Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Отмеченные 5 групп отношений в целом и образуют предмет налогового права
Содержание книги
- Отмеченные 5 групп отношений в целом и образуют предмет налогового права
- Права и обязанности налоговых органов РФ
- Общие правила исполнения налоговой обязанности. Момент исполнения налоговой обязанности.
- Принудительное исполнение налоговой обязанности: взыскание налога, пеней, штрафа с налогоплательщика исключительно в судебном порядке.
- Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего и недееспособного физического лица.
- Основания и порядок предоставления инвестиционного налогового кредита; прекращение действия инвестиционного налогового кредита.
- Налоговая декларация: понятие, порядок предоставления, порядок внесения изменений и дополнений.
- Учет налогоплательщиков: основания и порядок постановки налогоплательщиков на учет; идентификационный номер налогоплательщика.
- Налоговый контроль: доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки, осмотр территорий (помещений) налогоплательщика.
- Выездная налоговая проверка: понятие, предмет, сроки и порядок проведения.
- Производство по делу о налоговом правонарушении (ст. 101 и ст. 101. 4 НК РФ): общая характеристика.
- Перечень взаимозависимых лиц
- Метод сопоставимых рыночных цен и метод цены последующей реализации: общая характеристика.
- Затратный метод и метод сопоставимой рентабельности: общая характеристика.
- Метод распределения прибыли: общая характеристика.
- Налоговое правонарушение и ответственность за его совершение: понятие, субъекты; общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения; Формы вины.
- Статья 114. Налоговые санкции
- Бюджетная система РФ: понятие, структура, характеристика.
- Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной или возмездной основах.
- Структура государственного долга s РФ, виды и срочность долговых обязательств s РФ. Прекращение долговых обязательств s РФ, выраженных в валюте РФ, и их списание с государственного долга s РФ.
- Государственная долговая книга РФ, Государственная долговая книга s РФ, муниципальная долговая книга.
- Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности s РФ.
- Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
- Исходными макроэкономическими показателями бюджета являются: объем ввп на очередной финансовый год и темп его роста, уровень инфляции (темп роста цен).
- Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение – неотъемлемый элемент бюджетного процесса.
- Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов с применением специфических форм и методов его организации.
Признаки налоговых отношений:
- налоговые отношения направлены на распределение между налогоплательщиками бремени публичных расходов. Государство для осуществления своих функций постоянно несет определенные расходы, для их финансирования требуются денежные средства. В качестве основного источника таких средств выступают взимаемые налоги и сборы. Таким образом, устанавливая налоги и сборы, государство фактически перераспределяет бремя публичных расходов на налогоплательщиков. Посредством введения налогов и их взимания государство перелагает выполнение своих внутренних и внешних функций на налогоплательщиков
- налоговые отношения носят организационно-имущественный характер. Имущественная составляющая проявляется в том, что в центре любой из перечисленных групп налоговых отношений находится налог. Организационная составляющая заключается в том, что все возникающие налоговые отношения строго упорядочены, как по процедуре своего возникновения, так и по участвующих в них субъектах. Все отношения в конечном итоге направлены на получение налога (денежных средств). Выстраивание в строго определенной иерархии, нет места договорным началам.
- обязательными участниками налоговых отношений являются публичные и частные субъекты. Публичные субъекты: налоговые органы, ОГВ и ОМС и публично территориальные образования. К числу частных субъектов относятся – налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.
- налоговые отношения всегда существуют в правовой форме. В основе своей направлены на прекращение частной собственности на денежные средства и возникновении в отношении них публичной собственности. Поскольку право собственности является одним из важнейших конституционных прав, требуется максимальная гарантия законных интересов налогоплательщика в ходе налоговых отношений. Не допустимы произвольные действия в отношении налогоплательщика, произвольное изъятие денежных средств, выполнение действий, не предусмотренных налоговым законом.
налоговые отношения основаны на принципах всеобщности, равенства и соразмерности. Метод налогового права – императивный.
Черты:
- ограничение автономии воли субъекта. Целью налоговых отношений является сбор обязательных фискальных платежей (налоги и сбор). Как следствие отношения должны быть построены таким образом, чтобы у налогоплательщика либо у иных субъектов, вовлеченных в отношения, была сведена к минимуму возможность к усмотрению при совершении тех или иных действий. Ограничение автономии воли предполагает наиболее полное последовательное закрепление в законе норм, регламентирующих порядок действий при исполнении налоговой обязанности и в иных видах налоговых отношений.
- при регулировании налоговых отношений сочетаются обще дозволительный тип правового регулирования и разрешительный тип. Обще дозволительный тип реализуется в отношении частных субъектов – налогоплательщики налоговые агенты плательщики сборов. Закон содержит открытый перечень прав, которые они могут реализовать в отношениях из чего следует возможность совершения таких действий, которые хотя прямо и не предусмотрены законом, но в конечном итоге направлены на надлежащее исполнение налоговой обязанности. Разрешительный тип реализуется в отношении публичных субъектов налогового права (налоговые органы, иные ОГВ и ОМС, публично территориальные образования). В отношении данных субъектов компетенция прямо оговорена законом, выход за ее пределы является нарушением.
- юридическое неравенство субъектов, вовлеченных в отношения. Несмотря на то, что закон прямо не устанавливает подчиненность налогоплательщиков налоговым органам, фактически в складывающихся отношениях публичные субъекты имеют формальный приоритет над субъектами частными, в этом проявляется их неравенство.
- для налоговых отношений характерно установление большого числа позитивных обязываний (встречных обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков).
Система налогового права:
- Общая часть - регламентирует вопросы в равной степени важные для отношений по взиманию любого налога, установленного особенной частью (понятие и виды субъектов налогового права, понятие налога и сбор, понятие и виды элементов налогообложения, понятие виды налогового контроля, порядок осуществления мероприятий налогового контроля, порядок исполнения налоговой обязанности, понятие налоговой ответственности основание и процедура привлечения)
- Особенная часть посвящена регулирования отдельных налогов и сборов, взимаемых в РФ.
Принципы налогового права.
При регулировании налоговых отношений применяются межотраслевые принципы правового регулирования, характерные для иных отраслей права РФ (принцип законности, федерализма). Кроме этого особое значение приобретают отраслевые принципы налогового права.
- Принцип равенства и всеобщности при регулировании налоговых отношений (см. признаки). Равенство – равное налогообложение тогда, когда к налогоплательщикам с разной первоначальной эк базой идентично применяются налоговые нормы.
Всеобщность – наложение обязанности по уплате налога на максимальное число налогоплательщиков с минимумом изъятий, + запрет дискриминации по к-л признаку. + Соразмерность налога, подлежащего уплате, экономической базе, возникающей у налогоплательщика. Взимаемая сумма налога должна быть соразмерна экономическому благу, полученному налогоплательщиком. Запрещено налогообложение, подавляющее экономическую деятельность субъекта.
- Экономическая обоснованность налога. Налоги и сборы, устанавливаемые в РФ, должны иметь обязательное экономическое основание. Экономическое основание – некая заранее проанализированная деятельности налогоплательщика, к-л виды доходов и тд, возникновение которых, по мнению законодателя, может принести экономический положительный эффект. Применяемые в государстве фискальные платежи не могут быть произвольными. При установлении налога или сбора законодатель в каждом случае должен определиться с вопросом о том, в отношении какого экономического блага производится налогообложение (налог на доходы физических лиц НДФЛ – в связи с получением налогоплательщиком дохода в натуральной денежной форме, земельный налог – в связи с возможностью использования земли и извлечение полезных свойств от такого использования, налог на имущество – обложение налогом в связи с возможностью использования имущества в его личных целях).
- Недопустимость установления налогов и сборов, ограничивающие конституционные права и свободы граждан; подрывающие единое экономическое пространство РФ. НК РФ запрещает введение фискальных платежей, которые создают экономические приоритеты для того или иного субъекта РФ.
- Принцип законодательного порядка установления и введения в действие налогов и сборов. Это является прямым следствием ст.57 К РФ устанавливающей обязанность каждого субъекта платить установленные законом налоги и сборы. НК РФ предусматривает, что установление и введение в действие новых налогов и сборов, а равно изменение уже существующих является исключительным полномочием законодательной ветви власти. Это связано с тем, что при установлении налога идет речь об ограничении права частной собственности на денежные средства в связи с чем, такое ограничение возможно только в форме закона. Кроме того, для легитимности установленных налогов и сборов традиционно требуется народное волеизъявление на их установление. Этого можно добиться посредством голосования в парламенте. Подобный подход применяется в большинстве развитых стран мира.
- Обязательное определение в законе всех элементов налогообложения. В НП применяется специальная конструкция - элементы налогообложения. Для единообразного описания всех налогов и сборов закон требует определения в отношении них элементов: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отдельно определяются налоговые льготы и налогоплательщики. Все неустранимые сомнения в законодательном акте толкуются в пользу налогоплательщика
Принцип (проблема) добросовестности при участии в налоговых отношениях. В отличие от ГП, где презумпция добросовестности участников гражданского оборота, а также недопустимости злоупотребления своими правами закреплена в ГК (ст.10), в налоговом праве соответствующих норм нет.
|