Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Аристотель, его жизнь и учениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Жизнь и сочинения Аристотеля. Величайший мыслитель античности Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.)родился в небольшом греческом городе Стагиры, поэтому его часто именуют Стагиритом. Отец его, Никомах, был придворным врачом Филиппа Македонского. Аристотель учился в платоновской Академии, был одним из лучших учеников, но уже тогда проявлял, по-видимому, несогласие с теорией идей: Платон сравнивал Аристотеля с жеребёнком, лягающим собственную мать. Уже будучи известным учёным, Аристотель был приглашён Филиппом Македонским в качестве учителя наследника македонского престола Александра, будущего завоевателя Александра Великого. После того, как Александр стал царём, Аристотель вернулся в Афины и основал там свою школу "Ликей" ("Лицей"), во главе которой был около 12 лет. Учеников Аристотеля также называли перипатетиками, "прогуливающимися", так как Аристотель обычно читал лекции и вёл беседы во время прогулок. Хотя Аристотель написал 158 книг о государственном устройстве различных стран древности (до нас дошла лишь одна из них - "Афинская полития"), сам он, видимо, не принимал участия в политических делах. Но начавшееся в Элладе после смерти Александра Великого восстание против македонского владычества заставило Аристотеля бежать из Афин на остров Эвбею, где он и умер. Метафизика и диалектика. Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом античности. Его работы охватили почти все известные тогда области знания. Он стал основоположником таких наук, как логика, психология, биология, физика, этика, политика, экономика и др. Важнейшим философским сочинением Аристотеля является его работа под названием "Метафизика", в которой изложены основные идеи аристотелевской философии. Буквальный перевод слова "Метафизика" - "то, что после физики". Редакторы работ Аристотеля, приводя в порядок рукописи его сочинений, по-видимому, не знали, как назвать его главный философский труд, и, поместив его после книг по физике, дали ему название по его расположению. Первоначально "метафизикой" называлось учение Аристотеля, а начиная с эпохи средневековья, и философия в целом. Но в Новое время понятие "метафизика" приобрело негативное значение. Им стали называть философские учения, которые отрицают развитие мира, представляют его неизменным. Понятием, противоположным метафизике, является диалектика - учение о всеобщем развитии и изменении. Этот термин также был переосмыслен, поскольку в Древней Греции он обозначал "искусство спора". Если не провести различия между значениями этих слов, то неизбежно возникает путаница. Парменида и Зенона Элейского можно назвать основоположниками метафизики в современном смысле слова, поскольку именно они начали утверждать, что истинное бытие абсолютно неподвижно и неизменно, но Зенон же является основоположником и диалектики - автором знаменитых апорий. В то же время основоположником диалектики в современном смысле слова был Гераклит Эфесский. Критика Аристотелем теории идей Платона. Аристотель, по мере своего формирования как философа, подвергал критике теорию идей Платона. Его не устраивало представление об идеях, которые существуют отдельно от конкретных предметов. Допустим, идея стола существует отдельно от столов. Чем она является в этом случае - столом или не-столом? Допустим, что идея стола всё-таки является столом. Но тогда идея стола одновременно включает и саму себя, входя в данный класс предметов просто как один из предметов данного класса. Допустим тогда, что идея стола - это не стол. В этом случае возникает проблема третьего предмета - то, что связывает стол и идею стола, некий третий класс явлений, который их объединяет. Это лишь одна из линий доказательства ошибочности теории идей. Учение Аристотеля о форме, материи и причинах. Аристотель тем не менее не собирался полностью отказываться от концепции общих понятий, но существенно видоизменил её. Общие понятия или идеи существуют, по Аристотелю, только в вещах, а не отдельно от них. Такие общие понятия он назвал формой, а предметы или вещи - субстанцией, веществом или материей. Форма - это сущность предмета, неотделимая от него. Извлечь её в буквальном смысле слова нельзя. Извлекаются формы только разумом. В гносеологическом (познавательном) плане форма - это понятие или идея, а в онтологическом (бытийном) - сущность предмета. При соединении формы с бесформенной материей образуется определённый предмет. Рассмотрим это на нескольких примерах. Материей стола является то вещество, из которого он изготовлен (дерево или металл) и которому придали определенную форму; в человеке материей можно назвать тело, а формой - разум. Откуда же берутся вещи? На этот вопрос отвечает разработанная Аристотелем в "Метафизике" теория четырех причин. Аристотель говорит о том, что у каждой вещи есть четыре причины, притом действующие одновременно: -- материальная причина (causa materialis), отвечающая на вопрос "Из чего?" Это материал, из которого состоит вещь; в примере со столом это дерево или металл; -- формальная причина (causa formalis), отвечающая на вопрос "Что это?" В примере со столом это форма предмета (стола); -- действительная или движущая причина (causa efficiens) - процесс создания предмета. Она отвечает на вопрос "Откуда начало движения?"; -- конечная причина (causa finalis) - некая цель создания или существования предмета, например, представление о столе у столяра; она отвечает на вопрос "Ради чего?" Её можно назвать формой, которая ещё не стала внутренне присущей вещи, но должна ею стать. У живых существ движущая и конечная причины заключаются в них самих. Они обладают целью и движущей силой сами по себе. Некоторые из причин можно объединить. Так, три последние причины - форму, процесс и цель - можно свести к цели. Останется, таким образом, цель (проект) и материал, на котором этот проект реализуется. Мироздание в целом можно также представить состоящим из материи и формы. Формой, точнее, первоформой мира является Бог. Различение Аристотелем формы и материи связано с тем, что главный конфликт бытия понимается им как конфликт актуальности и потенциальности, иначе говоря, действительности и возможности. Носителем возможности является материя. Принимая определенную форму, материя переходит из потенциального состояния в состояние действительности, актуализируется. Например, первоматерия может стать практически всем, чем угодно. Актуализируясь, материя принимает все более сложный характер но по мере роста актуальности потенциальность снижается.
Абсолютная актуальность Первоформа (Бог) Человек животные растения неодушевленные предметы камни, песок, земля Абсолютная потенциальность бесформенная первоматерия
Первоформа (Бог) - чистая актуальность, лишённая всякой потенциальности. Аристотель не придавал Богу личностные черты. Он понимал верховное существо как "первый принцип" мира, находящийся в состоянии покоя и в силу этого являющийся конечной целью для всего остального. Он приводит в движение и все остальные вещи, являясь перводвигателем мира. Понятие потенциальности, возможности приводит аристотелевскую модель мира в движение и порождает противоположности. Здесь нужно отметить, что Аристотель вывел законы логики, и одним из этих законов является закон недопущения противоречия. Противоречащие утверждения по отношению к одному и тому же предмету не могут быть истинны, гласит он. Мысль Гераклита, утверждавшего тождество противоположностей, для Аристотеля была неприемлема. Но на уровне возможности закон недопущения противоречия не действует. В действительности вещь не содержит в себе противоположностей, полагал Аристотель, но потенциально, в возможности она их в себе содержит и поэтому может развиваться. Исследование действительного не может быть сведено к описанию существующих фактов, но должно дополняться выявлением тенденций развития и изменения, или актуализации потенциальностей. Эти тенденции могут скрывать и скрывают в себе будущие конфликты. На протяжении последующих веков античности учение Аристотеля было известным, но не самым популярным. Настоящий расцвет оно пережило в средние века. Аристотеля высоко ценили и мусульманские, и христианские богословы, поскольку он рациональным путем объяснял существование Бога. Политическая теория Аристотеля и причины конфликтов. Аристотель дал систематическое описание форм государства, используя два критерия: количество правящих и то, чей интерес преследуется. Если преследуются частные, корыстные интересы, то такие формы государства называются неправильными. Если преследуется общее благо - правильными. Сочетание двух критериев позволило Аристотелю выделить и охарактеризовать шесть основных форм правления (табл. 1). Таблица 1 Формы правления по Аристотелю
Из неправильных форм наиболее терпимой Аристотель считает демократию, хотя и резко критикует её, наихудшей же - тиранию. Более того, неправильные формы государства неизбежно порождают возмущения, перевороты и распри, т.е. социальные и политические конфликты. Но эти недостатки политического устройства могут лишь усиливать основную причину конфликтов - имущественное неравенство. По мнению Аристотеля, положение дел в какой-либо сфере - экономической или политической, власть имущие непременно стремятся распространить на соседнюю сферу, вызывая тем самым конфликт. В олигархиях богатые стремятся лишить бедняков политических прав, вытеснить их из политической сферы, а в демократиях, напротив, народ стремится лишить богатых их главного ресурса в борьбе за власть - имущества. И то, и другое вызывает сопротивление той стороны, которую стремятся ущемить, и порождает конфликты. В "Политике" Аристотель уделил внимание практическим механизмам выработки консенсуса между богатыми и бедными гражданами. Кроме имущественного неравенства, конфликты вызываются и борьбой за власть: граждане, лишенные доступа к управлению государством или имеющие недостаточный доступ, поднимают мятежи. Аристотель выделяет и другие причины конфликтов: это неравенство в получении почестей, чрезмерное возвышение одних людей в ущерб всем остальным. Средство, предлагаемое Аристотелем против этого, вполне демократическое - "не следует никого чрезмерно возвеличивать", установить такие законы, чтобы "никто слишком не выдавался своим материальным могуществом" ("Политика", 1308 b10-20). Наконец, Аристотель обращает внимание и на психологические источники конфликтов, коренящиеся в человеческой природе: наглость, страх, превосходство, презрение, несходство характеров и пр. Из правильных форм предпочтение Аристотель отдавал умеренной демократии - политии. Он называл ее смешанным строем, поскольку она сочетает в себе элементы аристократии и демократии, то есть правят лучшие, но из народа. Править в таком умеренно демократическом государстве должны представители среднего сословия - люди, живущие собственным трудом или обладающие состоянием, дающим доход, достаточный для достойной жизни. Можно сказать, что полития - "средняя" форма государства, и в ней повсюду преобладает принцип "золотой середины": в правлении - среднее сословие, в имуществе - средний достаток, в нравах - умеренность. Это, по мнению Аристотеля, наилучшим образом должно способствовать предотвращению конфликтов.
Вопросы и задания: -- Какие значения вкладывались в термины "метафизика" и "диалектика" в античности и сегодня? -- Что не устраивало Аристотеля в теории идей Платона? -- Какие четыре причины возникновения каждой вещи называл Аристотель? -- Как взаимосвязаны актуальность и потенциальность у Аристотеля? -- Какие формы государства выделял Аристотель? -- Какие причины возникновения социальных и политических конфликтов Аристотель перечислил в "Политике"?
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.01 с.) |