Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Новое мировоззрение↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Новое мировоззрение Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы. Культура эпохи Возрождения обладает неповторимым своеобразием. Она сохраняет черты преемственности с традициями средневекового периода, но представляет собой уже иной по характеру тип, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени. Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом, однако, она охватывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начинается раньше, уже с середины XIV в. (некоторые исследователи предлагают вариант, заключающийся в том, что мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в.) Хотя само понятие «Возрождение» возникло позже, в Италии XVI в. (с XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь, который употребляется как равнозначный понятию «Возрождение», но чаще используется при стилевой характеристике культурного своеобразия эпохи), уже как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи, первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры и этой метафорой обозначили первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. А время «упадка» получило тогда же пренебрежительное наименование «средние века». Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Следует учитывать, что феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. Сущность уникального способа отношения к миру определялась, с одной стороны, обращением к античной гармоничной модели мира, а с другой – представлением об особом, принципиально новом даже для античности центральном месте человека во вселенной. И центральным событием такой модели мира являлся человек – творец. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии, поскольку в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего. В силу этого подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный). Таким образом, основные черты нового мировоззрения в общих чертах можно сформулировать следующим образом: · специфический возрожденческий антропоцентризм, в котором человек мыслился как свободное творческое существо с неограниченными возможностями, как венец творения; · ориентация на чувственно-реальную картину мира, в которой на первый план, тем не менее, выдвигается не природа, а человек; · художник в своей творческой деятельности уподоблялся Богу (Творчество, а не способность к христианскому самоуничижению, считается самым ценным в человеке, творчество приближает его к Богу. Личность объявляется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории, он преодолевает цепи условностей в личных отношениях, эффективно планирует свою деятельность), он ориентируется на человеческое понимание мира и обращает свое внимание прежде всего на его гармонию, симметрию, меру. Однозначно ответить на вопрос что лежало в основе такого «нового мировоззрения» не представляется возможным. Феномен Ренессанса был вызван рядом взаимообусловленных факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Западной Европы: · В рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождаются соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменении. Характерно появление интеллектуальной и художественной элиты. Среди людей умственного труда больше ценятся те, которые решают проблему человека, формируют национальный язык и национальную культуру — поэты, филологи, философы, художники. Именно они определяют независимость мышления человека от государственных и церковных институтов. В науке и философии утверждается критический дух, возрождаются «неортодоксальные» греческие теории. К человеку творческого труда предъявляются высокие требования. Он должен досконально знать технику своего мастерства, обладать широким кругозором, его произведение должно быть оригинальным, неповторимым и вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно адресовано. · Непременное условие личного успеха в новых рыночных отношениях составляли, прежде всего, большее знание и умение, большая энергия и упорство в достижении цели, чем когда-либо. Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения обращать свои взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знаниях в обществе, поднимало общественный престиж образованных людей. При этом следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринять новые идеи, культуру и искусство Возрождения. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву.
Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Новое мировоззрение Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы. Культура эпохи Возрождения обладает неповторимым своеобразием. Она сохраняет черты преемственности с традициями средневекового периода, но представляет собой уже иной по характеру тип, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени. Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом, однако, она охватывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начинается раньше, уже с середины XIV в. (некоторые исследователи предлагают вариант, заключающийся в том, что мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в.) Хотя само понятие «Возрождение» возникло позже, в Италии XVI в. (с XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь, который употребляется как равнозначный понятию «Возрождение», но чаще используется при стилевой характеристике культурного своеобразия эпохи), уже как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи, первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры и этой метафорой обозначили первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. А время «упадка» получило тогда же пренебрежительное наименование «средние века». Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Следует учитывать, что феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. Сущность уникального способа отношения к миру определялась, с одной стороны, обращением к античной гармоничной модели мира, а с другой – представлением об особом, принципиально новом даже для античности центральном месте человека во вселенной. И центральным событием такой модели мира являлся человек – творец. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии, поскольку в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего. В силу этого подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный). Таким образом, основные черты нового мировоззрения в общих чертах можно сформулировать следующим образом: · специфический возрожденческий антропоцентризм, в котором человек мыслился как свободное творческое существо с неограниченными возможностями, как венец творения; · ориентация на чувственно-реальную картину мира, в которой на первый план, тем не менее, выдвигается не природа, а человек; · художник в своей творческой деятельности уподоблялся Богу (Творчество, а не способность к христианскому самоуничижению, считается самым ценным в человеке, творчество приближает его к Богу. Личность объявляется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории, он преодолевает цепи условностей в личных отношениях, эффективно планирует свою деятельность), он ориентируется на человеческое понимание мира и обращает свое внимание прежде всего на его гармонию, симметрию, меру. Однозначно ответить на вопрос что лежало в основе такого «нового мировоззрения» не представляется возможным. Феномен Ренессанса был вызван рядом взаимообусловленных факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Западной Европы: · В рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождаются соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменении. Характерно появление интеллектуальной и художественной элиты. Среди людей умственного труда больше ценятся те, которые решают проблему человека, формируют национальный язык и национальную культуру — поэты, филологи, философы, художники. Именно они определяют независимость мышления человека от государственных и церковных институтов. В науке и философии утверждается критический дух, возрождаются «неортодоксальные» греческие теории. К человеку творческого труда предъявляются высокие требования. Он должен досконально знать технику своего мастерства, обладать широким кругозором, его произведение должно быть оригинальным, неповторимым и вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно адресовано. · Непременное условие личного успеха в новых рыночных отношениях составляли, прежде всего, большее знание и умение, большая энергия и упорство в достижении цели, чем когда-либо. Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения обращать свои взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знаниях в обществе, поднимало общественный престиж образованных людей. При этом следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринять новые идеи, культуру и искусство Возрождения. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.006 с.) |