Значение эластичности спроса при осуществлении ценовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение эластичности спроса при осуществлении ценовой



Дискриминации

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства или качестве товара.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям, по разным ценам, зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя, и тем самым максимизировать свою прибыль. Ценовая дискриминация – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. При этом происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, то есть разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки. То есть продавец (монополист) ведет торговлю сразу на двух и более рынках, отделенных друг от друга. На все эти рынки он поставляет одну и ту же продукцию, которую производит сам, но продается она по разным ценам: на каждом рынке он устанавливает свою цену.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам (рисунок 10).

Идею ценовой дискриминации на сегментированном рынке можно пояснить графически. На рисунке показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уров­не Р2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).

 

Рисунок 10 – Ценовая дискриминация в сравнении с простой не дискриминирующей монополией.

 

Самая сложная проблема дискриминации – надежно отделить один рынок от другого, то есть «дорогой» от «дешевого». Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. В этом случае цена на обеих (если их две) частях рынка окажется одинаковой. Она стала бы единой (одной) и в том случае, если бы постоянные покупатели «дорогого» рынка могли стать клиентами «дешевого» рынка. В обоих случаях ценовая дискриминация неосуществима.

Следовательно, для проведения ценовой дискриминации недостаточно простого разделения рынка на части. Для этого необходимо разделить его так, чтобы в той или иной степени было затруднено передвижение товаров между его частями. Только тогда части данного рынка могут стать отдельными, изолированными рынками, так что спрос на каждом из них не будет зависеть от цен, которые устанавливаются на другом рынке.

Самый типичный пример в данном случае - непосредственное предоставление частных услуг (врачами, адвокатами, учителями, владельцами гостиниц и т. п.). Так, врач, берущий с одних (состоятельных) пациентов более высокую плату, чем с других (неимущих), может не опасаться, что лица, оплачивающие его услуги ниже, перепродадут их тем, кто за такие же услуги платит больше.

О ценовой дискриминации можно говорить и тогда, когда рынки, на которых ведет торговлю монополист, отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров. Как в том, так и в другом случае перемещение товаров со сравнительно дешевого рынка на тот, где их можно продать дороже, сопряжено со значительными расходами, что и служит препятствием для перепродажи (перемещения).

Единство рынка может быть нарушено и иначе. Нередки случаи, когда одинаковые по существу товары продаются под видом товаров разного качества. Покупатели-снобы, приобретая дорогостоящие товары, выделяются среди покупателей относительно бедных. Тем самым рынок оказывается разделенным, и монополист получает возможность проводить ценовую дискриминацию.

Обособление отдельных частей рынка обусловливает лишь формальную возможность для монополиста устанавливать разные цены на один и тот же товар. В основе разных цен на данный единичный товар лежит разная эластичность спроса на тех изолированных рынках, где есть возможность продавать продукцию. И такая продажа выгодна монополисту.

При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.


Рисунок 11 - Предельная выручка монополии на сегментированном рынке: а ­­­­- на сегменте 1; б - на сегменте 2; в - на рынке в целом.

 

Если монополист, проводящий ценовую дискриминацию, ведет торговлю на двух рынках - 1 и 2 (рисунок 11, а и б). Рынок 1 меньше по объему, но более эластичен. Таким образом, если, например, предельная выручка на рынке 1 больше, чем предельная выручка на рынке 2 (MR1 > МR2), то производителю выгодно часть товара перебросить с рынка 2 на рынок 1. При этом MR1 снизится, a МR2 возрастет. И только при MR1 = МR2 перераспределение товара между рынками не приведет к увеличению общей выручки. Кривая предельной выручки монополиста представляет собой горизонтальную сумму кривых предельной выручки обоих секторов рынка (рисунок 11,в).

Предельный доход связан с эластичностью E спроса по цене соотношением:

,

где MR- предельный доход, P– цена, Е – эластичность спроса.

Если эластичность спроса будет одинакова (E1 = E2), то равными будут и цены (P1 = P2), т. е. ценовая дискриминация невозможна. При условии же, что эластичность спроса на разных рынках будет неодинакова, разными будут и цены. Если абсолютная величина эластичности спроса на рынке 1 будет больше, чем на рынке 2 (|E1| < |E2|), цена на рынке 1 будет меньше, чем цена на рынке 2 (P1 < P2). Цена, которая установится на каждом из рынков, окажется ценой спроса на всю продаваемую там продукцию.

Итак, монополист может получить больше прибыли, если будет продавать меньше продукции на рынках, где эластичность спроса (и предельная выручка) ниже; на тех же рынках, где эластичность спроса (и соответственно предельная выручка) выше, он будет продавать больше продукции. Объем продаж установится тогда на уровне, при котором предельная выручка от реализации дополнительной единицы продукции будет равна на всех рынках. А если его предельная выручка от продажи продукции на каждом из рынков окажется равной его предельным затратам на производство всей продаваемой продукции, то монополист получит наибольшую прибыль.

Совокупный спрос на рынке складывается из спроса отдельных покупателей. При условии, что эластичность спроса этих покупателей одинакова, монополисту придется назначить единые цены по всему рынку; ценовая дискриминация не принесёт ему каких-либо выгод, а рынок останется неразделенным. Если же эластичность спроса отдельных покупателей неодинакова, то монополист поступит иначе. Он разделит их на две группы и сделает это так, что самая высокая эластичность спроса покупателей одной группы окажется ниже, чем самая низкая эластичность, характеризующая спрос покупателей второй группы. На товары, которые приобретают покупатели первой группы, монополист повысит цену, а на товары для покупателей второй группы - понизит. После этого он вновь решает ту же задачу. Если теперь эластичность спроса всех покупателей, относящихся к той или иной группе, одинакова, то повторное разделение рынка утрачивает смысл. Но если она оказалась разной, то каждый из вновь образовавшихся рынков надлежит опять разделить (по тому же принципу) на два рынка. И это будет продолжаться до тех пор, пока на каждом рынке не останется группа покупателей (а, в крайнем случае, один-единственный покупатель) со спросом, характеризующимся одинаковой эластичностью. Наконец, остаются всего лишь два покупателя, спрос которых имеет неодинаковую эластичность, но приобретающие данную продукцию по одной и той же цене. И в этом крайнем случае монополист увеличит прибыль, если он продаст свою продукцию каждому из них по особой цене.

Всегда находятся всевозможные причины, препятствующие такому разделению рынка, которое для монополиста являлось бы лучшим из всех возможных, то есть обеспечивало бы наибольшую выгоду. И все же раздел рынка осуществляется, и стоит только этому произойти (в соответствии с эластичностью спроса на вновь возникающих рынках), как самая низкая цена назначается там, где эластичность спроса самая высокая, а самая высокая цена - где эластичность спроса самая низкая.

Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Можно привести несколько примеров.

1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.

2. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале.

3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).

4. Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессоры и студенты, члены профессиональных обществ и прочее).

5. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.

6. В России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян.

Так, например, книгоиздатели могут осуществлять ценовую дискриминацию, издавая книги в твердом переплете и мягкой обложке. Как и в случае с большинством других товаров, готовность разных потребителей платить за приобретение книг неодинакова [12]. Некоторые стремятся новый бестселлер, как только он появился в продаже, несмотря на цену. Однако другие предпочитают подождать год, пока книга не выйдет в мягком переплете и не станет стоить в несколько раз дешевле. Ключевым моментом в различие цен является деление потребителей на две категории так, чтобы те, кто готов заплатить более высокую цену за новинку, имели возможность это сделать, и лишь те, кто не готов заплатить более высокую цену и готов подождать, приобрели книгу в мягкой обложке. Это означает, что промежуток времени между двумя вариантами издания должен быть довольно длительным, так как если потребитель будет знать, что в ближайшее время выйдет книга в мягкой обложке, они вряд ли купят книгу в твердом переплете. С другой стороны, книгоиздателю не стоит затягивать с изданием книги в мягкой обложке, так как может исчезнуть интерес к самой книге, а значит и спрос на нее пропадет. Таким образом, спрос тех потребителей, которые готовы дождаться издания в мягком переплете, гораздо более эластичен, чем спрос библиофилов. Это необходимо учитывать при установлении цен на бестселлер в твердом переплете и на книги в мягкой обложке.

Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.

ть по цене данного сегмента была и без того низкой.

Пример №5. «Пемос»

«Пемос» — это стиральный порошок, производимый Уральской фабрикой. Сразу после кризиса и в результате его он завоевал самую высокую долю рынка среди производимых в России порошков — до 10% всего рынка, хотя цифра резко колебалась в зависимости от региона. Среди самых дешевых «собратьев» «Пемос» отличался неплохим качеством. Порошок удерживал лидирующие позиции в сегменте низкой цены рынка в течение шести месяцев после кризиса. И тогда руководство завода решило, что доля рынка «Пемоса» гарантирована ему надолго. Оно решило изменить ценовое позиционирование порошка, передвинув его с низа сегмента низкой цены к его верхней границе. Оно поддержало перепозиционирование порошка рекламой на телевидении, другими грамотными маркетинговыми шагами. И постепенно начало повышать на него цену. Реакция рынка четко соответствовала теории коэффициента эластичности. Крайне эластичный по цене сегмент рынка снижал потребление «Пемоса» пропорционально росту цены. К октябрю 1999 г. доля рынка порошка упала до 4%. Это еще одно подтверждение приоритетности грамотной ценовой политики на рынке, крайне эластичном по цене, особенно в его, наиболее эластичном ценовом сегменте.

Конечно, пример рынка стиральных порошков не абсолютно показателен для российского рынка в целом. Стиральный порошок — предмет первой необходимости, разница в его качестве не столь очевидна для большинства потребителей. Следовательно, этот рынок должен быть более эластичным по цене, чем рынки других потребительских товаров. Однако общие закономерности российского рынка он наверняка отражает. Таким образом, планируя свою ценовую и иную маркетинговую политику, не нужно забывать про коэффициент эластичности спроса, имеющий в России значительно больший вес, чем в развитых западных странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.013 с.)