Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные денежные средства. Закон обмена.

Поиск

Деньги и кредиты являются одним из главных элементов любой экономики, особенно рыночной. Это объясняет, то огромное внимание, которое уделяется денежной и кредитной системам, в том числе, и в России. Денежная система- это форма организации денежного обращения в стране, то есть организация движения денег в наличной и безналичной формах. Важнейшими элементами денежной системы являются: Национальная денежная единица- мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены на товары и услуги (рубль, доллар, франк). Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы.

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение. Формы денег - декретивное платежное средство, принимающее форму всеобщего эквивалента. Валютный паритет - соотношение с другими валютами. Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение. Денежная масса и количество товаров в экономической системе должны находится в определенном соотношении равновесия между собой. Достижение этой цели зависит в определенной степени от выбора системы денежного обращения. Различают: Денежную систему с твердым обеспечением; Свободное денежное обращение. Переход к рыночной экономике потребовал формирования адекватной денежной системы, и, следовательно, новых правовых основ.

24.Кривая предложения, закон предложения.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения. Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке (количеством предлагаемого по данной цене товара) и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение. Кривая предложения графически отображает закон предложения, согласно которому чем выше цена, тем больше при прочих равных условиях величина предложения. Кривая предложения - линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение - сдвигу кривой предложения влево, Кривая предложения - графическое изображение зависимости между:- рыночными ценами на товары и услуги; и- количеством товаров и услуг, предлагаемых на рынке производители.Положительный наклон кривой предложения отражает тот факт, что повышение цены стимулирует дополнительное производство товаров и услуг. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.Шкала предложения - это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы

27.Неценовые факторы, влияющие на предложение.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:1 Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.2 Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.3 Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.4 Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится. К другим неценовым факторам предложения относят:1 Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.2 Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.Обратите внимание на то, что уровень влияния различных неценовых факторов на предложение сильно зависит от типа товара.

30.Эластичность по цене. Факторы, влияющие на эластичность предложения

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения. Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения .Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

33.Взаимосвязи конкуренции и монополии. Монополистическая конкуренция.

Монополия — это. рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.

Различают, три типа условий, при которых фирма становится монопольным поставщиком продукции на рынок.

Закрытая монополия — монополия, которая защищена от конкуренции юридическими законами, при этом фирма владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.

Естественная монополия — монополия, возникающая вследствие объективных причин: фирма владеет либо уникальной технологией производства продукта и ее средние издержки минимальны, либо уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия — монополия, возникающая вследствие выхода фирмы на рынок с новой продукцией. Она не обладает никакой специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может появиться конкурент.

Фирма-монополист находится в уникальном экономическом положении, так как она полностью контролирует объем выпуска продукции всей отрасли. Принимая решение о повышении цены на товар, она не боится потерять часть рынка, не беспокоится о конкурентах

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

36.Виды издержек и их классификация.

Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Различают издержки производства и издержки обращения. Производственные издержки - это издержки, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией произведенной продукции

Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема производства Общепринято на практике определение постоянных издержек как накладных расходов. Постоянные издержки связаны с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены.

Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска, как затраты на сырье, топливо, электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства.

Общие издержки- совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и переменных (зависящих от объема производства) затрат, издержек; полные издержки.

Средние издержки(АС) - это совокупные затраты на единицу продукций. Определяются путем деления совокупных издержек выпуска продукции на количество единиц продукции АС=SТС/Q

Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу или изменение совокупных затрат при изменении выпуска продукции: MC = ΔTC / ΔQ

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

39.Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах, взаимосвязь между ними. Трансакционные издержки производства.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей.

В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее предприятиями. Предприятие может изменить масштабы своих производственных мощностей; оно может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые предприятия могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть ее.

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Альтернативные издержки- это сравнительная выгодность принятия наилучшего решения. Эти издержки возникают из возможности выбора между теми или иными экономическими решениями.

42.Процент как доход на капитал. Процентная ставка. Факторы, определяющие процентную ставку.

Процент- это доход, который приносит капитал его владельцу. Обычно процент выступает в форме суммы денег, которую заемщик выплачивает кредитору за денежный капитал, предоставленный во временное пользование на установленный срок.

Ставка процента представляет собой отношение годовой суммы процента (i) к сумме капитала, предоставленного в кредит (К). Она имеет размерность %/год.

i ’ = i/K× 100%, где i ' — ставка процента (процентная ставка).

На уровень процентной ставки влияют также следующие факторы: Уровень инфляции в стране- чем больше уровень инфляции тем больший риск обесценивания своего капитала несет банк. Политика государственного регулирования в стране. Валовой внутренний продукт. Уровень занятости трудоспособного населения. Доходы населения. Общая экономическая ситуация в регионе. Уровень безработицы в регионе

45.Основные макроэкономические показатели.

Систему национальных счетов формируют следующие показатели:

валовой внутренний продукт (ВВП);

валовой национальный продукт (ВНП);

чистый внутренний продукт (ЧВП);

внутренний доход (ВД);

личный доход граждан (ЛД).

В настоящее время основным показателем национального производства в большинстве стран мира является ВВП.Валовой внутренний продукт выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.

Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:

по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;

по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;

по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости.

Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений, т.е. стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции:ЧВП = ВВП-А.

Внутренний доход (ВД) - это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента.

Для определения личного дохода (ЛД) из величины ВД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход.

Личный доход представляет собой весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов.

48.Экономический рост: сущность, показатели и факторы экономического роста

Экономический рост — это важнейшая макроэкономическая категория, являющаяся показателем не только абсолютного увеличения объемов общественного производства, но и способности экономической системы удовлетворять растущие потребности, повышать качество жизни. Именно поэтому экономический рост включается в число основных целей общества наряду с экономической свободой, экономической эффективностью и т.д.

Экономический рост как процесс характеризуется системой показателей, которые представляют собой сопоставление результатов производства во времени. Можно сравнивать национальный доход, валовой национальный продукт и т.д. Измерение делается, как правило, в процентах.

В экономической теории сложилось два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенной является понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. Экономисты выделяют быстрые темпы роста, замедленные, стабильные и нестабильные.

Экономический рост зависит от ряда факторов. Под факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называют те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

К прямым относятся факторы, непосредственно определяющие динамику совокупного производства и предложения: увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов, рост объема и улучшение качественного состава основного капитала, совершенствование технологии и организации производства, повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов, рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят факторы спроса и распределения: снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов.

Если применение косвенных факторов происходит в обратном порядке (увеличивается монополизация, растут налоги и т.п.), то экономический рост будет сдерживаться.

51.Безработица: сущность, причины и формы.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду, не получает работу, причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест.

В целом безработица обусловлена состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.

Основными показателями безработицы являются её уровень и продолжительность. Уровень безработицы измеряется как отношение официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Безработица может иметь следующие формы:

-Текучая или фрикционная безработица - отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства.

Структурная безработица - углубленная фрикционной безработицы, когда в стране происходят глобальные структурные перестройки.

Циклическая безработица- работники полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.

Добровольная безработица -в любом обществе есть прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать.

Скрытая безработица, или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске и т.д.

54.Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика Республики Казахстан.

Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности.

Потребительский кредит – предоставляется частным лицам на срок до 3–5 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования, а также разнообразных услуг.

Ипотечный кредит, предоставляется частным лицам на приобретение или строительство жилья (жилищный кредит).

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

57.Региональная политика. Методы и средства реализации региональной политики.

Р егиональная Политика - составная часть политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся законы стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путем компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства. Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края,провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития.Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.Методы проведения региональной политики Методы проведения региональной политики - - выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; - "реанимация" депрессивных районов, - "стимулирующая" политика, - "компенсирующая" политика.Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают: - прямую финансовая помощь; - займы на выгодных условиях и налоговые льготы; - создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры; - размещение государственных заказов; - политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения. Методы и формы реализации региональной экономической политики

60.Цели и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;

- обеспечение экономической безопасности страны;

- обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.

Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

- обострение конкурентной борьбы на мировом рынке; - дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;

2.Методы, применяемые для изучения экономических явлений.

Методы экономического исследования:

1.наблюдение и сбор фактов;

2.эксперимент;

3.моделирование;

4.научных абстракций;

5.анализа и синтеза;

6.системный комплексный подход;

7.индукции и дедукции;

8.исторический и логический;

9.графический.

Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).

Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).

Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).

Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).

Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.

Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала.

Функции экономической теории:

1.Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.

2.Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.

3.Образовательная.

4.Практическая (прикладная).

17.Формы общественного хозяйства

История общества свидетельствует, что на протяжении существования различных способов производства сохраняются некоторые общие формы экономической жизни, отражающие состояние производительных сил и производственных отношений с точки зрения общественного разделения и кооперации труда. Смена форм хозяйствования осуществляется медленно и по другим законам в сравнении со сменой способов производства.

Экономическая наука выделяет:

1) натуральную форму хозяйствования (производства) – продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителей, и предназначены для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Классическим вариантом является земледелие в сочетании с домашней промышленностью. Существовали различные виды натурального хозяйства: первобытная община, азиатская община, германская община (марка) и др.

2) товарное производство – такая организация производства, при которой результаты труда предназначены для обмена, экономические отношения между людьми проявляются через рынок. Общими основами товарного производства являются:

а) общественное разделение труда – необходимое, но недостаточной условие для существования товарного производства, т.к. при наличии общественного разделения товарного хозяйства может не быть. (Например, в пределах одной общины результаты труда принадлежали всей общине, и продукты потреблялись, не поступая в эквивалентный обмен);

б) экономическое обособление производителей друг от друга, при котором они имеют экономическую независимость и отчуждены друг от друга. Это обособление возникает объективно вследствие развития особенных форм разделения труда, сосуществования в множества производителей схожей продукции.

Товарное производство в сравнении с натуральным хозяйством в значительной мере способствует прогрессу производительных сил, производства и повышению его эффективности, так как основывается на общественном разделении труда, обеспечивает успешное внедрение научно-технического прогресса, товаропроизводители заинтересованы в результатах производства.

5.Основатели школы физиократов

Физиократы (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение - "политической экономией"

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.017 с.)