Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выездная налоговая проверка: понятие, предмет, сроки и порядок проведения.

Поиск

 

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

 

Для ФЛ Для ЮЛ
Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них ФЛ. Соответственно, в отсутствие такого согласия ВНП, будет проводиться по месту нахождения налогового органа. В случае, если налогоплательщик - ФЛ препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2-х месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. ВНП в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.

 

ВНП проводится в течение 2 месяцев.

Самостоятельная ВНП филиала или представительства - в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

· налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

· на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

· не были представлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов и др.

 

Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения ВНП не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

· в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

· в связи с необходимостью проведения экспертизы;

· перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих ВНП, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной ВНП. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

Периодичность проведения ВНП: в течение календарного года отношении налогоплательщика не мб проведено более 2 ВНП (общее правило). По мотивированному решению начальника ФНС можно провести более 2 проверок в рамках календарного года.

 

ФОРМА АКТА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

По результатам ВНП в течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства ФЛ и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

 

ПРОЦЕДУРЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ

· Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ) - проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

· Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ) - налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

· Истребование документов (информации)(ст. 93, 93.1 НК РФ) - должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

· Выемка (ст. 94 НК РФ) - производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.

· Экспертиза (ст. 95 НК РФ) - в необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

· Допрос (ст. 90 НК РФ) - в необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

· Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ) - налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

· Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ) - если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

· Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) - в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

 

Участие органов внутренних дел в налоговых проверках: основания, полномочия, проблема использования в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий ОВД.

 

По общему правилу, установленному ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов.

Вместе с тем, на практике распространены случаи, когда к осуществлению такого контроля привлекаются ОВД в лице сотрудников полиции.

Между тем, возможность участия сотрудников полиции при проведении выездной налоговой проверки прямо предусмотрена ст. 36 НК РФ и ст. 13 ФЗ «О полиции». При этом полицейские наделены правом получать сведения, составляющие налоговую тайну.

Полномочия сотрудников ОВД на участие в мероприятиях налогового контроля ограничены лишь выездными налоговыми проверками. Участвовать в камеральных проверках сотрудники полиции не вправе.

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных проверок регулируется Инструкцией, утвержденной совместным Приказом ФНС России и МВД России от 30.06.2009 г. N 495 (далее - Инструкция).

Из указанного документа следует, что привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговики могут как с начала налоговой проверки, так и после назначения таковой.

Однако во всех случаях привлечение полицейских к проведению налоговой проверки должно быть основано на мотивированном запросе налогового органа, а представители ОВД должны быть включены ИФНС в состав проверяющих и указаны в решении о проведении проверки.

В противном случае, правомерность участия сотрудников полиции в налоговой проверке, может быть оспорена в суде.

Основания для проведения совместной проверки перечислены в п. 8 упомянутой Инструкции. К их числу относятся:

- наличие у налоговиков необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;

- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые налоговикам направили ОВД;

- необходимость участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

- необходимость в оказании помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.

При этом представители ФНС выделили три случая, когда использовать полномочия полицейских налоговым инспекторам следует в обязательном порядке.

1) привлекать сотрудников ОВД налоговики обязаны при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению НДС либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.

2) сопровождать инспекторов при проведении проверки полицейские должны при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения налоговых преступлений.

Особо ФНС обращает внимание на необходимость привлечения к проверке полицейский в случаях, когда налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.).

Участие полиции в проверке с большой долей вероятности повлечет обнаружение в ходе проведения предпроверочного анализа или при самой проверке в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок».

3) когда налоговым органам предписано организовывать совместные проверки с сотрудниками ОВД, - выявление признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Главной особенностью совместных ревизий налоговиков и правоохранителей является то, что при их проведении последние в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом N 3, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. п. 5, 13 Инструкции).

В частности, на основании предварительной судебной санкции сотрудники полиции могут проверять почту (в том числе и электронную) и прослушивать телефонные переговоры.

Таким образом, привлечение сотрудников полиции к проведению налоговой проверки существенно расширяет возможности и набор методов контроля за уплатой налогов.

В целом же совместная выездная проверка проводится и оформляется в том же порядке, что и обычная.

Отличием в оформлении результатов проверки является лишь то, что акт по итогам таковой составляется в 3-х экземплярах и подписывается участвовавшим в проверке сотрудником органов внутренних дел.

Таким образом, участие в проведении налоговой проверки сотрудников ОВД, само по себе не свидетельствует о возбуждении УД, либо о том, что такое дело будет возбуждено. Данное обстоятельство также не приводит к необходимости совершения каких-либо специальных действий со стороны налогоплательщика, за исключением тех, которые он вправе или обязан совершить в ходе налоговой проверки (статьи 21, 23 НК РФ).

Как показывает практика, несмотря на больший, по сравнению с обычными проверками, объем материалов совместных проверок, их результаты также могут быть успешно обжалованы в судебном порядке.

 

47. Акт налоговой проверки: понятие, значение, содержание, сроки составления и вручения налогоплательщику.

 

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ – письменный документ, составленный по установленной форме для оформления результатов выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, или их представителями (ст. 100 НК РФ). Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. Если указанные лица уклоняются от получения А.н.п., то это обстоятельство должно быть отражено в акте.

В А.н.п. должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Форма и требования к составлению А.н.п. установлены МНС РФ в Инструкции от 31.03.1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов».

Документ описательного характера. Акт нужен для того, чтобы описать и зафиксировать порядок проводимой проверки, последовательность действий, а также записать выявленные нарушения (хода и результатов проверки). Сопоставим с протоколом по КоАПу.

Самостоятельно не обжалуется, т.к. акт сам по себе не нарушает права и интересы и не порождает ПиО

Содержание акта:

· Сведения об основаниях проведения проверки (ссылка на решение, которым назначена проверка, лица, ее проводящие)

· Сведения об объеме проводимой проверки (какие налоги проверялись, за какой период)

· Описание проводимых контрольных мероприятий в рамках проверки (указание на случаи истребования документов, выемка документов, допрос свидетелей и тд)

· Описание выявленных налоговых правонарушений (все элементы состава в идеале дб описаны)

· Предложения проверяющих лиц (начальник принимает решение привлекать или нет). Уплатить пени, уплатить налог, также мб неналогового характера – привести в соответствие документы, мб предложение привлечь по КоАПу.

Подписывается всеми проверяющими лицами (в тч и сотрудниками правоохранительного органа, если привлекались) Акт в течение 5 дней после составление обязательно вручается налогоплательщику. К акту, подлежащему вручению налогоплательщику, обязательно прилагаются все доказательства, полученные в ходе проверки. Невручение – основание для отмены всей проверки. Вручается лично под расписку налогоплательщику или представителю, если невозможно – по почте заказным письмом, в течение 6 дней считается полученным.

В течение 15 дней (рабочих) со дня получения акта налогоплательщик в праве предоставить в инспекцию письменные пояснения с приложением любых необходимых документов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.009 с.)