Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль экономического блага в формировании экономических отношений. Регулирование денежной массы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «товар» определяется как какое-то благо, причем восприятие структуры этого блага расширялось со временем. Так, первоначально товары рассматривались только как материальные блага, затем стали включаться материальные услуги, нынче мы включаем также понятие нематериальных услуг (например, консультационные услуги). Кроме того, в понятие «товар» раньше включали только результаты человеческого труда, сегодня включаются и даровые блага природы. Таким образом, современная трактовка «блага» включает всякую вещь, услугу, если они дают полезный эффект, т. е. удовлетворяют какие-либо потребности. Классическая экономическая наука подразделяет блага на материальные и нематериальные, современная расширяет классификацию, выделяя понятия экономические и неэкономические блага. Экономическое благо - редкое, ограниченное благо. Неэкономические блага - общедоступные, которые имеются в природе в неограниченном количестве (например, воздух, солнце). Отметим, что понятие неэкономического блага весьма условно. Так, вода в отдельных случаях неэкономическое благо, в других — экономическое (например, на территориях, испытывающих нехватку воды). Кроме того, товары могут отличаться по характеру потребления: Товары, поступающие в индивидуальное потребление - чистые блага, а поступающие в коллективное (общественное) потребление - общественные блага. Эти товары отличают два свойства: несоперничество в потреблении (увеличение числа потребителей не снижает их полезости для каждого) и неисключаемость (все граждане общества могут пользоваться этим благом). В свою очередь общественные блага подразделяются на: - абсолютно общественные — пользуются все члены данного общества вне зависимости от индивидуального спроса (дамбы, ПРО); - клубные — товары, которые потребляются в определенных пределах (самолет, экскурсионная группа), — несоперничество приобретает границы; - частично общественные — группа товаров, которые обладают принципом исключаемости, но имеют для общества особую значимость, их потребление имеет индивидуальный и коллективный характер, а процесс использования приносит пользу отдельному индивидууму и обществу в целом, - пенсионная система, здравоохранение, спорт. Неспецифическим товаром, который не имеет вещественной формы, является услуга. Услуги могут иметь материальную и духовную формы. Перевозки, строительство — матеральные; услуги врача, учителя, актера — нематериальные. В отличие от товара, услуга не может быть накоплена. Товар — экономическое благо, произведенное для обмена. Товар имеет две основных характеристики — потребительскую и меновую стоимость. Потребительская стоимость — способность удовлетворять ту или иную потребность человека. Потребительская стоимость не зависит от количества труда, многие товары удовлетворяют не одну, а несколько потребностей. Ценность продукта - субъективно воспринимаемая клиентом полезность товара. 4 уровня ценности: 1) основное назначение – представляет категориальное назначение продукта; 2) реальное исполнение – ценность, заложенная в уникальных особенностях, дизайне, упаковке, эффективности и надежности; 3) сопровождающие услуги – ценность, создаваемая послепродажным обслуживанием, обновлением, консультациями; 4) нематриальные атрибуты фирмы и продукта – ценность связанная с имиджем фирмы, бренда [16]. По теории предельной полезности цену товара определяет то, насколько он полезен (необходим). Чем товар привлекательней — желаннее — тем он будет дороже. Но тут мы наблюдаем знаменитый «Парадокс Смита» - почему вода (столь необходимая) стоит дешево, а алмазы — дорого? Теория субъективной полезности расширила теорию предельной полезности. Она рассматривает два вида полезности: общую/абстрактную/родовую (способность удовлетворить общие потребности человечества) и конкретную/субъективную (субъективную оценку товара данным потребителем). Основная задача — определить факторы, которые влияют на субъективную полезность. Субъективная предельная полезность зависит от двух факторов: от ограниченности товара и от степени удовлетворения потребности в этом товаре. Это может объяснить парадокс Смита — конечно общая полезность воды выше, чем полезность алмазов, но субъективная полезность значительно ниже. Но мы понимаем, что цены на рынке не могут формироваться исключительно основываясь на субъективном мнении потребителя, так как есть мнения продавцов, которые не желают продавать товар ниже себестоимости. Поэтому рассмотрим понятие меновой стоимости. Меновая стоимость — способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар (в данном случае и деньги — товар). Таким образом, товар — единство потребительской и меновой стоимости, а стоимость (экономическая ценность товара) — единство полезности блага и затрат на его производство. Главный признак большинства видов продукции состоит в том, что они имеют ограниченный период спроса. Для любого производственного предприятия чрезвычайно важно знать период, в течение которого продукт может быть реализован на рынке, и факторы, которые оказывают влияние на его продолжительность. Любой продукт проходит в своем развитии различные стадии. Период времени между моментами возникновения и прекращения использования продукта принято называть его жизненным циклом. Несмотря на большое разнообразие форм и видов продуктов, определенные фазы их жизненного цикла являются общими и включают: • создание; • освоение; • рост; • зрелость; • старение [15, 28]. Особым товаром можно считать и деньги, товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Именно деньги — форма выражения меновой стоимости любого товара. Главная особенность — способность к сбыту (ликвидность) — наиболее легкореализуемый товар. Способность к ликвидности не ограничена кругом лиц, так как деньги нужны всем и всегда, так как деньги можно поменять на другие деньги. В отличие от товара, на деньги нет моды, сезонного спроса, нет количественных ограничений (т.е. можно сбыть любой объем). Происхождение денег рассматривается с точки зрения двух основных концепций — рационалистической и эволюционно-исторической. Рационалистическая концепция: деньги появились в результате соглашения между людьми. Была выдвинута Аристотелем и существовала до XVIII в. Эволюционно-историческая концепция: деньги появились как длительный результат развития процесса обмена. Первоначально существовал обмен «товар на товар» (межплеменной бартерный обмен), со временем появлялся товар, отличавшийся большим спросом, следовательно более ликвидный (например, рабы, скот, табак, вино). Кстати, само понятие «капитал» происходит от латинского «скот». Со временем роль «посредников в обмене» закрепилась за слитками металлов — медь, бронза, железо, потом серебро и золото. Они могли легко сохраняться в агрессивной среде, миниатюрны, однородны, редки в природе. Первые монеты появились в Древней Греции (650 г. до н.э.) и в Китае. Чеканка монет в России датируется X-XI вв. - в период принятия и распространения христианства. Функции денег: 1. Мера стоимости. Субъекты рынка соизмеряют стоимости товара при помощи масштаба ценностей. 2. Средство обмена. Выступают в сфере обращения. 3. Средство накопления. Когда деньги исключаются из сферы обращения и находятся в сейфах и банках. 4. Средство платежа. Используются кредитные деньги. 5. Средство платежа в международных расчетах. Таким образом, выделяют три основные функции: средство накопления, обращения и меры стоимости. Виды современных денег. Самые первые — товарные деньги (золото, серебро), потом — символические (бумажные). Процесс ухода золота из обращения и прекращение выполнения им функции денег — демонетизация. Теперь устойчивость денег определяется не золотом, а их ограниченным количеством. Рационализация использования денежных средств (их ограниченность) усилила роль кредитных денег. Денежные теории эволюционировали. Сначала в центре внимания — происхождение и функции денег, сейчас — их количество. Первая денежная теория - металлическая теория денег (меркантилизм). Основная задача — накопление богатства, основной источник — торговля (положительный торговый баланс). Богатство отождествляли с золотом. Минусы такой теории - в ее ограниченности применения (не использовались деньги как производные). В XVII-XVIII вв: номиналистическая. Ценность денег определяется их номиналом (который гарантирует государство). Сущность акцентируется на правовом аспекте. В ХХ в: количественная теория. Меркантилисты утверждали что рост денег ведет к богатству, но теперь экономисты считают обратное: увеличение денег в обороте ведет к росту цен, следовательно нет роста богатства. Давид Юм определил, что «стоимость денег определяется их количеством находящимся в обороте». Постулаты количественной теории денег: 1. Причинность — цены зависят от количества денег. 2. Пропорциональность — изменение цены пропорционально количеству денег. 3. Универсальность — изменение количества денег изменяет цены на все товары. В 1930-е гг. новое направление количественной теории: кейнсианская теория регулируемой валюты — уровень денег может и должен регулироваться государством. В 1960-е гг. развивается монетаризм (М. Фридман) - рынок сам себя регулирует. Вмешательство государства должно быть минимальным — только затем, чтобы поддерживать стабильность денежной массы (рост — вызовет рост инфляции) [22]. Так как эмиссия денег является прерогативой государства, то рынок сам не может регулировать себя и задача управления денежной массой становится ключевой в финансовой политике. Закон денежного обращения: КД = Ц/СО, (1) где КД — количество денег; Ц - сумма цен всех товаров; СО - скорость оборота денежных единиц. То есть, количество денег завит от уровня цен и скорости их оборота. В реальной экономике действует следующая зависимость: КД = (Ц - К + ПО — ВП)/СО, (2) где КД — количество денег; Ц - сумма цен; К - товары в кредит; ПО - платежи к оплате; ВП - взаимопогашаемые платежи; СО - скорость оборота денежных единиц. Ирвинг Фишер предполагал, что покупательную силу денег определяют шесть факторов: М — количество денег в обращении; V – скорость обращения наличных денег; Р – средневзвешенный уровень цен; Q – количество товаров; M” - сумма банковских депозитов (то есть на счетах); V” - скорость обращения на счетах. Таким образом было сформулировано уравнение обмена: M*V + M”*V”= P*Q, (3) Количество денег, необходимое для обращения товаров M = P*Q\V. (4) Фридман предложил современный вариант уравнения обмена: M*V = PY, (5) где Y – реальный объем производства. Тогда, M = P*Y\V. (6) Таким образом, количество денег зависит от следующих факторов: · абсолютного уровня цен. Чем выше цены, тем более нужны деньги, тем спрос на них выше; · уровня реального производства. Рост производства повышает доходы, что требует больших денежных масс; · скорости обращения денег. Чем больше скорость, тем меньше новых денег нам надо.
Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению: 1. Определите условия возникновения товарного производства. Выделите основы пропорций обмена: трудовая теория стоимости, теория маржинализма, неоклассическое направление. 2. Проанализируйте основные этапы жизненного цикла товара. Рассмотрите возможные решения, принимаемые на отдельных этапах, направленные на поддержание и развитие продукта. 3. Рассмотрите понятие «потребность», «полезность» и «ценность товара». Что такое меновая и потребительная стоимость товара? 4. Выделите различия между категориями «товар», «благо», «услуга». Любой ли товар можно считать благом? 5. Ознакомьтесь с сущностью и типами денежных систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.008 с.) |