Основы законодательства о налогах и сборах в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы законодательства о налогах и сборах в РФ



(Слайд) Законодательство РФ о налогах и сборах включает:

· Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

· законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

· нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. (Слайд) Часть первая (общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает:

Ø налоговую систему РФ,

Ø основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов,

Ø виды налогов и сборов,

Ø порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков,

Ø формы и методы налогового контроля,

Ø ответственность за налоговые нарушения,

Ø порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов,

Ø методы взимания налогов и т.д.

(Слайд) Действующее налоговое законодательство:

· не допускает установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ); дискриминационного характера и применения в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ.

Согласно НК, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кодекс запрещает вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

(Слайд) Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость – около 36%, таможенные платежи – около 23%, акцизы – 22%, налог на прибыль – 9%, налог на доходы физических лиц – 6,3% и т.д.).

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

(Слайд) Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

(Слайд) Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

(Слайд) Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

 

Состав, функции, права и обязанности

Налоговых органов

(Слайд) Налоговые органы (Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства) обеспечивают эффективное функционирование налоговой системы РФ.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику. Структура налоговых органов представлена на схеме (рис.1).

 

Рисунок 1 – Структура налоговых органов

 

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

(Слайд) Основные функции ФНС России заключаются в контроле и надзоре:

· за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

· за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

· за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

· за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;

· за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

· государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

· представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

(Слайд) ФНС России находится в ведении Минфина России и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

Особенностью структуры налоговых органов являются межрегиональные и межрайонные инспекции, которые строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

(Слайд) Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

· для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

· для контроля соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;

· для проведения налоговых проверок.

(Слайд 88) Можно выделить два вида инспекций ФНС межрайонного уровня:

· контролирующих территорию не одного, а нескольких административных районов;

· осуществляющих налоговый контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне.

(Слайд) Налоговые органы имеют право:

· требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

· проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);

· приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ;

· производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

· осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества и т.п.

(Слайд) Налоговые органы обязаны:

· соблюдать законодательство о налогах и сборах;

· осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах;

· вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), КПП (код причины постановки на учет), своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;

· проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);

· осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);

· соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике – его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.013 с.)