Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место древнерусской культуры в мировой культуре↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образование восточнославянской (древнерусской) народности. "Великокняжеское время" (Х–ХI вв.). Роль Киева в объединении русских земель. Принятие христианства, его социально-политические, экономические и культурные предпосылки. Соединение византийских мировоззренческих представлений и славянской языческой культуры. Уникальность и самобытность художественной культуры домонгольской Руси. Особенности древнерусских городов, взаимодействие форм деревянного и каменного зодчества. Особенности храмового строительства на Руси. Храмовые комплексы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Чернигова. Музыка в системе храмового искусства. Влияние татаро-монгольского нашествия на культурное развитие Руси. Свержение монгольского ига, становление Московской Руси и общерусской художественной культуры. Деканонизирующие процессы в жанрово-видовой структуре искусства: развитие светских жанров литературы; "самомышленные" и "приточные" сюжеты монументальной живописи и иконы, новые формы церковной и светской музыки. Литература: 1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Контекст – 90. М., 1990. 2. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни. М., 1991. 3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1991. 4. Введение христианства на Руси. М., 1987. 5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994. 6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1–3. М., 1993. 7. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. 8. Лихачев Д.С., Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976. 9. Очерки русской культуры ХIII–XV вв. Ч.1–2.М., 1969–1970. 10. Очерки русской культуры ХVI в. Ч. 1–2. М., 1977. 11. Очерки русской культуры ХVII в. Ч. 1–3. М., 1979. 12. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966. 13. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991. Ренессанс в культуре Европы. Итальянские гуманисты. Общая характеристика культуры Ренессанса, его региональные варианты и периодизация. Происхождение гуманизма, его основные черты. Гуманизм как идейное содержание эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения, ее связь с античностью. Отрицание ценностей средневековой культуры: отказ от аскетизма, критика основ религиозной этики и морали. Индивидуализм гуманистов. Возрождение в Италии (проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение). Возрождение в Португалии и Испании. Золотой век испанской литературы. Возрождение во Франции и Северной Европе. Англия: литература, музыка, философия, наука. Германия: архитектура, философия, литература, музыка. Живопись Нидерландов, Фландрии и Голландии. Значение Ренессанса в культуре последующих эпох. Литература: 1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1971. 2. Аникст А.А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы. М., 1966. 3. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. 4. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. 5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 6. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связи с современным духовным и интеллектуальным движением. М., 1973. 7. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина ХV в.). М., 198З. 8. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 9. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. 10. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1–2. М., 1978. 11. Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987. 12. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. 13. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
8. Западноевропейская культура барокко и классицизма Социально-исторический контекст формирования нововременного сознания и культуры: полемика между различными мировидениями; противостояние между рацио и чувством; единство культурфилософской мысли. Многомерность развития компонентов духовной культуры, в том числе художественной. Полифоничность языка художественной культуры. Отражение идеологии контрреформации в стиле барокко. «Всеобщность» стиля барокко в XVII в. особенности стилевой системы барокко. Многообразная амплитуда стиля в национально-региональном аспекте. Противостояние и взаимодействие барокко с классицизмом. Дискуссионность трактовки классицизма как дефиниций «стиль», «метод» и «направление». Детерминированность классицизма социальной ситуацией XVII и XVIII вв. и его трансформация. Классицизм как стройная система эстетических принципов и стилевых канонов. Роль классицизма в становлении национальных культур. Литература: 1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник. М., 1993. 2. Малая история искусств: Искусство XVII века. М.; Дрезден, 1976. 3. Малая история искусств: Искусство XVIII века. М.; Дрезден, 1977. 4. Розин В.М. Культурология. М., 2004. 5. Русский классицизм 2-ой половины XVIII- начала XX века. М., 1994. Западноевропейская культура Просвещения Просвещение – широкое и влиятельное движение с безграничной верой в человеческий разум. Основные доминанты культуры Просвещения. Просвещение как философская, социальная и эстетическая концепция, нашедшая отражение в художественной культуре. Понимание культуры как «второй природы» человека. Концепция человека – «вольноотпущенника природы». Расширение связей как в социальной среде, так и в области художественного творчества. Осмысление новых форм общественной жизни и появление нового героя в искусстве. Искусство эпохи Просвещения как трибуна утверждения и распространения общественных мнений. Два полюса эпохи Разума: рационализм и сентиментализм; просветительский классицизм и сентиментализм, «естественный человек» и «человек естественного права»; просветительский реализм и романтизм. Актуализация новых жанров и форм в художественной культуре эпохи Просвещения. Литература: 1. Культурология. Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Макаровой. М., 2004. 2. Левяш И.Я. Культурология. М., 2004. 3. Розин В.М Культурология. М., 2004. 4. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. Место русской культуры в мировой культуре XVII–XVIII веков Ренессансный характер развития древнерусской культуры XVII в. Особенности секуляризации духовной жизни и культуры в России XVII в.: противостояние и единение государственного и церковного, мирского и религиозного. Роль воссоединения Украины и России, присоединения Урала и Сибири в становлении единого централизованного государства и его выхода на мировую арену. Аналоги социокультурных процессов в России и Западной Европе: раскол православной церкви – реформация, контрреформация; утверждение единой русской речи на основе московского говора – формирование национальных литературных языков; выдвижение нового сословия служилых людей – формирование национальной интеллигенции и т. п. Развитие барокко в рамках нарышкинского стиля. Жанр парсуны как свидетельство открытости русской художественной культуры. Ускоренность формирования и становления иного типа мышления и культурного развития России в петровскую эпоху. «Ученичество», временная спрессованность, особая динамичность и самостоятельность социокультурных и художественно-творческих процессов в России XVIII в. Особый интерес западноевропейских художников к деятельности в российском культурном пространстве. Просвещение как фактор сближения России с Западной Европой. Литература: 1. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001. 2. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. Барокко в России. Крутой перелом в духовной жизни, произошедший при Петре I. Время контрастов. Процесс европеизации в различных областях русской жизни. Процесс обмирщения искусства. Пафос познания и пафос государственности в изобразительном искусстве. Выход художественной культуры на европейские пути развития. Русское барокко. Доминирующее влияние северноевропейской протестантской архитектуры (Голландия, Дания, Швеция, Прибалтика). Строгий и скромный вариант стиля барокко. «Петровское барокко» - условность термина. Зависимость стиля от личных предпочтении Петра I. Практичность, экономность, деловой характер петровской архитектуры. Нарастание парадности и триумфальности в архитектуре после победы в Северной войне и провозглашения России империей. Начало движения от строгого петровского стиля к стилю барокко в его традиционном понимании в последние годы правления Петра I и при его ближайших приемниках. Специфика московской архитектуры на рубеже XVII-XVIII вв. Наследие «нарышкинского барокко». «Елизаветинское барокко» - новый художественный стиль, ярко проявившийся в архитектуре, живописи, садово-парковом и декоративно-прикладном искусстве. Характеристика особенностей стиля. Его преемственная связь с русским искусством начала XVIII в., с допетровскими национальными традициями и европейскими влияниями. Смена «голландских» и «немецких» влияний «французскими». Синтетичность русского барокко середины XVIII в., его самостоятельный национальный характер. Франческо Бартоломео Растрелли – центральная фигура в русском искусстве середины XVIII в. Создатель «елизаветинского барокко» и главный выразитель архитектурно – художественных запросов русского двора. Литература: 1. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001. 2. История русского и советского искусства. Учебное пособие. М., 1979. 3. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.007 с.) |