I-1: Рыночная система хоз-ва: Сущность и соврем концепции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I-1: Рыночная система хоз-ва: Сущность и соврем концепции



I-1: Рыночная система хоз-ва: Сущность и соврем концепции

Рыночная система хоз-ва – это форма соц-экон жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осущ-ся на основе принципов товарного хоз-ва и обращ-я. Сущность рыночной системы хозяйства раскрывается через главные ее составляющие. Ими являются:1. основана на стихийном порядке, что делает эту систему саморегулируемой.При стихийном порядке информация, необходимая потребителям и производителям передается путем ценовых сигналов. 2. экономическая свобода, которая включает свободу выбора, свободу потребителя, свободу предпринимательства. Главный элемент – личный экономический интерес.Экономическая свобода - это экономическое поведение субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ. Она реализуется на базе законодательных государственных форм; неотделима от экономической ответственности граждан.

Конкуренция

Конкуренция - степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка..

Частная собственность на экономические ресурсы

Частная собственность - это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами..

5. свободное ценообразование

Современные концепции рыночной системы хозяйства представлены основным течением в экономической теории

Неоклассическое направление

Представители этой школы считали, что рынок – это саморегулируемая система, которая способна обеспечить поступательное развитие экономической системы.

Основные представители: Альфред Маршал и др.

Поскольку экономика ими рассматривается как самовоспроизводящаяся система, в которой не может быть кризисов и несоответствий между спросом и предложением на любых рынках, то участие государства в ней ограничивается лишь регулированием количества денег в обращении, чтобы избежать чрезмерной инфляции.

Теория Кейнса

В 1936 г. Вышла работа Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”. Теория получила название “теория эффективного спроса”, главная идея которой заключалась в том, что фактором общественного развития является спрос, а не предложение. Поэтому, стимулируя спрос, можно добиться развития общественного производства. Главная роль в стимулировании совокупного спроса отводится государству. Т.е. Кейнс впервые научно обосновал необходимость и возможность ГРЭ. Это возможно путем разработки и реализации:

1. налогово-бюджетной политики, используя 2 инструмента – налоги и гос расходы.

2. монетарной (денежно-кредитной) политики через величину процентной ставки и количество денег в обращении

Предпочтение Кейнс отдавал налогово-бюджетной политике и стимулированию частных инвестиций как элементу совокупного спроса.

Неоинституциональная теория

Неоинституциональная теория в отличие от других экономических теорий, анализирует экономические категории как результат согласованных действий индивидов. Такие экономические категории, как: деньги, товар, рынок с ее позиций есть согласованный результат взаимодействия индивидов, сознательно идущих на определенные уступки друг другу ради достижения цели, реализации индивидуальных интересов, которые в противном случае не могут быть достигнуты никогда

Заслугой экономистов данного направления является то, что они доказали, что сама правовая система, вопросы ее функционирования имеют четкие объяснения в рамках экономической теории.

Основное положение экономики права состоит в следующем - юридические правила должны подражать рынку..

Теория общественного выбора

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

· Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой.

· Концепция «экономического человека». Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

· Трактовка политики как процесса обмена.Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Монетаризм

Экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Исходные положения теории сформулированы американским экономистом М. Фридменом

Ключевые положения: 1) регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем за денежным обращением; 2) рыночная экономика - саморегулирующая система. 3) денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции; 4) инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в т. ч. и с помощью сокращения социальных программ; 5) при выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: а) уровень ожидаемой инфляции; 6) темп прироста общественного продукта

 

I-2: Экономя теория Дж. Кейнса

В 30-х гг., когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы.

Идеи экономической теории, выдвинутые Кейнсом:

Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.

В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.

Спрос создает предложение

Кейнс приходит к выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих

Совокупный спрос - это объем производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предприятия и государство готовы купить при данном уровне цен.

Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый - психология потребителей. С увел доходов не все они будут направлены на покупки товаров, часть доходов пойдет на сбережения. Второй тормоз - снижение эффективности капитальных вложений. С увел размеров накопленного капитала норма прибыли снижается. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.

Инструменты регулирования

Во-первых, предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.

Во-вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить госрасходы, инвестиции и закупки товаров. Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ - строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.

В-третьих, намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.

В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса - денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). В кейнсианской теории важную роль играет концепция мультипликатора. Мультипликатор - это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций.

Например, концепцию мультипликатора они дополнили концепцией акселератора. Акселератор означает «ускоритель» и показывает зависимость прироста инвестиций от прироста дохода.

 

 

Неокейнсианская модель

Определяющим фактором эконом-го роста и его темпов,явл-ся рост инвестиций. Инвестиции в играют важную роль: с одной стороны, они способствуют росту национ-го дохода, с другой увел-ют производственные мощности.

2. неоклассическая модель

Представители этого направления строят свою концепцию эконом-го роста применительно к условиям полной занятости ресурсов.

Политика «дорогих» денег

2. Политика «дешевых» денег

Политику «дешевых» денег ЦБ проводит на стадии экон. кризиса, помогая экономике страны выйти быстрее из этой стадии:

- увеличение денежной массы;

- удешевление кредита

Политика «дорогих» денег – на стадии экон. подъема, ее целями являются:

- удорожание кредита;

- уменьшение денежной массы.

ЦБ несет ответственность за:

- устойчивость денег;

- за стабильность банковской системы

- обеспечение эффективного функционирования платежной системы.

ЦБ выполняет следующие ф-ии:

1) Эмиссионная (монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение)

2) Денежно-кредитное регулирования (разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику и использует множество инструментов для измерения количества денег)

3) Организация системы расчетов и платежей (межбанковские расчеты, стандарты расчетов, безопасность платежной системы, ликвидность платежной системы)

4) Валютное регулирование и валютный контроль

5) Является финансовым агентом Правительства

- ведет счета Прав-ва

- участвует в управлении госдолгом (размещает и погашает гос. цб)

- ведет счета Казначейства

6) Осуществляет информационно-аналитическую функцию

7) Регулирование и надзора за КБ (надзор осуществляется на стадии лицензирования, затем осуществляется дистанционный надзор, суть которого состоит в ежегодном получении информации о выполнении экономических нормативов, а также в анализе финансового состояния, проводимого ежемесячно

 

I-13: Сущность и методы ГРЭ

ГРЭ –система экономических и управленческих отношений по поводу обеспечения устойчивого и сбалансированного развития национальной экономики государства.

Сущность ГРЭ проявляется через его функции.

1. Разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой базы и социального климата (защита прав собственности, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование взаимоотношений м/у работниками и работодателями.

2. Обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности (принятие мер против недобросовестной кокуренции, нарушения прав потребителей…)

3. Перераспределение доходов и богатства с целью обеспечения социальных гарантий и защиты нуждающимся в ней. (принятие обязательств в области образования, здавоохранения, охрана материнства и детства. Пенсия по старости…)

4. Отраслевая и региональная политика, целевые программы, государственные инвестиции.

5. Стабилизация экономики, стимулирование экономического роста (обеспечение устойчивости национальной валюты, борьба с безработицей).

6. Осуществление предпринимательской деятельности в сферах, где это не выгодночастному капиталу (производство общественных товаров, охрана памятников, реконструкция и т.д..)

Объекты: экономич. цикл, структура хозяйства (отрасл, регион), условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, внешнеэкономия связи, соц отношения, подготовка и переподготовка кадров. Все то на что направлено воздействие государства.

Субъекты : органы гос власти (законодат, исполнит, судебн); уровни (центральн, регион); ЦБ

Цели:

1) обеспечение экономической стабильности (экономич рост, борьба с безработицей, стабильный уровень цен)

2) правовой порядок

3) координация хозяйств деятельности

4) поддержание конкурентной среды.

Методы государственного регулирования

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие предполагает использование административных методов

-расширение гос собственности на материальные ресурсы, - управление гос предприятиями, - законотворчество.

Косвенное — рыночные (экономические).

Макроэкономическая политика государства: - фискальная (налогово-бюджетная полит : величина налогов, объем госрасходов) – монетарная (кредитно-денежная политика .6 величина денежной массы, ставка %)..

Экономические методыОно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике

 

I-14: Механизм ценообразования в современной рыночной экономике.В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.Рынок третьего тысячелетия характеризуется интенсивным расслоением покупателей по многим направлениям, и прежде всего наблюдается резкая дифференциация спроса. Данный процесс приобретает необратимый характер. Покупатель требует теперь от товара особого сочетания свойств, качеств, которые часто не поддаются количественному измерению, например такие, как мода, удобство изделия, эстетические свойства, комфорт, дизайн. Значение этих параметров для потребителя при выборе товара неимоверно растет, а потому они должны быть оценены и найти свое отражение в цене продукта. Это обстоятельство выдвигает на первый план балловые и эконометрические параметрические методы ценообразования, что усложняет процесс ценообразования, придает ему элементы субъективизма и снова обращает предпринимателей к ценностным понятиям.

Рыночное ценообразование. Цена зависит от спроса и предложения. При понижении цены растет спрос – закон цены. Закон предложения – предложение заинтересовано в увеличении цены.

Факторы, влияющие на спрос: мода, сезон, реклама; количеств покупателей; доходы покупателей, динамика расходов; наличие товаров-заменителей; ожидание покупателей в связи с будущим изменением условий продажи.

Факторы, влияющие на предложение: мода, сезон, реклама на сырьевых рынках; издержки производства; количество производителей; государственная политика (налоговая, валютная, кредитная); ожидание в связи с изменением условий продаж на сырьевых рынках.

Если цена ниже предложения – кризис неудовлетворенного спроса – дефицит.

Увеличение предложений:

1) увеличить объемы производства в государственном секторе, изменить налоговую политику;

2) система государственных дотаций.

Цена выше цены равновесия, предложение превышает спрос

1) увеличение доходов населения;

2) повышение минимальной з/платы;

3) стимулировать спрос отдельных групп населения.

Предложение:

1) сократить объемы производства в государственном секторе;

2) предоставлять дотации за сокращение объемов;

3) само предложение сокращает цены, сокращает свою доходность.

Классификация цен:

*По сфере обслуживания национальной экономики:

оптовые, розничные, закупочные, государственных закупок, на продукцию строительства, Тарифы, экспортные, импортные

* по степени жесткости регулирования государством: регулируемые, рыночные (свободные).

И др. справочные цены, цены прейскуранты, цены торгов и аукционов…..

Тенденции, складывающиеся на рынке в целом, обусловливают необходимость разработки и совершенствования определенных стратегий цен. Эти тенденции можно представить следующим образом:

A) Однопродуктовая фирма на рынке — сегодня редкость. Высокая степень конкуренции требует производства широкой товарной номенклатуры, базирующейся на принципе комплиментарности (например, фотоаппараты и пленки, бритвы и лезвия, бытовая техника и ее сервисное обслуживание). Эта тенденция значительно усложняет процесс ценообразования, в связи с чем целесообразно использовать ассортиментные стратегии цен, при которых решение вопроса о ценах осуществляется сразу в отношении нескольких товаров. Цена на отдельный продукт в данном случае устанавливается в соответствии со значимостью этого товара в предлагаемой товарной номенклатуре, его функциями и коммерческими целями предпринимателя.

Б) Товарный ассортимент также претерпевает кардинальные изменения. Он может быть сформирован по разным принципам, может расширяться вертикально и горизонтально. В этом случае также необходимо прибегнуть к ассортиментным стратегиям цен, которые позволят в конечном итоге достичь коммерческого успеха. В частности, для вертикального расширения товарного ассортимента, предполагающего производство однотипной, но разнокачественной продукции может быть задействована стратегия «выше поминала», обеспечивающая реализацию интересов и продавцов, и покупателей.

B) Глобализация экономических отношений превращает ценообразование в международный процесс, усложняя его и добавляя к факторам, формирующим цену, еще несколько существенных аспектов. Сегодня покупатели получили возможность приобретать товар в разных частях света, кроме того, появились многочисленные фирмы, которые используют национальные ценовые разницы как средство получения дохода и вид предпринимательской деятельности.

Г) Контроль фирмы над ценой во многом зависит от степени информированности о рынке данного товара. Современные информационные технологии позволяют распространять беспрепятственно информацию по всему миру. Все участники конкурентной среды имеют возможность получить необходимые сведения о ценах, производителях, технологиях, свойствах товаров и т. д.

В целом следует заключить, что современное ценообразование — это многоаспектный управленческий процесс, объединяющий усилия менеджеров разных направлений и специалистов многих служб

цена для покупателя — это оценка той полезности, которую он получит, потребляя товар, т. е. это оценка ценности товара;

цена — это расходы, затраты покупателя

цена для производителя выступает фактором, стимулирующим поведение покупателя наряду с другими маркетинговыми инструментами, такими как реклама, форма оплаты за товар и др.

цена, особенно в сочетании с качеством товара, выступает важным фактором конкурентоспособности продукции на рынке.

цена — это доход производителя, т. е. элемент, который обеспечивает покрытие затрат на производство и получение необходимой прибыли.

 

Типы предприятий.

Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно – правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования.

По размерам предприятия.

• мелкие – до 50 занятых;

• средние – от 50 до 500 (иногда до 300);

• крупные – свыше 500, в том числе

• особо крупные - свыше 1000 занятых.

По формам собственности.

• государственные;

• муниципальные;

• частные;

• кооперативные предприятия;

• предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций;

• и, в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства).

По принадлежности капитала.

выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальныминазывают предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Иностранными, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Смешанные, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран.

Федеральный уровень:

1.1 Конституция РФ, федер-е законы;

1.2 Указы, распоряжения Президента;

1.3. Постан-я, распор-я Правительства РФ;

1.4. Письма федер-х министерств.

2. Региональный уровень:

2.1 Конституция РФ;

2.2 Законы Закон. собрания РК;

2.3 Указы и распоряжения Главы РК;

2.3 Постан-я, распоряж-я Правит-ва РК;

2.4 Письма респуб-х министерств

 

3. Муницип. уровень:

3.1 Приказы

3.2 Распоряжения

3.3 Постановления главы мун. обр-я (мэра).

 

Принципы

1) открыть счета в банках

2) счетом распоряжается владелец и все записи производятся по его приказу или его согласия (акцепт)

3) если на счете средств недостаточно для удовлетворения всех денежных претензий, то списание произ-ся в очередности установл. ГК. Для осущ-я б/н расчетов в каждой стране существует множество платежных систем. Платежная системаэто система перевода денег от одного лица другому по правилам и стандартам установл-м организатором системы.

Элементы пл. системы:участники и пользователи,

Нужны платежные инструменты, система телекоммуникаций и программные продукты, нормативная база регулирования взаимоотношения между участниками и пользователями. Поскольку деньги клиента одновременно яв-ся деньгами банка, то при расчетах между клиентами одновременно возникают межбанковские расчеты Межбанковские расчеты могут осуществляться несколькими путями:

1)путем открытия кор. счетов банками друг другу. Корресп-ия счета носят название:

Счет «НОСТРА» т.е. это счет банка открытый коммерч-м банком в другом банке.

Счет «ЛОРА»- кор. счет открытый у нас другим банком.

2)расчеты через НКО (небанковская кредитная организация) могут произ-ся по разному: а) расчеты на валовой основе, б) расчеты путем зачеты взаимных требований(клиринг)

Каждый клиент банка заинтересован в гарантии получения платежа от партенра в быстрой и удобной форме расчета.4 формы б/н расчетов:

1) платежное поручение,

2) расчеты по инкассо,

3) аккредитивная,

4) расчеты чеками.

В РФ.распростран-ой формой яв-ся расчеты поручениями.Положит сторонами яв-ся простота оформления,скорость,низкая плата. Недостатки –отсутствиегарантии платежа.При этой форме банк никак не участвует в своевременности расчетов.

Инкассировать- предъявить к оплате. При этой форме расчетов банк берет на себя обязат-во своевременно предъявить счета к оплате. При этой форме поставщик после отгрузки товара выписывает платеж требование, которое банк должен своевременно предъявит к оплате. При этой форме большая гарантия платежа. Однако, отсут-т 100% гарантия в случае отсутствия средств на счете покупателя. Длительна по времени. Аккредитивная- применяется в случае возможного риска не платежа. Покупатель неизвестен или плохое финансовое положение. Положительной стороной этой формы яв-ся 100% гарантия как для поставщика так и для покупателя. Недостатки: дорогая банковская услуга, сложность оформления, у покупателя отвлекаются средства из оборота на срок выставления аккредитива.

Чеками удобно пользоваться тогда, когда покупатель сам ездит за товаром. Чековая форма расчетов гарантирует платеж и эта быстрая форма для поставщика. Однако недостатком этой формы яв-ся мошенничество подделывание чеков. Использование чеков ограничено.

 

Причины инфляции.

Непосредственными причинами инфляции являются:

1. К внутренним причинам:

а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребителя, от отраслей, производящим средства производства;

б) дефицит государственного бюджета, связанный с увеличением государственных расходов;

в) диспропорции на микро- и макроуровне, являющиеся проявлением циклического развития экономики;

г) монополия государства на внешнюю торговлю;

д) монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний и установление цен на рынках;

е) высокие налоги, процентные ставки за кредит и др.

2. К внешним причинам относятся:

а) структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, продовольственный, экологический). Они сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть и т.д. Их импорт становится поводом для резкого повышения цен монополиями;

б) обмен банками национальной валюты на иностранную. Он вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции;

в) сокращение поступлений от внешней торговли;

г) отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса и др.

Меры по регулированию инфляции называютАнтиинфляционной политикой.

Антиинфляционная политика включает в себя два принципиально различных направления этой политики:

- Регулирование совокупного спроса.

- Регулирование совокупного предложения.

Сторонники первого направления являются кейнсианцы, сторонники второго – монетористы.

Кейсианское направление основное внимание уделяет регулированию совокупного спроса, полагая, что эффективный спрос вызывает стимулы роста предложения. Факторами эффективного спроса могут быть увел гос расходов и дешевый кредит, которые, в свою очередь, вызывают рост инвестиционного спроса; инвестиционный спрос породит спрос предложения; рост предложения приведет к снижению цен, т.е. к замедлению или полному устранению гиперинфляции, доведя ее до умеренного уровня.

Монеториское направление в центре своего внимания ставит регулирование совокупного предложения. Монетористы полагают, что кейнсианская политика помогает стране досрочно выйти из кризиса, но не позволяет устранить все его причины, остаются диспропорции между спросом и предложением. Основатель монеторизма полагает, что инфляция – это чисто денежный феномен, ее источник – неграмотное вмешательство государства в экономику, и поэтому пути выхода из инфляции надо искать не в дополнительных расходах государства, а в росте предложения. На практике многие страны применяют компромиссную тактику борьбы с инфляцией, используя и кейнсианский, и монетарийский подходы

 

 

I-26: Статистика финансов

Статистика финансов изучает законы движения финансов кредитных и денежных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Предмет статистика финансов – это количественная сторона массовых явлений, которая представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Метод статистики финансов включает процедуру, состоящую из ряда этапов:

1.) Разработки научной гипотезы статистического исследования,

2.) Выделение и ограничение объекта наблюдения, разработки системы показателей.

Статистический анализ в статистике финансов предполагает использование средней величины вариационного анализа, индексного метода, факторного анализа и др.

Особенность метода статистика финансов – необходимость использования в расчетах финансовой математики или финансово-экономических расчетов

Финансово-экономические расчеты (ФЭР) представляет совокупность методов, определение изменения стоимости денег, происходящего вследствие их движения в процессе воспроизводства.

Метод ФЭР позволяет рассматривать возможные варианты вложения денежных средств и выбирать наиболее эффективный среди них, а также анализировать последствия уже произведенных расходов.

В настоящее время особую роль в статистике финансов играет система национальных счетов и международные стандарты, которые формируют данные макроэкономической статистики.

На современном этапе как подотрасль выделяют статистику гос. финансов, которая является частью макроэкономической статистики, которая предназначена для описания той части национальной экономики, которая связан с деятельностью сектора гос. управления и гос. сектора.

Информационную основу СГФ составляют данные бух.учета.

Одним из основных понятий, используемых в СГФ является понятие институциональной единицы.

Институц. единицей является хозяйствующий субъект или единица, которая управляет активами или обязательствами от своего имени.

Все отражаемые и классифицированные в системе СГФ данные представляют собой либо потоки, либо запасы.

Запасы – имеющиеся у институциональной единицы на определенный момент времени активы (финансовые и нефинансовые), обязательства и чистая стоимость капитала (т.е. разница между стоимостью всех активов и величиной обязательств).

Нефинансовые активы – основные фонды, материальные оборотные средства, а также непроизводственные активы (земля, водные ресурсы, недра и др.)

Финансовые активы – монетиз. золото, наличные деньги и депозиты, ЦБ, ссуды, Дб задолж-ть

Потоки – денежное выражение экономических операций, в которых участвуют институц. ед-цы.

Потоки отражают создание, преображение, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости.

Потоки классиф-ся на операции или другие экономические потоки.

Операции представляют собой взаимодействие между двумя инст. единицами на основе взаимного отношения, например, продажа или приобретение товаров и услуг, оплата труда, предоставление субсидий из бюджета или действие, совершаемое внутри отдельной инстит. единицы.

Другие экономические потоки представляют собой измерение в объеме или стоимости актива либо обязательства, которые не являются результатом операции, например, разрушение актива или его исчезновение в результате стихийных бедствий, открытия новых месторождений, естественный прирост рыбы и др.

В СГФ используется метод начисления. Учет по методу начислений обеспечивает наиболее полную информацию, включая операции в натуральной форме и другие экономические потоки.

Одним из важнейш



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.03 с.)