Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие рынка и способы его достижения

Поиск

Если взаимодействие спроса и предложения на рынке приводит к ус­тановлению его сбалансированного состояния, при котором решения о продаже и купле синхронизируются, устанавливается рыночное равнове­сие, характеризующееся равновесной ценой и равновесным объемом по­купок и продаж.

Существование рыночного равновесия отмечал А. Смит. Он писал о наличии «естественной цены», под которой понимал цену равновесия, к которой, по его мнению, спонтанно стремятся рыночные цены. «Естест­венная цена, - писал он, - как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные об­стоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого цен­тра, - они постоянно тяготеют к нему».[128]

Изучением закономерностей формирования цены занимались пред­ставители различных научных школ и направлений, предлагая свои кон­цепции процесса ценообразования. Исследование влияния колебаний спроса и предложения на рыночную цену было проделано К. Марксом при рассмотрении проблемы ценообразования. Помимо категории стоимости он вводит в анализ понятие «рыночная стоимость».

Под рыночной стоимостью понимается средняя стоимость товаров, произведенных в данной сфере производства, или индивидуальная стои­мость товаров, произведенных при средних условиях и составляющих зна­чительную массу всех товаров. От рыночной стоимости отличается ры­ночная цена товаров. Исследование факторов, влияющих на рыночную це­ну, К. Маркс начинает с определения условия, при котором рыночная стоимость соответствует рыночной цене. Это условие состоит в равенстве объема производства товаров общественной потребности в нем. «Для того чтобы рыночная цена товаров... соответствовала рыночной стоимости, не отклоняясь от нее ни вверх, ни вниз, давление, оказываемое различными продавцами друг на друга, должно, быть, достаточно велико, чтобы, вы­бросить на рынок такую массу товаров, которая соответствует общественной потребности».[129] Способ достижения этого равенства Маркс видит в наличии свободной конкуренции между производителями данного товара. Если масса произведенных товаров превышает общественную потребность в них, то товары продаются ниже их рыночной стоимости; если же масса продуктов недостаточно велика, рыночная цена ниже их стоимости. Гра­фически эти два случая можно представить следующим образом:

Рис. 9.3.4 Рис. 9.3.5

На рис. 9.3.4 представлен случай отклонения рыночной цены вверх от стоимости, т. к. фактический объем производства меньше общественной потребности. На рис. 9.3.5 объем производства превышает общественную потребность, и цены будут снижаться. В данном случае Маркс анализирует влияние изменения объема предложения на рыночную цену товаров. О влиянии общественной потребности на рыночную цену говорится лишь то, что если рыночная стоимость товаров падает, то «общественная потреб­ность расширяется и способна поглотить большую массу товаров».[130] На наш взгляд, этого недостаточно, поскольку общественная потребность за­висит не только от объема производства данных благ, а также от желания потребителей приобрести данный товар, которое имеет свои собственные закономерности формирования. Достаточно противоречиво и утверждение К. Маркса о разграничении влияния на рыночную цену, с одной стороны, спроса и предложения, с другой - рыночной стоимости товара. Так, он пишет: «Если спрос и предложение регулируют рыночные цены или, точ­нее, отклонение рыночных цен от стоимости, то, с другой стороны, рыноч­ная стоимость регулирует отношения спроса и предложения или тот центр, вокруг которого изменения спроса и предложения заставляют колебаться рыночную цену».[131] Вспомним, что рыночная стоимость - это средние за­траты труда на производство товаров в данной сфере производства, по ут­верждению самого же Маркса, а предложение товаров и услуг непосредст­венно зависит от затрат труда на единицу продукции. Поэтому предложе­ние и рыночная стоимость не являются двумя самостоятельными фактора­ми, влияющими на рыночную цену, а находятся в причинно-следственной зависимости между собой. Изменение объема предложения товаров есть таким образом, форма проявления изменения их рыночной стоимости, и все факторы, влияющие на величину рыночной стоимости, влияют и на объем предложения данного товара. Следовательно, при анализе рыночно­го механизма у К. Маркса допущены две неточности:

1. Общественная потребность рассматривается как функция от ры­ночной стоимости товаров, т. е. все умозаключения строятся на предполо­жении, что увеличение или уменьшение рыночной стоимости вызывает соответствующее изменение потребности.

2. Предложение товаров - это не самостоятельный фактор рыночной конъюнктуры, влияющий на цену товаров, а величина, зависящая от ры­ночной стоимости, т. е. средних затрат труда, необходимых для производ­ства данного товара.

Достоинство марксистского подхода состоит в том, что при анализе формирования рыночной цены рассматриваются как сфера производства, так и сфера обращения. Условие рыночного равновесия состоит, по мне­нию К. Маркса, в таком равенстве спроса и предложения, при котором объем произведенных товаров равен общественной потребности в них. В этом случае рыночная цена совпадает с рыночной стоимостью товаров, измеряемой затратами общественно-необходимого труда. Теоретически уязвимость данного подхода состоит в невозможности определения этих затрат до реализации товаров. Также понятие «общественная потребность» не имеет четких границ. По определению самого же К Маркса, «количест­венная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и измен­чива. Она только кажется фиксированной». Поэтому категории «рыночная цена» и «рыночная стоимость» становятся идентичными.

Общепризнанной заслугой является вклад А. Маршалла в решение этой проблемы. Он разработал компромиссную концепцию, объединив­шую несколько направлений экономической науки.

Ключевая идея А. Маршалла состоит в переключении усилий с тео­ретических споров по поводу сущности цены на изучение проблем взаи­модействия спроса и предложения как факторов, ее определяющих. Его подход основывался как на теории издержек производства, так и на поло­жениях австрийской школы предельной полезности. Цена, по его мнению, определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Равновесная цена формируется не посредством их усредне­ния, а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продав­цами, т.е. под воздействием как спроса, так и предложения.

«Равным образом, - отмечал А. Маршалл, - когда уже изготовленный предмет нужно продать, цена, которую люди готовы за него заплатить, бу­дет диктоваться их желанием приобрести его и одновременно количеством денег, которое они могут позволить израсходовать на него. Их желание получить данный предмет частично зависит от возможности - если они не покупают этот предмет - приобрести другой подобный предмет по такой же низкой цене: но это зависит от причин, обусловливающих предложение предмета, что в свою очередь зависит от размера издержек на его производство». Этот принцип в дальнейшем получил в экономической теории название «двух лезвий одних ножниц» со слов самого А. Маршалла, отме­тившего: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется листоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».[132]

Существование и единственность рыночного равновесия можно про­иллюстрировать на рис. 9.3.6. Кривая рыночного спроса qj и рыночного предложения Qs пересекаются в единственной точке Е с координатами qe и р, где qe - равновесный объем продаж, а ре - равновесная цена.

Рис 9.3.6

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения приводят к изменению рыночного равновесия. Происходит это в результате действий, влияющих на поведение продавцов и покупателей на рынке. Рассмотрим основные варианты взаимодействия спроса и предложения, приводящих к новому состоянию рыночного равновесия. В первом варианте, представ­ленном на рис. 9.3.7 рыночный спрос растет, что выражается в сдвиге кри­вой Qd в положение Qd. Это приведет к повышению равновесной цены р0 до уровня pi и к увеличению равновесного объема продаж от ро до pt. На рис. 9.3.8 изображена ситуация, связанная с уменьшением рыночного спроса, выражающаяся сдвигом кривой Qd влево вниз в положение Qd. Это приведет к результату, обратному первому случаю, т.е. равновесная цена снизится до уровня p1p уменьшится и равновесный объем продаж до уровня q1.

Рис 9.3.7 Рис 9.3.8

Рис. 9.3.9 иллюстрирует третий вариант возможного изменения рыночного равновесия, возникающий при увеличении рыночного предложе­ния, что приводит к перемещению кривой Qs в положение Qs. В итоге равновесная цена снижается, а равновесный объем продаж возрастает Четвертый вариант, представляющий ситуацию уменьшения рыночного предложения и выражающийся сдвигом кривой Qs в положение Qs изобра­жен на рис. 9.3.10. Равновесная цена в этом случае повышается, а равно­весный объем продаж снижается.

Рис. 9.3.9 Рис. 9.3.10

Возможны и другие варианты одновременного изменения к спроса и предложения. В этих случаях динамика равновесной цены и равновесного объема продаж будет определяться степенью воздействия факторов спроса и предложения на их величину

Появление нового состояния равновесия на рынке следует отличать от случайных колебаний рыночной цены по отношению к ее равновесному значению. Если после такого отклонения цена возвращается к своему пер­воначальному значению, можно говорить об устойчивости экономического равновесия.

Проблема устойчивости рыночного равновесия важна не только с ака­демической точки зрения, но имеет и большое практическое значение В зависимости от возможности рынка к саморегулированию решается вопрос о необходимости государственного воздействия на рыночные процессы, которое будет настоятельно необходимым, если рынок не способен к са­мобалансировке.

Анализ рынка с точки зрения его устойчивости требует определенного представления о механизме, посредством которого устанавливается ры­ночное равновесие. Изучением этого механизма занимались два крупней­ших экономиста XIX века - Л. Вальрас и А. Маршалл.

Рассмотрим вначале представления Л. Вальраса. Допустим первона­чальное отклонение рыночной цены от равновесной. Это приводит или к конкуренции покупателей, если цена ниже равновесной (P1), или к конку­ренции продавцов, если цена выше, чем равновесная (Р2). В итоге цена стремится к равновесному значению. Процесс, который Вальрас назвал «нащупыванием равновесной цены», идет до тех пор, пока не исчезнет или избыточный спрос, или избыточное предложение (см. рис. 9.3.11), и в точ­ке Е устанавливается равновесие.

По-другому объяснял механизм установления рыночного равновесия а Маршалл. В любом случае, по его мнению, система возвращается к ус­тойчивому состоянию в результате действий продавцов. Так, при объеме предложения q1 (см. рис. 9.3.12) цена спроса Р2 больше цены предложения Р1 и продавцы, имея в качестве стимула высокую рыночную цену, увели­чивают предложение до достижения точки Е. Если объем предложения q2 больше равновесного qe, цена спроса pi будет меньше цены предложения и продавцы начнут уменьшать объем производства, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е. Если линии спроса и предложения име­ют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) накло­ны, их взаимодействие, вызванное нарушением равновесия, приведет к од­ному и тому же результату.

Рис 9.3.11 Рис 9.3.12

Отдельного и более углубленного анализа тре­буют ситуации, когда и линия спроса, и линия предложения имеют отри­цательный наклон. В этом случае вывод о возможности достижения равно­весия зависит от того, взаимодействуют ли спрос и предложение по Вальрасу или по Маршаллу. Обычно же считают, что подход Вальраса прием­лем для анализа краткосрочных временных периодов, а подход Маршалла используется при рассмотрении долгосрочных интервалов.

Равновесное состояние рынка не является критерием решения всего комплекса социально-экономических проблем. Можно выделить следую­щие обстоятельства, доказывающие необходимость регулирующего воздействия государства. Во-первых, это внешние эффекты и затраты, которые производит рыночная система, а подвергаются им третьи лица, не яв­ляющиеся субъектами рыночных отношений. Различают два вида такого воздействия: негативное и позитивное Негативное воздействие называется внешними затратами или издержками, если оно позитивно, то называется внешними эффектами. Пример наиболее очевидных внешних издержек -загрязнение окружающей среды Например, нефтеперегонный завод за­грязняет атмосферу ядовитым дымом, и все население несет издержки, ко­торые рыночным механизмом ему никак не компенсируются. Внешним эффектом можно назвать образование, за которое платит обучающийся, а выгоды имеет все общество в форме снижения преступности, роста куль­туры, политической активности и т. п. Кроме того, указанные издержки и выгоды приводят к неэффективному распределению ресурсов. Так, если бы нефтеперегонный завод оплачивал все издержки загрязнения окру­жающей среды, то это бы уменьшило его возможности по приобретению необходимых ресурсов Обратная ситуация возникает с положительными эффектами.

Во-вторых, в любой экономике существуют товары, которые рыноч­ная система вообще не способна производить, т. к. они неделимы, т е не могут быть проданы индивидуальным покупателям, на них не распростра­няется принцип исключения, т.е. никто не может быть отстранен от поль­зования ими в случае неуплаты, а пользу получают все члены общества, к тому же невозможно воспрепятствовать их потреблению. К этим товарам относятся: уличное освещение, пожарная охрана, строительство и содер­жание шоссейных дорог и т.п. В масштабах государства - это затраты на национальную оборону, фундаментальные научные исследования, эколо­гические программы, медицину и образование Все перечисленные товары называются общественными благами, их производство в достаточном ко­личестве рыночный механизм обеспечить не способен.

В-третьих, дифференциация доходов населения, возникающая не вследствие различий в трудолюбии, квалификации и таланте, а как резуль­тат неверных государственных программ, отсутствия правовой базы и со­циальной защиты трудящихся. Распределение доходов под влиянием ука­занных факторов может не соответствовать представлениям населения о преимуществах свободного рынка, демократии и социальной справедливо­сти.

В-четвертых, напомним о неспособности рыночной системы в ряде случаев самостоятельно достичь равновесного состояния, что было рас­смотрено выше На микроуровне это проявляется в разбалансировке инди­видуальных рынков, на национальном - в макроэкономической нестабиль­ности Основными ее признаками являются падение национального объема производства, рост инфляции и безработицы.

Вышеперечисленные недостатки рыночной системы приводят к выво­ду о необходимости регулирующего государственного воздействия для по­зитивного решения указанных социально-экономических проблем.

В контексте данной темы рассмотрим основные формы государственного регулирования.

Во-первых, это потоварные налоги. К этой группе могут быть отне­сены акцизы, налоги с оборота и т.п. Плательщиками их могут быть как продавцы, так и покупатели. Ставки налога могут быть установлены как в денежных единицах, так и в процентах от цены товара. Проанализируем последствия введения налога (Т) на продавцов, используя рис. 9.3.13 Они проявятся в сдвиге линии предложения влево вверх из положения Qs в по­ложение Qs, т.к. цена предложения каждой единицы товара увеличилась для них на величину налога (Т). Соответственно возникает и новая точка равновесия, имеющая более высокую цену и низкий объём продаж. Если нетоварный налог платится покупателями, произойдет сдвиг ли­нии спроса (см. рис. 9.3.14) из положения Qd в положение Qd, что будет сопровождаться снижением цены равновесия и равновесного объема продаж. Это произойдет, т к. каждая единица товара становится более дорогой для покупателя. Дополнительного рассмотрения требует проблема распре­деления налогового бремени между покупателями и продавцами.

Во-вторых, государство может использовать дотации. Дотации -это как бы «налоги наоборот». Нетоварная дотация устанавливается либо в процентах к цене товара, либо к денежной сумме в расчете на единицу то­вара. Потоварные дотации могут получать как производители, так и потре­бители На рис. 9.3.15 изображена ситуация получения потребителями фиксированной дотации в размере V Это привело к увеличению спроса и перемещению равновесия из точки Ео в Е1, которой соответствует более высокая цена и возросший объем продаж

Рис 9.3.13 Рис 9.3.14 Рис 9.3.15

Кроме того, государство может использовать фиксированные цены Раз­личают верхний и нижний предел цен. Максимально допустимую цену на продукт может установить государство в целях защиты интересов мало­имущих, борьбы с беспределом монополий. Несмотря на социальную при­влекательность данного мероприятия, оно опасно тем, что возникает дефи­цит (см рис. 9.3.16), и производители, если они имеют нелегальную воз­можность продавать свой товар, организуют спекулятивный или теневой рынок. Цена равновесия на теневом рынке установится более высокой не Только по отношению к своему верхнему пределу, но и к равновесной це­не. Кроме того, в условиях дефицита возможно ухудшение товаров, которые трудно проконтролировать, если рынок стал теневым.

Рис. 9.3.16 Рис. 9.3.17

Поэтому данная регулирующая функция государства нуждается в тщательной подготовке и всестороннем анализе. Цена на товар или услугу называется минимальной, если понижать ее запрещено в законодательном порядке. Эта ситуация возникает, если государство выступает с защитой интересов производителей (см. рис 9.3.17). Следствием данного меро­приятия является возникновение затоваривания. Возможна в данной си­туации продажа излишка по иене ниже цены равновесия, но в любом слу­чае эта мера способствует наполнению рынка товарами

Мы рассмотрели в обобщенном виде возможности государственного воздействия на рыночный механизм. Использование более конкретных мер и инструментов экономической политики требует углубленного анализа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.01 с.)