Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политической экономии

Поиск

Политическая экономия как составная часть общественных наук иг­рает исключительно важную роль в общественном прогрессе, выполняет целый комплекс присущих ей функций. Первая функция политической экономии - познавательная - заключается в изучении экономических процессов и явлений, выявлении их сущности, открытии и исследовании экономических законов. Выдающийся немецкий ученый Г. Гегель назвал политическую экономию наукой, которая «делает честь мысли, потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы Инте­ресно видеть, как все взаимозависимости оказывают здесь обратное дейст­вие, как особенные сферы группируются, влияют на другие сферы и испы­тывают от них содействие себе или помеху. Эта взаимная связь, в сущест­вование которой сначала не верится...замечательна главным образом тем, -и сходна в этом с планетарной системой, - что она всегда являет глазу лишь неправильные движения, и все же можно познать ее законы».[21] Имен­но открытие и исследование экономических законов поднимает экономи­ческое знание до уровня подлинной науки и служит важнейшим выражением познавательной функции политической экономии.

Понятие экономического закона по-разному трактуется в современ­ной экономической литературе; здесь можно выделить два основных под­хода. Один из них традиционно связывают с учением К. Маркса. Согласно марксистскому подходу, задача каждой науки состоит не просто в описа­нии и систематизации фактов реальной действительности, а в познании их сущности, внутренних, необходимых связей, которые не лежат на поверх­ности явлений. Сущность вещей и формы ее проявления непосредственно не совпадают «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредст­венно совпадали, - отмечал К. Маркс, - то всякая наука была бы излиш­ня...».[22]

Ее задача как раз и заключается в том, чтобы за внешними явления­ми обнаружить их сущность, внутренние, необходимые связи и показать, каким образом они обнаруживают себя на поверхности этих явлений Эта внутренняя, необходимая связь, существующая между явлениями внешне­го мира и называется законом.

Экономические законы, будучи законами жизни общества, едины с законами природы в том, что они объективны, т.е. не зависят от воли, соз­нания людей. Общность между теми и другими законами вполне объяснима: человек и созданное им общество - часть природы, высший продукт ее развития. Только во взаимодействии с природой люди могут существовать.

Констатируя все это, надо, однако, постоянно учитывать, что речь идет о весьма специфической части природы, имеющей собственные зако­номерности жизни и развития социальных существ. Поэтому законы при­роды и законы общества не только обладают единством, но и очень суще­ственно отличаются друг от друга. Главное отличие в том, что экономиче­ские законы проявляются через сознательную, целесообразную деятель­ность людей и непосредственно затрагивают присущие им экономические интересы, тогда как законы природы действуют стихийно, спонтанно и, как правило, таких интересов не затрагивают. Другая особенность эконо­мических законов состоит в том, что они, в отличие от законов природы, недолговечны, изменчивы. Так, например, закон всемирного тяготения столь же вечен, как и сама природа, в то время как большинство экономи­ческих законов действует лишь в течение определенного исторического периода, а затем уступает место новым законам. Следовательно, экономи­ческие законы являются не вечными законами, а законами историческими, преходящими. Каждому способу производства присуща своя система эко­номических законов. Чаще всего в основу классификации законов (здесь могут применяться различные критерии) берется исторический принцип, т.е. характер их действия по охвату этапов истории человечества. С этой точки зрения обычно выделяют три группы экономических законов: об­щие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойст­венные лишь некоторым способам производства; специфические прису­щие лишь одному способу производства.

Как уже говорилось, помимо марксистского, есть и иной подход к пониманию экономических законов. Он проводится в курсе «экономике» и ориентируется на то, чтобы описать, объяснить, обобщить исследуемые факты, под которыми подразумеваются данные о реальном поведении ин­дивидов и институтов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Факты эти, разумеется, постоянно изменяют­ся, в силу чего не могут не измениться теории и принципы. «История эко­номических идей, - пишут К. Макконнелл и С. Брю,- изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий».[23]

Понятия «принципы» и «теории» отождествляются с понятиями «за­коны» и «модели» (все эти термины, по существу, означают одно и то же, а именно, обобщение или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов).[24] При этом предпочтение отдается все же понятию «модель», так как понятие «экономический закон» считается могущим ввести в заблуждение, ибо оно предполагает высокую степень точности, всеобщности применения и даже нравственной справедливости. То же (хотя и в несколько меньшей степени) относится и к понятию «теория» которое ассоциируется с бесплодными умствованиями и фантастическими представлениями кабинетных ученых, оторванных от фактов и реальностей внешнего мира. Потому и предпочтительно понятие «модель», сто «это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствующих статистических данных».[25]

Трактовка экономических законов как законов поведения субъектов хозяйственной деятельности не нова. Ее выдвигал еще в свое время А. Маршалл.[26] Нетрудно убедиться, что в рассматриваемом подходе объек­тивный характер экономических законов отрицается, и они трактуются с субъективных позиций. Такой подход всецело согласуется с предметом «экономике», изучающей главным образом субъективные моменты, моти­вы поведения, стимулы действий хозяйствующих индивидов и институтов. Политическая экономия имеет дело с экономическими отношениями, ко­торые складываются в процессе этой деятельности и которые, будучи формой выражения и развития производительных сил, при данных кон­кретно - исторических условиях реально совершающегося процесса обще­ственного производства и воспроизводства не зависят от воли и сознания людей. Иначе говоря, политическая экономия исследует объективные ус­ловия и формы социально - экономической деятельности. Именно изуче­ние этой стороны экономической реальности позволило выявить экономи­ческие законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ на различных ступенях развития челове­ческого общества.

С познавательной функцией политической экономии тесно связана и другая ее функция - методологическая. Она определяется особым местом политической экономии в системе экономических наук. Дело в том, что условия и формы экономической деятельности изучаются различными на­учными дисциплинами Каждая из них имеет свой предмет исследования, определяемый, с одной стороны, спецификой этой деятельности, а с дру­гой - методами, целями и средствами познания В связи с этим можно вы­делить разные уровни экономического исследования, отличающиеся друг от друга степенью теоретического обобщения изучаемого объекта Верх­ний уровень составляют методологические, фундаментальные или обще­теоретические проблемы экономического исследования, являющиеся пре­рогативой политической экономии Проблемы среднего уровня входят в предмет исследования особых или функциональных наук (финансы, кре­дит, статистика, маркетинг и др.). Проблемы низшего уровня образуют предмет исследования специальных или отраслевых экономических наук (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, экономика связи и др.). Кроме того, важное значение имеют проблемы промежуточного уровня, являющиеся предметом изучения межных или «стыковых» экономических наук (экономическая история, экономическая география, экономическая социология, демография и др.).

Поскольку объект изучения у всех экономических наук один и тот же, то, естественно, все они тесно связаны между собой, взаимодействуют и образуют единую систему. Методологической основой этой системы, вокруг которой группируются другие экономические науки, является по-литическая экономия. Ее роль в качестве методологической основы по отношению к ним обусловлена тем, что решение фундаментальных, обще­теоретических проблем, касающихся условий и форм экономической дея­тельности в целом, всегда выступает средством познания тех или иных ас­пектов этой деятельности, т. е. как метод решения соответствующих эко­номических вопросов. Указанная закономерность обнаруживает себя и внутри самой политической экономии: разработка коренных теоретиче­ских проблем (например, собственности, цены, денег и т. д.) составляет опорный фундамент конкретного экономического анализа.

Таким образом, методологическая функция политической экономии обусловлена, с одной стороны, предметом этой науки, дающей целостное представление об экономической жизни общества, а с другой - ее методом, раскрывающим наиболее общие приемы и способы экономического иссле­дования. Успешное выполнение политической экономией своей методоло­гической функции невозможно без опоры на достижения конкретных эко­номических наук, накопленных знаний об общественно - производствен­ной деятельности людей в различных отраслях народного хозяйства. Ана­лизируя, обобщая и интегрируя эти знания, политическая экономия стре­мится обосновать пути их наиболее эффективного применения на практи­ке.

Тем самым политическая экономия выполняет свою третью функ­цию - практическую. Она обусловлена общей закономерностью, прису­щей любой науке, которая возникает и развивается из потребностей обще­ственной практики Теоретические знания являются результатом обобще­ния повседневного опыта практической деятельности людей. Именно на основе практики одновременно формируются знания и развивается по­требность в их дальнейшем прогрессе для последующей практической реа­лизации.

Следовательно, связь науки с практикой носит двойственный харак­тер. Прежде всего любая наука призвана изучать практику, т. е. анализи­ровать и обобщать результаты материально - предметного воздействия че­ловека на окружающий мир с целью его преобразования в интересах обще­ства, определенной социальной группы и отдельных людей. Однако она не может ограничиться простым изучением этого преобразования, его пас­сивным наблюдением и обобщением. Главный смысл развития науки - об; ратный выход на практику, т. е. целенаправленная помощь людям в реше­нии разнообразных практических задач, чтобы сделать их деятельность более успешной, более эффективной.

Сказанное в полной мере относится также и к экономическим нау­кам которые имеют дело с особым видом общественной практики - материально-производственной деятельностью во всем ее многообразии. По­скольку специфика этой деятельности может отображаться с позиций раз­ных уровней теоретического обобщения, то и выход на практику осущест­вляется экономическими науками в соответствии с данной методологиче­ской установкой. Так, прикладные (отраслевые и функциональные) эконо­мические науки имеют прямой непосредственный выход на практику, ко­торый позволяет им решать конкретные экономические проблемы, касаю­щиеся определенной сферы хозяйственной жизни общества.

Выход же политической экономии на практику носит опосредован­ный характер. Эта опосредованность обусловлена, с одной стороны, при­кладными экономическими науками, которые, опираясь на специальные приемы и способы познания (например, математическое моделирование, экономический эксперимент и т. п.), конкретизируют общетеоретические положения и анализируют особые и специфические закономерности, свой­ственные каждой данной стороне материально - производственной дея­тельности или определенной отрасли экономики; с другой - методом этой науки: в политике- экономическом анализе нельзя пользоваться ни микро­скопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции.

Политическая экономия путем подлинно научной абстракции, про­никающей в сущность явлений, должна возвыситься над практикой, с тем чтобы, познав глубинные экономические процессы, подойти затем к прак­тике, будучи вооруженной знанием закономерностей развития народного хозяйства. И чем точнее это знание отражает изменения, происходящие в условиях и формах хозяйственной деятельности, а следовательно, опере­жает возрастающие потребности практики, тем более значимыми стано­вятся теоретические положения политической экономии, тем эффективнее она выполняет практическую функцию.

Свое конкретное воплощение эта функция политической экономии получает в научном обосновании экономической политики - целенаправ­ленной системы мероприятий, осуществляемых государством в экономике, т. е. в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ. Здесь первостепенное значение приобретает выявление коренных принципов и методов наиболее эффективного управления социально- эко­номическими процессами, происходящими в обществе. Эти принципы и методы реализуются в экономической тактике и экономической стратегии, т. е. в определении путей решения текущих и перспективных вопросов, ка­сающихся экономического развития страны.

Отсюда неизбежно вытекает четвертая функция политической эко­номии - прогностическая. Научное предвидение перспектив экономиче­ского развития на обозримое будущее предполагает, с одной стороны, ана­лиз современного состояния экономики и скрытых причин тех или иных трудно решаемых на практике проблем; с другой стороны, открытие экономических законов и закономерных исторических тенденций развития общественного производства и особенностей их проявления в конкретных условиях данного времени. Такое исследование дает возможность заблаго­временно установить неизвестные ранее экономические противоречия, оп­ределить наиболее действенные формы их разрешения, своевременно при­нять меры для преодоления препятствий, стоящих на пути полной реали­зации экономической стратегии Именно выяснение экономических зако­нов, механизма их действия и практического применения, а также объек­тивных тенденций, внутренне присущих общественному производству и воспроизводству, создает теоретические предпосылки для научного про­гнозирования и определения путей наиболее эффективного развития эко­номики с точки зрения долгосрочной перспективы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.205 (0.011 с.)