ТОП 10:

Тема 7. Платон, его жизнь и учение



Биография Платона. Платон родился в 428 / 427 г. до н. э., в первые годы Пелопонесской войны между Афинами и Спартой, и умер в 347 г. до н. э., за 9-10 лет подчинения Греции Филиппом Македонским. Он происходил из аристократической семьи и не симпатизировал демократии.

Он был учеником и последователем Сократа. Кроме Сократа, на Платона повлияли также учения пифагорейцев и элейской школы. Из учения Парменида о бытии для Платона важна идея о том, что существует вечное и неизменное бытие. Также на Платона, видимо, повлияла и идея Пифагора о том, что числа (тоже вечные, неизменные сущности) правят миром. Как и Сократ, Платон огромное внимание уделял моральной и этической проблематике.

После казни Сократа Платон испытал сильное моральное потрясение. Он уехал из Афин, долгое время странствовал, побывал в Сиракузах (Сицилия) в 389 г. до н. э. у тирана Дионисия, пытаясь убедить его в необходимости установления идеального государства. Но эти попытки не увенчались успехом. В итоге Дионисий продал Платона в рабство, но его выкупил Анникерид из Кирены. После этого Платон вернулся в Афины и основал там свою школу - Академию, просуществовавшую почти тысячу лет (386 г. до н. э. - 529 г. н. э.). У Платона было много последователей и учеников. Наиболее знаменитым из них был Аристотель. Платон и позже предпринимал попытки установления идеального государства, к счастью, неудачные.

Сочинения Платона были написаны в форме диалогов. Их можно разделить на ранние (сократические) и зрелые. В своих работах Платон интересовался различными сторонами бытия. Свое видение природы и космоса он изложил в диалогах "Тимей" и "Критий" (легенда об Атлантиде).

Мир вещей и мир идей. Платон исходил из того, что мир двойствен. Миру вещей или чувственному миру он противопоставлял идеальный мир - мир идей (точнее, Платон называл их эйдосами; термин "эйдос" можно перевести не только как "идея", но и как "образ", хотя уже принято говорить об "идеях" Платона). Вещи или живые существа, по Платону, конкретны и преходящи, а идеи - вечны и неизменны. Конкретные вещи или живые существа всегда неидеальны, имеют погрешности, идеи же - безупречны. Наряду с идеями конкретных вещей Платон говорил о существовании идей абстрактных понятий, таких как добро, зло, справедливость и т.д.

Миф о пещере. В диалоге "Государство" содержится миф о пещере, который иллюстрирует соотношение идеального и материального миров. В темной пещере сидят скованные узники. За их спиной горит огонь, а между ними и стеной пещеры проходит дорога, по которой идут люди и несут различные вещи. Благодаря огню, узники видят тени этих людей и предметов, но только тени. Эти тени - единственное, что они могут видеть. Но вот один из узников выбрался из пещеры и увидел при свете солнечного дня реальный мир, людей и предметы такими, какими они есть на самом деле. Возвратившись в пещеру, он пытается убедить других выйти из нее в реальный мир, но узники не хотят покидать пещеру и ему не верят. Теперь представим, что эти узники - человечество, пещера - наш земной мир, огонь в пещере - Солнце, тени вещей - предметы нашего мира, а узник, выбравшийся из пещеры, - философ, который говорит людям, что они живут в несовершенном, "отражённом" мире и что есть другой, истинный мир, который можно увидеть очами разума.

Социально-политическая теория Платона. Все существующие формы государства Платон считает неудовлетворительными. Во времена Платона под формой государства понималась интегральная характеристика государственности, включающая и устройство верховной государственной власти (форма правления) и ее отношение к подданным или гражданам (политический режим).

Платон выделил пять форм государства.

-- Аристократия - правление благородных. "Оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо". Всеми этими добродетелями обладает аристократический человек. Если же среди правителей-аристократов выделится какой-либо один человек, то совершенным правлением может быть и царская власть. Однако и это правление подвержено порче в результате смены поколений, возникновения жажды наживы и попадания в число аристократов недостойных людей, не обладающих аристократическими качествами.

-- Тимократия - правление военных (Спарта, Крит). Этот строй хуже аристократического. Люди здесь не владеют даром слова, честолюбивы и алчны до денег и поэтому любят воевать.

-- Олигархия - правление богатых. У власти находятся богатые, а бедные не имеют политических прав. Он устанавливается в результате накопления богатства и дальнейшего развития склонности к наживе и стяжательству. В олигархическом государстве социальный конфликт становится явным: "в нём будут как бы два государства: одно государство бедняков, другое - богачей", которые "станут вечно злоумышлять друг против друга" ("Государство", 423 А). Социальная рознь дополняется возникновением паразитизма и преступности.

-- Демократия - правление народа. Казалось бы, это лучший государственный строй, на первый взгляд приятный и разнообразный. Однако типичный человек демократического госу­дарства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден. В таком государстве даже "лошади и ослы привыкли ... выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги" ("Государство", 563 СД). Платон с презре­нием высказывается о гражданах демократического государства, которые "густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том, и в другом" ("Государство", 492 ВС). Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмер­ная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство.

5. Тирания - правление одного человека. Это самая скверная форма государственного устройства. Устав от постоянных конфликтов, тяжб и споров, народ наделяет чрезвычайными полномочиями какого-нибудь популярного политика. Он правит не по закону и традициям, а по собственному произволу, правит террором и репрессиями, расправляясь сначала со своими противниками, затем с недовольными, затем с теми, кого только подозревает в недовольстве и т.д. Так неумеренная свобода сменяется тяжёлым и горьким рабством.

Идеальное государство Платона. Неправильным формам государства Платон противо­поставил свою модель идеального государства. Главная причина конфликтов, полагал он, - собственность, которая ведет к неравенству людей. Кроме того, очень часто правителями государства оказываются люди, не заслуживающие этого. По мнению Платона, правителями могут быть только мудрецы и философы. Либо цари должны стать философами, либо философы - царями.

Население идеального государства делится на три сословия. Правителями являются мудрецы. Безопасность государства охраняют стражи. У этих сословий нет ни семьи, ни частной собственности. Живут и питаются они сообща. Женщины уравнены в своих возможностях и правах с мужчинами, а детей воспитывает государство. Никто не должен знать, кто именно его ребёнок, и кто - его мать и отец. Платон полагал, что в этом случае старшие будут любить всех детей как своих, и дети будут уважать старших, как собственных родителей. Третье сословие - производители и ремесленники ("демиурги") - отстранены от управления государством. На них не распространяются ограничения (или привилегии?) в области семейных отношений и собственности, и они обеспечивают высшие сословия всем необходимым.

Критерий разделения людей на сословия - природные задатки. По Платону, душа человека делится на три части: алчное (собственническое) начало, яростное начало и разумное начало. Те, у кого преобладает разумное начало, становятся философами; те, у кого преобладает яростное или гневное, - воинами; а те, в чьих душах преобладает алчность и вожделение, - простыми трудящимися. Платон также называл первое сословие "золотым", второе - "серебряным", третье - "железным" или "медным". Сословное неравенство у Платона не является наследственным: если у высших сословий родился ребёнок "с примесью меди или железа", его определяют в третье сословие, и наоборот.

В платоновском государстве действует жестокая цензура, ряд произведений и даже жанров искусства для стражей запрещены. Так, запрещено всякое искусство, где человек подражает другому человеку. Кроме того, запрещено всякое изображение пороков, слабости, лжи, безрассудства и прочее. Дозволяется изображать только нравственное, высокое и уравновешенное.

На возражение собеседника, что граждане его государства что-то не выглядят слишком счастливыми, Сократ (а повествование об идеальном государстве ведётся Платоном от лица Сократа) отвечает, что его государство не предполагает счастья своих частей. Достаточно того, что оно счастливо в целом. Но, как позже заметил Аристотель, не может быть счастливым целое, если все его части несчастны.

Модель государства, предложенная Платоном, нередко рассматривается как предшественница социализма и тоталитаризма. Социализма - потому что главный источник социальных конфликтов он видел в частной собственности, тоталитаризма - потому что его утопическая модель предполагала не только ограничение участия жителей государства в политической жизни, как "обыкновенные" аристократия, олигархия или тирания, но и контроль над их мыслями и чувствами, который должен повести к ликвидации разномыслия.

В конце своей жизни Платоном был создан еще один проект идеального государства, "второго после наилучшего", который он изложил в книге "Законы". Если в "наилучшем" государстве над всем стоят правители-философы, то в государстве "вторым после наилучшего" - законы. В "Законах" Платон признал и частную собственность, и семью, но устанавливает пределы богатства и бедности. Общественную и частную жизнь граждан, считал он, должно регламентировать множество детальных и суровых законов, которые имеют целью установить единомыслие и общность интересов. То, что участие в заговоре карается смертной казнью, не удивительно; но смертная казнь полагается и тем, кто лишь намеревался убить другого человека, хотя бы это намерение не осуществилось, и тем, кто препятствовал исполнению решения суда. Для тех, кто занимается двумя ремеслами сразу, - тюрьма, штраф и высылка; нещадное избиение - для тех, кто расхваливает на рынке свой товар и при этом клянется богами. А за оскорбление богов, родителей и государства мало даже одной смертной казни, нужны какие-то вечные муки.

И поразительнее всего, что Платон требует, чтобы все жили легко и радостно. Все должны постоянно петь и веселиться, а главным содержанием плясок и песен должно быть восхваление законодательства и мудрых законодателей. Таким образом, среди методов управления, предлагаемых Платоном, идеологическая обработка населения проектируемого государства. Неслучайно виднейший отечественный историк философии А.Ф. Лосев охарактеризовал эту модель государства как абсолютистско-полицейскую и железно-тоталитарную.

Если раньше Платон писал о войне как о величайшем зле, то в "Законах" он вдруг начинает проповедовать, что война на самом деле идет всегда и везде: "То, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами" (I 626а). Более того, война является основой всей социальной и политической жизни: "Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый (находится в войне) с самим собой" (I 626с). Это настолько противоречит всем предыдущим взглядам Платона, что А.Ф. Лосев охарактеризовал "Законы" как акт отчаяния и философское самоубийство, вызванные пониманием невозможности осуществления гармоничного, бесконфликтного общества.

 

Вопросы и задания:

-- Кто из древнегреческих философов оказал влияние на Платона?

-- На какие части делил Платон окружающий нас мир?

-- Какие формы государства выделил Платон? Как они связаны между собой и чем они его не устраивали?

-- Какие сословия вводил Платон в своем идеальном государстве? По какому принципу они выделялись, каковы были их обязанности?

-- Каким образом Платон стремился не допускать конфликты в идеальном государстве, описанном в диалоге "Государство", и каким - в идеальном государстве, описанном в "Законах"?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.008 с.)