Метод сопоставимых рыночных цен и метод цены последующей реализации: общая характеристика. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод сопоставимых рыночных цен и метод цены последующей реализации: общая характеристика.



 

 

Статья 105.7 НК РФ. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) ФОИВ, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

 

Метод сопоставимых рыночных цен Метод цены и последующей реализации
Является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения. Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке. При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой. Один из методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Данный метод применяются только если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения. В то же время, в одном случае метод цены последующей реализации имеет приоритет перед всеми другими методами – если товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми. Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности. Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции: 1) подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); 2) смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФА:

Метод сопоставимых рыночных цен

Как указано в п. 3 ст. 105.17 НК РФ, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным.

Алгоритм применения указанного метода установлен статьей 15.9 НК РФ. Он используется для определения соответствия цены, примененной в сделке между взаимозависимыми лицами, рыночной цене:

- при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги);

- (и) при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

Критерии, по которым определяется сопоставимость сделок, установлены статьей 105.5 НК РФ.

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в определении соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен.

Определение интервала рыночных цен

Статьей 105.9 НК РФ установлены следующие правила определения минимального и максимального значений интервала рыночных цен:

(п. 2) При наличии информации только об одной сопоставимой сделке цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен только в случае, когда:

- коммерческие и (или) финансовые условия указанной сделки полностью сопоставимы с коммерческими и (или) финансовыми условиями анализируемой сделки;

- либо с помощью соответствующих корректировок обеспечена полная сопоставимость таких условий;

- (и) при условии, что продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой сделке не занимает доминирующего положения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). При этом оценка доминирующего положения осуществляется с учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" или с учетом положений соответствующего законодательства иностранных государств;

 

(п. 3) При наличии информации о нескольких сопоставимых сделках (в том числе совершенных налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком) интервал рыночных цен определяется в следующем порядке:

1) совокупность цен в сопоставляемых сделках упорядочивается по возрастанию; каждому значению цены, начиная с минимального, присваивается порядковый номер; каждому одинаковому значению присваивается свой порядковый номер;

2) минимальное значение интервала рыночных цен определяется в следующем порядке:

- суммируется число значений выборки;

- полученный результат делится на 4;

- если частное от деления:

а) является целым числом, то минимальное значение определяется как среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в выборке;

б) не является целым числом, то минимальным значением интервала рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу;

3) максимальное значение интервала рыночных цен определяется в следующем порядке:

- число значений цен в выборке умножается на 0,75;

- если полученное произведение:

а) является целым числом, то максимальным значением признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке;

б) не является целым числом, то максимальным значением интервала рыночных цен признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный сумме целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу.

Примечание.

· при наличии достаточного количества сопоставимых сделок, совершенных налогоплательщиком, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, при определении интервала рыночных цен не учитывается информация по прочим сделкам (пп. 1 п. 3 ст.105.9 НК РФ);

· (п. 5) При использовании биржевых котировок интервал рыночных цен определяется на основании цен сделок, зарегистрированных соответствующей биржей, на основе опубликованной либо полученной по запросу информации соответствующей биржи. Интервалом рыночных цен признается интервал между минимальной и максимальной ценой сделок, зарегистрированный биржей на дату их совершения;

· (п. 6) При использовании данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен могут признаваться соответственно опубликованные минимальное и максимальное значения цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени в сопоставимых условиях.

 

На заметку

Интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки (п. 4 ст. 105.9 НК РФ).

 

Признание цены рыночной

Если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, то для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене.

Если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, то для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальномузначению интервала рыночных цен.

Если цена, примененная в анализируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен, то для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальномузначению интервала рыночных цен.

 

Пример

Цена на товар в сделке между взаимозависимыми лицами (анализируемой сделке) установлена в размере 50 000 руб. за единицу товара.

Для определения интервала рыночных цен за анализируемый период выбраны сопоставляемые сделки, совершенные налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми. Предметом указанных сделок являются те же товары, что и в анализируемой сделке. Из сопоставляемых сделок составлена выборка в порядке возрастания цен. Каждое значение цены пронумеровано:

 

цена 45 000 55 000 60 000 60 000 60 000 70 000 70 000
№ п/п

 

Расчет минимального значения интервала рыночных цен:

- сумма числа значений выборки составляет 7;

- частное от деления 7 : 4 = 1,75 (дробное число);

- целая часть дробного числа – 1;

- значение цены, равное целой части дробного числа, увеличенной на единицу (№ 2) – 55 000 руб. (минимальное значение).

 

Расчет максимального значения интервала рыночных цен:

- произведение числа значений выборки на 0,75 – 7 х 0,75 = 5,25 (дробное число);

- порядковый номер значения цены, принимаемого за максимальное – 5 + 1 = 6;

- максимальное значение интервала рыночных цен (№ 6) – 70 000 руб.

 

Интервал рыночных цен: 55 000 руб. – 70 000 руб.

Цена в анализируемой сделке составляет 50 000 руб., что ниже минимального значения интервала цен (55 000 руб.). Следовательно, налоговая база по налогу на прибыль и НДС по анализируемой сделке подлежит пересчету исходя из цены 55 000 руб.

Пример

Цена на товар в сделке между взаимозависимыми лицами (анализируемой сделке) установлена в размере 48 000 руб. за единицу товара.

Составлена выборка из сопоставляемых сделок:

 

цена 45 000 45 000 50 000 50 000 60 000 70 000 70 000 70 000
№ п/п

 

Расчет минимального значения интервала рыночных цен:

- сумма числа значений выборки составляет 8;

- частное от деления 8 : 4 = 2 (целое число);

- среднее арифметическое значения цены № 2 и значения цены № 3 (2+1) – (45 000 + 50 000) / 2 = 47 500 руб.;

- минимальное значение интервала рыночных цен – 47 500 руб.

 

Расчет максимального значения интервала рыночных цен:

- произведение числа значений выборки на 0,75 – 8 х 0,75 = 6 (целое число);

- среднее арифметическое значения цены № 6 и значения цены № 7 (6+1) – (70 000 + 70 000) / 2 = 70 000 руб.;

- максимальное значение интервала рыночных цен – 70 000 руб.

Интервал рыночных цен составляет 47 500 руб. – 70 000 руб.

Цена товара в анализируемой сделке (48 000 руб.) попадает в интервал рыночных цен. Следовательно, она признается рыночной.

 

 

Метод цены последующей реализации – один из методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Эти методы применяются для целей налогообложения контролируемых сделок.

Из предусмотренных законодательством методов приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Другие методы, в том числе и метод цены последующей реализации, применяются только если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.7 НК РФ).

В то же время, в одном случае метод цены последующей реализации имеет приоритет перед всеми другими методами – если товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми. Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:
1) подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
2) смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Пример

Организация Б приобрела товар у взаимозависимой организации А. Приобретенный по сделке товар организация Б реализовала невзаимозависимому покупателю В.

В этом случае применяется Метод цены последующей реализации. Для того, чтобы определить рыночную цену контролируемой сделки между А и Б Валовая рентабельность сделки по реализации товара организацией Б (в пользу В) сравнивается с валовой рентабельностью сопоставимых организаций (по отношению к организации Б).

Если валовая рентабельность Б, находится в пределах рыночного интервала рентабельности, для целей налогообложения признается, что цена по сделке между А и Б соответствует рыночной цене (п. 4 ст. 105.10 НК РФ).

Если валовая рентабельность Б, меньше минимального значения рыночного интервала рентабельности, то для целей налогообложения цена между А и Б определяется исходя из фактической цены реализации товара от Б в пользу В, за вычетом валовой рентабельности, которая соответствует минимальному значению интервала рыночной рентабельности (п. 5 ст. 105.10 НК РФ).

Если валовая рентабельность Б превышает максимальное значение рыночного интервала рентабельности, то для целей налогообложения цена между А и Б определяется исходя из фактической цены реализации товара от Б в пользу В, за вычетом валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению интервала рыночной рентабельности (п. 5 ст. 105.10 НК РФ).

 

Подход Метода цены последующей реализации в том, что для того, чтобы определить рыночную цену сделки между взаимозависимыми организациями (А и Б), берется фактическая цена сделки по продаже перепродавцом по сделке (Б) товара не взаимозависимому лицу (В), из которой вычитается рыночная рентабельность.

Если исходить из того, что цена между Б и В рыночная, то вычитая из нее рыночную рентабельность, действительно определим рыночную цену между А и Б.

 

При методе цены последующей реализации применяется показатель Валовой рентабельности (ст. 105.8 НК РФ).

Валовая рентабельность = Валовая прибыль (стр. 2100 Отчета о финансовых результатах) : Выручка от продаж (без учета акцизов и НДС) (стр. 2110 Отчета о финансовых результатах)

 

Порядок определения интервала рентабельности установлен ст. 105.8 НК РФ. Сам по себе статистический расчет очень похож на таковой для метода сопоставимых рыночных цен. Только вместо рыночных цен сделок, в расчете указываются определенные значения рентабельности.

 

Последовательность действий при методе цены последующей реализации следующая:

1) Определяем валовую рентабельность сделки перепродавца (Б) исходя из фактически совершенных сделок по товарам, приобретенным по контролируемой сделке и реализованным независимому покупателю.

2) Находим организации, сопоставимые по отношению к перепродавцу (Б). Выборка таких организаций должна соответствовать требованиям ст. 105.8 (доля участия, отсутствие убытков и т.д.). Получаем бухгалтерскую отчетность по таким организациям.

Помимо данных по сопоставимым организациям могут использоваться данные по сопоставимым сделкам перепродавца с невзаимозависимыми покупателями.

3) Определяем интервал валовой рентабельности по сопоставимым организациям.

4) Сравниваем валовую рентабельность перепродавца (Б) с интервалом рыночной рентабельности по сопоставимым организациям.

В случае, если последующая реализация товара независимым лицам осуществляется по разным ценам, при определении интервала рентабельности в качестве цены последующей реализации товара используется средневзвешенная цена этого товара по всем таким сделкам (п. 3 ст. 105.10 НК РФ).

Результат сравнения рентабельности по сделке и рыночной рентабельности следующий (п. 4, 5 ст. 105.10 НК РФ):

Если валовая рентабельность лица, осуществляющего перепродажу, находится в пределах рыночного интервала рентабельности (определяется в порядке ст. 105.8 НК РФ), для целей налогообложения признается, что цена, по которой товар приобретен в контролируемой сделке, соответствует рыночной цене.

Если валовая рентабельность лица, осуществляющего перепродажу, меньше минимального значения рыночного интервала рентабельности (определяется в порядке ст. 105.8 НК РФ), для целей налогообложения принимается цена, примененная в контролируемой сделке, определяемая исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует минимальному значению интервала рентабельности.

Если валовая рентабельность лица, осуществляющего перепродажу, превышает максимальное значение рыночного интервала рентабельности (определяется в порядке ст. 105.8 НК РФ), для целей налогообложения принимается цена, примененная в контролируемой сделке, определяемая исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению интервала рентабельности.

Пример

Организация А реализовала товар взаимозависимой организации Б за 100 рублей. Организация Б реализовала этот товар компании, не связанной с группой за 150 рублей (валовая рентабельность 33.33% = 50 : 150).

Предположим, что рыночный интервал рентабельности сопоставимых сделок по перепродаже товаров составляет интервал от 20 до 22%.

Так как валовая рентабельность сделки Организации Б, превышает максимальное значение рыночного интервала рентабельности, то цена сделки по продаже товара Организацией А в пользу Б определяется как 150 – (150*22%) = 117 рублей.

Следует учитывать, что применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рентабельности производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (п. 7 ст. 105.10 НК РФ).

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.009 с.)