Основные черты и особенности развития российского менеджмента в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты и особенности развития российского менеджмента в современных условиях



К основным чертам и специфике российского менеджмента следует отнести:

- традиции благотворительности, склонности к спонсорству

- становление образования и профподготовка менеджеров

- научность и фундаментальность в области образования

- своеобразие организационной культуры

- высокий научно-интеллектуальный потенциал, опыт освоения высоких технологий

- деформированная структура экономики

- опыт государственного регулирования экономики

- традиции технократического подхода к управлению

- российский менталитет

- коммуникабельность (общинность)

В России постепенно формировалась своя школа управления. Вот ее основные вехи и авторы:

- 1920 г. – Богданов А.А. разработал принципы новой науки о законах организации

- 1938 г. – Гостев А.К. – принципы организации рабочего места

- 1939 г. – Канторович Л.М. – методы линейного программирования

- 1965 г. – Косыгин А.Н. – методы совершенствования планирования и стимулирования.

Постепенно сложились своеобразные методы и традиции управления (российский менеджмент)

В России можно выделить несколько специфических групп руководителей:

К первой группе относятся управленцы, которые являются выходцами из советских руководящих структур (партии, комсомола). В большинстве своем это люди не имеющие экономического образования и привыкшие работать на основе старых диктаторских методов. Причины своих проблем такие руководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественной работе подчиненных, но реально проблемы заключаются в их низкой квалификации.

Ко второй группе относятся управленцы, которые поставили свой карьерный рост и увеличили или приобрели свой начальный капитал в период эпохи приватизации (т.н. «новые русские»). Главной их целью является быстрое получение прибыли, при этом законность используемых для этого методов первостепенного значения не имеет. К подчиненным такие начальники относятся с пренебрежением и позволяют себе в обращении с ними откровенное хамство. Подобный способ ведения дел позволяет получать огромную прибыль, но на долгосрочное существование такому предприятию рассчитывать невозможно.

К третьей группе относятся руководители «нового поколения». Они обладают соответствующим уровнем знаний и образования в различных областях, на практике стремятся применять современные знания в области управления, путем метода проб и ошибок стараются достичь поставленных ими же целей. Во главу угла для них ставятся человеческие отношения.

В России стиль управления предприятием зависит во многом и от региона, в котором он расположен, что обусловливается многонациональностью нашего государства.

Национальные модели менеджмента: общее и особенное

В практике менеджмента сложились несколько типов управления, которые принято называть национальными школами менеджмента.

Основные особенности национальных школ менеджмента.

Японская школа:

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2) Гласность и ценности корпорации.

3) Управление, основанное на информации.

4) Управление, ориентированное на качество..

5) Постоянное присутствие руководства на производстве.

6) Поддержание чистоты и порядка..

Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

· управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.

· подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

· деятельность кружков качества.

· инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

· использование статистических методов.

· общенациональные программы по контролю качества.

Американская школа:

- краткосрочный наем

- быстрая оценка и возможность продвижения

- специализированная деятельность

- формальные количественные механизмы контроля

- индивидуальное принятие решений

- индивидуальная ответственность

- игнорирование интересов отдельных работников

- ярко выраженная ориентация на прибыль

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

Российская школа:

Новая экономическая политика государства несколько «ослабила гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.

Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед правительством России. Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой, протекционизм правительства по отношению к отечественной промышленности, ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

В целом складывается такой облик русского менеджмента:

· Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей;

· Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;

· Жесткая структура управления, медленная обратная связь.

 

 

Эволюция и современные концепции развития менеджмента

История развития управления организациями насчитывает тысячелетия, но как наука менеджмент начал формироваться лишь в начале 20-го столетия.

1) Школа научного управления. Основатель Тейлор. Основные идеи:

- сложные производственные процессы разбиваются на простые операции;

- отбор и обучение специалистов;

- должна быть разработана система стимулирования;

- рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым;

- планирование должно быть отдельно от самой работы.

Это позволило сформировать основные принципы организации работы на рабочем месте. Форд создал конвейер.

2) Принципы управления организацией. А.Файоль предложил использовать оргструктуру для управления и представлять процесс управления как сложный, состоящий из нескольких этапов: управлять – это значит:

- предвидеть - (планирование);

- организовывать - (организация работ);

- распоряжаться - (руководство);

- согласовывать - (координация);

- контролировать – (контроль).

3) Школа человеческих отношений. Необходимость использовать достижения социологии и психологии для управления.

Теория управления людьми. Мак-Грегора. «Х» и «Y» – управление людьми с позиции руководителя.

«Х» – методы авторитарного управления; «Y» - метод демократического управления

«Х» «Y»
1.Человек от природы ленив и не любит работать 2.Необходимо создать средства принуждения, чтобы заставить человека работать для достижения целей организации 3.Средний человек предпочитает чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужен комфорт и безопасность. 1.Работа для человека также естественная как игра. 2.Всегда можно создать систему заинтересованности 3.Средний человек готов проявить инициативу и взять ответственность на себя, а его пассивность определяется прошлым негативным опытом

Теория потребностей Маслоу

- потребность в самосовершенствовании

- престижные потребности

- социальные потребности

- потребности в безопасности

- физиологические потребности

Человека интересуют только неудовлетворенные потребности, и они могут быть инструментом управления.

Новые этапы развития управленческой мысли:

1) Внедрение количественных методов управления (применение математики и компьютеров в управлении).

2) Организация рассматривается как открытая система, которая приспосабливается к многообразию внешней и внутренней среды, и главная причина того, что происходит в организации, следует искать вне нее.

3) Рост значения организационной культуры, как мощного инструмента управления.

4) Школа социально ориентированных систем (Питер Друкер) подразумевает социальную ответственность людей и организации перед обществом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.233.157 (0.015 с.)