Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет№11 Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия эпохи возрождения возникает в 14-17 веках. И характеризуется антицерковной, антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его физический и духовный потенциал. Предпосылками возникновения эпохи Возрождения были: - совершенствование орудий труда - развитие ремесла и торговли - усиление городов, превращение их в культурные и политические центры - кризис Церкви и схоластической философии - повышение уровня образованности. В период Возрождения формируются 2 новые философские направления: пантеизм и деизм. Пантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся: антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); широкое распространение идеи социального равенства.
Билет№12 Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, парохода, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм (<Бог во всем>). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг). Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.
Билет№13 Философия и научная революция 17 века. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта. XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII в. В последней трети XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в., надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII в. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от Средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII в. предстают как эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон -английский философ, основатель эмпирического(опытного) направления философии. Суть философии идей Бэкона-эмпиризма—заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи опыта и знания-помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Философское кредо Бэкона: Знание – сила. Рене Декарт- основоположник рационализма, то есть идеи, согласно которой основой бытия и познания является разум. Философ обосновал идею ведущей роли разума в познании: - в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни чувствам. - поэтому надо отвергнуть все прежние знания, а на их место поставить вновь добрые или старые, но проверенные разумом - отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом. Философское кредо Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую. Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату): 1.человек познает себя и свой разум, значит, познает природу. 2.человек познавая природу, познает в ней себя. Новый научный метод Дедукция - способ рассуждения от общего к частному. Правило методов 1. принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается. 2. каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин. 3. идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания. 4. необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного. Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.01 с.) |