Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения



(Слайд) Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика. Они проводятся по местонахождению налогового органа. Для выполнения проверки налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по уплачиваемым налогам, а также бухгалтерскую отчетность (формы 1-6).

Камеральная налоговая проверка осуществляется без специального разрешения руководителя налогового органа только в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком всех необходимых документов.

(Слайд) При камеральной проверке налоговые органы изучают:

· правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства;

· правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.

При проведении проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации. В случае обнаружения неточностей, неясностей и противоречий налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения. Налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся, в частности, до выездной налоговой проверки.

На сумму доплат по налогам, которая выявляется в результате камеральной налоговой проверки, налоговые органы предъявляют требования об уплате налога.

(Слайд) На сегодняшний день камеральные проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов:

1) камеральная проверка – наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;

2) данным видом налогового контроля можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы (выездными проверками – 20-25%), при этом каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный – один раз в месяц;

3) камеральные проверки включают анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.

(Слайд) Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной и подлежащей перечислению в бюджет сумме налога.

Налоговая декларация должна содержать ряд сведений, перечисленных в таблице 2.

Таблица 2

Данные налоговой декларации

Для юридических лиц Для физических лиц
Название организации ИНН налогоплательщика При необходимости коды по ОКОНХ, ОКПО, КПП Фамилия ответственного исполнителя Контактные телефоны Фамилия, имя, отчество; ИНН налогоплательщика Адрес, индекс и место жительства Паспортные данные Данные, относящиеся к расчету налога
Данные, относящиеся к расчету налога Подпись руководителя и главного бухгалтера Печать организации Другие документы, подтверждающие сведения, отраженные в налоговой декларации

 

(Слайд) Налоговая декларация предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по каждому из налогов, подлежащему уплате. Способы представления налоговой декларации названы в таблице 3.

Таблица 3

Способы представления налоговой декларации

Способ представления Подтверждение сдачи представления
Лично Налоговый орган обязан поставить отметку о приеме на каждой налоговой декларации
Через своего представителя
По почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения Налоговая декларация считается поданной в день отправки, что подтверждается почтовой квитанцией
По телекоммуникационным каналам связи Налоговый орган передает подтверждение о получении налоговой декларации в электронном виде

 

(Слайд) НК РФ предусмотрены случаи, при которых внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, если такое изменение проведено:

· до окончания срока подачи декларации;

· после окончания срока подачи декларации, но до окончания срока уплаты налога;

· после всех перечисленных сроков, но до выездной налоговой проверки.

 

4.5. (Слайд) Выездная налоговая проверка: цели, методы проведения

Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.

Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

(Слайд) Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В данном решении должны быть отражены:

· фамилии, имена, отчества, должности, классный чин лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку;

· фамилия, имя, отчество, должность и классный чин лица, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки;

· ИНН налогоплательщика;

· проверяемые периоды;

· вопросы проверки (виды налогов, по которым выполняется проверка).

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит основанием, чтобы не допустить представителей налоговых органов к проверке.

(Слайд) Запрещаются повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.

При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.

(Слайд) При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа:

· Могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для данной формы налогового контроля. Не могут привлекать в качестве свидетелей несовершеннолетних лиц и лиц, неспособных в силу своих физических либо психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля;

· Имеют право доступа на территории и в помещения, используемые налогоплательщиком для получения дохода, с предъявлением служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа в эти помещения (на территории) составляется акт, в котором определяются суммы налогов, подлежащих уплате, на основе оценки имеющихся сведений о налогоплательщике или по аналогии;

· Могут осматривать помещения, территории и документы, принадлежащие налогоплательщику, в присутствии понятых и самого налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки составляется справка, а затем акт, которые вручаются налогоплательщику либо его представителю.

(Слайд) При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления.

Кроме этого, при наличии достаточных оснований полагать, что документы могут быть сокрыты, изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов на основании специального постановления руководителя налогового органа. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа в помещение, где находятся подлежащие выемке документы, должностные лица имеют право войти туда сами.

Если при выездной налоговой проверке потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, они могут привлечь экспертов, других специалистов и переводчиков.

(Слайд) По результатам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются:

· общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам, за какой период и в какой организации выполнялась выездная налоговая проверка, а также данные об организации – юридический адрес, виды деятельности, состав учредителей и т.д.);

· налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки, со ссылками на статьи НК РФ (все факты налоговых правонарушений должны быть документально подтверждены);

· выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с результатами выездной налоговой проверки, то он имеет право в двухнедельный срок с момента получения акта направить письмо о своем несогласии в налоговый орган. Разногласия фиксируются в произвольной форме, однако они должны быть документально подтвержденными и обоснованными.

(Слайд) В течение установленного НК РФ срока разногласия должны быть рассмотрены налоговым органом и по ним должно быть вынесено решение:

· о привлечении налогоплательщика к ответственности;

· об отказе в привлечении к налоговой ответственности;

· о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

(Слайд) Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и (или) суд. Организации и индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, – в суд общей юрисдикции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.069 с.)