Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы расширенного воспроизводства.

Поиск

1.Экстенсивный – увеличение производства происходит за счет количественного увеличения факторов производства при сохранении их параметров. Производительность труда и эффективность средств производства остаются неизменными.

Отрицательные черты: приводит к техническому застою; затратный характер воспроизводства;

Положительные черты: более быстрое освоение природных ресурсов; сокращается безработица.

2.Интенсивный – масштабы производства возрастают за счет качественного совершенствования факторов производства при совершенствовании организационно-экономических отношений (разделение труда, специализация, кооперация).

Положительные черты: способствует возрастанию эффективности труда и его производительности; ликвидирует препятствия на пути увеличения объемов производства, связанные с ограниченностью природных ресурсов.

Экстенсивный и интенсивный типы не существуют в чистом виде. Выделяют преимущественно экстенсивный или преимущественно интенсивный тип воспроизводства.

3. Воспроизводство производственных отношений.

20. История возникновения и свойства денег

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Они стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру). На основе исследования фактического материала К. Маркс научно доказал, что «деньги – историческая категория, присущая товарному производству». К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:
- переход от натурального хозяйства к производству товаром и обмену товарами;
- имущественное обособление производителей товаров – собственников изготовляемой продукции.
До появления денег имел место натуральный обмен. Он носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с постепенным разделением труда, на базе крупного разделения труда – отделение ремесла от земледелия – сложилось товарное производство и регулярный обмен между частными собственниками. В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар – деньги. Развившись из товара, деньги продолжают оставаться товаром, но товаром особенным, всеобщим. Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, в котором выражается стоимость всех других товаров и при посредстве которого непрерывно совершается обмен продуктами труда между товаропроизводителями. Роль всеобщего эквивалента исторически закреплена за золотом.
Сущность денег как экономической категории проявляется в единстве трех свойств денег:- всеобщей непосредственной обмениваемости;- самостоятельной формы меновой стоимости;- внешней вещной меры труда.
Использование денег в форме всеобщей непосредственной обмениваемости означает возможность обмена денег на любые материальные ценности. Например, на товары, недвижимость, произведение искусства и др. Эта особенность денег становится заметной при сравнении с непосредственным обменом товаром (бартером). Однако, как известно, подобные возможности обмена ограничены рамками взаимной потребности и соблюдением требования эквивалентности таких операций. Только деньгам присуще свойство всеобщей непосредственной обмениваемости.

Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

Основные функции денег

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены. Денежная единица является эталоном для товаров.

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары.

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте.

Закон денежного обращения - обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.

Денежная реформа - радикальные преобразования в денежной системе страны с целью укрепления национальной валюты повышения стабилизации денежного обращения и эффективности экономики страны.

23.Кривая спроса, закон спроса.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают: индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта, рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Кривая спроса

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством его потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса[1].Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария.Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке[2]. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции. КРИВАЯ СПРОСА - представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количеством товара, которое могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос. Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос: доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, информация о товаре.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

26.Неценовые факторы, влияющие на спрос.

К неценовым факторам спроса принадлежат все обстоятельства, которые изменяют его, но которые не связаны с ценой на объект спроса. Основные неценовые факторы:

1. Изменение самих потребностей и вкусов потребителей. Потребности — это содержание спроса в натуре, в то время как платежеспособность носителя этих потребностей — ограничивающая форма спроса, детерминирующая его объем и структуру размером платежных средств и их динамикой. Понятно, что при изменении величины и состава потребностей может соответственно поменяться и спрос. Одни, потребности могут уменьшаться или совсем исчезать, а другие увеличиваться. Также появляются новые потребности, обусловленные возникновением новых благ и способов удовлетворения прежних запросов.

2. Изменение численности потребителей. Увеличение или уменьшение числа носителей "одной и той же потребности может привести к адекватным сдвигам в совокупном спросе. Например, увеличение рождаемости вызывает дополнительный опрос на все продукты, необходимые для детей и матерей, сокращение — снижает спрос на них.

3. Изменение денежных доходов. Повышение или понижение доходов различных субъектов соответствующим образом меняет их покупательную способность, т. е. потенциал их спроса на те объекты производственного или потребительского назначения, в которых они нуждаются. Так, изменение зарплаты, прибыли, ренты, процентных доходов, дивидендов при прочих равных условиях может привести к определенным сдвигам в спросе их получателей. В 90-е годы в СНГ доходы подавляющей части населения резко снизились, что подорвало внутренний совокупный спрос.

4. Расширение или сужение кредита. Изменение объемов ссуд сопровождается адекватной модификацией спроса, ибо дополняет собственные платежные средства заемными. Получив на известных условиях ссуду, заемщик использует ее для приобретения того, в чем он испытывает потребность. Это расширяет спрос, так как заемные ресурсы — это временно свободные средства тех, кто в данный период не находит им более приемлемого для себя использования, кроме передачи в ссуду заемщикам. Снижение размера кредита означает, что приемлемость заимствования сокращается для владельцев временно свободных средств, хотя это не всегда свидетельствует о том, что они нашли им применение в качестве средства платежа. Например, чрезмерно низкая ставка процента может вызвать уменьшение сбережений в виде вкладов в кредитные учреждения и покупки заемных бумаг, но к известному возрастанию сбережений в наличной форме у себя дома, поскольку они не желают или не могут по каким-либо причинам задействовать их в качестве покупательного средства. В СНГ в 90-е годы резко сократились объемы кредита из-за, прежде всего высоких ставок процента, сдерживающих заинтересованность заемщиков, и подрыва доверия потенциальных вкладчиков к финансовым структурам в связи с мошенничеством многих из них и их частым банкротством.

5. Изменение цен на сопряженные продукты. Хотя мы говорим о неценовых факторах спроса, но в качестве таковых могут выступать и сдвиги в ценах, если иметь в виду цены не на тот товар, о спросе на который идет речь, а цены на любой другой объект. Говоря об изменении цен на сопряженные товары, рассматривают два варианта:

а) изменение цен на товары-субституты (заменители). Когда определенная пара объектов купли-продажи состоит из взаимозаменяемых товаров (например, сливочное масло и маргарин, пальто и куртка, сапоги и др.), тогда между изменением цены на один из них и сдвигом в спросе на другой существует прямая зависимость. К примеру, если цена на куртки поднялась, то при прочих равных условиях возрастает спрос на такой их заменитель, как пальто и, наоборот, при снижении цены на куртки спрос на пальто уменьшится при неизменности других обстоятельств;

б) изменение цен на взаимодополняющие продукты. Определенные товары являются взаимодополняющими в том смысле, что использование одного вызывает применение другого (например, увеличение покупок автомобилей влечет к возрастанию спроса на бензин, машинное масло, автозапчасти, услуги автосервиса). При этом когда два товара являются взаимодополняющими, тогда между изменением цены на один из них и сдвигом в спросе на другой существует обратная связь. Так, если наблюдается существенный подъем цен на горюче-смазочные материалы, то он может при прочих равных условиях вызвать не только сокращение поездок и соответственно спроса на автозапчасти и автосервис, но и уменьшение покупок новых автомобилей, и наоборот.

Разумеется, зависимости между динамикой цен и сдвигами в спросе на сопряженные продукты реализуются при достаточно заметных изменениях в ценах и при неизменности всех остальных обстоятельств, ибо несущественные перемены в ценообразовании могут не сыграть никакой роли. Кроме того, нельзя думать, что все товары являются сопряженными: взаимозаменяемыми или взаимодополняющими.

6. Изменение потребительских ожиданий. Потребители имеют определенные прогнозы будущего состояния рынка. Если эти прогнозы преобладают в ожиданиях многих покупателей, то они могут детерминировать не только поведение отдельного из них, но и динамику совокупного спроса.

29.Эластичность спроса по цене

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Иными словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%.

Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены таким образом, чтобы его финансовое положение практически не ухудшилось.

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.

В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

Эластичность спроса по цене.

Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.

, где:

E(p)- эластичность спроса по цене;

d Qd (%)- процентное изменение спроса;

d P(%) - процентное изменение цены.

При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:

х 100%, где

Q2 и Q1- - конечный и начальный спрос;

, где

P2 и P1 - конечная и начальная цена.

Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

На графике спрос разной степени эластичности можно представить следующим образом:

Схема 20.

Эластичность спроса

 

Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.

2. Эластичность спроса по доходу.

Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.

, где

d Y (%) - процентное изменение дохода

Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

3. Перекрестная эластичность.

Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

, где

E (k) - перекрестная эластичность;

d Q1 (%) - процентное изменение спроса на один товар;

d P2 (%) - процентное изменение цены на другой товар.

С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

59.Международное разделение труда и конкурентоспособность страны.

Международное разделение труда- высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются. Международное разделение труда лежит в основе расширения торговли между странами, составляет объективную базу развития мирового рынка.

МРТ осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством экономии затрат общественного труда, выступает средством рационализации общественных производительных сил. Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность страны -это способность страны достичь и поддерживать высокие темпы экономического роста, выражающиеся в постоянном приросте уровня ВВП на душу населения. То есть это то, каким образом нации создают и поддерживают среду, обеспечивающую конкурентоспособность своих экономических агентов. В конечном счете, высокая КС приводит к высокому уровню и качеству жизни населения.

32.Теория монополий. Монополистические объединения и их классификация.

Монополия — это. рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.

Различают, три типа условий, при которых фирма становится монопольным поставщиком продукции на рынок.

Закрытая монополия — монополия, которая защищена от конкуренции юридическими законами, при этом фирма владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.

Естественная монополия — монополия, возникающая вследствие объективных причин: фирма владеет либо уникальной технологией производства продукта и ее средние издержки минимальны, либо уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия — монополия, возникающая вследствие выхода фирмы на рынок с новой продукцией. Она не обладает никакой специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может появиться конкурент.

Фирма-монополист находится в уникальном экономическом положении, так как она полностью контролирует объем выпуска продукции всей отрасли. Принимая решение о повышении цены на товар, она не боится потерять часть рынка, не беспокоится о конкурентах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.231 (0.012 с.)