Общественное производство и его факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное производство и его факторы



Методы и методология полит. экономии.

Методы познания – это инструменты, приемы, способы с помощю которых изучаются внешние явления.

Индуктивный метод. Под индукцией мы подразумеваем выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему.

Дедуктивный метод. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают свою теорию, обратившись к фактам. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод. Таким образом, экономисты могут опереться на случайные наблюдения, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь “кабинетной логикой”, что потребителям целесообразно покупать продукт тогда, когда цена на него низка. Правильность этой теории затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам.

Диалектический метод. Метод изучающий экономику в развитии. Требует возникновения, развития, изменения явления. Маркс впервые предложил принципиально новый метод научного познания – диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Важнейшие принципы диалектики – принцип связи и принцип всеобщего развития. Первый принцип означает, что все природные и общественные явления рассматриваются в их всесторонней связи, взаимозависимости и взаимодействии, т.е. как определенную систему с присущими ей элементами. А второй принцип находится в органическом единстве с первым.

Основные законы диалектики:

 

1) Закон единства и борьбы противоположностей;

2) Закон перехода количесвтенных изменений в качественные;

3) Закон отрицаня отрицания.

 

Системный подход – он требует изучения всех факторов относящихся к данному явлению, как положительных, так и отрицательных.

Исторический метод – позволяет рассматривать хозяйственные системы в присущей им последовательности исторического развития. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития. Исторический метод в наибольшей мере применяла классическая политическая экономия, особенно марксистская теория.

Позитивный метод – показывает состояние экономики такой, какая она есть в действительности.

 

Методология экономической теории.

Методологическая функция политической экономии обусловлена, с одной стороны, предметом этой науки, дающей целостное представление об экономической жизни общества, а с другой - её методом, раскрывающим наиболее общие приемы и способы экономического исследования. Успешное выполнение политической экономией своей методологической функции невозможно без опоры на достижения конкретных экономических наук, накопленных знаний об общественно-производственной деятельности людей в различных отраслях народного хозяйства. Анализируя, обобщая и интегрируя эти знания, политическая экономия стремится обосновать пути их наиболее эффективного применения на практике.

Метод политической экономии, как и любое сложное явление, имеет свою структуру, в которой обычно выделяют три уровня: философский, общенаучный, специфический. Первый уровень включает в себя приемы и способы, которыми пользуются все науки на всех этапах познавательного процесса. Второй - приёмы и способы, которые также применяются всеми науками, но лишь на определенном этапе каждого познавательного конкретного акта. Третий - приемы и способы, предназначенные для исследования вполне определенных экономических явлений и процессов.

Уровни метода политической экономии образуют диалектическое единство. Ядро этого единства - философский уровень, являющийся теоретической базой общенаучного и частнонаучного уровней. Метод политической экономии в целом - это сложная динамическая система познавательных приемов и способов, уровней, взаимосвязанных как внутри системы, так и за её пределами.

В политической экономии применяются два противоположных философских метода - метафизика и диалектика.

Метафизический метод характеризуется следующими основными чертами:

1) все вещи и явления рассматриваются как обособленные и независимые, находящиеся в состоянии покоя и неизменяемости;

2)развитие понимается как простой процесс роста, как уменьшение или увеличение, как повторение пройденного;

3)отрицается наличие внутренних противоречий в предметах и их саморазвитие, единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил.

Особое место в политической экономии занимает метод научного познания - диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Важнейшие признаки диалектики - принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития. Первый означает, что все природные и общественные явления необходимо рассматривать в их всесторонней связи, взаимозависимости и взаимодействии, как определенную систему с внутренне присущими ей элементами. От первого неотделим второй принцип: всеобщая связь и взаимодействие с необходимостью ведут к изменению элементов и их отношений в соответствующих системах внешнего мира и обусловливают тем самым движение этих систем.

Диалектический метод - бесценное приобретение научной мысли. Познавательные возможности, позволяющие дать целостное представление о закономерностях социально-экономического процесса во всем его многообразии. Поэтому диалектический метод и следует рассматривать в качестве основополагающего метода политической экономии.

Основные проблемы экономики

Экономические ресурсы ограниченны, совокупность материальных потребностей превышает производительные возможности. Ограниченность ресурсов – основа экономической теории.

5 фундаментальных проблем:

1. что производить?

2. сколько производить?

3. как производить? (какие технологии и ресурсы использовать?)

4. как распределить произведенную продукцию?

5. как экономическая система адаптируется к изменениям условий?

Центральная проблема – исследование путей эффективного использования экономических ресурсов.

Вопросы что, как и для кого производить решаются с помощью системы цен (через механизм рынка, прибыли и убытков).

Высокий уровень инфляции

"Рост зарплат не успевает за ростом цен, что зарабатываем, то и проедаем, ни на что то более не хватает денег.

"Инфляция началась уже давно, а антиинфляционная политика ничего не предпринимает, цены растут с каждым днем днем все выше и выше, зарплата остается прежней. Необходимо бороться с инфляцией, иначе она превратится в гиперинфляцию, и даже богатые слои населения скоро обнищают".

Монополизация ряда секторов экономики

"С помощью бюрократических механизмов Российская экономика была чрезмерно монополизирована и не по секторам, а в основной массе отраслей. Теперь же и коррупция, и высокий уровень инфляции - следствия именно крайней монополизации (полного отсутствия рыночных механизмов) в Российской экономике. И кто говорит, что считает иначе (и это не "ярлык"), как правило, ангажирован властью либо недостаточно компетентен в вопросах экономики и капитала".

"Крупные компании не дают развиваться мелкому бизнесу".

Бюрократия

"Тотальная беспросветная бюрократизация ВСЕХ без исключения сфер жизни является, в том числе, и плодородной почвой для коррупции"

Коррупция

"Проблема стала настолько явной, что даже наше правительство в последнее время стало проводить активные зачистки. Наличие корупции тормозит естественное развитие экономики в сторону ее эффективного улучшения."

Другое

"Неспособность к реальной жизни существующего налогового законодательства.

У бизнеса сейчас два варианта - либо разориться, либо уходить от налогов. В результате бюджет недополучает, зарплаты белые низкие или их нет вообще, бухгалтеры на вес золота - жизнь очень медленно, но верно движется к лучшему. "Тотальная криминализация структур, неэффективная налоговая политика государства, нестабильность экономики в целом".

"Нежелание отойти от стандартов добывающей экономики. Нужно перейти в экономику, создающую реальные ценности для всех российских людей".

"Застой в развитии науки, неиспользование научных достижений".

"Менталитет

 

Экономическая система

Функционирование ЭС предполагает наличие: материальных условий производства, экономических субъектов, определенных форм собственности, хозяйственных связей и т.д. Под ЭС обычно понимается вся совокупность экономических элементов, обладающих присущими им свойствами и находящихся в отношениях друг с другом.

1. каждый элемент экономической системы обладает относительной самостоятельностью и может исследоваться в отдельности. Но обнаруживается его ограниченность, и возникает необходимость в системном подходе, чтобы обнаружить причинно-следственную связь между элементами системы.

2. ЭС – совокупность элементов, в которых свойства и состояния каждого элемента обусловлены как го содержанием и структурой, так и свойствами и состояниями остальных элементов, характером их связей. Следовательно, каждый элемент системы должен быть исследован с учетом его взаимосвязей.

3. ЭС обладает целостностью: А)относительной самостоятельностью по отношению к другим системам (соц., полит.). Б)обладает свойствами, которых нет у ее элементов (целое не равно сумме частей). В)свойства системы могут быть объяснены в своем происхождении и внутреннем механизме, способах своего функционирования на основе учета свойств элементов системы.

4. ЭС свойственна внутренняя дифференциация, которая обусловлена относительной противоположностью и единством ее элементов. Поэтому она обладает внутренней активностью, способна к саморазвитию.

Сферы ЭС: 1.реальная – в которой движутся потоки товаров (производство, обмен, распределение, потребление); 2.контрольная – в которой протекают информационные потоки (наблюдение, передача информации, ее обработка). Подсистемы:

1. принятия решений – охватывает правила, закрепляющие и распределяющие права по принятию решений среди индивидуумов, т.е. положение человека в обществе.

2. информационная – включает в себя совокупность механизмов и каналов по сбору, обработке, хранению, использованию, передаче и контролю экономической информации. Главная функция – координация хозяйственных решений (вертикальный и горизонтальный (рыночный) механизмы планирования).

3. Мотивационная – охватывает все правила и механизмы, обеспечивающие практическую реализацию хозяйственных решений.

 

4. Формы: духовные, материальные стимулы к труду, традиции, лояльность, принуждение.

Хозяйственный порядок – это совокупность осознанно создаваемых в процессе исторического развития и закрепленных в традициях правил, определяющих хозяйственное поведение людей. Формы: конституирующие (порядок собственности и координации), ценообразования, денежно-финансовый, предпринимательства, рынков, ВЭД. Экономическая конституция – совокупность правовых и организационных институтов, упорядочивающих экономическую жизнь общества, которые представляют собой законодательно оформленное хозяйственное устройство.

Типы ЭС:

1. формационный подход (Маркс). Базис – эк. структура общества, надстройка – система полит., правовых, этических, национал. и др. социальных отношений. Факторы производства: 1.наемный труд – раб. сила; 2 .капитал (средства производства) – средства труда (то, с помощью чего человек в процессе производства воздействует на природу) и предметы труда (то, на что направлена деятельность). Средства труда + раб. сила = Производительные силы общества (ПС). ПО – отношения между людьми, по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. ПС + ПО = способ производства. Способ производства + надстройка = общественно-экономическая формация (ОЭФ). В истории общества было 5 ОЭФ и, соответственно, 5 ЭС: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход между ними – революция.

2. Цивилизационный подход. Цивилизация – общность людей, живущих на определенной территории, которым соответствует определенный уровень развития общественного производства и культуры (неолитическая, восточно-рабовладельческая, античная, раннефеодальная, доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная). Теория стадий развития общества Ростоу: традиционная, переходная (к рабовладельческой), переходная к индустриальной, индустриальная, массового потребления.

Общее в подходах – движение общества от низшего к высшему. Различия: А)формационный подход – рассматривает социально-экономические отношения (предполагают рассмотрение отношений между классами и социальными группами); присутствует классовый подход, классовая борьба; переход к другой ступени развития происходит по средством революции. Б) Цивилизационный подход – организационно-экономические отношения (рассматривают отношения между домашними хозяйствами, предприятиями и государством); переход – эволюция.

 

Теория прав собственности

 

Теория прав собственности - один из наиболее ярких примеров так называемого "экономического империализма", явления, чрезвычайно характерного для эволюции неоклассического анализа в последние десятилетия. Эта тенденция зародилась в недрах теоретической школы, которую английский экономист Дж. Бартон окрестил акронимом "Чивирла", воспользовавшись начальными буквами из названий трех научных центров - Чикагского университета (М. Фридмен, Дж. Ситглер, Г. Беккер, Р. Коуз), Вирджинского политехнического института (Дж. Бьюкенен, Г. Туллок) и Лос-анджелесского университета (А.Алчян, Г.Демсец). Конечная цель "экономического империализма" - унификация всего разрозненного семейства наук об обществе на базе неоклассического подхода. Практически это выражается в последовательном переносе микроэкономического аналитического инструментария на такие сферы внерыночной деятельности человека, как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, планирование семьи и т.д. В теории прав собственности объектом подобного переноса оказываются различные институты общества, включая и различные правовые режимы.

Конструктивные методологические принципы теории прав собственности просты: не организация сама по себе является отныне объектом анализа, а индивидуальный агент, который стремится максимизировать свою функцию полезности в рамках организационной структуры. Если известно воздействие различных структур прав собственности на систему стимулов агента, то тогда всесторонний анализ взаимодействий между агентами в рамках альтернативных социально-экономических установлений воплотится в сложной системе обратных связей. Сила теории прав собственности, которая проявляет строгую приверженность методологическому индивидуализму, раскрывается не только в сопоставлении с конкурирующими подходами, придерживающимися методологии коллективизма, будь то функциональной социология или современный неомарксизм. Сопоставление с иными подходами помогает вскрыть методологическую специфику теории прав собственности, очертить границы ее предметного наполнения.

Центральным понятием в теории прав собственности является само «право собственности».

Количественная теория денег

 

Родоначальниками количественной теории стали французские мыслители Ж. Воден (1530-1596), Ш.Л. Монтескье (1689-1755) и английский философ Д. Юм (1711-1776). Ими были высказаны идеи о том, что "революция цен" в Европе, послужившая толчком к появлению теории, была вызвана приливом золота и серебра из Америки (с точки зрения трудовой теории стоимости такая ситуация объяснялась понижением стоимости благородных металлов в результате уменьшения затрат труда на их производство). В основе такого мнения лежит убеждение указанных авторов в том, что установление цен товаров и определение стоимости денег происходит только в ходе столкновения массы денег с массой товаров. В итоге стоимость денег предстает как обратно пропорциональная, а уровень товарных цен - как прямо пропорциональный количеству денег. При оценке данной концепции надо, помимо прочего, не упускать из виду, что в условиях металлического обращения в нем могло находиться не любое количество золота и серебра, а лишь то, что необходимо для обслуживания оборота. Избыточное количество драгоценного металла уходило бы в сокровище, а значит, обесценивание денег не наступало бы.

Взгляды первых представителей количественной доктрины были впоследствии подвергнуты критике К. Марксом, который считал, что их ошибочность коренится «в той нелепой гипотезе, что товары вступают в процесс обращения без цены, а деньги без стоимости, и затем в этом процессе известная часть товарной мешанины обменивается на соответствующую часть металлической груды».

Основоположники классического направления экономической теории считали, что стоимость золота и серебра, как и других товаров, определяется затратами труда. Д. Рикардо одновременно утверждал, что количество денег также может оказывать влияние на их стоимость и на цены товаров. Он писал, что если бы в какой-то стране «был открыт золотой рудник, то средства обращения ее понизились бы в своей стоимости, поскольку в обращение поступило бы возросшее количество драгоценных металлов, не могущих поэтому иметь такую же стоимость, как средства обращения в других странах». Такой же результат был бы, по его мнению, и в случае выпуска банком большого количества банкнот. В кругообороте промышленного капитала денежный капитал, с одной стороны, готовит необходимые условия для производства, а с другой - служит формой реализации товарного капитала. Деньги обслуживают распределение и перераспределение прибавочной стоимости, материализацию ее превращенных форм. В процессе движения капитала, реализации общественного продукта деньги способствуют перераспределению факторов производства между отраслями, а значит, и структурным изменениям в экономике.

Количество металлических денег, кроме того, находится в обратной зависимости от стоимости самих денег. Что же касается бумажных денег, то если их количество равно количеству золотых денег, они функционируют так же, как золотые, и обладают такой же покупательной способностью. Но если в обращение бумажных денег попадает больше, чем требуется золотых, их (бумажных денег) покупательная способность снижается, они обесцениваются, что проявляется в повышении цен товаров. В результате делался вывод, что в то время как количество золота в обращении увеличивается или уменьшается вместе с повышением или падением товарных цен, последние начинают изменяться в зависимости от изменения массы бумажных денег, поскольку таковые могут выступать в обращении в любом количестве.

Неоклассическое направление опиралось на положения классической школы о деньгах как о техническом средстве обмена. Фактически анализировалась бартерная система, когда меновые пропорции имеют лишь денежную оболочку. В частности, модель швейцарского экономиста Л.Вальраса (1834-1910) представляет экономику как совокупность товарных рынков, характеризующихся уравнениями спроса и предложения различных товаров. Взаимодействие спроса и предложения определяет обменные соотношения товаров, не прибегая к использованию денег. Получается, что они оказываются как бы нейтральным фактором в экономическом развитии. Возникло понятие «нейтральности денег», которым в современных условиях обычно обозначается ситуация, когда изменения количества денег в долгосрочном периоде влияет только на абсолютный уровень цен, оставляя неизменным реальный уровень производства, определяемый долгосрочными факторами (производственные мощности, численность населения). Исходят из того, что только в краткосрочном периоде возможно обратное воздействие денег на производство. Впрочем, современная теория рациональных ожиданий отвергает и эту возможность, выдвигая тезис о «супернейтральности денег». Специфика неоклассических моделей -что процесс ценообразования предстает в них раздвоенным. Он показывается на двух, не соприкасающихся между собой уровнях: обращение товаров устанавливает пропорции их обмена, или относительные цены; обращение же денег устанавливает общий уровень цен, который зависит от изменения объема денежной массы. К примеру, удвоение количества денег приведет к удвоению абсолютного уровня цен, но не затронет соотношения обмена между отдельными товарами. В 30-е годы XX в. Дж.М.Кейнс, выступив против ряда положений неоклассиков, сформулировал собственное понимание роли денег в экономике. Важность денег для Кейнса и заключается в том, что они являются связующим звеном между настоящим и будущим. Именно предпочтение ликвидности и величина денежной массы (предложение денег), по Кейнсу, определяют норму процента, а последняя воздействует на величину инвестиций (чем ниже процент, тем больше инвестиций). Изменение инвестиций влияет на объем совокупного спроса, который, по его мнению, является главным моментом, определяющим уровень занятости, производства и национального дохода. Получается, что влияние денежных факторов на экономику опосредуется нормой процента. Поэтому рост денежной массы может рассматриваться здесь как средство понижения процента и стимулирования инвестиций. Что же касается влияния денежной массы на уровень цен, то оно проявляется в полном объеме только в условиях «полной занятости» всех ресурсов. В противном случае увеличение количества денег приведет к росту занятости факторов производства, а не к повышению цен.

Основные положения монетаристского варианта количественной теории денег можно свести к следующим пунктам:

1) автономность факторов спроса и предложения денег, а также стабильность величины спроса на них;

2) существование тесной связи между изменением количества денег и изменением величины номинального дохода, причем второе следует за первым с определенным временным лагом;

3) влияние денежной массы передается через изменение не только нормы процента, но и относительной ценности различных составляющих портфеля активов;

4) в краткосрочном периоде темпы роста денежной массы оказывают влияние главным образом на производство, а в долгосрочном - на уровень цен;

5) опережающее в сравнении с производством увеличение количества денег ведет к инфляции.

Его функции и классификации

Возникновение и становление рынка представляют собой длительный исторический процесс. Объективными причинами возникновения рынка являются: 1) Разделение труда и специализация трудовых функций (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение торговли и возникновение машинного производства), которое вызывает увеличение производительности труда. В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. 2) Обмен экономических благ. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок возникает как процесс обмена продуктами труда \людей, способный каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате усиливаются экономические взаимосвязи членов общества. Результат обмена взаимовыгоден. 3) Экономическое обособление товаропроизводителей. Обособленное хозяйство могло экономически существовать лишь благодаря обмену производимых продуктов, т, е. будучи первоначально мелкотоварным, но уже развивающимся рыночным хозяйством. Таким образом, на поверхности явлений рыночные процессы проявляются прежде всего в сфере обмена, но основной и важнейшей сферой их формирования является производство. Отсюда возникает следующее определение рынка: Рынок - система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведённых затрат в сфере производства. Существуют различные классификации рынка в зависимости от выбора критерия: 1) По степени экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония) 2) По объекту купли-продажи (рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок средств производства, рынок духовных благ и др.) 3) По способу продаж (оптовый, розничный и др.) 4) По уровню экономического анализа (индивидуальный, отраслевой, национальный и др.) Для изучения рынка вводят понятие "конкурентного рынка" - модель свободной игры рыночных сил, действия которых не ограничены препятствиями. Существенными признаками конкурентного рынка являются: 1) Наличие неограниченного числа покупателей и продавцов данного товара, причём каждый из них производит или покупает малую долю общего рыночного объёма и не может повлиять на общий уровень цен. 2) Производимые товары должны быть совершенно однородны с точки зрения покупателей, а все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. 3)Свобода входа и выхода из отрасли. Выполнение этого условия связано с отсутствием препятствий для нового производителя. 4) Рациональное поведение всех субъектов рыночных отношений, имеющих целью реализацию собственных экономических интересов, направленных на максимизацию выгоды от рыночных сделок. Любые формы тайного сговора как среди продавцов, так и среди покупателей исключены. 5) Наличие у каждого продавца и покупателя полного объёма информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. п.

Функции рынка:

1) Информационная. Реализуется посредством ценообразования на все произведённые товары и услуги, а также факторы производства. Через постоянно меняющиеся цены, ставки, проценты рынок даёт сигналы всем контрагентам о количестве, качестве и ценах всех товаров и услуг, поставляемых для объекта. Это способствует выбору правильных ориентиров в своей деятельности участниками рыночных сделок.

2) Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли. Данная функция выражается в заинтересованности производителей в использовании достижений научно-технического процесса на практике

3) Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями. Реализация этой функции происходит посредством механизма совершенной конкуренции.

4) Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.

 

В своем воздействии на политическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.

Позитивная роль рыночного механизма.

Конкурентный рынок выполняет распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляет их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность. Конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсоснабжение.

Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.

Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы.

Негативная роль рыночного механизма.

Многие экономисты-критики считают, что рыночная экономика стимулирует участие своего главного контрольного механизма — конкуренции. Как нам кажется, конкуренция желательна, но она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс, который, как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку конкуренции.

На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.

Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

28) Основные элементы рыночного механизма:

Естественные монополии

Виды монополий: 1) закрытая (запретительный высокий барьер дохода), 2) открытая (успешно подрывается конкурентами, т.е. в областях высокого научно-техническиго прогресса). Естественныя монополия - ситуация когда для общества выгоднее иметь одну фирму чем две или более. Выгода определяется, т.е. общественные издержки. Наблюдается в отраслях, где высока доля постоянных издержек. Предельные издержки могут быть маленькими. Для естественных монополий характерна экономика на масштабе на всём диапазоне рынка. Экономика на масштабе наблюдается в энергетике, газовой промышленности, водопроводе, канализации и т.д. Несовершенную конкуренцию принято в современной экономической литературе разделять на следующие виды:

Чистая монополия т.е. в отрасли существует единственный производитель, причем не существует отрасли, производящей близкие к его товарам товары-субституты. Это может быть государственная монополия, производящая общественные или квазиобщественные товары и услуги. Государственная монополия может с помощью политики цен приследовать разные цели. Чистые монополии, не принадлежащие государству, могут быть как регулируемыми так и нерегулируемыми. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение справедливой нормы прибыли, которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма вольна сама устанавливать цену в пределах которые выдерцит рынок.

Олигополия - господство нескольких фирм, произодящих либо почти идентичные товары, либо несхожие товары. В ситуации олигополии производители могут вести себя различными способами: не учитывать поведение других производителей как и при совершенной конкуренции, пытаться предвидеть поведение других производителей, вступать в сговор с другими производителями. Частный случай олигополии - дуополия (два продавца).

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Такой рынок состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен обьясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

 

Издержки производства.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимилизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия.

С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые – издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуется издержками производства и теми издержками обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

 

Решением теоретических задач, обосновывающих оптимальную стратегию фирмы, достигается и другая цель, которую когда-то отметил К.Маркс, — обосновать принцип получения равного дохода на каждый доллар, потраченный на покупку любого фактора производства. Таким образом, современные исследователи рыночного хозяйства получили тот же результат — образование средней нормы прибыли. Здесь политическая экономия сблизилась с математикой, где часты случаи решения одной и той же задачи разными способами.

Теория издержек производства Маркса является конкретизацией анализа процесса создания стоимости. Стоимость, по Марксу, есть результат общественно необходимого труда, создающего товар. Стоимость, таким образом, является результатом производства. Само же производство служит основой жизни общества. Поэтому из всех совокупных издержек — расходов на производство товаров — К.Маркс выделяет издержки производства. Кроме них, отмечается и наличие издержек, связанных с реализацией товара. Это издержки обращения.

Издержки производст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.071 с.)