджера, его позиция, его подходы. Коллективная деятельность как бы соединяется и отражается в персональной деятельности менеджера, он рассматривается как главный фактор успеха, как ведущая сила. Персонификация – это концентрация авторитета в лице менеджера, отожествление успехов с его личностью, энергией и деятельностью. В реальном управлении персонализация и персонификация управления существуют в определенном сочетании.
51 Управление организационным поведением на основе концепции лидерства Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидерство – это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных. Роль лидера в менеджменте уникальна. Концепция лидерства пронизывает всю систему менеджмента - от планирования до контроля. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи. Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации. Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений. Опытный менеджер-лидер действует по определенному плану: - определяет четкие цели, стоящие перед коллективом; - организует членов коллектива на решение стоящих перед предприятием проблем; - регулярно обсуждает ход выполнения работы; - всячески поощряет инициативу и творчество; - приветствует открытость в общении между людьми; - делегирует подчиненным полномочия; - регулярно контролирует подчиненных и совместно с ними работает над исправлением ошибок. Главное в работе менеджера-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.228.44 (0.015 с.) |