ТОП 10:

Тема 26. Постмодерн и глобализация



Понятие "постмодерн". Понятие "постмодерн" чаще всего используется для определения состояния западной культуры последней трети XX - начала XXI вв. Однако оно может применяться и для характеристики состояния западного общества в целом ("ситуация постмодерна").

В буквальном смысле "постмодерн" - это ситуация, возникшая после модерна. Словом "модерн" - современность - обычно обозначают индустриальное общество (или, если угодно, общество нового времени) в том виде, как оно возникло в Западной Европе в XVI - XVIII вв., развивалось на протяжении XIX в., обретя относительно законченный вид к середине XX в. В основе культуры модерна лежит два основных принципа, сформулированных еще просветителями XVIII в.: Прогресс и Свобода. Поэтому не будет, наверное, слишком большой натяжкой назвать общество модерна "просветительским проектом".

Среди других черт, характеризующих общество модерна, можно назвать рациональность, упорядоченность, культ техники, крупного машинного производства. В этом смысле метафорой, отражающей суть эпохи модерна, может, наверное, быть выражение А. Тоффлера об обществе "фабричных труб" или картина, знакомая по урокам литературы, на которых "проходили" роман М. Горького "Мать": огромный мрачный завод, к которому в определённое время по гудку стекаются серые однообразные толпы рабочих. Забегая вперёд, отметим, что ситуация постмодерна обрекает этот завод-спрут на гибель. Производство переносят куда-нибудь на Тайвань или в Малайзию, а в заводских цехах устраивают музей индустриальной техники (как сделали с заводами Рура в Западной Германии) или бизнес-инкубатор для сотен малых предприятий.

Отметим и некоторые черты, свойственные культуре модерна. Для литературы и философии модерна типичны прежде всего так называемые "большие нарративы", т.е. повествования, значительные по объёму и последовательно излагающие опредёленную последовательность событий и мыслей. Таковы произведения Эмиля Золя, Льва Толстого, Михаила Шолохова, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса, Макса Вебера. Для искусства характерны реализм, приверженность моральным ценностям, соблюдение жанровых и стилевых различий. Наверное, именно такое искусство имел в виду Ф. Ницше, говоря о недостатке в нём дионисийского начала...

"Просветительский проект" или "проект модерна" неоднократно критиковался со стороны противостоящих друг другу радикальных сил. Леворадикальные силы характеризовали его как "буржуазный". Но и марксизм, и даже анархизм были в сущности не столько отрицанием проекта модерна, сколько последовательным и радикальным доведением до конца его принципов, названных выше - прогресса и свободы. И то общество, которое в течение ХХ в. пытались построить в ряде стран пришедшие к власти коммунистические партии, оказалось, в сущности, тем же самым проектом модерна: та же рациональность, тот же культ техники, та же вера в прогресс.

Альтернативный проект попытался представить и фашизм. Поэтому, кстати, ряд представителей немецкой интеллигенции, в частности М. Хайдеггер, первоначально были увлечены им. Но и фашистский проект, при всех декларируемых симпатиях к традиционному обществу, к германскому средневековью предстаёт альтернативным модерном, в некоторых отношениях даже более упорядоченным и рациональным - и оттого ещё более отвратительным и ужасным.

Действительно серьёзным вызовом проекту модерна стали идеи Ф. Ницше, а затем идеи мыслителей Франкфуртской школы о "Великом Отказе" и "нерепрессивной цивилизации". Однако они остались в значительной мере лишь кабинетным проектом, не осуществлённым на практике. Впрочем, идеи Франкфуртской школы так же, как идеи Ф. Ницше, экзистенциалистов, психоаналитиков и мыслителей ряда других направлений оказали влияние на формирование постмодернизма.

Ситуация постмодерна. К 1960-м - 1970-м гг. в странах Западной Европы, США и Японии был достигнут высокий уровень потребления экономических, социальных и культурных благ. Либеральная демократия, основанная на чередовании у власти партий и коалиций, разделяющих в целом сходные ценности, стала "единственной игрой в городе". "Царство разума", о котором говорили просветители XVIII в., было в основном построено, и это "царство разума" оказалось либеральным и рыночным обществом. Но это общество не застыло на месте. Наоборот, в нём всё ярче проявлялись тенденции, которые шли вразрез с принципами, на которых было основано общество модерна, обнаруживая черты новой ситуации - ситуации постмодерна.

В экономике второе дыхание приобрели малые предприятия и мелкие фирмы. Раньше представлялось, что они будут неизбежно поглощены промышленными гигантами. Однако далеко не все из этих динозавров эпохи модерна пережили кризис 1970-х гг., а более гибкие и динамичные структуры в условиях перемен получили шанс. Они более склонны к риску и оперативнее реагируют на запросы рынка, готовы производить сколь угодно малые партии товара или даже работать по индивидуальным заказам.

В социальной структуре общества постмодерна утрачивает свое значение классовое деление. Когда большая часть общества становится средним классом, требуются какие-то другие основания для выделения социальных групп. В постклассовом обществе они формируются в значительной мере на основе добровольного выбора того или иного жизненного стиля - способа организации и ведения собственной жизни. Отчасти упрощая, можно сказать, что вместо рабочих и буржуазии или вместо среднего среднего и среднего низшего классов возникает разноцветье групп любителей экстремальных видов спорта, приверженцев офисного стиля, готического стиля и т.д.

Сходство перемен в экономической и социальной сферах несомненно: строго упорядоченные, рационализированные системы трансформируются в системы гибкие, непостоянные, быстроизменяющиеся.

Но наиболее глубокое воздействие ситуация постмодерна оказала на культуру и искусство. Здесь выделяются следующие черты и тенденции:

-- "Большой нарратив", т.е. длительное, последовательное и связное повествование, сменяется "мини-нарративами". Примером "мини-нарратива" может послужить клип, для которого характерны краткость и фрагментарность. Большие произведения дробятся на более мелкие фрагменты, которые перепутываются, переставляются местами, как в "Криминальном чтиве" Кв. Тарантино.

-- Смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно разных контекстов и эпох, эклектика, "пастиш". Предполагается, что всё, что можно было придумать, уже придумано, написано, снято, и творцу в этой ситуации остаётся лишь соединять, монтировать в различных вариациях уже созданное.

-- Значение автора как создателя текста или произведения искусства в силу этого уменьшается.

-- Всеобщая ирония, отсутствие серьёзного отношения к чему бы то ни было, перерастающее во всеобщее осмеяние. Жизнь начинает напоминать разновидность игры.

-- Виртуализация реальности; действительность в произведениях постмодернистов предстаёт всё менее объективной, существующей независимо от индивидуального или коллективного сознания, и всё в большей мере фиктивной, виртуальной, создаваемой средствами массовой информации, превратившимися в индустрию культуры.

Постмодернизм: представители. Если постмодерн - это определённая ситуация, сложившаяся в обществе, то постмодернизм - интеллектуальное направление, школа мысли или группа теорий, пытающихся её описать. Термин "постмодерн" получил широкое распространение после сделанного в 1979 г. Жаном-Франсуа Лиотаром (1924 - 1998) доклада "Состояние постмодерна" (хотя эпизодически он употреблялся и раньше). Именно в нём он высказал идею о кризисе "больших нарративов" и замене их "мини-нарративами".

К виднейшим представителям постмодернизма также следует отнести Жана Бодрийяра (1929 - 2007), Франсуа Гваттари (1930 - 1992), Жиля Делёза (1925 - 1995), Жака Деррида (1930 - 2004). Нередко к постмодернистам относят и Мишеля Фуко (1926 - 1984). Кратко охарактеризуем некоторые из основных понятий, применяемых постмодернистами.

Постмодернизм: основные понятия. В основе постмодернизма лежит попытка преодолеть идеалы и принципы эпохи модерна, избавить культуру от диктата разума и упорядоченности. Важнейшей отрицательной характеристикой культуры модерна и западноевропейской культуры в целом, считал Ж. Деррида, является логоцентризм. Логоцентризм понимался им как господство Логоса (Разума) и логоса как высказанного слова. Мир человека модерна, полагают они, выстроен вокруг единого центра - сознания субъекта, его "Я". Это сознание пытается во всём и везде установить порядок и смысл, даже там, где их нет. Мир же намного сложнее: он мозаичен, многозначен и в сущности хаотичен. Поэтому разумность, упорядоченность является насилием над миром, а торжествующая уверенность разума в себе - это тирания.

Освобождение от "тирании разума" может быть достигнуто в процессе деконструкции. Деконструкция - особая исследовательская процедура, которая является разновидностью анализа текста (причём под текстом может пониматься как написанный текст, так и устный рассказ, телевизионный сюжет). Деконструкция заключается в условном разделении текста на центр и периферию. Центр текста - то, что автор открыто высказывает и защищает. Но подобно тому, что у человека есть подсознание, в тексте есть своё подсознание - это периферия, которая представляет собой скрытые смыслы текста, которые автор пытается утаить или даже не догадывается об их существовании. Всякий текст заключает в себе множество смыслов, и деконструкция может быть бесконечной.

Таким образом, автора текста, строго говоря, не существует; есть лишь фиксатор текста, его составитель. Это парадоксальное открытие было названо "смертью автора". Текст создаёт не только тот, кто непосредственно его пишет - писатель, журналист и т.д., - весь мир, весь мир, сотни прочитанных книг, сотни услышанных им людей водят его рукой.

Интерес к различным способам, манерам и стилям мышления привёл к формулированию постмодернистами понятия, едва ли не наиболее часто употребляемого ими и их подражателями, - "дискурс" (от фр. "discourse" - беседа). Дискурс - это способ и манера мышления, а также выражения своих мыслей, характерные для определённой эпохи или определённой социальной группы и обусловленные доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Говорят, в частности, о литературном дискурсе, политическом дискурсе, академическом дискурсе и пр. М. Фуко писал о дискурсах безумия, т.е. типах представления и общественного обсуждения проблемы безумия, изменявшихся от одной эпохи к другой. Так, в раннем средневековье сумасшедшие рассматривались как "божьи люди", наделённые особым видением мира. В эпоху Ренессанса безумец начинает восприниматься обществом как угроза и насмешка: сумасшедших сажали на "корабли дураков" и отправляли в открытое море. В XVII в. безумцев помещают в особые учреждения, где они содержатся вместе с безработными, нищими, бродягами. И только в XIX в. появляется новый дискурс безумия, рассматривающий его как болезнь, требующую особого лечения. Аналогичным образом можно рассматривать дискурсы преступности или, например, дискурсы конфликта. Дискурсы одной и той же проблемы могут сосуществовать или быть в конфликте, напоминая отчасти идеологию.

Дискурсы могут использоваться для построения особой индивидуальной или коллективной картины мира, называемой симулякром. Термин "симулякр" был известен еще в средние века и обозначал просто изображение, картинку, репрезентацию. Жан Бодрийяр выделил следующую последовательность фаз развития этого образа:

-- он является отражением некоей объективной реальности;

-- он маскирует и искажает объективную реальность;

-- он маскирует отсутствие объективной реальности;

-- он вообще не имеет отношения к реальности, являясь своим собственным симулякром.

Симулякр мира постмодерна, по Ж. Бодрийяру, это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Если раньше они были копиями, моделями или символами реально существующих или существовавших вещей и явлений, то в ситуации постмодерна они не отражают ничего, кроме самих себя. Более того, симулякры, созданные средствами массовой информации, начинают вытеснять реальность. Реальность СМИ становится всё неотличимее от имитации. Иллюстрируя эту мысль, Ж. Бодрийяр назвал симулякром войну 1991 г. в Персидском заливе: ведь у наблюдавших за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, происходило ли там что-то на самом деле или весь видеоряд был смонтирован на компьютер, подобно динозаврам из "Парка Юрского периода" Ст. Спилберга.

Идеи Ж. Бодрийяра повлияли на Ларри Вачовски, автора сценария и одного из режиссёров фильма "Матрица". Более того, одна из работ мыслителя была непосредственно обыграна и в самом фильме. Книга Ж. Бодрийяра "Симулякры и симуляция" оказывается в руках главного героя, хакера Нео. Однако эта книга лишь тайник для диска с хакерской программой: страницы из неё вырезаны. Позже другой главный герой, Морфеус, перед тем, как объяснить Нео, что вся его жизнь была симулякром, созданным Матрицей, прямо цитирует Бодрийяра: "Добро пожаловать в пустыню реального". Более того, перед съёмками "Матрицы" Л. Вачовски заставил актёра Кеану Ривза, игравшего Нео, изучить ряд книг, в том числе и упомянутую работу Ж. Бодрийяра.

Идея Ж. Бодрийяра была использована современным российским писателем В. Пелевиным в фантастическом романе "Generation "P" ("Поколение "П"). Идея виртуализации мира постмодерна доведена в этом романе до логического финала: всё, что показывает телевидение, - симулякр. Нарисованными на сверхмощном компьютере симулякрами являются все представители политической элиты 1990-х гг. - и Б. Ельцин, и А. Чубайс и Дж. Буш, и депутаты Госдумы.

В заключение нашего краткого обзора понятийного аппарата постмодернизма остановимся на термине "ризома", предложенном Ж. Делёзом и Ф. Гваттари. Термин этот заимствован из ботаники и обозначает определенный тип растительного корня: есть корни стержневые и есть мочковатые (ризомы). В одноименной работе Ж. Делёза и Ф. Гваттари ризома превращается в символ организации мира постмодерна, тогда как стержневой корень - символ организации мира модерна. Ризома хаотична, не имеет определённой, жестко заданной формы, но каждая её точка связана с любой другой точкой. Ризома может быть разорвана в одном или нескольких местах, но это нарушение целостности не будет для неё фатальным, поскольку связность в системе всё равно сохранится. Это сеть, не имеющая центра, лишённая организующего и контролирующего начала. Работа "Ризома", написанная в 1976 г., предвосхитила развитие множества сетевых структур, характерных для мира постмодерна, - от технических сетей, самой известной из которых является сеть Интернет, до сетей социальных.

Следует отметить, однако, что далеко не все современные социологи и философы разделяют идеи постмодернистов. Критически оценивает постмодернизм один из последних представителей Франкфуртской школы Юрген Хабермас (р. 1929 г.). Один из крупнейших социологов современности Энтони Гидденс (р. 1938 г.) предпочитает говорить о радикальной, или поздней, современности, отличающейся от классической современности, но всё-таки современности.

Глобализация. К концу ХХ в. одной из наиболее часто обсуждаемых социологами и философами тем становится процесс глобализации. Под глобализацией понимается совокупность процессов, которые способствуют развитию связей и углублению взаимозависимости между странами по всему земному шару. Выделяют, в частности, экономическую глобализацию, проявляющуюся прежде всего в деятельности транснациональных корпораций. Начиная с 1970-х гг. их деятельность осуществляется уже не на основе какой-либо одной национальной экономики, а на интеграции производства в мировом масштабе, когда продукция производится одновременно в разных странах или собирается из деталей, произведённых в разных странах. Глобализация производства ведёт к сокращению издержек компаний, поскольку новые предприятия основываются в странах с более дешёвым и производительным трудом, льготным налоговым режимом, слабыми профсоюзами и т.д.

Экономической глобализации способствует и "электронная экономика": банки, корпорации, частные инвесторы могут перемещать свои средства по миру простым щелчком "мышки". События в одной части света оказывают немедленное воздействие на остальной мир: финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии приводит в дефолту в России, рост потребления продуктов в КНР - к повышению цен на продовольствие в Западной Европе.

Появляются новые формы экономических, культурных и политических организаций, не связанные с конкретной страной. Это не только такие корпорации, как "Кока-Кола" или "Макдональдс", но и международные объединения, которые могут принимать решения, обязательные для стран-участниц (Европарламент, Трибунал по расследованию преступлений против человечества в Гааге), и транснациональные организации, как "Amnesty International" ("Международная Амнистия" - организация, борющаяся за права политзаключённых во всём мире) и "Green Peace" ("Грин Пис"). Работники подобных организаций превращаются в особую социальную группу, жизнь и деятельность которых уже не связаны со страной, где они родились.

Экономическая глобализация идёт рука об руку с культурной. По всему миру люди носят одежду одних и тех же брендов, ходят в магазины и закусочные, принадлежащие к одной и той же сети, читают одни и те же книги, смотрят одни и те же фильмы, слушают одни и те же мелодии и хиты. Следует оговориться, что глобализация в сфере культуры далеко не всегда приводит к униформизации, однообразию: американские подростки могут читать японские комиксы-"манга", нарисованные бразильским художником; диски с ямайской музыкой "рэггей", записанной на студии в Лондоне, продаются в Москве и т.д.

Учёные, политики и публицисты оценивают глубину и степень этих глобальных перемен по-разному. Существуют скептики, считающие, что идея глобализации чересчур "переоценена" и ничего принципиально нового в мире не происходит. Сегодняшняя глобализация рассматривается ими как продолжение тех процессов, что начались в эпоху великих географических открытий и продолжились в XIX в. Однако немалая часть тех, кто пишет о глобализации, принадлежат к глобалистам - умеренным, как Э. Гидденс, или "гиперглобалистам", считающим, что глобализация приведёт к уменьшению роли национальных правительств и "миру без границ" .

Глобалисты и антиглобалисты. Но, даже признавая эти глобальные перемены, можно по-разному к ним относиться. Тех учёных, публицистов и политиков, которые положительно оценивают существующие тенденции глобального развития, приветствуют ослабление суверенитета национальных государств и глобальный капитализм, называют глобалистами. Ярким примером подобных взглядов является концепция "конца истории" Ф. Фукуямы, рассмотренная в теме 25.

Что касается "антиглобализма", то антиглобалистами называют представителей различных, подчас даже противоположных друг другу тенденций. Во-первых, есть антиглобалисты в буквальном смысле этого слова - сторонники сохранения полноценного суверенитета национальных государств, усматривающие в росте перемещения через границы товаров, людей и идей угрозу национальной идентичности и национальной культуре. Они хотели бы вернуться к "добрым старым временам" до начала глобализации. По своим политическим взглядам они, как правило, консерваторы или даже правые радикалы. Неслучайно праворадикальные силы в Западной Европе и США сделали одним из своих главных лозунгов противодействие миграции.

Альтерглобализм. Но есть и антиглобалисты иного рода. Поддерживая идею глобального общества в целом, они резко возражают против тех форм, в которых протекает глобализация. Это сторонники "альтернативной глобализации", или "альтерглобалисты".

Формирование и развитие альтерглобалистского движения происходило под значительных влиянием таких левых мыслителей, как У. Валлерстайн, А.Г. Франк (представители теории мировой системы, или миросистемного анализа), А. Негри, М. Хардт (авторы работ "Империя" и "Множество") и др.

Кратко остановимся на основных положениях теории мировой системы. У. Валлерстайн отказался от традиционного для марксизма анализа классовых отношений и обратился к проблемам мирового экономического развития. По его мнению, экономическая организация современного капитализма имеет не национальную, а глобальную основу. Эта система неоднородна: она состоит из экономически и политически доминирующих центральных регионов и периферии, зависимой от центра экономически. Центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырьё. Существует также промежуточная зона (полупериферия), которая обладает характеристиками, свойственными как центру, так и периферии. Однако эта система не вечна, равновесие её достигается за счет противоборства конфликтующих сил и втягивания в капиталистическую миросистему новых и новых стран. При этом всегда существует опасность внутреннего взрыва миросистемы.

Но если капиталистическая система глобальна - и противодействовать ей следует глобально, считают альтерглобалисты.

Среди предвестников антиглобалистского (или, точнее, альтерглобалистского) движения особое место занимают сапатисты - повстанческое движение мексиканских индейцев середины 1990-х гг. Субкоманданте Маркос, один из руководителей движения (впрочем, он возражает против того, чтобы его считали лидером, называя себя всего лишь "голосом", "медиатором" и "стыковочным блоком" между повстанцами и остальным обществом), в своих статьях и эссе смог связать локальные задачи повстанческого движения с глобальной целью - борьбой против неолиберальной глобализации. "Кажущаяся безотказность машины глобализации сталкивается с глухим неподчинением реальности... по всей планете возникают группы несогласных, очаги неподчинения".

На протяжении 1990-х гг. к движению присоединились самые различные в идеологическом и социальном отношении организации. Так, в 1998 г. ряд общественных организаций Франции объединился в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, "АТТАК-Франция" (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным её требованием является установление "налога Тобина" (налога, предложенного лауреатом Нобелевской премии по экономике Дж. Тобином). По мнению Дж. Тобина, поддержанному АТТАК, 0,1 % от всех финансовых операций следует направить на борьбу с бедностью и помощь слаборазвитым экономикам. Позднее к "альтерглобалистам" присоединились умеренные левые и левые радикалы, фермеры и профсоюзы, представители молодежных, экологических, женских и других движений.

Ввиду столь большой разнородности движения альтерглобалистские организации заранее договорились об отказе от организационного и идеологического доминирования: никто не навязывает друг другу анархистские, социалистические или иные идеи, никто не претендует на центральное руководство. Объединяющий лозунг носит общий характер: "Иной мир возможен!" Движение функционирует по сетевому принципу (принцип "ризомы"), осуществляя контакты и координируя действия через Интернет. Другими его особенностями, отмеченными А. Бузгалиным, являются гибкость, подвижность, изменчивость форм и конфигураций структур участников, открытость сети для их "входа" и "выхода", равноправие участников, вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности. Можно сказать, что альтерглобализм - это форма оппозиционного движения в ситуации постмодерна. Он также характеризуется как проявление "глобального гражданского общества" и "глобального сопротивления".

По мнению большинства альтерглобалистов, нынешняя модель глобализации влечёт за собой:

-- всё растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования между странами "богатого Севера" и "бедного Юга";

-- растущую экспансию глобального капитализма, превращение стран мировой периферии и полупериферии в сырьевые придатки так называемых развитых стран или стран центра мировой системы;

-- потребительское и хищническое отношение к природе, вывод грязных производств в более отсталые страны;

-- недопустимо плохие условия труда для работников низкой квалификации в странах периферии и полупериферии;

-- доминирование массовой культуры, подавление свободного творчества, "стандартизация умов".

Этой модели глобализации противопоставляется иная - глобальное социальное творчество, совместное решение глобальных проблем, "сетевые структуры" по всему миру и т. д.

Пик протестных акций альтерглобалистов пришёлся на 1999 - 2001 гг. В 1999 г. свыше 50 тыс. человек вышли на улицы Сиэтла (США), чтобы выразить свой протест против проведения очередного заседания Всемирной торговой организации (ВТО). Деятельность ВТО, Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) рассматривается альтерглобалистами как одно из наиболее ярких проявлений отвергаемой ими "неолиберальной глобализации". В 2000 г. массовые акции протеста состоялись в Праге, где собралось руководство Всемирного банка и МВФ, в 2001 г. - в Генуе, где проходила встреча "большой восьмёрки". Начиная с 2001 г. альтерглобалистское движение уделяет главное внимание проведению Всемирных социальных форумов.

Хотя перечисленные выше акции протеста и сопровождались беспорядками, следует признать, что альтерглобалисты склонны к насилию в гораздо меньшей степени, чем левые радикалы 1960-х гг. или предшествующих эпох. В то же время альтерглобалисты показали себя не в меньшей, если не в большей мере способными к мобилизации и координации действии многотысячных масс людей. Время покажет, смогут ли они стать "глобальной оппозицией" или "глобальным гражданским обществом", ведущим борьбу за изменение характера глобализации, или утратят своё нынешнее единство, а поднятая ими волна движения протеста спадёт, как спали предшествующие волны левых и леворадикальных движений.

Вопросы и задания:

-- Сопоставьте основные черты общества модерна и общества постмодерна, заполнив таблицу:

  Общество модерна Общество постмодерна
Экономика    
Социальная сфера    
Политика    
Культура    
     

-- Охарактеризуйте основные черты постмодернистского искусства.

-- Объясните термины: дискурс, логоцентризм, смерть автора, симулякр, деконструкция, ризома.

-- Что такое глобализация? Как проявляется глобализация в различных сферах жизни общества?

-- Какие точки зрения на глобализацию вы можете назвать?

-- В чём разница между антиглобалистами и альтерглобалистами?

-- Как ситуация постмодерна отразилась на формах и методах борьбы альтерглобалистского движения?

Приложение

ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 522700 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (2003 г.)

 

Дисциплина ОПД.Ф.03 "История конфликтологии"

Античность: исходные представления о конфликте; природа "агона" в античной философии; идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта; учение Гераклита о "логосе" и диалектике перехода в противоположное; элеаты: противопоставление бытия и небытия; "агон" и философия классического периода античности; "агон" и философия эллинистического и римского периодов; представления о конфликте в Средневековье: природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии; природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике. Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления. Новое и современное время: эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания; западноевропейская мысль XIX-го - начала XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм; конфликтная сущность современного глобализма: экономика, политика, идеология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ко всему курсу:

 

-- Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. - М.: Астрель, 2007. - 988 с.

-- Гриненко, Г. В. История философии [Текст] : учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 685 с.

-- История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. - М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 494 с.

-- История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Инфра-М - Кодекс, 1995. - 736 с.

-- История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 736 с.

-- Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. - Изд. 4-е. - М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2004. - 1008 с.

-- Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

-- Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст] : учебник для высшей школы / В. В. Соколов. - М.: Академический проект, 2004. - 912 с.

-- Чанышев, А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть XIX в.) [Текст] / А. А. Чанышев. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, РОССПЭН, 2000. - 479 с.

 

Дополнительно к разделу I:

 

-- Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) [Текст] / Л. С. Васильев. - М.: "Наука". Главная редакция восточной литературы, 1989. - 309 с.

-- Чаттерджи, С. Индийская философия [Текст] / С. Чаттерджи, Д. Датта. - М.: Селена, 1994. - 416 с.

-- Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира [Текст] : учебник для вузов / А. Н. Чанышев. - М.: Академический проект, 2005. - 608 с.

 

Дополнительно к разделу II:

 

-- Антология философии средних веков и эпохи Возрождения [Текст] / сост. С. В. Перевезенцев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

-- Соколов, В. В. Средневековая философия [Текст] : учеб. пособие / В. В. Соколов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 352 с.

 

Дополнительно к разделу III:

 

-- Алексеева, Т. А. Современные политические теории [Текст] : курс лекций / Т. А. Алексеева. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, РОССПЭН, 2000. - 464 с.

-- Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII в. [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. - М.: Высш. шк., 1986. - 400 с.

-- Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Кузнецов. - М.: Высш. шк., 1989. - 480 с.

-- Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

-- Хрестоматия по западной философии [Текст] : учеб. пособие / cост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина. - М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2008. - 544 с.

 

Учебное издание

ТрушниковДенис Юрьевич

ТрушниковаВера Ивановна

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

 

Редактор Г. Б. Мальцева

Подписано в печать 30.11.2009. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 12,5.

Тираж 500 экз. Заказ N 377.

Издательство государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Тюменский государственный нефтегазовый университет".

625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Отдел оперативной полиграфии издательства.


625039, г. Тюмень, ул. Киевская, 52.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989. - С.13.

Существует ряд переводов "И Цзин" на русский язык, напр.: Иллюстрированный гадательный "И Цзин" / Пер. с древнекит., сост., прим. Гуань Сюцая. - М., 2001. - 512 с.

См.: Конфуций. Лунь Юй / Классическое конфуцианство. В 2 т. Т.1. - СПб., 2000. - С.113, 167, 181, 184 (фрагм. 4-16, 13-27, 15-22, 15-34).

Там же, С. 275-276.

Там же, С.184 (фрагм. 15-39).

Там же, С.156 (фрагм. 12-11).

Там же, С.155 (фрагм. 12-9).

Там же, С.157 (фрагм. 12-19).

Дао Дэ цзин / Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2х т. Т.1. - М., 1972. - С. 118.

Там же, С.137.

Там же, С. 132.

Цит. по: Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли, С. 101.

Там же, С.103.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли, С. 109, 116, 118.

Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2х т. Т.2. - М., 1973. - С.280.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2003. - С. 131-132.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994. - С. 19-20.

Антология мировой философии в 4х т. Т.1. Ч.1. - М., 1969. - С.118.

См., напр.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003. - С. 50.

См., напр.: Уотс А. Путь дзэн. - Киев, 1993. - С.243-254.

Эррикер К. Буддизм. - М., 1998. - С. 194-196.

Дхаммапада (стих 5) / Поэзия и проза Древнего Востока [Библиотека Всемирной литературы. Т.1]. - М., 1973. - С. 433.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. - С.120.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М., 1989. - С.92-93.

Античная поэзия. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.91.

Рассел Б. История западной философии. - М., 2004. - С. 55, 63.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.217.

Там же, С.222.

Там же, С.201-202.

Там же, С. 192, 199.

Рассел Б. История западной философии. - М., 2004. - С. 75.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.287-289.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.307-313.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С. 194.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.520.

Здесь и далее ссылки на цитаты из произведений античных авторов и из Библии даются по универсальной системе цитирования: римская цифра (если есть) обозначает книгу, арабская - раздел или параграф, латинские буквы - строки.

Антология мировой философии в 4х т. Т.1. Ч.1. - М., 1969. - С.318.

Платон. Феэтет. 152а; Аристотель. Метафизика. Х. 1053а 35.

Секст Эмпирик. Соч.: В 2х т. Т.1. - М., 1975. - С.73-77.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С.232.

Секст Эмпирик. Соч.: В 2х т. Т.1. - М., 1975. - С.253.

Рассел Б. История западной философии, С. 128.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона. - М., 1992. - С.124 и далее.

Платон. Законы. IX 856 c; IX 876 е - 877 а; XII 958 b - c;; VIII 847 a-b; XI 917 c - d; IX 854 e.

Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба / Платон и его эпоха. - М., 1979. - С.49-50.

Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М., 1990. - С. 43.

Конечно, Аристотель не употреблял латинские термины "forma" и "materia". Он употреблял греческие термины "морфэ" для формы (ср. термин "морфология", букв. "учение о формах") и "хюлэ" для материи ("хюлэ" - необработанный материал, бесформенное и бескачественное вещество). Но при изложении учения Аристотеля в течение уже восьми веков принято использовать именно эти латинские термины.

Лурье С.Я. Геродот. - М., 1947. - С.41.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977. - С.114.

Мирзоев С.Б. Полибий. - М., 1986. - С.60.

Полибий. Всеобщая история. VI, 57.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VI.37; VI.34.

Там же, VI.39.

Там же, VI.32; VI.35.

Там же, II, 67.

Степанова А.С. Философия Древней Стои. - СПб., 1995. - С.200-201.

Там же, С.183-184.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003. - С.159.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С. 555.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.035 с.)