Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Новое мировоззрение

Поиск

Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Новое мировоззрение

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях твор­чества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с обще­ственной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена проти­воречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Культура эпохи Возрождения обладает неповто­римым своеобразием. Она сохраняет черты преемственности с традициями средневекового периода, но представляет собой уже иной по характеру тип, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени.

Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом, однако, она охва­тывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начи­нается раньше, уже с середины XIV в. (некоторые исследователи предлагают вариант, заключающийся в том, что мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в.)

Хотя само понятие «Возрождение» возникло позже, в Италии XVI в. (с XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь, который употребляется как равнозначный понятию «Воз­рождение», но чаще используется при стилевой характеристике культурного своеобразия эпохи), уже как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи, первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, лите­ратуры, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Ита­лии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья про­изведения античной скульптуры, архитектуры и этой метафо­рой обозначили первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. А время «упадка» получило тогда же пренебрежи­тельное наименование «средние века».

Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средне­вековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Следует учитывать, что феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в куль­турном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, но­вое самосознание человека. Сущность уникального способа отношения к миру определялась, с одной стороны, обращением к античной гармоничной модели мира, а с другой – представлением об особом, принципиально новом даже для античности центральном месте человека во вселенной. И центральным событием такой модели мира являлся человек – творец. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии, поскольку в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего суще­го. В силу этого подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный).

Таким образом, основные черты нового мировоззрения в общих чертах можно сформулировать следующим образом:

· специфический возрожденческий антропоцентризм, в котором человек мыслился как свободное творческое существо с неограниченными возможностями, как венец творения;

· ориентация на чувственно-реальную картину мира, в которой на первый план, тем не менее, выдвигается не природа, а человек;

· художник в своей творческой деятельности уподоблялся Богу (Твор­чество, а не способность к христианскому самоуничижению, считается самым ценным в человеке, творчество прибли­жает его к Богу. Личность объявляется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувство­вать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъ­ектом истории, он преодолевает цепи условностей в лич­ных отношениях, эффективно планирует свою деятельность), он ориентируется на человеческое понимание мира и обращает свое внимание прежде всего на его гармонию, симметрию, меру.

Однозначно ответить на вопрос что лежало в основе такого «нового мировоззрения» не представляется возможным. Феномен Ренессанса был вызван рядом взаимообусловленных факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Западной Европы:

· В рассматриваемый период доста­точно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их раз­витие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождаются соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменении. Характерно появление интеллектуальной и художествен­ной элиты. Среди людей умственного труда больше ценят­ся те, которые решают проблему человека, формируют на­циональный язык и национальную культуру — поэты, фи­лологи, философы, художники. Именно они определяют независимость мышления человека от государственных и церковных институтов. В науке и философии утверждается критический дух, возрождаются «неортодоксальные» гре­ческие теории. К человеку творческого труда предъявляются высокие требования. Он должен досконально знать технику своего мастерства, обладать широким кругозором, его произведе­ние должно быть оригинальным, неповторимым и вызы­вать чувство наслаждения у тех, кому оно адресовано.

· Непременное условие личного успеха в новых рыночных отношениях составляли, прежде всего, большее зна­ние и умение, большая энергия и упорство в достижении цели, чем когда-либо. Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения обращать свои взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знаниях в обществе, поднимало общественный престиж образованных людей. При этом следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культур­ного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринять новые идеи, культуру и искусство Возрождения. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного досто­инства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и проис­хождение, ложились на благодатную почву.

 


Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Новое мировоззрение

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях твор­чества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с обще­ственной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена проти­воречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Культура эпохи Возрождения обладает неповто­римым своеобразием. Она сохраняет черты преемственности с традициями средневекового периода, но представляет собой уже иной по характеру тип, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени.

Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В целом, однако, она охва­тывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начи­нается раньше, уже с середины XIV в. (некоторые исследователи предлагают вариант, заключающийся в том, что мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в.)

Хотя само понятие «Возрождение» возникло позже, в Италии XVI в. (с XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь, который употребляется как равнозначный понятию «Воз­рождение», но чаще используется при стилевой характеристике культурного своеобразия эпохи), уже как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи, первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, лите­ратуры, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Ита­лии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья про­изведения античной скульптуры, архитектуры и этой метафо­рой обозначили первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. А время «упадка» получило тогда же пренебрежи­тельное наименование «средние века».

Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средне­вековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Следует учитывать, что феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в куль­турном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, но­вое самосознание человека. Сущность уникального способа отношения к миру определялась, с одной стороны, обращением к античной гармоничной модели мира, а с другой – представлением об особом, принципиально новом даже для античности центральном месте человека во вселенной. И центральным событием такой модели мира являлся человек – творец. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии, поскольку в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего суще­го. В силу этого подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный).

Таким образом, основные черты нового мировоззрения в общих чертах можно сформулировать следующим образом:

· специфический возрожденческий антропоцентризм, в котором человек мыслился как свободное творческое существо с неограниченными возможностями, как венец творения;

· ориентация на чувственно-реальную картину мира, в которой на первый план, тем не менее, выдвигается не природа, а человек;

· художник в своей творческой деятельности уподоблялся Богу (Твор­чество, а не способность к христианскому самоуничижению, считается самым ценным в человеке, творчество прибли­жает его к Богу. Личность объявляется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувство­вать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъ­ектом истории, он преодолевает цепи условностей в лич­ных отношениях, эффективно планирует свою деятельность), он ориентируется на человеческое понимание мира и обращает свое внимание прежде всего на его гармонию, симметрию, меру.

Однозначно ответить на вопрос что лежало в основе такого «нового мировоззрения» не представляется возможным. Феномен Ренессанса был вызван рядом взаимообусловленных факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Западной Европы:

· В рассматриваемый период доста­точно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их раз­витие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождаются соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменении. Характерно появление интеллектуальной и художествен­ной элиты. Среди людей умственного труда больше ценят­ся те, которые решают проблему человека, формируют на­циональный язык и национальную культуру — поэты, фи­лологи, философы, художники. Именно они определяют независимость мышления человека от государственных и церковных институтов. В науке и философии утверждается критический дух, возрождаются «неортодоксальные» гре­ческие теории. К человеку творческого труда предъявляются высокие требования. Он должен досконально знать технику своего мастерства, обладать широким кругозором, его произведе­ние должно быть оригинальным, неповторимым и вызы­вать чувство наслаждения у тех, кому оно адресовано.

· Непременное условие личного успеха в новых рыночных отношениях составляли, прежде всего, большее зна­ние и умение, большая энергия и упорство в достижении цели, чем когда-либо. Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения обращать свои взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знаниях в обществе, поднимало общественный престиж образованных людей. При этом следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культур­ного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринять новые идеи, культуру и искусство Возрождения. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного досто­инства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и проис­хождение, ложились на благодатную почву.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.006 с.)