Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение культуры эпохи Возрождения

Поиск

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях перехода от средних веков к раннему новому времени. Тради­ционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасш­табными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности — абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и после­довавшей за ней Контрреформацией.

Мощным фактором воздействия не только на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоззрение людей этой эпохи стали Великие географические открытия. Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о много­образии обычаев и традиций народов Америки, Азии, Африки. Развитие интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента, достижения в естествознании, математических науках, технике, открытия новой астрономии от Коперника до Галилея — все это способствовало формированию новых представлений о времени и пространстве, изменениям в устоявшейся картине мира.

Типологические черты культуры Возрождения выявляются в ее соотношении не только с античностью и средними веками, но и с последующими культурными эпохами. Сделав своим девизом обра­щение к первоисточникам знания, Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности — как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой. Оно открыло тем самым новые пути для своего собст­венного соперничества с античностью. На античном фундаменте строились многие области ренессан­сной культуры — от системы гуманитарных знаний, образов и норм литературы до архитектуры и различных видов изобразительного искусства. Античность впервые была осмыслена как самостоя­тельная культурная эпоха, оставившая богатейшее наследие, ов­ладение которым способствовало развитию светской и рационалистической направленности ренессансной культуры. Обретя высокую оценку в исторической перспективе, античность стала, таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения, а творческая переработка наследия древних — од­ной из ее типологических черт.

Сложнее складывалось отношение новой культуры к культуре средних веков. Хотя в целом последняя была негативно воспринята творцами Ренессанса, видевшими в ней проявление «варварства», она оказала в то же время непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. Двойственность позиции по отно­шению к культурным традициям средневековья стала еще одной типологической особенностью Возрождения. Главное же отличие его от предшествующей культурной эпохи заключалось в гумани­стическом взгляде на человека и окружающий его мир, в склады­вании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях художественного со­держания и языка нового искусства, наконец, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. Все это послу­жило основой для последующей эволюции европейской культуры в XVII—XVIII вв. Именно Возрождение впервые после патристи­ки, и притом в гораздо более крупных масштабах, осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров — языческого и христианского, который оказал глубокое воздейст­вие на культуру нового времени.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные обществен­ные группы — средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете, она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавша­яся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманисти­ческими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались осно­вы христианского вероучения, языческая мудрость и светские под­ходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судь­бы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной куль­туры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить чело­века по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Таким образом, Возрождение открывало собой эру со­вершенно нового человека в истории евро­пейской цивилизации. Это отражается пре­жде всего в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере его чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вме­сте, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной лично­сти было также значимо как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и с триумфом их решали. Те, кто видел решение всех проблем в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной деятельности последующих поколений. В области философии и наук (как гу­манитарных, так и математических) про­изошел значительный скачок в развитии, характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности. В области искусства его задачи были завещаны будущему в полуразрешенном ви­де, так как основные приемы и принципы нам понятны, а вот как достигается общее впечатление от произведения — загадка; особенно в художественном изображении человека, его красоты и возвышенности. Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних, титани­ческих, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходи­мы столетия.

Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе потенции античности — рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только ин­дивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изме­нения неразрывно связаны с возникновением личности, активно претендующей на высшие формы субъективности, в том числе на качественное историческое преобразование общества. Интеллектуалы Возрождения стремятся восполнить средневековый разрыв с античностью и, исходя из новых культурных задач, ведут многоплановые работы по восста­новлению богатств древней науки, философии, искусства. В философии становятся доступными вновь переведенные Платон и Аристотель, стоики, эпикурейцы, Цицерон. Од­ним из главных методологических принципов работ этих великих мыслителей было свободное осмысление текстов, отказ от «истин в последней инстанции». Философы Возрождения, вслед за своими античными учителями, стремятся к личному стилю литературной обработки и к вольному трактованию текстов, а не к слепому поклонению древним мыслителям, писателям, историкам. Таким образом, че­рез века ведется продуктивный творческий диалог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.011 с.)