![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль государства в рыночной экономикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и' таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.), оно играло роль «ночного сторожа», охранявшего частную деятельность. В XX веке роль и функции государства существенно изменились. Все те негативные стороны рыночной экономики, которые были рассмотрены выше, могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий рыночных регуляторов – цель экономической деятельности государства. Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства): • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов); • защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства; • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды; • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов; • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста; • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование). Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. ВXX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п. Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса. (Это, в частности, объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими.)
Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики: • производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности; • социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.; • новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п. В некоторых странах значительна доля государственной собственности в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью. Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%. Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач.
Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство. Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующим: • неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»); • неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны); • с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек); • выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост). Наряду с непосредственной предпринимательской деятельностью, государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов. Регулирование экономики государство осуществляет на основе соответствующего законодательства (законов о собственности, о сделках, договорах и обязательствах, о защите потребителей, о труде и социальной защищенности, об охране природы, налогового, антимонопольного и т.п. законодательства). Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти,и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения. Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка. (Подробно методы государственного регулирования экономики будут рассмотрены в III разделе курса «Макроэкономика».) Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы и направления государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику до допущения его в очень широких масштабах.
В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства (табл. 3.2).
Таблица 3.2 Модели рыночных экономик
В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования.
Переходная экономика России
В течение 70 лет в России господствовала плановая (командная) экономика. Абсолютное преобладание государственной собственности, непосредственное, прямое регулирование экономики имели своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере. Однако со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные последствия планового функционирования экономики: • снижение эффективности производства; • преобладание экстенсивного типа развития; • невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса; • диспропорциональность развития народного хозяйства; • уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; • подрыв трудовой мотивации работников; • исключение предпринимательской инициативы; • постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит. Глубокий кризис, охвативший экономику России в середине 80-х годов, потребовал перехода к другой экономической системе – рыночной (смешанной) экономике. Для формирования эффективного рыночного хозяйства на месте планового необходимо: • осуществить разгосударствление экономики на основе приватизации, замены прямого директирования планирования экономики государственным регулированием;
• провести либерализацию цен и хозяйственных связей, заменив плановое ценообразование рыночным, а вертикальные хозяйственные связи (министерство–предприятие) горизонтальными (предприятие–предприятие); • демонополизировать экономику и создать конкурентную среду – необходимое условие повышения эффективности производства; • осуществить структурную перестройку в пользу отраслей, производящих потребительские товары; • создать необходимую рыночную инфраструктуру; • обеспечить социальные гарантии гражданам и поддержку нетрудоспособным и социально уязвимым членам общества; • добиваться последовательной интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. Все эти преобразования – условие и предпосылка создания механизма рыночного регулирования в целях повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики. Отказ от ранее существовавшей экономической системы, ее реформирование привели к возникновению промежуточной экономической системы – переходной экономики, в которой административно-командные методы управления экономикой постепенно заменяются рыночными. Однако в ходе реорганизации плановой экономики неизбежно возникают негативные явления, среди которых наиболее болезненны: • инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни; • спад производства, связанный со структурной перестройкой (сокращение военного производства, тяжелой промышленности) и ограничением спроса как следствия роста цен; • появление в связи с сокращением производства безработицы; • снижение накоплений и инвестиционной активности предприятий, т.е. инвестиционный кризис; • ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созданы или не действуют в полной мере); • дифференциация доходов и как следствие этого нарастающее социальное расслоение. Таким образом, в переходной экономике к тем негативным процессам, которые были следствием планового ведения хозяйства добавляются новые отрицательные явления, ухудшая состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решать общество в переходный период. О состоянии российской экономики можно судить на основании следующих данных (табл. 3.3).
Таблица 3.3
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.194 (0.01 с.) |