Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль государства в рыночной экономикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и' таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.), оно играло роль «ночного сторожа», охранявшего частную деятельность. В XX веке роль и функции государства существенно изменились. Все те негативные стороны рыночной экономики, которые были рассмотрены выше, могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий рыночных регуляторов – цель экономической деятельности государства. Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства): • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов); • защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства; • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды; • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов; • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста; • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование). Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. ВXX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п. Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса. (Это, в частности, объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими.) Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики: • производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности; • социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.; • новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п. В некоторых странах значительна доля государственной собственности в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью. Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%. Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство. Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующим: • неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»); • неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны); • с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек); • выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост). Наряду с непосредственной предпринимательской деятельностью, государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов. Регулирование экономики государство осуществляет на основе соответствующего законодательства (законов о собственности, о сделках, договорах и обязательствах, о защите потребителей, о труде и социальной защищенности, об охране природы, налогового, антимонопольного и т.п. законодательства). Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти,и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения. Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка. (Подробно методы государственного регулирования экономики будут рассмотрены в III разделе курса «Макроэкономика».) Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы и направления государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику до допущения его в очень широких масштабах. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства (табл. 3.2).
Таблица 3.2 Модели рыночных экономик
В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования.
Переходная экономика России
В течение 70 лет в России господствовала плановая (командная) экономика. Абсолютное преобладание государственной собственности, непосредственное, прямое регулирование экономики имели своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере. Однако со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные последствия планового функционирования экономики: • снижение эффективности производства; • преобладание экстенсивного типа развития; • невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса; • диспропорциональность развития народного хозяйства; • уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; • подрыв трудовой мотивации работников; • исключение предпринимательской инициативы; • постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит. Глубокий кризис, охвативший экономику России в середине 80-х годов, потребовал перехода к другой экономической системе – рыночной (смешанной) экономике. Для формирования эффективного рыночного хозяйства на месте планового необходимо: • осуществить разгосударствление экономики на основе приватизации, замены прямого директирования планирования экономики государственным регулированием; • провести либерализацию цен и хозяйственных связей, заменив плановое ценообразование рыночным, а вертикальные хозяйственные связи (министерство–предприятие) горизонтальными (предприятие–предприятие); • демонополизировать экономику и создать конкурентную среду – необходимое условие повышения эффективности производства; • осуществить структурную перестройку в пользу отраслей, производящих потребительские товары; • создать необходимую рыночную инфраструктуру; • обеспечить социальные гарантии гражданам и поддержку нетрудоспособным и социально уязвимым членам общества; • добиваться последовательной интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. Все эти преобразования – условие и предпосылка создания механизма рыночного регулирования в целях повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики. Отказ от ранее существовавшей экономической системы, ее реформирование привели к возникновению промежуточной экономической системы – переходной экономики, в которой административно-командные методы управления экономикой постепенно заменяются рыночными. Однако в ходе реорганизации плановой экономики неизбежно возникают негативные явления, среди которых наиболее болезненны: • инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни; • спад производства, связанный со структурной перестройкой (сокращение военного производства, тяжелой промышленности) и ограничением спроса как следствия роста цен; • появление в связи с сокращением производства безработицы; • снижение накоплений и инвестиционной активности предприятий, т.е. инвестиционный кризис; • ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созданы или не действуют в полной мере); • дифференциация доходов и как следствие этого нарастающее социальное расслоение. Таким образом, в переходной экономике к тем негативным процессам, которые были следствием планового ведения хозяйства добавляются новые отрицательные явления, ухудшая состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решать общество в переходный период. О состоянии российской экономики можно судить на основании следующих данных (табл. 3.3).
Таблица 3.3
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.01 с.) |