Социально-политической жизни эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политической жизни эпохи Возрождения



Эпоха Возрождения: периодизация и сущность. Между различными эпохами истории и культуры порой бывает сложно провести четкую грань. Так, XIII век в Западной Европе относится еще к средневековью, XV век - к эпохе Возрождения (Ренессанса), XIV век сочетает в себе черты обеих эпох. В целом эпоха Возрождения охватывает XIV - XVI вв. Поскольку эпоха Возрождения ярче всего проявилась в Италии (хотя было и так называемое Северное Возрождение), для ее периодизации принято использовать итальянские термины:

-- Треченто (XIV в.);

-- Кватроченто (XV в.);

-- Чинквеченто (XVI в.).

В курсе истории конфликтологии эпоха Возрождения заслуживает специального рассмотрения, поскольку конфликтность была едва ли не главной чертой социальной и политической жизни этой эпохи. Почему? Ответ на этот вопрос тесно связан с определением сущности эпохи Возрождения.

Поскольку наиболее бросающаяся в глаза сторона этой эпохи - возрождение античных наук и искусств, к этому нередко и сводится сущность данной эпохи. Однако средневековье знало не менее трех таких возрождений - Каролингское возрождение VIII - IX вв., Оттоновское возрождение X в. в Германии и готическое возрождение XII - XIII вв. Как мы видели, Аристотель к концу средневековья стал таким же авторитетным автором, как и отцы церкви.

Как представляется, важнее то, что культура в эпоху Возрождения приобретала все более светский характер (а не религиозный, как в средние века), а в центре ее оказывался человек (а не Бог). Эти тенденции получили название секуляризма и антропоцентризма, тогда как в средние века преобладали клерикализм и теоцентризм. Этим и объясняется обращение к античной культуре, в которой мыслители эпохи Возрождения видели образец развития человеческих сил и возможностей, их всестороннего раскрытия.

Так, например, один из трактатов Папы Иннокентия III (1198 - 1216) носил характерное для средневековья название: "О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния". Напротив, итальянский гуманист Джаноццо Манетти (1396 - 1459) назвал свой труд "О достоинстве и превосходстве человека". Еще раньше, на заре эпохи Возрождения, поэт Данте Алигьери (1265 - 1321) писал в "Божественной комедии": "Вы созданы не для животной доли, но к доблести и знанью рождены". Характерно и его замечание в трактате "Пир", что бывают "люди благороднейшие и едва ли не богоравные".

Таким образом, для мыслителей эпохи Возрождения человек не сосуд греха и не тварь дрожащая, а самое совершенное творение Бога, созданное по образу и подобию Божьему.

Если попытаться выразить специфику эпохи Возрождения одной фразой, то специфика эта - в буйном и стихийном самоутверждении человеческой личности. Это и получило название "возрожденческого титанизма".

Но у возрожденческого титанизма есть и негативная сторона. Личность, освободившаяся от гнёта божественных и человеческих авторитетов, уже не считалась ни с кем в своём гордом индивидуализме и, руководствуясь девизами "делай, что хочешь" и "всё дозволено", полностью раскрывала свои негативные стороны. Но возрожденческий титанизм не только не хочет знать никаких ограничений. Он, как отмечал А. Ф. Лосев, также и трагичен. Ведь личностей, не знающих пределов в своем самоутверждении, много, и каждая хочет покорить весь мир. И они вступают в конфликт не на жизнь, а на смерть. Поэтому финал возрожденческого титанизма схож с финалом трагедий У. Шекспира: гора трупов на сцене. Таким образом, Ренессанс и конфликтен, и трагичен.

Никколо Макиавелли. Конфликтность эпохи Возрождения отразилась в творчестве политика, дипломата и писателя, уроженца итальянского города Флоренции Никколо Макиавелли (1469 - 1527). Жизненный путь Макиавелли можно разделить на два периода. Первый период можно назвать практическим. С 1498 по 1512 гг. он занимал видные политические должности во Флоренции, выполнял ряд важных дипломатических поручений, принимал участие в посольствах. Но после падения республики в 1512 г. Макиавелли оказался отстраненным от дел и посвятил досуг написанию политических и исторических трудов.

Главной его работой, которая впоследствии обессмертила его имя, является труд "Государь" ("Il Principe"). Эта небольшая книга - систематизированные советы практическому политику о том, как в политической борьбе достичь эффективного результата. При этом практическая политика рассматривается Макиавелли как сфера, независимая и от религии, и от морали. Хорошие средства - это прежде всего эффективные средства. "О действиях всех людей, а особенно государей... заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу". Макиавелли проводит мысль, что государь не просто имеет право, но обязан в определенных ситуациях прибегать к аморальным средствам (нарушать невыгодные соглашения, использовать насилие, коварство и т. д.). Если же он будет честен, то тогда он рискует проиграть в борьбе с теми, кто бесчестен. Недаром великие дела, замечает он, совершали те, кто действовал хитростью и обманом. Однако средства должны быть целесообразными и эффективными, поэтому Макиавелли против бессмысленной жестокости. Важным методом удержания власти является и манипулирование общественными настроениями. Главным правилом является то, что нельзя вызывать ненависть и гнев подданных. Макиавелли выделяет два средства, которые позволяют удержать подданных в повиновении, - это любовь и страх. Если необходимо добиться власти, то нужно использовать любовь, если же удержать власть - то страх. Именно этими двумя способами можно управлять народом, при этом страх является более надежным из них. Макиавелли дает ответ и на вопрос, как нужно творить благодеяния и жестокости: благодеяния нужно расточать мало-помалу, а жестокости - наносить разом.

Столь резкое отделение политики от религии и морали навлекло на Макиавелли многочисленные обвинения в аморализме и цинизме. Но интересно, что яростнее всего нападали на Макиавелли те политические деятели, которые в действительности проводили крайне корыстную и эгоистическую политику, прикрывая ее религиозными и моральными оправданиями. К тому же взгляды Макиавелли далеко не столь однозначны. Так, прусский король Фридрих II (1712 - 1786), будучи кронпринцем, написал сочинение "Анти-Макиавелли", чтобы защитить человечество от "этого монстра, который хочет его уничтожить". Но после нескольких лет правления он писал: "Во многих важных вопросах я вынужден признать, что Макиавелли прав".

Чуть позже "Государя" Макиавелли написал "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия" (Тит Ливий - римский историк, а декада - это десять книг). Предпочтительной формой правления в "Рассуждениях" выступает не монархия, как в книге "Государь", а республика. Макиавелли не скупится на похвалы республиканским идеалам: народ всегда лучше судит, чем один человек, республика обеспечивает свободу, гражданское равенство, а при монархии или тирании народ портится, становится нечестным, жадным и утрачивает добродетельность.

Противоречие между "Государем" и "Рассуждениями" историки политической мысли нередко называют "парадоксом Макиавелли". Как может быть, чтобы один и тот же человек придерживался столь разных идеалов и предлагал столь разные методы для сохранения желательной формы правления? Есть несколько путей выхода из этого парадокса. Один из них был предложен французским мыслителем Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). По его мнению, в "Государе" Макиавелли описывает монархию столь откровенно, что тем самым её и развенчивает, то есть "Государь" написан как скрытая сатира. Подлинный же идеал Макиавелли изложен в "Рассуждениях". "Парадокс Макиавелли" анализировал и представитель немецкой классической философии Г. Гегель (1770 - 1831). Он полагал, что произведения Макиавелли имеют разных адресатов: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" написаны для вечности, для всех времен и народов, исключая то место и время, когда он жил, а "Государь" - книга для конкретного случая, времени и места. Если интерпретировать содержание "Государя" в контексте той социально-политической обстановки, что складывалась в начале XVI века в Италии, то становится ясным, что главной задачей, стоящей в то время перед Италией, было ее объединение. Коль скоро Италия была бы объединена, были бы решены и другие задачи - прекращение внутренних конфликтов и изгнание иностранных войск. Перед решением этих задач для Макиавелли меркло всё остальное, и он возлагал надежды на некую сильную личность, монарха, который "железом и кровью" объединит Италию. Наконец, в 1970-е гг. Ф. Бурлацкий, один из основоположников отечественной политологии, предложил и такой вариант разрешения "парадокса Макиавелли": итальянский мыслитель давал советы и монархии, и республике, выступая в качестве эксперта или политического консультанта: кто даёт заказ, тем он и даёт советы.

Эразм Роттердамский. Представление о "титанах Возрождения" как о людях, которые пьянствовали, развратничали и убивали, а в промежутках между этими занятиями создавали великие произведения искусства, по меньшей мере, односторонне. Конечно, есть определённые стереотипы и модели поведения, присущие людям определённой эпохи и опредёленного положения, но... люди никогда не ведут себя одинаково.

Одним из выдающихся западноевропейских мыслителей конца XV - первой трети XVI в. был Эразм Роттердамский (1469 - 1536), мировоззрение которого характеризуется как христианский гуманизм. Хотя Эразм и говорил о возврате к духу раннего христианства, он переработал христианскую мораль, соединив ее с возрожденческим гуманизмом. Вот как, например, выглядел в его описании Христос: "Грубо заблуждаются некоторые, кто болтает, будто Христос от природы сам был печален и мрачен и будто бы он призывал к безрадостной жизни... Напротив, лишь он показывает нам жизнь, самую приятную из всех возможных и до краёв наполненную истинным удовольствием". Эразм видел в христианстве прежде всего требования человеческой нравственности, а не соблюдение обрядов и ритуалов. Он сатирически высмеивает догматиков и схоластов, чьи работы представляются ему какой-то ерундой: "Легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов,... оккамистов, скотистов и прочих".

Следствием человеческой глупости Эразму представлялись и человеческие беды, и самое страшное из них - войны, ведущиеся обычно подонками общества. Таким образом, Эразм, как и более поздние просветители, понимает причины конфликтов чисто интеллектуалистски: они вызываются незнанием или недостаточным знанием, и, если люди будут разумны, конфликты прекратятся. Материальные интересы как причина конфликтов им в расчет не берутся; более того, он полагал, что конфликт противоречит рационально понятому интересу.

Мартин Лютер и Реформация. В конце XV - начале XVI вв. коррумпированность и моральная деградация верхушки католической церкви вызывали всё большее недовольство среди верующих. Особое недовольство рождала симония - купля-продажа церковных должностей, а также торговля индульгенциями - свидетельствами о полном или частичном освобождении от грехов.

Монах и преподаватель Виттенбергского университета (Германия) Мартин Лютер (1483 - 1546) подверг официальную доктрину "отпущения грехов" резкой критике. Свои идеи он изложил в 95 тезисах, прибитых им к дверям церкви в Виттенберге 31 октября 1517 г. Этот день стал началом Реформации и возникновения нового течения в христианстве - протестантизма. М. Лютер утверждал, что отпущение грехов даётся благодатью по одной лишь вере. Это означало, что любой верующий должен сам общаться с Богом напрямую, без посредничества священников. Роль духовенства резко снижалась. Лютер был объявлен еретиком, но его поддержал ряд германских князей, предоставивших ему защиту и возможность распространять идеи Реформации.

Постепенно складываются догматика и обрядность старейшей из протестантских церквей - лютеранской. Вместо Папы она возглавляется светским правителем - князем или королём. Лютеране отменили большую часть христианской обрядности - посты, поклонение статуям, мощам, иконам, из семи таинств сохранили только два - крещение и причащение. Лютеранское богословие в некоторых отношениях было возвращением к Августину (Лютер был монахом августинского ордена). Веру он ставил выше разума; если разум пытается быть судьёй в вопросах веры, считал Лютер, он становится орудием дьявола. Свободу воли человека он отрицал, рассматривая человека как руководимого Богом - или дьяволом. Это связано с пессимистическим пониманием Лютером природы человека, называемого им диким и жестоким животным, которое надо обуздывать с помощью цепей и пут. Поэтому, когда государство применяет насилие по отношению к мятежникам, оно тем самым служит Богу. Мятежник - враг не только государства, но и Бога.

Протестантизм быстро распространился в странах Западной Европы. В скандинавских странах и ряде германских княжеств было принято лютеранство, в Англии государственной религией стало англиканство. Католическая церковь активно сопротивлялась этому, и Европу охватили затяжные религиозные войны. Конфликт между католицизмом и протестантизмом был отчасти разрешен благодаря Аугсбургскому религиозному миру 1555 г., основным принципом которого стало признание права князей определять религию своих подданных ("cujus regio, ejus religio" -- "чья страна, того и вера").

Кальвинизм. Лютеранство и англиканство были не единственными направлениями в протестантизме. Жан Кальвин (1509 - 1564) предложил еще более радикальную версию протестантизма - кальвинизм, быстро распространившийся в Швейцарии. Нидерландах, Англии, Шотландии и Франции. Кальвинистов также называют пуританами (от лат. "purus" - чистый). Кальвинизм выступает за независимость церкви от государства и демократическое управление церковью: независимыми общинами руководят избираемые пастор, диакон и старейшины из мирян. Ж. Кальвин известен также своей доктриной абсолютного предопределения (во многом заимствованной у Августина), согласно которой по непознаваемой божественной воле все люди разделены на избранных к спасению и обреченных на адские муки. Ни верой, ни "добрыми делами" человек не может что-либо изменить. Тем самым человек освобождался от специальных хлопот по спасению души. Посмертная судьба человека, считал Кальвин, является тайной, но каждый верующий должен вести себя так, как будто он является избранным. Есть и косвенное доказательство избранности - успех в делах, в бизнесе. Поэтому верующий всё время должен упорно работать, не тратить время на развлечения, праздники, безделье, даже чрезмерный сон. Накопленное богатство при этом следует пускать не на личные нужды, а всячески приумножать. Эти требования способствовали ускоренному развитию капитализма в тех странах, где был распространен кальвинизм и другие направления протестантизма.

 

Вопросы и задания:

-- На какие периоды делится эпоха Возрождения? В чём состоит её сущность?

-- В чём состоит "парадокс Макиавелли"? Как различные мыслители объясняли его?

-- В чём видел причины социальных конфликтов Эразм Роттердамский?

-- Какие изменения внес в обрядность и догматику христианства Мартин Лютер? А Жан Кальвин?

-- Благодаря чему после 1555 г. была отчасти снята острота противостояния между протестантизмом и католицизмом?

-- Почему кальвинизм способствовал ускоренному развитию капитализма?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.225 (0.019 с.)