ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 5. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДУКТОВЫХ РЫНКАХ



СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ЛОГИКА КУРСА

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое совершенная конкуренция? Условия и критерий совершенной конкуренции.

2. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

3. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?

4. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

5.Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

 

ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ

ТЕСТ Обоснование
1. Условием прекращения производства в краткосрочном периоде является: а) цена ниже минимума средних общих издержек; б) цена ниже минимума средних переменных издержек; в) цена ниже предельных издержек; г) совокупный доход ниже совокупных издержек; д) цена ниже средних постоянных издержек.  
2. Если цена товара ниже предельных издержек, то фирма, максимизирующая прибыль, должна: а) прекратить производство; б) увеличить производство; в) сократить производство; г) ответ зависит от того, о восходящей или нисходящей ветви предельных издержек идет речь; д) не верен ни один ответ.  
3. Кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с: а) возрастающей ветвью кривой предельных издержек; б) возрастающей ветвью кривой средних общих издержек; в) нисходящей ветвью кривой средних общих издержек; г) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек; д) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних общих издержек.  
4. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде: а) получается всеми фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; б) получается только лучшими фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; в) не получается ни одной фирмой, действующей в условиях совершенной конкуренции; г) превышает экономическую прибыль, получаемую на всех других типах рынков; д) все предыдущие ответы неверны.  
5. Долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой: а) горизонтальную прямую; б) понижающуюся кривую; в) повышающуюся кривую; г) кривую с высокой эластичностью; д) все приведенные выше варианты возможны.  

Задача № 1.

Подпишите на графике названия кривых. Объясните:

1. Какому рынку (совершенной или несовершенной конкуренции) соответствует данный график? Почему?

2. Какой вариант должен избрать менеджер данной фирмы: максимизации прибыли, минимизации убытков или остановки производства? Почему?

3. Покажите на графике и объясните - в какой точке достигается оптимум (равновесие) фирмы в данном случае. Что это значит? Какой финансовый результат имеет в данном случае фирма – прибыль или убыток?

4. Обозначьте буквами и выделите штриховкой прямоугольники, соответствующие валовому доходу (TR), валовым издержкам (ТС) и прибыли (или убытку) фирмы в точке оптимума.

5. Если данная отрасль находится в равновесии, а фирма является типичной для данной отрасли, то, о каком равновесии отрасли свидетельствует этот график – долгосрочном или краткосрочном? О какой прибыли здесь может идти речь?

Задача № 2.

На рис. показаны кривые общих издержек и общего дохода гипотетической фирмы. Подпишите их. Определите:

1) Какому типу рынка (совершенной или несовершенной конкуренции) соответствует этот график? Почему?

2) Какова цена товара, выпускаемого фирмой?

3) При каких объемах выпуска фирма получает экономическую прибыль?

4) Какой временной период отражает этот график: краткосрочный или долгосрочный? Почему?

5) Какова величина постоянных издержек фирмы

6) При каких объемах выпуска фирма проходит критические точки?

Задача № 3.

Зависимость общих издержек предприятия (TC) от объема производства (Q) представлена таблицей:

Q
TC
             

1. Если цена единицы товара (P) равна 6 руб., то какой объем производства (Q) выберет фирма?

2. Что в этой ситуации будет делать фирма: максимизировать прибыль или минимизировать убытки?

 

3. ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.

· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.

· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.

· По другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.

· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.

· Наконец, существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле в каком говорят о целях государств — это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.

· Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же. Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3).

· Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.008 с.)