Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стоимость, ценность, цена товара Развитие взглядов от Аристотеля до классической школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При определенных условиях, как уже говорилось, продукт производства превращается в товар, приобретает товарную форму. П роизошло это задолго до капиталистического способа производства, но именно при этом способе товарная форма продуктов становится господствующей. Что же такое товар и чем он отличается от блага? Прежде чем говорить об отличиях, отметим сходство, которое состоит в полезности, способности товара, как и всякого другого блага, удовлетворять потребности человека. Однако, во-первых, товар - не даровое, а экономическое благо, т е является продуктом человеческого труда, во-вторых, предназначен для удовлетворения не собственных потребностей (как в натуральном хозяйстве), а потребностей других людей. Это значит, что товар обладает общественной полезностью. В-третьих, в потребление товар поступает только через куплю-продажу, путем эквивалентного (равноценного) обмена на другой товар (либо деньги). Таким образом, товар есть экономическое благо, предназначенное для обмена, для продажи на рынке. Товар имеет два свойства, двоякую ценность Во-первых, это потребительная ценность, которая состоит в способности удовлетворять те или иные человеческие потребности Во-вторых, это - меновая ценность, состоящая в способности товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары (либо деньги). Оба эти свойства товара видны каждому наблюдателю, лежат буквально на поверхности, не требуя особых доказательств, и отмечались философами еще с древнейших времен Так, Ксенофонт писал" «Для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он продает ее, она - ценность, а владение ею - не ценность, потому что она совершенно бесполезна»[79]. Аристотель, говоря о таком двояком употреблении, все же считал, что использование вещей по назначению (например, сандалии обувать на ноги) является естественным употреблением, а использование их для обмена - неестественным употреблением, отклонением от нормы. Будучи приверженцем натурального хозяйства, Аристотель и здесь остается верным себе. Для товарной же формы организации хозяйства обмен, купля-продажа являются не отклонением, а самой нормой. Обменивая товары непосредственно друг на друга (Т-Т) или посредством денег (Т-Д-Т), люди так или иначе оценивают и сравнивают их. Как гениально подчеркнул Аристотель, «обмен невозможен без равенства, а равенство - без соизмеримости». Но в чем товары равны друг другу и с помощью чего возможна соизмеримость? Загадочность товарной формы продуктов производства происходит не из их полезности, не из потребительной ценности, а из меновой. Ведь меновые пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга или на деньги (цена), очень подвижны, изменчивы во времени и пространстве. Что же влияет на эти пропорции и можно ли говорить о какой-либо единой, глубинной основе цен? Поиски ответа на эти вопросы занимали лучшие умы человечества с древнейших времен. Были выявлены различные причины, вызывающие рост или падение цен[80], но самым трудным оказался вопрос о единой, глубинной их основе, делающей все товары сравнимыми и соизмеримыми. Впервые вопрос о равенстве и соизмеримости товаров был поставлен Платоном. Он заметил, что несмотря на внешнее разнообразие и различие товарных тел, в процессе обмена происходит их уравновешивание и соизмерение. По его мнению, товары становятся соизмеримыми только посредством денег. Предложил свой ответ на этот вопрос и Аристотель, считавший, что дело не в самих товарах (в них нет ничего такого, что позволяет их приравнивать друг к другу), а в товаровладельцах. «Все, что подвергается обмену, - подчеркивал он, - должно быть как-то сравнимо...Итак, нужно чтобы все измерялось чем-то одним... расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца как земледелец относится к сапожнику».[81] Что же такого общего есть в товаровладельцах, позволяющего приравнивать друг к другу и их самих и их товары? Этим общим, по его мнению, является потребность в том, чего нет у каждого из них. Так, если потребность сапожника в зерне будет втрое превышать потребность хлебороба в башмаках, то за меру хлеба отдается три пары башмаков (т.е. меновая порция будет 1:3)[82]. Вслед за Платоном критерий соизмеримости товаров Аристотель видит в деньгах, которые он считал продуктом соглашения, договора между людьми в интересах обмена. На оценку (цену) материального блага, по мнению Аристотеля, влияет его редкость: «благо, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии»; с другой же стороны, признавалось, что обладание золотом было большим благом, так как «доставалось с большим трудом», и вообще «более трудное важнее более редкого». Подходя к анализу экономических явлений с позиции этики и справедливости, он считал, что при помощи государства надо обеспечить справедливый обмен, под которым понималась необходимость возмещения ущерба, наносимого продавцу потерей проданной вещи. Эквивалентность обмена - необходимое и важное условие существования общества. Однако говоря о «справедливой цене», Аристотель понимал под ней не только ту, что обеспечивает эквивалентность обмена, но и ту, через которое общественное богатство распределяется сообразно социальному статусу граждан. Это двоякое понимание "справедливой цены" характерно и для средневековых философов - богословов, которые унаследовали ее не только от греческих философов, но и от римских юристов. Известно, что в римском праве содержится такой термин как «истинная цена», под которым подразумевалась цена, типичная для данного периода времени, цена, по которой куплю-продажу совершало большинство участников обмена, и в силу этого называвшаяся также «общепринятой оценкой». Эта «истинная цена», по существу, представлявшая собой среднюю цену, получила дальнейшее развитие у средневековых канонистов, разрабатывавших учение о «справедливой цене». В этот период общественного развития шла острая идейная борьба за понимание справедливой цены: разные классы и сословия феодального общества давали ей разное толкование, а ученые богословы придавали ей к тому же религиозный и этический смысл. Горожане-ремесленники под справедливой ценой понимали ту, которая равна издержкам производства, т.е. трудовым затратам, и справедливым обменом считали эквивалентный обмен. Напротив, канонисты - богословы (прежде всего - Ф. Аквинский), защищая интересы феодалов, утверждали, что справедливыми ценами являются те, которые учитывают социальное положение участников обмена, гарантируя им приличествующее их рангу существование. Таким образом, справедливая цена есть сословная цена и, следовательно, допускает неэквивалентный обмен. Ф. Аквинский ставил справедливую цену какой-либо вещи в зависимости от степени пользы, извлекаемой из нее: «цена вещи рассматривается не по ее природе, а по степени ее употребления». По его мнению, «справедливая цена не может быть точно определена и потому различная оценка данной вещи "умеренная прибавка или уменьшение... не уничтожает равенства справедливости». Ф.Аквинский видел равенство в обмене в равенстве пользы, извлекаемой из обмениваемых вещей. На справедливую цену, по его мнению, влияют не только трудовые затраты, но и спрос-предложение; решающее значение он все же придавал степени полезности вещи. Подведем некоторый итог научных исследований в докапиталистическую эпоху развития общества. И у античных и у средневековых авторов мы находим широкое употребление терминов: «ценность», «цена» и их толкование. Термина «стоимость» никто из них не употреблял. Ценность вещей, их оценка людьми выводилась прежде всего из их полезности, степени их употребления. Не отрицалось влияние на ценность редкости вещи, а также затрат труда на ее производство и транспортировку. Подчеркивалась многими двоякая ценность блага - для потребления и для обмена При использовании вещи для обмена определялась цена как денежный эквивалент ее ценности, как наиболее распространенная и признанная форма выражения этой ценности Инструментом соизмерения и приравнивания товаров признавались деньги. Уже в те времена четко вычленяются и анализируются некоторые факторы ценообразования, механизм колебания цен и его влияние на перераспределение труда между отраслями и социальное положение участников обмена. Интересен также этический подход к экономическим явлениям, как во времена античности, так и в эпоху средневековья. Ведь именно с этих позиций осуждается торговля (прежде всего - крупная), спекуляция и особенно - ростовщичество. Поиски на протяжении многих веков «справедливой цены», острая борьба вокруг идеи «истинной», «справедливой» цены отражают по сути борьбу натуральной и товарной форм организации хозяйства, борьбу ценностных систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.179 (0.008 с.) |