I-11: Финансовый рынок, его структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I-11: Финансовый рынок, его структура и функции



ФР – это совокупность денежных отношений между заемщиками и кредиторами, связанных с перераспределением фонда денежных средств при помощи посредников на основании спроса и предложения на капитал. ФР можно представить в виде особой структуры, где совершаются сделки купли/продажи финансовыми активами. ФР играет большую роль в воспроизводственном процессе, т.к. благодаря ему осуществляется перелив из одной отрасли в другую, т.е. обеспечивается свободное движение финансовых ресурсов.

Элементы ФР: субъекты рынка - продавцы, покупатели, посредники; объект рынка (куп-прод) - фин.актив; свобода предложения и выбора фин.актива.

Осн. функциональное предназначение ФР – посредничество в процессе перераспределения фин.ресурсов.

Объективными предпосылками функционирования ФР и обязательными условиями его существования являются:

1. Реальное многообразие форм собственности;

2. Свободное ценообразование;

3. Наличие единой денежной системы и твердой денежной единицы;

4. Финансовая свобода участников рыночных отношений.

Функции ФР:

1. осущ-ние посредничества ч/з профес. уч-ков рынка (дилеры, брокеры);

2. информационная: информация должна быть качественной и достоверной;

3. оценочная (определение цены на конкрет. финан. инструменты);

4. перераспределение финн.ресурсов м/у потребителями ресурсов;

5. аккумулирование фин. ресурсов и их мобилизация из многих источников;

6. определение наиболее эффективных направлений вложения фин. активов и их использование;

7. обеспечение ускорения оборота сред-в и воздействие на воспроиз-ный процесс.

Стр-ра ФР:

1)звено: РЦБ – субъекты: эмитенты, инвесторы – объекты: ц.б.

2)Кредитный рынок (рынок ссудных капиталов) – кредиторы, заемщики – кредит.ресурсы.

3)Валют.рынок – экспортеры, импортеры, финн.орг-ии, банки, Правит-во… - иностр.валюта и валют.ценности (ц.б. в иностр.валюте)

4) Рынок благородных металлов – ЮЛ и ФЛ – золото, серебро, платина и металлы платинов.группы

5)Страховой рынок – страховщики и страхователи – страховая услуга.

Гос. ЦБ – ЦБ. Выпущенные гос-ом для покрытия дефицита бюджета, осуществления крупных проектов, погашения других ЦБ (обычно различные виды облигаций)

ОБЛИГАЦИЯ - ценная бумага, дающая ее держателю (владельцу) доход в виде фиксированного процента от ее нарицательной стоимости; долговое обязательство, выдаваемое государством или предприятием на определенных условиях при выпуске внутреннего займа

Конверсия – замена ранее выпущенных займов новыми, кот-е удлиняют сроки погашения кредита и изменяют размер заемного %.

Консолидация – устранение множественности.

Дефолт – невыполнение договора займа, т.е. неоплата своевременно % или долга.

Казначейские обяз-ва – ГЦБ, размещенные среди населения и ЮЛ, удостоверяющие внесение ДС в бюджет и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения.

Фьючерсы – соглаш-е (контракт) на купл/продажу ЦБ по фиксированной цене ч/з определен промежуток времени

Опцион - соглаш-е (контракт) на купл/продажу определенной ЦБ ч/з определ срок по опред цене.

Вексель – письменное обязательство должника без всяких условий уплатить в установлен срок держателю векселя обозначен сумму.

Варранты – ценная бумага, дающая ее владельцу право на покупку некоторого количества акций на определенную будущую дату по определенной цене. Обычно варранты используются при новой эмиссии ценных бумаг.

Акции – (бессрочная ЦБ) – эмиссионная ЦБ, закрепляющая право на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении АО, на часть имущ-ва после ликвидации.

Деривативы – вторичные ЦБ, стоимость к-ых является производной от стоимости тех ЦБ, кот-ые лежат в их основе.

Дилеры – проф. участ. ФР (лицензия), совершают сделки от своего имени и за свой счет (могут влиять на цены. Быки/медведи)

Брокеры – совершают сделки для клиентов и за счет клиентов, т.е выполняют распоряжения клиентов, т.е. осущ-ют сделки купли-продажи финн.активов.

Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар

Ценная бумага — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

АНДЕРРАЙТЕР — лицо, выступающее гарантом размещения выпуска инвестиционных ценных бумаг за определенный срок в пользу эмитента этого выпуска. Такого рода гарантия выдается за обусловленное вознаграждение.

Своп – поставка и ч/з опред время возврат, т.е. одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения.

Форвард – срочная сделка по поставке валюты по опред курсу ч/з опред время.

Spot — условия расчётов, при которых оплата по сделке производится немедленно (в течение 2-х дней). Синоним наличных или кассовых сделок.

ХЕДЖИРОВАНИЕ – харак-ся как косвенный способ страхования, основывается на использование дериватива на срочном рынке.

Клиринг – зачет взаимных требований уч-ков рынка, совершающих сделки.

Депозитарии – орг-ция, ведущая учет прав на финн.активы уч-ков ФР по спец. счетам ДЕПО.

Биржи – институты рыноч.эк-ки.

 

 

I-12: Центральный банк. Его статус и функции.

Правовой статус ЦБ определен в Конст (ст. 75) и в Законе о «ЦБ». статус ЦБ – независимый, т.е.он не подчиняется Правительству и государство не отвечает по его обязательствам, а также ЦБ не отвечает по обязат-ам гос-ва.

ЦБ подчинен Госдуме, которая назначает и освобождает от должности Председателя Правления ЦБ.ЦБ – юр. лицо, выполняющие множество банковских операций, а с другой стороны: орган гос.власти, который выполняет регулирование денежных потоков (наличного и безналичного оборота) и регулирование банковской системы в целом.

Статус ЦБ:

1.) ЦБ является главным регулятором финансового рынка РФ, что проявляется в его функциях:

а). ЦБ осуществляет регулирование денежного обращения и является единым эмиссионным центром страны. ЦБ РФ осуществляет или дополняет эмиссию денег в случае их нехватки или изымает излишние деньги из обращения.

- предоставление кредитов Правительству или коммерч. банкам;

б). ЦБ покупает у коммерч. банков ин валюту или гос. цб.

в). уменьшение безналичной денежной массы происходит за счет погашения кредитов коммерч. банков ЦБ РФ;

г). ЦБ продает коммерч. банкам валюту или цб.

2.) ЦБ как банкир Правительства:

- предоставляет кредит на срок до полугода под залог гос. цб;

- ведет единый счет федерального бюджета, который открыт в Центральном аппарате Федерального казначейства;

- размещает и обслуживает выпуски гос. цб эмитентом по которым выступает Минфин;

- управляет внутренним гос. долгом страны.

3.) ЦБ как банк банков

ЦБ по отношению к коммерч. банкам осуществляет 3 базовых банковские функции, которые коммерч. банки осуществляют по отношению к юр. лицам.

ЦБ è ком. банки:

- ЦБ открывает к/счета банкам через которые осуществляются межбанковские расчеты

- ЦБ кредиты ком. банку

ЦБ è юр. лица:

- ком. банки открывают счета юр. лицам через которые осуществляются безналичные расчеты между ними

- ком. банки предоставляет кредиты юр. лицам.

4.) ЦБ является главой банковской системы:

1. ЦБ лицензирует деятельность банков и отзывает эти лицензии

2. ЦБ определяет правила ведения бух. учета ком. банков

5.) ЦБ как регулятор фин. рынка.

Можно выделить 2 противоположной между собой политики на фин. рынке:

Политика «дорогих» денег

2. Политика «дешевых» денег

Политику «дешевых» денег ЦБ проводит на стадии экон. кризиса, помогая экономике страны выйти быстрее из этой стадии:

- увеличение денежной массы;

- удешевление кредита

Политика «дорогих» денег – на стадии экон. подъема, ее целями являются:

- удорожание кредита;

- уменьшение денежной массы.

ЦБ несет ответственность за:

- устойчивость денег;

- за стабильность банковской системы

- обеспечение эффективного функционирования платежной системы.

ЦБ выполняет следующие ф-ии:

1) Эмиссионная (монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение)

2) Денежно-кредитное регулирования (разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику и использует множество инструментов для измерения количества денег)

3) Организация системы расчетов и платежей (межбанковские расчеты, стандарты расчетов, безопасность платежной системы, ликвидность платежной системы)

4) Валютное регулирование и валютный контроль

5) Является финансовым агентом Правительства

- ведет счета Прав-ва

- участвует в управлении госдолгом (размещает и погашает гос. цб)

- ведет счета Казначейства

6) Осуществляет информационно-аналитическую функцию

7) Регулирование и надзора за КБ (надзор осуществляется на стадии лицензирования, затем осуществляется дистанционный надзор, суть которого состоит в ежегодном получении информации о выполнении экономических нормативов, а также в анализе финансового состояния, проводимого ежемесячно

 

I-13: Сущность и методы ГРЭ

ГРЭ – система экономических и управленческих отношений по поводу обеспечения устойчивого и сбалансированного развития национальной экономики государства.

Сущность ГРЭ проявляется через его функции.

1. Разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой базы и социального климата (защита прав собственности, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование взаимоотношений м/у работниками и работодателями.

2. Обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности (принятие мер против недобросовестной кокуренции, нарушения прав потребителей…)

3. Перераспределение доходов и богатства с целью обеспечения социальных гарантий и защиты нуждающимся в ней. (принятие обязательств в области образования, здавоохранения, охрана материнства и детства. Пенсия по старости…)

4. Отраслевая и региональная политика, целевые программы, государственные инвестиции.

5. Стабилизация экономики, стимулирование экономического роста (обеспечение устойчивости национальной валюты, борьба с безработицей).

6. Осуществление предпринимательской деятельности в сферах, где это не выгодночастному капиталу (производство общественных товаров, охрана памятников, реконструкция и т.д..)

Объекты: экономич. цикл, структура хозяйства (отрасл, регион), условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, внешнеэкономия связи, соц отношения, подготовка и переподготовка кадров. Все то на что направлено воздействие государства.

Субъекты: органы гос власти (законодат, исполнит, судебн); уровни (центральн, регион); ЦБ

Цели:

1) обеспечение экономической стабильности (экономич рост, борьба с безработицей, стабильный уровень цен)

2) правовой порядок

3) координация хозяйств деятельности

4) поддержание конкурентной среды.

Методы государственного регулирования

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие предполагает использование административных методов

-расширение гос собственности на материальные ресурсы, - управление гос предприятиями, - законотворчество.

Косвенное — рыночные (экономические).

Макроэкономическая политика государства: - фискальная (налогово-бюджетная полит: величина налогов, объем госрасходов) – монетарная (кредитно-денежная политика.6 величина денежной массы, ставка %)..

Экономические методыОно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике

 

I-14: Механизм ценообразования в современной рыночной экономике. В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.Рынок третьего тысячелетия характеризуется интенсивным расслоением покупателей по многим направлениям, и прежде всего наблюдается резкая дифференциация спроса. Данный процесс приобретает необратимый характер. Покупатель требует теперь от товара особого сочетания свойств, качеств, которые часто не поддаются количественному измерению, например такие, как мода, удобство изделия, эстетические свойства, комфорт, дизайн. Значение этих параметров для потребителя при выборе товара неимоверно растет, а потому они должны быть оценены и найти свое отражение в цене продукта. Это обстоятельство выдвигает на первый план балловые и эконометрические параметрические методы ценообразования, что усложняет процесс ценообразования, придает ему элементы субъективизма и снова обращает предпринимателей к ценностным понятиям.

Рыночное ценообразование. Цена зависит от спроса и предложения. При понижении цены растет спрос – закон цены. Закон предложения – предложение заинтересовано в увеличении цены.

Факторы, влияющие на спрос: мода, сезон, реклама; количеств покупателей; доходы покупателей, динамика расходов; наличие товаров-заменителей; ожидание покупателей в связи с будущим изменением условий продажи.

Факторы, влияющие на предложение: мода, сезон, реклама на сырьевых рынках; издержки производства; количество производителей; государственная политика (налоговая, валютная, кредитная); ожидание в связи с изменением условий продаж на сырьевых рынках.

Если цена ниже предложения – кризис неудовлетворенного спроса – дефицит.

Увеличение предложений:

1) увеличить объемы производства в государственном секторе, изменить налоговую политику;

2) система государственных дотаций.

Цена выше цены равновесия, предложение превышает спрос

1) увеличение доходов населения;

2) повышение минимальной з/платы;

3) стимулировать спрос отдельных групп населения.

Предложение:

1) сократить объемы производства в государственном секторе;

2) предоставлять дотации за сокращение объемов;

3) само предложение сокращает цены, сокращает свою доходность.

Классификация цен:

*По сфере обслуживания национальной экономики:

оптовые, розничные, закупочные, государственных закупок, на продукцию строительства, Тарифы, экспортные, импортные

* по степени жесткости регулирования государством: регулируемые, рыночные (свободные).

И др. справочные цены, цены прейскуранты, цены торгов и аукционов…..

Тенденции, складывающиеся на рынке в целом, обусловливают необходимость разработки и совершенствования определенных стратегий цен. Эти тенденции можно представить следующим образом:

A) Однопродуктовая фирма на рынке — сегодня редкость. Высокая степень конкуренции требует производства широкой товарной номенклатуры, базирующейся на принципе комплиментарности (например, фотоаппараты и пленки, бритвы и лезвия, бытовая техника и ее сервисное обслуживание). Эта тенденция значительно усложняет процесс ценообразования, в связи с чем целесообразно использовать ассортиментные стратегии цен, при которых решение вопроса о ценах осуществляется сразу в отношении нескольких товаров. Цена на отдельный продукт в данном случае устанавливается в соответствии со значимостью этого товара в предлагаемой товарной номенклатуре, его функциями и коммерческими целями предпринимателя.

Б) Товарный ассортимент также претерпевает кардинальные изменения. Он может быть сформирован по разным принципам, может расширяться вертикально и горизонтально. В этом случае также необходимо прибегнуть к ассортиментным стратегиям цен, которые позволят в конечном итоге достичь коммерческого успеха. В частности, для вертикального расширения товарного ассортимента, предполагающего производство однотипной, но разнокачественной продукции может быть задействована стратегия «выше поминала», обеспечивающая реализацию интересов и продавцов, и покупателей.

B) Глобализация экономических отношений превращает ценообразование в международный процесс, усложняя его и добавляя к факторам, формирующим цену, еще несколько существенных аспектов. Сегодня покупатели получили возможность приобретать товар в разных частях света, кроме того, появились многочисленные фирмы, которые используют национальные ценовые разницы как средство получения дохода и вид предпринимательской деятельности.

Г) Контроль фирмы над цен ой во многом зависит от степени информированности о рынке данного товара. Современные информационные технологии позволяют распространять беспрепятственно информацию по всему миру. Все участники конкурентной среды имеют возможность получить необходимые сведения о ценах, производителях, технологиях, свойствах товаров и т. д.

В целом следует заключить, что современное ценообразование — это многоаспектный управленческий процесс, объединяющий усилия менеджеров разных направлений и специалистов многих служб

цена для покупателя — это оценка той полезности, которую он получит, потребляя товар, т. е. это оценка ценности товара;

цена — это расходы, затраты покупателя

цена для производителя выступает фактором, стимулирующим поведение покупателя наряду с другими маркетинговыми инструментами, такими как реклама, форма оплаты за товар и др.

цена, особенно в сочетании с качеством товара, выступает важным фактором конкурентоспособности продукции на рынке.

цена — это доход производителя, т. е. элемент, который обеспечивает покрытие затрат на производство и получение необходимой прибыли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.068 с.)