Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ренессансное отношение к природе: натурфилософияСодержание книги Поиск на нашем сайте
В XVI в. на основе крупнейших естественнонаучных открытий выкристаллизовалась новая своеобразная философия природы – натурфилософия, которая была непосредственной предшественницей естествознания и материализма Нового времени. Однако долгое время в натурфилософии зачатки науки переплетались с самыми фантастическими представлениями о природе, с астрологией, магией и мистикой. Крупнейшим предшественником блестящей плеяды итальянских натурфилософов был Николай Кузанский (Важнейшие философские работы Николая Кузанского – «Об ученом незнании», трилогия «Простец» и «О достижении мудрости»). Взгляды этого своеобразного мыслителя, творившего на рубеже двух эпох, двойственны. Видный церковный деятель, кардинал и богослов, мистик и неоплатоник, рассуждающий о природе ангелов и богочеловека, в то же время усиленно и плодотворно работал над проблемами математики и естествознания, намного опережая свою эпоху. Философия Николая Кузанского — прикрытая и не вполне последовательная форма пантеизма: «Бог во всех вещах, как и все они в нем». Вселенная есть чувственно изменчивый Бог. Познание Вселенной — Бога — проходит четыре ступени: чувственное познание, рассудок, разум и интуиция. Для Николая Кузанского математика есть один из важнейших и решающих моментов в процессе познания. Лучший раздел философии Николая Кузанского — учение о «совпадении противоположностей». В этом разделе учения Кузанского ясно проступают элементы диалектики. Но особенно ценной в наследии Кузанского является его космология, до некоторой степени предваряющая учения Коперника и Д.Бруно. Крупный астроном и математик своего времени, Кузанский был и выдающимся географом. Он создал первую карту Центральной и Восточной Европы. Ему принадлежит также обоснованный план реформы календаря. Для первых шагов натурфилософии было характерно увлечение магией. Однако магия Возрождения в отличие от средневековой таила в себе зародыш движения вперед. Она ставила своей целью господство человека над природой посредством ее познания. Под шелухой астрологических и алхимических идей, вольно или невольно, накапливались зерна истинных знаний, рациональных приемов исследования и действительных открытий. Одним из типичных представителей ранней натурфилософии в ее магико-мистической форме был швейцарец Парацельс. Имя ученого и чернокнижника, врача и «чудотворца» Парацельса, послужившего одним из прототипов доктора Фауста, было овеяно легендами. Научное значение деятельности Парацельса, несмотря на всю се фантастичность, несомненно, велико. Его научные достижения шли в трех основных направлениях: установление характера и метода научного знания; обновление медицины; подготовка научной химии. Парацельс был решительным противником закостенелых традиций и средневековых авторитетов. Он считал себя антиподом тех, для кого Гиппократ, Галоп и Авиценна — оракулы. Парацельс не намерен повторять истины древней учености, он ставил во главу угла своего учения то, что найдено при пытливом изучении природы. Свои лекции в Базельском университете он начал с публичного сожжения популярнейших старых работ по медицине и химии. «Чтение, — говорил он, — никогда еще не создало ни одного врача», врачей создают только практика, знание действительных и тайных сил природы. Всеобъемлющей наукой для Парацельса являлась медицина. Теология и философия, астрономия и алхимия — не что иное, как ее источники и опоры. Парацельс впервые подвел студентов к постели больного и впервые подчеркнул неразрывность хирургии с терапией. Не следует забывать, что хирурги в то время состояли в одном цехе с парикмахерами и банщиками. Парацельс открыл и ввел в употребление целый ряд новых лекарственных составов растительного и минерального происхождения. При этом наряду с эмпирическими данными для него имела значение примитивная символика. Так, он предложил в качестве сердечного лекарства одно растение лишь потому, что плоды его напоминали форму сердца. Медицина потому является для Парацельса всеобъемлющей наукой, что она заботится о благе человека, а человек — центр мироздания и конечная цель всего творения. Человек-микрокосм отражает все многообразие Вселенной-макрокосма. Развитие медицины стимулировало изучение анатомии и физиологии человека. «Колумбом человеческого тела» явился младший современник Парацельса нидерландец Андреас Везалий, присужденный к смерти испанской инквизицией. В борьбе с церковью погиб и испанский врач Сервет, давший ценные указания по вопросам кровообращения. Он был сожжен в 1553 г. в Женеве по приказу Кальвина. Если Везалия можно считать отцом научной анатомии, то основателем физиологии необходимо признать английского врача-ученого Гарвея. С выходом в свет его книги «О движении сердца и крови» было положено начало физиологии как науки. Для деятелей, подобных Парацельсу, характерно резкое расхождение между фактическими достижениями и общефилософской концепцией. У следующего поколения мыслителей это противоречие несколько сглаживается и естественнонаучные факты более органически сплетаются с философским учением. Пожалуй, с этих пор и можно говорить о натурфилософии как таковой. Основоположником итальянской натурфилософии, был Бернардино Телезио. По своим философским воззрениям Телезио деист и сенсуалист. Главное его произведение — «О природе вещей согласно их собственным началам». Он призывал к экспериментальному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как главного источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. В истолковании природы он исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, таким образом, пустоту), столь же извечное начало, как и Бог (деизм). Как и другие натурфилософы его эпохи, Телезио придерживался гилозоистических идей (одушевление всего сущего). Развитая Телезио система космологических воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле. Стремление к самосохранению, свойственное мировым стихиям, Телезио кладет в основу своего этического учения. Все стремления человека направлены на самосохранение. Человек чувствует любовь к тому, что способствует самосохранению, и ненависть против того, что ему препятствует. Стремление к самосохранению не противоречит общественной солидарности, ибо человек должен уважать подобное чувство и у других людей. Гуманность есть высшая социальная добродетель. Одним из крупнейших философов Возрождения был Джордано Бруно. Главные сочинения Бруно — «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме». В своем знаменитом трактате «О героическом энтузиазме» Д.Бруно нарисовал поистине возвышенно-героический образ ученого, готового идти даже на смерть во имя победы своего прогрессивного мировоззрения. Образец именно такого великого трагического ученого явил нам в своей собственной судьбе и сам Джордано Бруно. Получив в Неаполе первоначальное образование, 15-летний Бруно поступил в Доминиканский монастырь и через 10 лет получил сан священника. За это время он сумел стать одним из самых образованных людей своего времени. Кроме античной и арабской философии и науки он познакомился с трудами итальянских гуманистов и натурфилософов. Громадное впечатление на него произвела работа Коперника. К этому времени относятся первые самостоятельные творения Бруно: комедия «Подсвечник», осмеивающая суеверия и алхимию, сатира «Ноев ковчег», бичующая невежество, и ряд сонетов. В то же время ему предъявляется грозное обвинение в ереси. В ответ на это философ сбрасывает с себя монашескую рясу, за что его отлучают от католической церкви. Изгнанник отправляется в странствия по Европе (Швейцария, Англия, Франция). В 1592 г. он возвращается в Италию, его арестовывает папская инквизиция. После восьмилетнего заключения Джордано Бруно был сожжен на Площади цветов в Риме. Д.Бруно — пантеист. Последовательно отождествляя бесконечного Бога с природой («природа есть не что иное, как Бог в вещах»), Д.Бруно еще решительнее, чем Николай Кузанский, утверждал вечность самой природы. При этом Д.Бруно различает природу как первичную, порождающую природу (натура натуре) и природу вторичную, порожденную (натура натурата). Используя открытие Коперника, Д.Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. На этом пути Д.Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Ликвидируя натурфилософский дуализм схоластики, он утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящего из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Д.Бруно допускал существование мировой души и всеобщей одушевленности природы (гилозоизм). Философия Д.Бруно, развивающая учение о совпадении противоположностей и базирующаяся на принципах единства и всеобщей связи природы, динамизма и самодвижения, содержит также ряд диалектических положений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.011 с.) |