Исторические предпосылки возникновения ренессансной культуры в Италии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки возникновения ренессансной культуры в Италии



Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны:

· Одна из самых урбанизированных областей Европы — Италия в XIV—XV вв. достигла очень высокого уровня средневе­ковой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы.

· Свободные итальянские города-государства в условиях политичес­кого партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового пред­принимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати.

· Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Ита­лии не сложились четко оформленные сословия, а феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыка­лась в своей политической и хозяйственной деятельности с купе­ческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства (торгово-ремесленные слои городов), границы между которыми были размыты.

Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчи­вость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек обще­ства. Характерным примером могут служить деловые книги, семей­ные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств Флоренции, Венеции, других городов — в так называемой купече­ской литературе ярко отразились умонастроения как патрициата, так и пополанской среды. Показательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального слоя города. Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной куль­туры в Италии одной из важнейших была широкая система обра­зования —от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и.профессио­нальной подготовки в лавках купцов и ремесленников до много­численных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, нема­лую роль сыграла в Италии и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией — не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Восстановление преемственности с античной культурой — задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью ее собствен­ного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиций предков.

Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневе­ковой культуре Европы XII—XIII вв. Их можно видеть в прован­сальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Шартрской школы, Пьера Абеляра, Иоанна Солсберийского. Светские мотивы, характерные для рыцарской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и ряд других черт средневековой культуры, — все это готовило почву для культуры Возрождения с ее нетрадици­онными, хотя и остававшимися в рамках христианского мировозз­рения, представлениями о мире и человеке. В Италии новые веяния наметились в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» — поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие сочинения великого флорентийца (трактаты «Пир» и «Монархия», поэтический цикл «Новая жизнь»), содержат немало идей, воспринятых и развитых позднее гуманистами. Это и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в «Божественной комедии», и обращение к античному наследию как важному источнику знания. На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климат городской жизни, измене­ния в менталитете различных слоев общества. В этом отношении городская среда отнюдь не была чем-то однородным. В предпри­нимательских кругах ценилась трезвость практического мышления, деловой рационализм, высокое качество профессиональных зна­ний, широта кругозора и образованности. Принципы корпоративного сознания постепенно уступали место индивидуалистическим тенденциям. Наряду с нарастанием апологии обогащения сохранялись понятия групповой и личной чести, уважение к законам, хотя типичный для итальянских городов культ коммунальных свобод уже начал сочетаться с попытками аргументированного оправдания обмана государства в пользу семьи, рода при уплате налогов. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали пре­обладать новые максимы — идеал активности человека, энергич­ных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церков­ной аскетической этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству. В среде нобилитета (знати), особенно у старинных аристократических родов, прочно сохранялись традиционные представления о феодальных доблестях, высоко ценилась фамильная честь, но и здесь появились новые веяния, не без воздействия купеческо-пополанской среды. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило, как правило, торгово-финансовое предприниматель­ство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, но­вое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения — слу­жение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть. Основная масса пополанства — купечество средней руки и це­ховые мастера, а также представители традиционных интеллекту­альных профессий (духовенство, теологи, юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города-государства, сближаясь в этом отчасти с «деловыми людьми». Здесь традиции корпоративизма были более прочными. В низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального протеста, складывались свои пред­ставления о справедливости, греховности и воздаянии, далекие от настроений не только правящей верхушки общества, но подчас и от менталитета ремесленной среды пополанства. Крестьянство, в массе лично свободное и достаточно мобильное, в специфических условиях итальянского феодализма было тесно связано с городом и пополняло ряды его неквалифицированных рабочих. Эта среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала оп­ределенное воздействие на культуру Ренессанса. Формирование новой культуры стало делом прежде всего гума­нистической интеллигенции, по своему происхождению и социаль­ному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества. При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставлен­ная гуманистами задача достижения более высокого уровня обра­зования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономер­ности развития самой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.004 с.)