Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Конфликтологическая мысль в Древней ИндииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Индия, наряду с Китаем, является еще одной цивилизацией древнего Востока, внесшей свой вклад в современную конфликтологическую мысль, в том числе в практику разрешения конфликтов. Этот вклад связан прежде всего с идеей ахимсы (ненасильственное сопротивление или ненасилие). Впервые тактика ахимсы была использована в первой половине ХХ в. лидером национально-освободительной борьбы индийского народа против британских колонизаторов М. Ганди. Борьба эта была успешной, и Индия получила независимость. Позже массовое ненасильственное сопротивление было применено движением против расовой дискриминации в США, и в настоящее время ненасильственные методы политической борьбы широко применяются различными силами. Индуизм. Концепция ахимсы сформировалась в рамках национальной религии индусов - индуизма. Прежде чем принять современный вид, индуизм прошел длительную эволюцию. Древнейшей его формой была ведическая религия, принесенная в Индию около 1500 г. до н.э. вторгшимися с севера племенами ариев. Священной книгой ариев были "Веды" - сборники гимнов в честь богов. Позже "Веды" были дополнены комментариями и истолкованиями, которые известны как "Брахманы" и "Араньяки". В первой половине I тыс. до н.э. ведическая религия видоизменилась, приняв форму брахманизма (по имени верховного божества Брахмы). Еще позже, в I тыс. н.э., индуизм принял современную форму. В нем выделились такие течения, как вишнуизм (почитание бога Вишну, охранителя мира) и шиваизм (почитание бога Шивы - разрушителя мира). Согласно "Ведам", общество должно разделяться на варны - замкнутые социальные группы, принадлежность к которым определялась исключительно по рождению, так что переход из одной варны в другую был невозможен. Существует четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (цари и воины), вайшьи (купцы, ремесленники) и шудры (крестьяне). В свою очередь, варны подразделяются на касты, и кастовое деление более дробное: к моменту отмены кастовой системы в 1950 г. насчитывалось несколько тысяч каст. У каждой варны был свой закон, правило - дхарма. Дхармой брахманов является служение богам, выполнение религиозных обрядов; дхармой кшатриев - участие в войне, сражениях. Также индусы верили в бессмертие души и реинкарнацию - переселение душ. Участь человека в следующем рождении определялась кармой, законом воздаяния. Плохое исполнение своей дхармы ухудшало карму, и в результате в следующей жизни этот индивид рождался в теле человека более низкой касты, а то и в теле животного. Хорошее исполнение дхармы улучшало карму, и можно было рассчитывать на рождение в теле человека более высокой варны. Процесс переселения душ образно представлялся древними индийцами в виде колеса и носил название сансара (колеса сансары). Это странствие души по различным телам могло завершиться, если представитель высшей варны, брахман, точно исполнял свою дхарму. Тем самым его душа освобождалась от дальнейших перерождений и связанных с ними страданий. Освобождение из колеса перерождений называлось мокша. Вера в дхарму и карму, освящавшая систему варн, оказалась весьма эффективным средством предотвращения крупных социальных конфликтов. Древняя и средневековая Индия практически не знает крупных крестьянских или городских восстаний, в отличие, например, от Китая. Закон кармы ориентировал людей не на социальную борьбу, а на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы. Над этой проблемой размышляли многие индийские мыслители. Первыми созданными в Индии произведениями не просто религиозного, а религиозно-философского характера считаются "Упанишады" (ок. 800 - 300 гг. до н.э.). Термин "Упанишады" обозначает процесс обучения мудрецом его учеников (букв. "сидение-у-ног-учителя"), но со временем он стал обозначать и философский текст, выражающий содержание излагаемого в этом процессе учения. Примерно с VI в. до н.э., т.е. в период господства брахманизма, начинается процесс развития древнеиндийской философии и формирования различных школ и направлений. Эти школы именовались даршанами; обычно выделяют 9 даршан. Выделяют ортодоксальные и неортодоксальные даршаны. Неортодоксальные даршаны - те школы индийской философии, которые не признают священный характер "Вед": это буддизм, о котором будет сказано чуть ниже, джайнизм и чарвака. Ортодоксальные школы, признающие священный характер "Вед", носят следующие названия: миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога. Одна из проблем, над которыми задумывались представители различных даршан, - это проблема освобождения. Постепенно стало складываться представление о том, что простое следование карме недостаточно для достижения мокши. Чтобы освободиться, необходимо поставить под контроль свои действия, а также желания и мотивы, которые вызывают эти действия. Для этого индивид должен руководствоваться рядом принципов, среди которых принципы ненасилия (ахимса), милосердия, принесения пользы и ряд других. Особенно подробно эти принципы и методика следования им были разработаны в йоге, созданной легендарным Патанджали (ок. II в. до н.э.). Приверженцы йоги использовали эти принципы для того, чтобы отрешиться от окружающего мира и сосредоточиться на абсолютном начале Вселенной, слив с ним свою душу (это состояние называлось самадхи). Много позже, в ХХ в., Махатма Ганди переосмыслил принцип ахимсы, применяемый ранее лишь к индивидуальному поведению, превратив его в эффективный инструмент политической борьбы. Буддизм. Буддизм возник в VI - V вв. до н. э. в Индии. Его возникновение может рассматриваться как реакция на брахманизм (подобно тому, как возникновение протестантизма в Западной Европе XVI в. было реакцией на косность тогдашней католической церкви). Основателем буддизма считается индийский принц (сын раджи) Сиддхартха Гаутама, живший в VI в. до н.э. Согласно преданию, отец приказал выстроить для него дворец, чтобы он жил в роскоши, не зная забот окружающего мира и приносимых ими страданий. Но однажды Гаутама вышел из дворца и увидел человека, чье тело было покрыто язвами и струпьями. "Что это с ним?" - испуганно спросил принц. Ему сказали, что этот человек болен. Так Гаутама узнал о существовании болезней и связанных с ними страданий. Во второй раз Гаутама вышел из дворца и увидел дряхлого, сморщенного человека. "Кто это?" - вновь спросил принц. Ему ответили, что это дряхлый старик. Так Гаутама узнал о существовании старости и связанных с ней страданий. В третий раз Гаутама вышел из дворца и увидел человека, неподвижно лежавшего на носилках. Вокруг него суетились и плакали люди. "Что с ним?" - спросил принц. Ему ответили, что этот человек умер. Так Гаутама узнал о существовании смерти и страданий, связанных с нею. В четвертый раз выйдя из дворца, Гаутама увидел неподвижно сидящего, почти голого человека, который не обращал внимания ни что происходящее вокруг него и был весь погружен в себя. Это был отшельник-аскет. Так принц узнал о существовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою судьбу - выйти из-под власти своей кармы. Гаутама покинул дворец, став аскетом-отшельником Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий и, наконец, после долгих размышлений постиг ее, став Буддой - просветленным. Оставшуюся жизнь он провел в странствиях, проповедуя свое учение. Ядро его составляют четыре "благородные истины". 1. Жизнь - это страдание. "Рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание". 2. Причина страдания - жажда жизни или, проще говоря, человеческие желания. Другими словами, страдания возникают из-за того, что человек постоянно чего-то хочет, но не получает желаемого. 3. Выход состоит в том, чтобы избавиться от желаний. 4. Чтобы избавиться от желаний, нужно следовать "восьмеричному пути". "Восьмеричный путь" избавления от страданий включает: -- правильное знание (знание четырех благородных истин и буддийского учения в целом); -- правильную волю (твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением); -- правильную речь (отказ от грубости, лжи, клеветы); -- правильное поведение (отказ от убийства живых существ, воровства, пьянства и разврата); -- правильный образ жизни (добывание жизненных благ лишь честным путём); -- правильное усилие (стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей); -- правильное направление мысли (осознание бренности всех вещей и своего собственного тела); -- правильную сосредоточенность. Итогом является нирвана - угасание желаний, а вместе с ними и страданий. Связи с сансарой, понимаемой в буддизме как окружающий мир, мир страдания, рвутся, и просветленный выходит из колеса перерождений. Освобождение от страданий может быть окончательно достигнуто только в нирване. После нирваны дальнейшие странствия души по различным телам прекращаются. Учение Будды о душе и личности во многом парадоксально. Буддизм отрицает целостность личности человека. Такое понятие, как "Я", в буддизме отсутствует. Человеческая личность есть только ряд отдельных психических состояний,которые и образуют все явления телесного и психического. Душа же - это поток сознания; в каждый новый момент она новая. Поэтому представление о постоянной личности - иллюзия. Но если личности, по сути, не существует, как же тогда возможны вообще сансара и закон кармы? Это действительно серьёзное внутреннее противоречие, присущее буддизму. Буддисты выходят из него следующим образом: новая комбинация психических состояний определяется предшествующей по закону причинности, или кармы. Во времена Будды буддизм достаточно сложно было назвать религией. Известно, что Будда считал бесполезными вопросы о том, как устроен мир, существуют ли боги и т.п. Они лишь отвлекают людей от главной проблемы - обретения спасения, считал он. Поэтому некоторые исследователи характеризуют буддизм как моральное учение атеистического характера или даже "атеистическую религию". Действительно, он отрицает богов, отрицает личность, вообще отрицает всё, кроме страдания, но и оно оказывается иллюзией. Эволюция буддизма. Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды состоялся первый буддийский собор. Трое из учеников Будды по памяти воспроизвели всё, чему он учил: проповеди и поучения, философскую доктрину, а также нормы и правила монашеского общежития. Позднее эти выступления были записаны на пальмовых листьях, а листья сложены в три корзины. Отсюда название буддийской священной книги - "Трипитаки", т.е. "Три корзины (учения)". Постепенно буддизм приобретает черты настоящей религии: складывается культ, обряды, канонизируется священное писание и т.д. Во II - I вв. до н.э. в буддизме выделились два направления - хинаяна и махаяна. Термин "хинаяна" дословно переводится как "малая колесница" или "узкий путь к спасению". Её приверженцы считают, что нирваны может достигнуть лишь отшельник, монах (архат), а у мирян надежды на спасение нет. "Махаяна" переводится как "большая колесница" или "широкий путь к спасению". Широким он называется потому, что спасение мыслится достижимым и для монаха, и для мирянина. Идеалом махаяны является не отшельник, а боддисатва - святой или праведник, который почти достиг спасения, но задерживается в сансаре из-за сострадания к живым существам и желания спасти как можно большее их количество. Правила, предъявляемые буддистским учением к рядовому верующему, сводятся к пяти наставлениям (панча шила): -- Не причинять никакого вреда живым существам. -- Ничего не брать у других, если только этого не дают добровольно. -- Не нарушать супружескую верность. -- Не лгать. -- Не употреблять опьяняющие напитки и наркотики. Требования, предъявляемые к монахам, строже: они должны отказаться от чревоугодия, от музыки, пения и танцев, от употребления парфюмерии и украшений, а также от использования денег и жить только подаянием. В социальном плане буддизм характеризуется отрицательным отношением к кастовой системе; возможно, поэтому в конечном счете он так и не смог укорениться в Индии. Вместе с тем буддизм широко распространился в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии. В V в. н.э. в Китае возник чань-буддизм (в Японии его называют дзэн-буддизм). Для его приверженцев характерна вера в возможность достижения просветления здесь и сейчас, минуя череду перерождений. Внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты, отходят на второй план, а на первый план выходит личный духовный опыт, приобретаемый в процессе созерцания, медитации. Дзэн стремится действовать в обход интеллекта, пробуждая интуицию ученика, подталкивая его к просветлению. Для этого учителя дзэн, в частности, предлагают разгадывание коанов - алогичных загадок. Известен, например, такой короткий коан: "Всем известно, как звучит хлопок двух ладоней. А как звучит хлопок одной ладони?" Усилие учеников постичь истину, скрывающуюся за пределами слов коана, должно в результате вывести их за эти пределы. Чаще всего это происходило внезапно или в момент отчаяния, когда ученик уже опускал руки, не надеясь решить коан. Ответ может быть совершенно не связанным с вопросом и абсурдным. Одними из первых европейских мыслителей, всерьёз интересовавшимися буддизмом, были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (см. тему 21). Во многом благодаря их авторитету буддизм был перенесен на европейскую почву. После II-ой мировой войны популярность буддизма в Западной Европе и США выросла, особенно среди молодежи и интеллигенции, что связано с критическим отношением к капитализму, к потребительскому обществу, поисками новой духовности. Буддистский принцип непричинения вреда живым существам оказался созвучен идеям, выдвинутым экологическими и миротворческими движениями. Буддизм и насилие. Об отношении буддизма к применению насилия в конфликтах следует сказать особо. В принципе, следуя первому предписанию, буддисты выступают против отнятия жизни у живого существа при любых обстоятельствах. При возникновении конфликта буддисту предписывается не противиться злу насилием. "Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она". Конечно, этот идеал не всегда реализуется в действительности, примером чему может служить затяжной межэтнический конфликт на Шри Ланке между сингалами и тамилами. Буддизм в меньшей мере, чем другие мировые религии, склонен осуждать самоубийство. Расценивая его как глупый поступок, способствующий ухудшению кармы того, кто его совершил, буддизм, тем не менее, считает акт самоубийства оправданным для человека просветленного, уже избавившегося от всех желаний. Известны также альтруистические самоубийства буддистов "из сострадания ко всем остальным живым существам". Самоубийства в форме публичного самосожжения стали в некоторых буддистских странах в ХХ в. формой политического протеста: так, в Южном Вьетнаме в 1960-е гг. несколько буддистских монахов совершили публичные самосожжения в знак протеста против режима. Пять наставлений ("панча шила") получили неожиданное, на первый взгляд, развитие в практике международных отношений и урегулирования конфликтов в ХХ в. "Панча шила" - так называют пять принципов мирного сосуществования, выработанных в ходе урегулирования индийско-китайского конфликта в середине 1950-х гг.: -- Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета. -- Ненападение. -- Невмешательство во внутренние дела. -- Равенство и взаимная выгода. -- Мирное сосуществование. Впоследствии они стали принципами движения неприсоединения, в котором участвуют многие страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Вопросы и задания: -- В чём состоит вклад религии и философии индуизма в современную конфликтологическую мысль? -- Объясните понятия "дхарма" и "карма". Почему вера в дхарму и карму препятствовала возникновению в древней и средневековой Индии крупных социальных конфликтов? -- Что такое ахимса? -- В чем сходство и в чем различие между индуизмом и буддизмом в понимании цели человеческого существования? -- Охарактеризуйте отношение буддизма к насилию. -- Почему в наши дни буддизм приобретает всё большую популярность среди молодёжи и интеллектуалов на Западе?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.013 с.) |