Программа итогового государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа итогового государственного экзамена



ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Вопросы по истории культуры

1. Античный человек в Древней Греции и созданный им тип культуры.

2. Эллинизм – культура диалога двух цивилизаций. Культура древних евреев.

3. Заимствования в культуре античного Рима и ее достижения.

4. Духовный кризис античного общества в эпоху Империи и возникновение христианской культуры.

5. Культура средневековой Европы и Византии. Человек и картина мира

6. Место древнерусской культуры в мировой культуре.

7. Ренессанс в культуре Европы. Итальянские гуманисты.

8. Западноевропейская культура барокко и классицизма.

9. Западноевропейская культура Просвещения.

10. Место русской культуры в мировой культуре XVII–XVIII веков.

11. Барокко в России.

12. Художественная культура эпохи классицизма в России.

13. Романтизм в мировой культуре XIX века.

14. Реализм в мировой культуре XIX-ХХ вв.

15. Место русской культуры в мировой культуре XIX века.

16. Модернизм в культуре первой половины ХХ века.

17. Художественная культура России Серебряного века.

18. Художественная культура Россиисоветского периода.

Ситуация Постмодерна в культуре второй половины ХХ века.

20. Художественная культура постсоветской России.

 

 

Содержание вопросов по истории культуры и литература к ним

Античный человек в Древней Греции и созданный им тип культуры.

Культура древних греков. Олимпийская мифология. Ритуальные аспекты олимпийской религии. Агон и культура. Место человека в мироздании. Культурное своеобразие греческой демократии. Греческие религии таинств. Художественная основа культуры древней Греции: ритуальная основа театра, культурное значение скульптуры, архитектура. Духовные корни, каноны и развитие. Виды искусства. Памятники и мастера. Значение традиционных культур Средиземноморья для человечества. Античность как культурный идеал.

Литература:

1. Античная цивилизация. М., 1973

2. Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

3. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

6. Платонова Э.Е. Десять лекций по античности. М., 2000.

Эллинизм – культура диалога. Культура древних евреев.

Эллинистический культурный синтез. Исторический контекст формирования новой культурной ситуации в Средиземноморье. Складывание эллинистической культуры. Идея общечеловеческого единства в культуре. Духовный опыт человека, эллинистические философские школы и религии таинств. Запад и Восток в культуре эллинизма. Культурный синтез в Александрии. Эволюция искусства, новые художественные задачи.

Представления о Боге и их культурные проекции в древнееврейской культуре. Миф об избрании евреев Богом и парадигма народной судьбы. Специфика государственности в культуре евреев.

Литература:

1. Античная цивилизация. М., 1973.

2. Эллинизм: восток и запад. М., 1992.

3. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

4. Грант М. История Древнего Израиля. М., 1998.

5. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 1,2,3, 5–6. М., 1991–1992

  1. Культура античного Рима: ее заимствования и достижения.

Культура древнего Рима. Мифоритуальное единство культуры. Высшие силы и место человека в мироздании. Абсолютизация волевого начала в культуре. Государство и человек. Римские государственность и право. Культурные предпосылки римских завоеваний. Культура имперского Рима. Идея империи, ее культурное значение. Человек в культуре имперского Рима. Греческие культурные заимствования. и судьба римских идеалов. Заимствования и синтезы в культуре Рима. Пантеон, мультирелигиозность в Риме. Художественные особенности римской культуры, памятники искусств, их культурный смысл. Значение культуры Древнего Рима для человечества.

Литература:

1. Античная цивилизация. М., 1973

2. Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

5. Платонова Э.Е. Десять лекций по античности. М., 2000.

6. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

  1. Духовный кризис античного общества и возникновение христианства

Духовный кризис античного общества.

Возникновение христианства. Иисус Христос, его миссия, жизнь и учение. Бог, человек и общество в евангельском учении. Возникновение Церкви. Раннехристианские исторические представления. Откровение Иоанна Богослова. Раннехристианское подвижничество: апостолы, мученики, апологеты. Художественные особенности раннехристианской культуры.

Литература:

1. Мень А.В. История религии. Т. 6. М., 1991.

2. Мень А.В. Сын Человеческий. М., 1991.

3. Чистяков Г. Над строками Нового Завета. М., 1999, 2000.

 

Культура средневековой Европы и Византии. Человек и картина мира

Основы становления и развития культуры средневековья. Значение миграционных процессов для развития средневековой культуры (вандалы, готы, англы, саксы). Становление средневековой государственности. Основные стереотипы средневекового мышления. Восприятие времени, пространства, человеческой личности. Средневековая картина мира и место в ней человека. Система знания средневековья и его основные принципы: универсализм, энциклопедизм, аллегоризм и экзегеза. Становление нового типа организации культурной жизни. Нравы, обычаи, ритуалы средневекового общества. Мировоззренческие основания средневековой культуры. Место религии и церкви в культуре данного периода. Стили средневековой архитектуры. Средневековая живопись (иконопись, витражное искусство). Средневековая литература и ее особенности. Церковный лад и средневековые музыкальные жанры.

Образование Византийского государства. Преемственность основ экономической и государственной жизни по отношению к Риму. Торгово-ремесленные центры – место синтеза античной и ближневосточной культур. Централизующая роль Константинополя. Христианство как государственная религия, единство светской и духовной власти. Особенности философских оснований византийской художественной культуры. Модель мира в византийском искусстве: космогоническая символика храма; гностический смысл изображения (мозаика, фреска, икона); аксиологическое содержание звучащего слова. Уникальный литургический синтез храмового действа. Византийская литература, духовные и светские жанры.

 

Литература:

1. Античность, средние века, новое время. М., 1975.

2. Артамонов С.Д. Литература средних веков. М., 1992.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988.

4. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

5. ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

6. Нессельштраус Ц.Т. Искусство средних веков. М., 1969.

7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

8. Тяжелов В.М. Искусство средних веков. М., 1975.

9. Художественный язык средневековья. М., 1982.

10. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

11 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7–9.

12 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

13 Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.

14 Каждан А.П. Византийская культура Х–ХII вв. М., 1968.

15 Культура Византии. М., 1989–1991. Т. 1–3.

16 Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

17 Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

18 Лихачева В.Д. Искусство Византии IV–ХV вв. Л., 1981.

19 Удальцова Э.В. Византийская культура. М., 1988.

Барокко в России.

Крутой перелом в духовной жизни, произошедший при Петре I. Время контрастов. Процесс европеизации в различных областях русской жизни. Процесс обмирщения искусства. Пафос познания и пафос государственности в изобразительном искусстве. Выход художественной культуры на европейские пути развития. Русское барокко.

Доминирующее влияние северноевропейской протестантской архитектуры (Голландия, Дания, Швеция, Прибалтика). Строгий и скромный вариант стиля барокко. «Петровское барокко» - условность термина. Зависимость стиля от личных предпочтении Петра I. Практичность, экономность, деловой характер петровской архитектуры. Нарастание парадности и триумфальности в архитектуре после победы в Северной войне и провозглашения России империей. Начало движения от строгого петровского стиля к стилю барокко в его традиционном понимании в последние годы правления Петра I и при его ближайших приемниках. Специфика московской архитектуры на рубеже XVII-XVIII вв. Наследие «нарышкинского барокко». «Елизаветинское барокко» - новый художественный стиль, ярко проявившийся в архитектуре, живописи, садово-парковом и декоративно-прикладном искусстве. Характеристика особенностей стиля. Его преемственная связь с русским искусством начала XVIII в., с допетровскими национальными традициями и европейскими влияниями. Смена «голландских» и «немецких» влияний «французскими». Синтетичность русского барокко середины XVIII в., его самостоятельный национальный характер. Франческо Бартоломео Растрелли – центральная фигура в русском искусстве середины XVIII в. Создатель «елизаветинского барокко» и главный выразитель архитектурно – художественных запросов русского двора.

Литература:

1. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. Учебник. М., 2001.

2. История русского и советского искусства. Учебное пособие. М., 1979.

3. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984.

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.014 с.)