Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 23. Философия существования и конфликтыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экзистенциализм, или философия существования, - одно из влиятельнейших философских течений ХХ в. Оно возникло в канун Первой мировой войны и пользовалось популярностью примерно до конца 1960-х гг. Экзистенциализм привлёк поколение западной интеллигенции, пережившее две мировые войны, приход и падение тоталитарных режимов, прежде всего потому, что обратился к проблеме кризисных ситуаций, обнаруживших всю хрупкость человеческого существования. Некоторые мыслители-экзистенциалисты участвовали в практической политической деятельности, а их работы оказали прямое влияние на политический радикализм 1960-х - 1970-х гг. Предшественники экзистенциализма. С. Кьеркегор. Одним из предшественников экзистенциализма был датский мыслитель Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855). Человек глубоко верующий, он настаивал на полной иррациональности, алогичности религиозного переживания. Личность, по его мнению, в своём развитии переживает три стадии. Насколько можно судить по биографии С. Кьеркегора, он сам прошел все эти стадии. В первой стадии человек живёт непосредственной жизнью, не задумываясь о смысле своего существования, ради развлечений и удовольствий, подобно животному или, в крайнем случае, ребёнку. Но человека думающего подобный образ жизни рано или поздно начинает тяготить, и он начинает испытывать чувство тревоги, сменяющееся отчаянием и страхом, вызванными осознанием бессмысленности мира, собственной ничтожности и богооставленности. Однако именно в этой ситуации человеку открывается возможность религиозной веры, не требующей рациональных доказательств. Хотя гибель кажется неизбежной, но... для Бога всё возможно, писал С. Кьеркегор. Идеи С. Кьеркегора развили российские религиозные мыслители Николай Бердяев (1874 - 1948) и Лев Шестов (1866 - 1938). Феноменология. Вторым направлением, способствовавшим становлению экзистенциализма, является феноменология, основателем которой был выдающийся немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). Феноменология, считал он, это наука, изучающая мир сознания, мир феноменов, т.е. предметов, данных сознанию в различного рода познавательных актах ("вещей-для-нас"). Феноменология отвергает разделение мира на субъективный, т.е. мир сознания, и объективный, лежащий вне сознания. На взгляд феноменолога, это наивно: такая установка привносится самим познающим субъектом, сказать же что-то определенное о мире самом по себе мы ничего не можем. В этом утверждении видна попытка, отталкиваясь от учения И. Канта, отказаться, подобно неокантианцам, от "вещи-в-себе". По мнению Э. Гуссерля, если наше сознание как-то работает с этой "вещью-в-себе", то она уже "вещь-для-нас". Если же сознание никак её не касается, то тогда для сознания её не существует. Таким образом, единственная реальность, с которой имеет дело сознание, - это феномены, т.е. явления сознания. Феноменолог изучает само сознание, представляющее собой поток переживаний или, по выражению Э. Гуссерля, "гераклитов поток". Феномены конструируются сознанием: дом не воспринимался бы нами как дом, если бы мы не подразумевали бы, что у него есть определённая внутренняя структура (стены, комнаты), что он вписан в определённое внешнее пространство (улицу, город и т.д.). Видящий всегда видит больше, чем ему непосредственно дано. Таким образом, феноменология, отталкиваясь от работы сознания, разрабатывает метод формирования смыслов, созерцания сущности и открытия феноменов, не сводимых к материальным отношениям или психологическим процессам. Феноменологический метод, ставший сегодня одним из широко распространенных в гуманитарных науках методов исследования, порой сводится, однако, к простому описанию, какое можно встретить в статье журналиста или врачебной истории болезни. Интересно, что сам Э. Гуссерль не возражал против такого понимания феноменологии. В 1913 г. Карл Ясперс, тогда молодой врач-психиатр, которому в дальнейшем было суждено стать одним из ведущих немецких экзистенциалистов, рассматривал феноменологию просто как дескриптивный метод, которым и пользовался в своих трудах по психопатологии. Подозревая, что всё может быть несколько сложнее, чем ему кажется, он поделился с Э. Гуссерлем своими сомнениями. Тот ответил: "Вы превосходно пользуетесь методом. Продолжайте и дальше так. Вам не нужно знать, что это такое, это, право же, трудный вопрос". В 1930-е гг. Альфред Шюц (1899 - 1959) разработал социологическую версию феноменологии (возможно, правильнее было бы назвать её феноменологией социального мира). А. Шюца интересовало, как люди постигают сознание других, живя в то же самое время внутри собственного потока сознания. Он также изучал способы, посредством которых люди конструируют социальную реальность, вернее, параллельные реальности: реальность естественных и гуманитарных наук, обыденного сознания, реальность, создаваемую средствами массовой информации и др. Все эти реальности сложно переплетены между собой, могут изменяться и влиять друг на друга. Идеи С. Кьеркегора и Э. Гуссерля оказали наибольшее влияние на становление экзистенциализма. Экзистенциализм: общая характеристика. Выделить направления или течения в экзистенциализме не так просто. Ряд мыслителей, называемых экзистенциалистами, предпочитали определять свои концепции иначе: так, Николай Бердяев именовал свою философию персонализмом, Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) - фундаментальной онтологией, Габриэль Марсель (1889 - 1973) - христианским неосократизмом. Г. Скирбекк и Н. Гилье относят и М. Хайдеггера, и Ж.-П. Сартра к феноменологам. Тем не менее, как представляется, имеет смысл с некоторой долей условности выделить, с одной стороны, атеистических экзистенциалистов - Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) и Альбера Камю (1913 - 1960), и религиозных экзистенциалистов - с другой (Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Марселя). К последним, скорее всего, следует отнести и Карла Ясперса (1883 - 1969). Попытаемся кратко описать главную идею экзистенциализма, а затем рассмотрим, как именно она преломлялась в творчестве М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основной категорией философии экзистенциализма является экзистенция - понятие, обозначающее прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Можно назвать это подлинным существованием, подлинной жизнью. Но возникает вопрос: а что же, бывает и неподлинное существование? С точки зрения экзистенциалистов, большинство людей в обычных условиях как раз находится в состоянии такого "неподлинного" существования: они едят, пьют, спят, ходят на работу, словом, живут рутинной жизнью, будучи погружены в поток обыденности. Чтобы осознать себя как "экзистенцию", человек должен оказаться в "пограничной ситуации", например, в ситуации тяжёлых испытаний, болезни, безмотивной тоски или неудовлетворенности наличным существованием. Тогда ему вдруг открывается зияющая бездна бытия, о которой он раньше и не догадывался, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь он может быть тем, кем он действительно является, и перед ним открывается безграничная свобода. Популярности идей экзистенциализма способствовало и то, что многие представители этого направления были талантливыми писателями, драматургами и публицистами (Жан-Поль Сартр и Альбер Камю - лауреаты Нобелевских премий по литературе), выражавшими сложные теоретические концепции в художественной форме, доступной широкой читающей публике. М. Хайдеггер. Хотя Мартин Хайдеггер был воспитан в католическом духе и после окончания университета планировал занять кафедру католической философии, но в 1917-1918 гг. под влиянием своего учителя Э. Гуссерля и событий Первой мировой войны пришел к выводу, что система католицизма для него является "проблематичной и неприемлемой". Поскольку главным понятием для него было понятие бытия, можно было бы предложить назвать его экзистенциализм онтологическим экзистенциализмом. Одной из наиболее важных ранних работ М. Хайдеггера является его работа "Бытие и время" (1927). Эта достаточно сложная и в чём-то загадочная работа написана своеобразным языком, поскольку М. Хайдеггер не считал пригодными для разговора о бытии ни академический, ни тем более разговорный язык. Он отверг ряд традиционных философских терминов, заменив их "экзистенциалами" - словами-образами; так, человека он предпочитал называть "Dasein", что можно перевести как "тут-бытие", "вот-бытие", "наличное бытие", и т.д. Социальным и философским идеалом М. Хайдеггер считал раннюю античность, когда человеческое бытие и мышление были слиты. Начиная с Платона, истина и бытие расходятся. Сейчас же, полагал он, настала пора восстановить утраченное единство. Важнейшим аспектом "Dasein" является "здесь-бытие" или "бытие-в-мире". Будучи заброшен в "бытие-в-мире", человек испытывает экзистенциальный страх, или страх существования. Это связано с тем, что "Dasein" сталкивается с "Ничто" и осознаёт конечность своей экзистенции. И тут перед человеком открывается выбор: либо бежать от этой проблемы, постараться забыть о ней, либо жить, обратившись лицом к "Ничто", понимая, что бытие конечно. Первый выбор делает наше "Dasein" банальным, неподлинным, затерявшимся в мире безличного "человека толпы". Второй выбор - выбор подлинного существования. М. Хайдеггеру пришлось сделать выбор между "подлинной" и "неподлинной" экзистенцией уже через несколько лет, в 1933 г. После прихода нацистов к власти М. Хайдеггера избирают ректором Фрайбургского университета. Он демонстративно вступил в национал-социалистическую партию и активно участвовал в проведении её политики в высшей школе, утверждая, между прочим, что национал-социализму присущи "внутренняя истина и величие". По воспоминаниям современников, он даже одевался в нацистском стиле, разыгрывая из себя фюрера революционных студентов, находящихся "на марше". Позднее он объяснял, что тогда искренне надеялся на обновление германского народа при гитлеровском режиме и хотел присоединиться к тем силам, которым, как ему казалось, была присуща подлинная воля к новому началу. Неоднозначны свидетельства о том, как М. Хайдеггер относился к такой черте политики гитлеровского режима, как антисемитизм: хотя он, видимо, не одобрял грубых антисемитских проявлений, но, по утверждению К. Ясперса, "в определенных рамках стал антисемитом". Более того, известно не менее двух случаев, когда ректор М. Хайдеггер писал доносы на людей, политически неблагонадежных. Тем не менее "своим" для нацистов М. Хайдеггер не стал, да и не мог стать. В 1934 г. он покинул пост ректора, а с 1936 г. начинает критиковать "властное мышление" национал-социализма. Несмотря на это, после разгрома гитлеровской Германии М. Хайдеггеру несколько лет - с 1946 по 1951 гг. - было запрещено заниматься преподавательской деятельностью, как человеку, скомпрометировавшему себя при нацизме. В послевоенных работах М. Хайдеггера появляется новая тема - тема техники, трактуемая с консервативных позиций. В интервью журналу "Шпигель" он сожалел о том, что сельский труд, патриархальный крестьянский быт всё более уходят в прошлое, а техника отрывает человека от корней. С этой тенденцией хотел первоначально бороться национал-социализм, но затем сам превратился в её главную движущую силу. "Только Бог ещё может нас спасти". В последние годы своей жизни он начал готовить к изданию собрание своих сочинений, приближающееся сейчас к ста томам. Ж.-П. Сартр и А. Камю. Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма был французский писатель и философ Жан-Поль Сартр. Во время оккупации Франции нацистами он принимал участие в движении Сопротивления, основав группу "Социализм и Свобода". Остановимся подробнее на основных идеях его работы "Бытие и Ничто", опубликованной в 1943 г. в оккупированной Франции. На первый взгляд, экзистенциализм Сартра чрезвычайно сложен и абстрактен. Это верно, но лишь отчасти. Эта теория - пример того, как из весьма отвлечённых идей может быть выведено обоснование радикальных политических действий. Вслед за Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером Ж.-П. Сартр выделил несколько типов бытия. Первое из них - это "бытие-в-себе", "просто-бытие", или "пустое бытие". "Пустым" оно называется потому, что лежит за пределами человеческого сознания. Это нечто неподвижное, лишенное качественной определенности, инертное и вневременное. Перед этой бесформенной массой человек испытывает тошноту. Но в определённом смысле это благодетельное чувство: после такого столкновения человеческое сознание начинает понимать, что оно отлично от этой тошнотворной массы и является "бытием-для-себя". "Бытие-в-себе" завершено, "бытие-для-себя" постоянно находится в состоянии становления, и фундаментальное его свойство - свобода. Свобода, по Ж.-П. Сартру, это возможность свободно строить свой "проект" жизни и выбирать свою сущность в отличие от вещи или животного, которым сущность уже дана изначально. Благодаря сознанию экзистенция человека свободна от любых детерминаций. В своём внутреннем мире, полагал Сартр, мы не зависим ни от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни даже от собственного прошлого. Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на нас не влияли никакие внешние обстоятельства. Человек устремлён к будущему и непрерывно проектирует себя в будущее, выходя за пределы самого себя. Он всегда может выбирать свой жизненный путь и всегда может изменить его: сделать шаг влево или шаг вправо, подняться по лестнице или выпрыгнуть из окна. Он может стать трусом или героем, честным или негодяем. Но всегда это будет его личный выбор, за который он будет нести полную ответственность. Позже Ж.-П. Сартр пояснил это на следующем примере. Некий молодой человек не знает, пойти ли ему защищать Родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он - единственная опора. Сартр полагает, что в данной ситуации бессмысленно спрашивать у кого-либо совета. Более того, он подозревает человека, просящего совета у окружающих, в том, что он хочет переложить свой выбор на других; на самом деле, дескать, он уже для себя всё решил и ищет у других лишь оправдания собственному выбору. Нет, не выйдёт! Никто не вправе дать ему индульгенцию, пусть сам всё решает и сам потом отвечает за свой выбор. Герои пьес Сартра - люди-титаны, крушащие всё направо и налево в уверенности, что они свободны действовать по собственной воле. Основные идеи этой философии абсолютной свободы и полной ответственности за свой выбор были сформулированы Ж.-П. Сартром в 1940 - 1944 гг., в период оккупации Франции нацистами. Лозунг "сопротивления без надежды на успех" был выдвинут А. Камю и Ж.-П. Сартром не только из-за подавляющего превосходства оккупантов, порождавшего у рядового француза представление о том, что оккупация - надолго, если не навсегда, а всякое сопротивление бессмысленно. Участники Сопротивления имели основания рассматривать себя как смертников: после двух-трех месяцев, в крайнем случае года работы в подполье, они арестовывались гестапо и погибали. В этих условиях альтернативой капитуляции стала, по выражению экзистенциалистов, "смерть в согласии с собой": не хочешь стать тошнотворной массой "бытия-в-себе", хочешь остаться мыслящим и разумным существом - сопротивляйся, есть вещи важнее, чем жизнь. Не случайно и настойчивое подчёркивание полной ответственности за свой выбор. Это скрытое предупреждение оккупантам и тем, кто сотрудничает с ними: никакие доводы ("меня заставили", "мне приказали") не будут приняты в оправдание, поскольку выбор есть всегда. Говоря о трактовке Ж.-П. Сартром социальных конфликтов, нельзя обойти введённое им понятие "бытие-для-другого". Неожиданно, писал Сартр, мы можем обнаружить, что в нашу субъективность внедрился посторонний субъект - "Другой". Наше "я" при этом обнаруживает, что из центра мира стало простым элементом жизненного проекта этого " Другого". "Это не тот, кого вижу я, - писал Сартр, - а, скорее, тот, кто видит меня". При этом присутствие "Другого" отнимает у нас нашу свободу, низводя наше "я" до уровня предмета. Человек стремится отнять свободу у ближнего, чтобы сохранить свою собственную. "Другие - это ад", -замечает Сартр. - Однако, коль скоро нашему "я" предстоит жить с другими "я", мы обязаны желать свободы других так же, как и своей собственной". После Второй мировой войны Ж.-П. Сартр играл важную роль в левом движении Франции, был близок к Французской коммунистической партии, поддерживал политику СССР (хотя его отношение к коммунистам и СССР было неоднозначным). В 1964 г. Ж.-П. Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе, заявив, что писатель "должен действовать с помощью лишь тех средств, которые принадлежат только ему, то есть печатного слова". Кроме того, в весьма вежливых выражениях он дал понять, что хотя Нобелевская премия не является "буржуазной" премией, но фактически стала таковой, о чём свидетельствует присуждение премии Б. Пастернаку, а, допустим, не П. Неруде (чилийскому поэту-коммунисту). Ж.-П. Сартр поддерживал национально-освободительное движение в странах "третьего мира", в частности, в Алжире, где Франция в 1954 - 1962 гг. вела колониальную войну. В предисловии к книге Ф. Фанона "Проклятьем заклеймённые" он утверждал, что европейцы "оказались врагами рода человеческого", и солидаризировался с алжирскими повстанцами. В конце 1960-х гг. Ж.-П. Сартр " полевел" еще больше. Он поддержал "культурную революцию" в Китае и "молодёжную революцию" мая 1968 г., сотрудничал с ультралевыми организациями, редактировал их газеты. Он участвовал в правозащитном движении, помогая арестованным демонстрантам, забастовщикам, иммигрантам, преследуемым полицией. В СССР к тому времени Ж.-П. Сартр уже разочаровался, заявив: "Это не социализм". Незадолго до смерти он выразил протест против высылки академика А. Сахарова в г. Горький. Альбер Камю. Французский писатель, публицист и мыслитель-экзистенциалист А. Камю родился в Алжире. Как и Ж.-П. Сартр, в 1940 - 1944 гг. он участвовал в движении Сопротивления. Среди его произведений - повесть "Посторонний" (1942), роман "Чума" (1947), сборники философских эссе и очерков "Миф о Сизифе" (1942), "Бунтующий человек" (1951). В повести "Посторонний" А. Камю описывает современный мир как мир бесправия, отчуждения и равнодушия, в котором человек ощущает себя "посторонним". Лишь на пороге смерти он может почувствовать себя умиротворенным, свободным и счастливым. Роман "Чума" исследует поведение людей перед лицом смерти, в "пограничной ситуации". В городке Оран (французский Алжир) начинается эпидемия чумы. Люди заболевают и гибнут, власти сжигают умерших в печах крематория. Те, кто пока здоров, пытаются сбежать, или делают свой маленький бизнес на контрабанде, или пытаются забыться в пьянстве, а небольшая группа храбрецов под руководством доктора Рие пытается бороться со смертью. Роман носит аллегорический характер: чума - это фашизм ("коричневая чума"), а Рие и его товарищи - движение Сопротивления. В "Мифе о Сизифе" и "Бунтующем человеке" Камю обратился к проблеме абсурда и бунта. Герой древнегреческого мифа Сизиф осуждён вкатывать на вершину горы громадный камень; камень каждый раз срывается вниз, и Сизиф начинает всё снова. Имеет ли жизнь смысл, если занимаешься бессмысленным трудом, который заканчивается смертью? Самоубийство - не выход, поскольку это не преодоление абсурда, а бегство от него. Выходом, по мнению А. Камю, является бунт - несогласие со всем существующим, неприятие всего и вся. Это и есть подлинная экзистенция. "Я бунтую, следовательно, мы существуем", - перефразирует А. Камю слова Р. Декарта. Обратим внимание на местоимение "мы" во второй части афоризма: Камю хотел подчеркнуть, что бунтовать следует во имя общих, коллективных целей. Поэтому образ Сизифа сменяется образом Прометея, который взбунтовался против богов ради людей. Однако анализ феномена бунта этим не заканчивается: вчерашние бунтари, победив, сами желают господствовать, и бунт превращается в кровавую диктатуру. А. Камю подчеркивает различие между бунтом и революцией, и различие это не в пользу последней: бунт - это протест человека против его превращения в вещь, а революция - усмирение бунта, оборачивающееся новыми видами рабства. Революция, влекущая террор и десятки миллионов жертв, для А. Камю неприемлема. Среди других форм бунта он высоко оценивает искусство, которое является не только отрицанием, но и утверждением. Бывший одним из наиболее популярных философских течений в 1950-е - 1960-е гг., экзистенциализм позже начал отходить на задний план, а в конце ХХ - начале ХХI в. стал достоянием истории. Наряду с ницшеанством, неомарксизмом, структурализмом он способствовал возникновению постмодернизма (см. тему 26).
Вопросы и задания: -- Кого из предшественников экзистенциализма вы можете назвать? -- В каких условиях, по мнению экзистенциалистов, индивид может обрести свою подлинную экзистенцию? -- Чем вызван конфликт между "бытием-в-себе" и "бытием-для-себя" у Ж.-П. Сартра? -- Как на формирование основных идей Ж.-П. Сартра и А. Камю повлияла Вторая мировая война? -- У каких политических сил учение Ж.-П. Сартра вызывало наибольший отклик и почему? -- Ж.-П. Сартр сочувствовал Советскому Союзу, позже КНР, разочаровавшись в СССР. Как вы думаете, разделял ли его политические симпатии А. Камю? Тема 24. "Левый" и "правый" политический радикализм Прямое отношение к конфликтологической мысли имеют теория и практика политического радикализма, поскольку политический радикализм либо принимал участие в основных политических конфликтах ХХ в., либо непосредственно причастен к их возникновению. Понятие "радикализма". Радикальными идеями и взглядами принято называть такие идеи и взгляды, которые обосновывают возможность и необходимость коренного, решительного изменения существующего социального и политического порядка. Этим термином также обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не удовлетворяясь никакими компромиссами. Радикальная теория получает своё естественное продолжение в радикальной политической практике, т.е. политических действиях, направленных на коренное, решительное изменение существующего социального и политического порядка. Более узким, по сравнению с радикализмом, является понятие "экстремизм". Иначе говоря, всякий экстремист - радикал, но не всякий радикал - экстремист. Под экстремизмом (от лат.extremus -- крайний) обычно понимают приверженность к крайним взглядам и в особенности - действиям. В 2003 г. Парламентская ассамблея Совета Европы определила экстремизм как такую форму политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии. В качестве основных типов радикализма можно выделить левый и правый радикализм. Различия между ними, в сущности, те же, что и различия между левыми и правыми политическими партиями и движениями. Левыми обычно считаются сторонники прогресса, социальной справедливости, противники традиции, религии, национальной и этнической замкнутости. Правые же, напротив, с подозрением относятся к прогрессу, являются сторонниками установленного порядка, с уважением относятся к традициям и государству. Умеренные левые и умеренные правые выражают эти ценности в менее категоричной, "обтекаемой" форме, а радикалы - в более решительной и бескомпромиссной. В качестве примеров правого радикализма могут быть названы итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, в качестве примеров левого - анархизм, большевизм, сталинизм, троцкизм, маоизм, автономизм и др. Кроме левого и правого радикализма, выделяют также религиозный радикализм. Кроме того, в условиях тоталитарных или авторитарных режимов даже либеральные и правозащитные организации могут выглядеть и вести себя как радикальные. Роль радикальных движений и идеологий, которыми они руководствовались, должно оцениваться в зависимости от конкретной ситуации. Так, не подлежит сомнению, что правый радикализм в лице фашизма и национал-социализма несёт ответственность за развязывание крупнейшего конфликта ХХ века, каким была мировая война, и умышленное истребление миллионов людей. В установлении тоталитарных диктатур и гибели миллионов людей виновны и некоторые из радикальных левых идеологий и движений, хотя в целом левый радикализм, к которому относятся, например, такие течения, как анархизм или Франкфуртская школа, нельзя оценивать исключительно негативно. Социал-демократия и революционный марксизм (коммунизм). Как уже отмечалось выше в теме 20, в конце XIX - начале XX вв. в марксизме наметились контуры двух направлений: умеренного и революционного. Но до Первой мировой войны они сосуществовали в рамках социал-демократических партий. Резкое размежевание между ними началось в годы Первой мировой войны и особенно после революции в России. Большинство западных социал-демократов осудило большевистскую диктатуру. Постепенно понятие социал-демократии стало отождествляться с переходом к социализму эволюционным путём, путём реформ, а социал-демократы революционной ориентации стали называть себя "коммунистами", чтобы дистанцироваться от умеренных. В 1919 г. был учрежден Коминтерн (Коммунистический Интернационал) - международный союз коммунистических партий для совершения мировой революции. В отличие от социал-демократов, коммунисты придерживались радикального взгляда на капитализм: эту систему классовой эксплуатации, считали они, реформировать невозможно, ее необходимо уничтожить в принципе, установив общественную собственность на средства производства и диктатуру пролетариата (или диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства). Чтобы подчеркнуть и усилить различие, коммунисты в 1920-е - начале 1930-х гг. нередко называли социал-демократов "социал-фашистами". Подобная характеристика носила, конечно, характер пропагандистской риторики, поскольку социал-демократы не имели с фашизмом ничего общего. Социал-демократы были и остаются последовательными сторонниками парламентской демократии, смешанной экономики (предполагающей сосуществование и частного, и общественного сектора), сглаживания социальных конфликтов путем перераспределения общественного богатства в пользу низших слоёв населения. Некоторые социал-демократические партии добились на этом пути существенных успехов: так, социал-демократическая партия Швеции, с небольшим перерывом находившаяся у власти в течение нескольких десятилетий, создала общество, называемое иногда "шведским социализмом". Окончательный разрыв между социал-демократами и коммунистами произошел в середине ХХ в., когда большинство социал-демократических партий не только подтвердили свою реформистскую тактику, но и стали отказываться от социалистических целей, ещё сохранявшихся в их программах. Большевизм. Одним из первых и наиболее влиятельных течений революционного марксизма, а впоследствии и коммунизма, был большевизм, основателем которого был В. И. Ленин (1870 - 1924). В 1903 - 1917 гг. большевизм был одним из течений в Российской социал-демократической партии. Большевики были сторонниками партии, построенной на принципах жёсткой дисциплины и безоговорочного подчинения большинства меньшинству. Значительный, можно сказать, подавляющий акцент сделан большевизмом на необходимости диктатуры пролетариата (диктатура, как пояснял В. Ленин, есть власть, не ограниченная никакими законами) и революционного насилия по отношению к "классовым врагам". После прихода к власти в России В. Ленин разрабатывает теорию пролетарской диктатуры подробнее. Рабочий класс, по его мнению, должен осуществлять свою власть через Советы рабочих депутатов. Но осуществляет свою власть он не прямо, а посредством своего авангарда - коммунистической партии. Ею же руководит Центральный комитет, а Центральным комитетом - наиболее авторитетные лидеры, партийные "вожди". Оппоненты В. Ленина называли эту систему "партийной олигархией". Неотъемлемой частью системы этой партийной диктатуры был террор, направленный против реальных и потенциальных ее противников. Мысль о существовании какой-либо многопартийности, пусть даже в усечённом виде, большевиками категорически отвергалась. С циничным юмором они говорили, что в Советской России могут существовать и две партии, но вторая должна находиться в тюрьме. Однако дискуссии в самой коммунистической партии, в отличие от остального общества, при В. Ленине допускались. Термин "ленинизм" применительно к этой системе взглядов начал употребляться ещё при жизни В. Ленина, но широкое распространение получил уже после его смерти. Эволюция большевизма: троцкизм и сталинизм. После смерти В. Ленина в Российской коммунистической партии обозначились две противоборствующие тенденции, каждая из которых претендовала на то, что она является единственно верной интерпретацией взглядов К. Маркса и В. Ленина. По фамилиям (вернее, псевдонимам) своих лидеров они получили название троцкизм и сталинизм. Следует иметь в виду, что сами себя сторонники этих двух тенденций так не называли, предпочитая именоваться "большевиками", "ленинцами", "истинными большевиками-ленинцами" и т.д. Эти термины появились в ходе ожесточённой борьбы, когда каждая сторона всячески подчёркивала соответствие собственных взглядов идеям Маркса и Ленина и, соответственно, извращение этих взглядов другой стороной. Главным пунктом разногласий был вопрос о перспективах мировой революции и возможности строительства социализма в одной стране. Сторонники Л. Троцкого считали, что победа социализма может носить лишь всемирно-исторический характер; строительство социализма в Советской России они иронично называли "строительством социализма на одной улице". Сторонники Сталина, напротив, исходили из возможности построения социализма в одной стране. Сторонники Л. Троцкого также выступали за развитие внутрипартийной демократии, так как обращение к "партийным массам" была для них подчас единственной возможностью противостоять административному давлению. Идеология сталинизма приобрела относительно завершенный характер к концу 1930-х гг., когда в СССР была уничтожена как реальная, так и мнимая оппозиция. Акцент на насилии, терроре, крайняя непримиримость к инакомыслию - вот характерные черты сталинизма. Печальную известность приобрёл, в частности, тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму (К. Маркс и Ф. Энгельс писали, напротив, о постепенном "отмирании" государства). В разрешении конфликтов признавался, в сущности, лишь один способ: уничтожение противоположной стороны. "Если враг не сдаётся, его уничтожают", - гласило часто цитировавшееся в те годы высказывание М. Горького. Впрочем, если враг сдавался, его тоже обычно уничтожали. Нельзя также не обратить внимания на разрыв идеологии сталинизма или, скорее, пропагандистской риторики и присущей ему политической практики: даже когда Сталин и его приспешники заявляли правильные вещи (например, о необходимости беречь человеческие жизни), практика носила диаметрально противоположный характер. После победы Советского Союза в Великой Отечественной войне сталинизм стал дополняться элементами русского национализма, что, в частности, проявлялось во вражде ко всему иностранному. Маоизм. Сталинизм оказал влияние еще на одну версию "национального коммунизма", сложившуюся в 1930-е - 1950-е гг. - маоизм. Мао Цзэдун (1893 - 1976) был, начиная с 1935 г., руководителем компартии Китая. На формирование "идей Мао Цзэдуна" как самостоятельного идейного направления повлияла, по-видимому, классическая китайская философия, взгляды Конфуция, легистов и даосов, а также сталинизм. С работами К. Маркса Мао Цзэдун познакомился, похоже, достаточно поздно. Возможно, оказали некоторое влияние на него и идеи анархизма, которыми он увлекался в юности. Идеи вооруженной борьбы, насилия в маоизме акцентированы даже в большей мере, чем в большевизме и сталинизме. Мао Цзэдун прямо заявлял: "Винтовка рождает власть". Но Мао Цзэдун руководил вооруженной борьбой в отсталой крестьянской стране, что придало его идеям специфический оттенок. Его теория вооруженной борьбы - это прежде всего теория длительной партизанской борьбы (тогда как у В. Ленина в центре внимания - вооруженное восстание в городском центре), притом войны крестьянской. В этой войне условно выделяются три этапа. Первый этап - это создание партизанской базы в удаленном труднодоступном неконтролируемом (или плохо контролируемом властями) горном или лесном районе ("деревня выступает против города"). На второй стадии партизанские действия выходят за границы партизанской базы и создаются партизанские районы, т.е. районы, где партизаны проводят свои боевые операции ("деревня окружает город"). При этом сфера действия партизан распространяется далеко за пределы первоначальной базы. Таким образом они не дают возможности противнику постоянно атаковать саму базу, противник вынужден гоняться за ними по окружающим территориям, во-первых, а во-вторых, эта тактика дезорганизует жизнь и нарушает коммуникации противника во всем этом районе. Третий этап партизанской войны Мао Цзэдун назвал "деревня захватывает город". Он наступает тогда, когда правительство начинает выдыхаться в бесконечной борьбе с партизанами, правительственные войска сосредотачиваются в крупных городах, а основная цель партизан сводится к максимальному разрушению коммуникаций между ними. Сначала гибнут наиболее удаленные от столицы гарнизоны правительственных войск, а в конце партизаны занимают столицу. Все партизанские движения, победившие в 1940-е - 1970-е гг. в странах "третьего мира", действовали по данной схеме. Длительная (в течение почти четверти века!) партизанская война способствовала тому, чтобы борьба и конфликт стали рассматриваться в маоизме как основополагающее, первичное явление, а согласие - явление второстепенное. Если в сталинизме и сформировавшемся во многом под его влиянием советском марксизме конфликт понимался как крайне нежелательное явление, подлежащее скорейшему устранению, то маоизм относился к конфликтам спокойнее, как к естественному явлению. Более того: чтобы конфликты не стали неуправляемыми, нужно их инициировать, создавать и разжигать. В ходе конфликта скрытые враги проявят себя и будут уничтожены. Вероятно, именно этими соображениями мог руководствоваться Мао, начиная в 1966 г. "великую пролетарскую культурную революцию", направленную против старого партийного аппарата. По своим целям и месту в политическом процессе "культурная революция" сходна с массовыми репрессиями 1937 г. в СССР, но методы проведения "культурной революции" в КНР и массовых репрессий в СССР были совершенно различны. В СССР массовые репрессии осуществлялись НКВД, карательными органами государства, а "культурная революция" в КНР была в значительной мере стихийным движением, которым указали врага - партийную бюрократию - и разрешили делать с ней что угодно. После разгрома врагов Мао на авансцену вышла армия, взявшая ситуацию под контроль, а большинство активистов "культурной революции" были отправлены в деревню. В КНР установился тоталитарный режим, который после смерти Мао определялся как "феодал-фашизм". Западный марксизм. Там, где радикальные марксистские идеологии - большевизм, сталинизм, маоизм - одерживали победу, устанавливались жестокие тоталитарные режимы. Но, может быть, дело не в том, что режимы в СССР, КНР или Кампучии руководствовались марксизмом, а в том, что марксизм был грубо адапти
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.130.113 (0.017 с.) |