Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на равновесие рынкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Спрос — это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей. Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за определенный период. Причем важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется поведением покупателя, в то время как объем покупки — и покупателями, и продавцами совместно. Среди факторов, влияющих на спрос выделяют количество покупателей, их доходы, прогнозы развития рынка, мода, реклама и т. д. Однако при принятии решении о покупке потребитель соизмеряет свой уровень дохода и цену на товар. Таким образом, 2 главных фактора, влияющих на спрос — цена и уровень дохода. Связь между ценой и объемом спроса может быть представлена шкалой спроса на товар, которая показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен, и кривой спроса, отражающей зависимость между ценой на товар и объемом спроса. Кривая спроса в общем виде представлена на рис. 4, и отражает закон спроса - «Повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот». Вместе с тем, не всегда существует прямая зависимость между изменениями цены и спроса. Это объясняется эластичностью спроса. Эластичность спроса по цене (Еd) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса D, если его цена Р изменится на 1 %. Если Еd>1, то спрос эластичный (выручка возрастает быстрее, чем снижается цена), если Еd<1, то спрос не эластичный. Если темпы изменения выручки равны темпам изменения цены, то эластичность спроса по цене равна 1 [5]. Еd = % изменения D / % изменения P. (7)
Рис. 4. Кривая спроса. Кривая спроса D имеет в общем случае наклонный вид
Понятие «предложение» также является обобщающим термином, характеризующим поведение фактических и потенциальных продавцов товара на рынке. Объем предложения — идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество товара. Также следует различать понятия объем продаж (формируется в результате взаимодействия покупателя и продавца) и объем предложения (определяется продавцами). Предложение зависит от множества факторов: количество продавцов, уровень производства, налоги, оценка будущего отрасли и т. д. Однако и в этом случае объем предложения зависит от цены (наценки). Если наценка высокая то производители будут стремиться увеличить предложение, если низкая — то производитель стремится сократить предложение товара. Кривая предложения также, как и кривая спроса, позволяет графически изобразить зависимость между ценой на товар и объемом предложения (рис.5). Объем предложения увеличивается при повышении цены и уменьшается при снижении цены на товар («закон предложения»). Как и спрос, предложение может быть эластичным, не эластичным или единичным. Эластичность предложения по цене Es характеризует степень изменения объема предложения S от изменения цены P [5]. Es= % изм-ния S / % изм-ния P. (8)
Рис.5. Кривая предложения. Кривая предложения S имеет в общем случае восходящий вид
Однако, на рынке спрос и предложение находятся во взаимодействии, которое приводит к формированию рыночного равновесия и определению реальной цены и фактического объема покупок. Графически ситуация равновесия представлена на рис. 6. Равновесная цена — цена, при которой, объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом. Однако бывают парадоксальные ситуации когда спрос и предложение не пересекаются: в 1992 г. рост цен на все товары привел к сокращению предложения — кризис неплатежей. Кроме того, рынок не сразу приходит в положение равновесия. Возможны ситуации в которых предложение превышает спрос или наоборот (рис.7). В первом случае, цена будет иметь тенденцию к понижению, так как на рынке будет переизбыток товаров. В случае, когда спрос превышает предложение, наблюдается рост цен, вызванный неудовлетворенным спросом на товары.
Рис. 6. Спрос, предложение и равновесие. Точка равновесия Е — образуется при пересечении кривой спроса и кривой предложения и определяет равновесную цену P и равновесный объем Q
Чем длиннее период, тем более полно предложение приспосабливается к изменению спроса. Именно в длительном периоде устанавливаются стабильные цены. Вместе с тем, кроме цены, могут меняться и прочие факторы, влияющие на рыночное равновесие. При этом изменяются положения кривых спроса-предложения.
Рис. 7. Избыточный спрос, избыточное предложение, движение к установлению равновесной цены
Рассмотрим факторы, влияющие на объем спроса: 1. Цены взаимосвязанных товаров. С повышением цены на товары-субституты спрос на базовый товар увеличивается (кривая спроса сдвигается вправо). С повышением цены на взаимосвязанные товары спрос на базовый товар сокращается (кривая спроса сдвигается влево). 2. Доходы потребителей. Как было отмечено выше, с ростом доходов увеличивается спрос на товары. Однако на некоторые товары спрос падает (такие товары называются низшими). Низшими обычно являются блага, для которых существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или сервисом. 3. Вкусы потребителей. Предпочтения потребителей формируются под воздействием традиций, обычаев, религии, общественных ценностей, моды и могут носить долговременный или краткосрочный характер. 4. Ожидаемые в будущем цены. Прогнозы уровня цен на базовые товары, взаимодополняющие товары и прогнозируемые доходы потребителя сдвигают кривую спроса влево или вправо. Факторы, влияющие на объем предложения на рынке: 1) Основные средства производства. Чем больше объем капитала компании, тем больше объем предложения. В долгосрочной перспективе прирост средств производства сдвигает кривую предложения вправо; 2) Имеющиеся технологии. Любое усовершенствование технологии приведет к росту объема предложения, что объясняется дополнительной экономией различных видов ресурсов организации; 3) Цены переменных производственных ресурсов. При повышении цен на ресурсы и постоянстве цен на базовый товар фирма будет стремиться сократить объем производства, и таким образом, кривая предложения сдвинется влево [30, 33].
Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению: 1. Какие факторы влияют на спрос и предложение? 2. Что понимается под эластичностью спроса и предложения? 3. Какие виды спроса могут существовать на рынке, и каким образом производители адаптируют маркетинговую деятельность? 4. Что произойдет с равновесной ценой и равновесным объемом на конкурентном рынке, если спрос и предложение будут меняться под действием неценовых факторов (используйте графики спроса и предложения): 1) Спрос возрастает, предложение остается неизменным; 2) Спрос сокращается, предложение неизменно; 3) Предложение растет, спрос не изменяется; 4) Предложение сокращается, спрос остается неизменным. 5. Производитель повысил цену на свою продукцию. Как изменится выручка: 1) если спрос на этот товар эластичен; 2) если спрос на этот товар неэластичен.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.007 с.) |