Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории несовершенной конкуренции Робинсон иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Монополистической конкуренции Чемберлина Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.
Э. Чемберлин (1899-1967 гг.) ввел понятие “монополистической конкуренции”, которая по его мнению, вытекает из существования монополии по дифференциации продукта. Монополия по дифференциации продукта предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной властью на рынке. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верным, в теоретическом плане, в условиях совершенной конкуренции - полная однородность продукта и, как следствие, бесконечная эластичность спроса по цене). Продукт дифференцируется не только по различным свойствам продукта, но и по условиям реализации, а также услугами, сопутствующими продаже, и пространственным нахождением. Если так трактовать монополию, то необходимо признать, что монополия существует во всей системе рыночных цен. Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограниченны, поскольку контроль над предложением товаров частичный, вследствие существования товаров - заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта, означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительского качества продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке. То есть монополистическая прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию. Проблему спроса Чемберлин ставит по новому. В его модели объем спроса и его эластичность выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все потребности социальны, т.е. порождены общественным мнением. Отсюда Чемберлин делает вывод, что цены - не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качеству товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству. Чемберлина характеризует новый подход по цене и стоимости. Модель Чемберлина подразумевает поиск оптимального объема производства и, соответственно, уровня цены, обеспечивающих фирме максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирмы максимизируют прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Это объясняется тем, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Неслучайно в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие “издержки сбыта”, которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту, в отличие от традиционных издержек производства, рассмотренных им как издержки приспособления продукта к спросу. При увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительного продукта растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополизма по дифференциации продукта избыточной прибыли, так как в долговременном плане цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта). В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Условиями, порождающими монополию, являются:
o патентные права; o репутация фирмы; o невоспроизводимые особенности предприятия; o естественная ограниченность предложения.
Как видим, за пределами анализа Чемберлина остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала. Это стало предметом анализа Дж.Робинсон.
Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.
Дж. Робинсон (1903-1983 гг.), английский экономист, представительница кембриджской школы политэкономии. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933 г.) Робинсон ставит вопрос о поведении крупной компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства, которую Робинсон связывала с экономией фирмы на масштабах, т.к. постоянные издержки с ростом объема производства уменьшаются. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции. Графический анализ этих ситуаций приводится в учебниках “Микроэкономика” в темах, рассматривающих поведение фирмы в условиях совершенной, несовершенной и чистой монополии. Особое внимание уделила она характеристике черты поведения крупной компании как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Робинсон ввела понятие “дискриминация в ценах”, что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множество цен, Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения среднего дохода. Возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествление равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом принципиальное отличие от взглядов Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.
Виды монополистических компаний. Естественные монополии Виды монополий: 1) закрытая (запретительный высокий барьер дохода), 2) открытая (успешно подрывается конкурентами, т.е. в областях высокого научно-техническиго прогресса). Естественныя монополия - ситуация когда для общества выгоднее иметь одну фирму чем две или более. Выгода определяется, т.е. общественные издержки. Наблюдается в отраслях, где высока доля постоянных издержек. Предельные издержки могут быть маленькими. Для естественных монополий характерна экономика на масштабе на всём диапазоне рынка. Экономика на масштабе наблюдается в энергетике, газовой промышленности, водопроводе, канализации и т.д. Несовершенную конкуренцию принято в современной экономической литературе разделять на следующие виды: Чистая монополия т.е. в отрасли существует единственный производитель, причем не существует отрасли, производящей близкие к его товарам товары-субституты. Это может быть государственная монополия, производящая общественные или квазиобщественные товары и услуги. Государственная монополия может с помощью политики цен приследовать разные цели. Чистые монополии, не принадлежащие государству, могут быть как регулируемыми так и нерегулируемыми. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение справедливой нормы прибыли, которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма вольна сама устанавливать цену в пределах которые выдерцит рынок. Олигополия - господство нескольких фирм, произодящих либо почти идентичные товары, либо несхожие товары. В ситуации олигополии производители могут вести себя различными способами: не учитывать поведение других производителей как и при совершенной конкуренции, пытаться предвидеть поведение других производителей, вступать в сговор с другими производителями. Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Такой рынок состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен обьясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
Издержки производства. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимилизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия. С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые – издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуется издержками производства и теми издержками обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.
Решением теоретических задач, обосновывающих оптимальную стратегию фирмы, достигается и другая цель, которую когда-то отметил К.Маркс, — обосновать принцип получения равного дохода на каждый доллар, потраченный на покупку любого фактора производства. Таким образом, современные исследователи рыночного хозяйства получили тот же результат — образование средней нормы прибыли. Здесь политическая экономия сблизилась с математикой, где часты случаи решения одной и той же задачи разными способами. Теория издержек производства Маркса является конкретизацией анализа процесса создания стоимости. Стоимость, по Марксу, есть результат общественно необходимого труда, создающего товар. Стоимость, таким образом, является результатом производства. Само же производство служит основой жизни общества. Поэтому из всех совокупных издержек — расходов на производство товаров — К.Маркс выделяет издержки производства. Кроме них, отмечается и наличие издержек, связанных с реализацией товара. Это издержки обращения. Издержки производства — расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, энергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара стоимость обращается в деньги и предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Поскольку стоимость у Маркса отражает все затраты овеществленного и живого труда общества на производство товара, стоимость он назвал издержками общества. Издержки же предприятия меньше издержек общества на величину прибыли. Маркс различал также авансирование производства, т.е. авансированные затраты капитала, и отделял их от текущих издержек производства. Авансирование капитала предполагает, кроме закупок сырья, топлива, оплату труда работников и большие единовременные затраты: строительство производственного здания, покупку станков, вложение денег в коммуникации. Эти деньги вкладываются сразу. Но при продаже товара компенсируется лишь часть единовременных затрат: допустим, не вся стоимость производственного здания, а лишь та небольшая часть его амортизации, которая вошла в цену проданного товара. Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса. Издержки обращения, по Марксу, связаны с процессом реализации товаров и делятся на чистые и дополнительные. К чистым издержкам обращения К.Маркс относил затраты, связанные с куплей-продажей в чистом виде, а именно заработную плату работников оптовой и розничной торговли, содержание торговых помещений, затраты на консультации, рекламу, изучение потребительского спроса и т.д. Эти издержки, по мысли Маркса, не увеличивают стоимость товара, а возмещаются после продажи товара из прибыли, созданной в процессе производства. К дополнительным издержкам обращения К.Маркс относил затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения является, по существу, затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Входя в стоимость товара, они увеличивают ее и возмещаются после продажи товара из полученной суммы выручки. В современных западных теориях особое внимание обращается на зависимость издержек производства от рыночных цен и количества выпускаемой продукции. В этой связи различаются постоянные (FC) и переменные (VC) издержки. Постоянные издержки (FC) не зависят от величины объема производства. Они существуют даже в том случае, если фирма ничего не производит. Эти издержки включают обязательства предприятий, налоги, амортизационные отчисления, оплату охраны, арендную плату, зарплату управленческого капитала. Переменные (VC) зависят от количества производимой продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, энергию, топливо, зарплату рабочих. Валовые (ТС) представляют собой сумму переменных и постоянных издержек: TC=FOVC. Средние (АС) равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции (Q)/AC=TС/ Q Средние постоянные определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции AFC=FC/Q. Средние переменные определяются делением переменных издержек на количество произведенной продукции AVC =VC/Q. Естественно, что с ростом количества произведенной продукции растут переменные издержки производства (VC) и вместе с ними растут и общие валовые (ТС). Средние постоянные (AFC) с ростом количества продукции неуклонно снижаются. Предельные издержки (МС) представляют собой прирост издержек в результате выпуска одной дополнительной единицы продукции MC=ATC/AQ. Поскольку постоянные издержки не меняются с ростом количества произведенной продукции, то предельные издержки можно представлять как: MC=дельтаVC/AQ. Предельные издержки с родом выпуска продукции сначала несколько понижаются, а затем начинают расти в соответствии с законом убывающей производительности факторов производства. Экономические (вмененные издержки) любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости или ценности при наилучшем из всех возможных вариантов его использования. Экономические - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы в альтернативные производства. Эти выплаты могут быть либо внешними либо внутренними. Денежные выплаты - это выплаты фирмы внешним поставщикам за ресурсы. Однако фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. Таким образом, экономические издержки содержат в себе не только денежные или бухгалтерские издержки, но и внутренние. Такие экономические издержки необходимо сравнивать при выборе нескольких альтернативных вариантов производства товаров и услуг. Неоклассическая концепция, разработанная экономистами Запада, рассматривает издержки как взаимосвязь между объемом производства и ценой на данный вид товара и делят на зависимые/независимые от объема производимой продукции.
Издержки производства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержки общества и предприятия. Стандарты по учету затрат, утвержденные российским законодательством (Закон по бухгалтерскому учету, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции), соответствуют, по нашему мнению, именно этой концепции издержек производства. По мнению неоинституционалистов, неоклассическая теория имеет много пробелов. Сами они во главу ставят институты, представляющие собой структуру, которую люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя, таким образом, стимулы, которые задают рамки функционирования экономики.
Традиционная неоклассическая теория предполагает отсутствие трансакционных издержек (о них будет сказано отдельно), наличие полной информации. Подобный подход оставляет много «белых пятен», чтобы его можно было назвать законченной теорией.
Неоклассическая модель не отрицает наличие институтов, но в качестве базового института экономического регулирования ставит рынок, считая, что он стихийно отрегулирует все рыночные процессы. Представители этой теории не предусмотрели макропланирование экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.012 с.) |