ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.



ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ЛОГИКА КУРСА

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Особенности науки «экономическая теория»? Чем различаются разделы «микроэкономика» и «макроэкономика»?

2. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

3. Каков предмет современной экономической теории? Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

4. Раскройте понятие экономической эффективности.

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод   Статистический метод   Метод научных абстракций
         
    Наблюдение за количественной стороной экономических процессов      
         
Причинно-следственный метод   Функциональный метод   Эконометрические методы
         
         

 

ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ

ТЕСТ Обоснование
1. Экономическая теория: это наука: а) о том, как улучшить личное экономическое положение; б) о регулировании государством национальной экономики; в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; г) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить; д) о законах функционирования рыночной экономики.  
2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: а) спрос и предложение; б) эффективность и справедливость; в) предпринимательство и прибыль; г) ограниченность и выбор; д) производство и потребление.  
3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: а) существует только в бедных странах; б) связана с определенными типами цивилизаций; в) типична для социализма (экономика дефицита); г) никогда не возникает в богатых странах; д) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.  
4 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а) макроэкономический; б) нормативный; в) описательный; г) микроэкономический; д) позитивный.  
5. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а) как обществу достигнуть полной занятости; б) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) проблемы ускорения экономического роста; г) вопросы экономической безопасности; д) организацию деятельности отдельных фирм.  
6. Нормативная экономическая теория: а) отвечает на вопрос «что есть»; б) изучает факты и зависимости между ними; в) отвечает на вопрос «что было»; г) предлагает рецепты действий и отвечает на вопрос «что должно быть».  
7. Кривая производственных возможностей показывает: а) все возможные комбинации выпуска продуктов; б) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; в) оптимальную комбинацию выпуска продуктов; г) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства; д) степень социального неравенства в обществе  

 

Задача № 1.

На основании данных таблицы постройте кривую производственных возможностей фермы:

 

Альтернативные варианты

Вид продукта A B C D
1. Молоко (тыс. л..)
2. Творог (тыс. л.)

 

Покажите графически как изменится кривая производственных возможностей фермы:

А). при сокращении поголовья коров;

Б). при увеличении надоев молока за счёт применения витаминных добавок;

В). при внедрении новых технологий переработки молока в творог.

Задача № 2.

Из чего складывается альтернативная стоимость учебы в вузе?

 

Задание № 3.

Составьте схему, отражающую место и роль следующих учений:

Меркантилизма.

Физиократов.

Классической политэкономии.

Маржинализма и неоклассики.

Кейнсианства.

Монетаризма (неоконсервативного течения).

Институционализма и неоинституционализма.

 

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Объективно ли экономическое знание?

Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.01 с.)