Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и задачи анализа спроса↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Значение и задачи анализа спроса
Анализ спроса на продукцию и услуги предприятия является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе. Он универсален одновременно и на макроуровне, и на микроуровне. На макроуровне он помогает анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен на товарооборот, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические забастовки и изменение политической ситуации. На микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля - анализа прохождения и достижения поставленных целей, передачи уточненной в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия. Он присутствует во всех видах временного анализа хозяйственной деятельности - предварительном, оперативном и последующем. Производственному предприятию для планирования объемов производства и обоснования плана реализации продукции или объема оказания услуг, а торгово-посредническому для обоснования плана товарооборота необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, по какой цене, когда, каким образом, кому и где оно будет продавать. От этого зависят, в конечном счете, объем продаж и прибыли предприятия. Очевидно, что в условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию и услуги должен быть вынесен в ряд аналитических задач на первое место с целью управления им в соответствии со стратегией, избранной конкретным предприятием. Анализ спроса как составляющая анализа хозяйственной деятельности должен одновременно базироваться на концепциях глобального и локального экономического анализа, причем обязательно учитывать действие общих и частных экономических законов. Такой подход позволит предприятию успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Таким образом, задачи, определяющие содержание анализа спроса следующие: Ø анализ потребности в выпускаемой или реализуемой продукции, выполняемой работе или оказываемой услуге; Ø изучение спроса на товары, работы или услуги и влияющих на него факторов; Ø анализ воздействия спроса на результаты работы предприятия; Ø определение максимальной возможности сбыта с учетом решения первых четырех задач, а также производственных возможностей предприятия; Ø исследование спроса как фактора экономического риска; Ø обоснование плана сбыта. Цели анализа спроса будут различаться в зависимости от уровня, на котором он проводится, и времени проведения. При анализе спроса важен не его абсолютный объем, а изменение его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения. В данном случае имеет место понятие эластичности. Эластичность спроса Эластичность спроса по цене 2.1. 1 Характеристика эластичности спроса по цене и ее измерение В соответствие с законом спроса при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Любому субъекту рынка важно знать эту величину, или степень чувствительности спроса к изменению цены, которая измеряется при помощи показателя ценовой эластичности. Эластичность - это мера чувствительности одной переменной к изменению другой; точнее, это число, показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной на 1%. При анализе влияния такого важного фактора изменения спроса, как цена, эластичность характеризует процентное изменение спроса на продукцию вследствие однопроцентного изменения цены на нее. Спрос на отдельные виды товаров в первую очередь характеризуется относительной чуткостью потребителей к изменению цен: небольшие изменения в цене могут привести к значительному изменению спроса на продукцию. В этом случае спрос принято считать относительно эластичным. Но существуют товары и услуги, при изменении цен на которые потребительский спрос не изменяется или его изменения незначительно. Тогда говорят о неэластичном спросе. Степень ценовой эластичности спроса измеряется коэффициентом ценовой эластичности, который исчисляется по формуле: . Где Ер – эластичность спроса по цене. Процентные изменения определяют путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, на ее количество, пользовавшееся спросом первоначально (в предыдущем периоде). Преобразованная формула примет вид: . Или в буквенной символике: . В соответствие с законом спроса при увеличении цены спрос на продукцию снижается, и коэффициент эластичности почти всегда будет иметь отрицательный знак. Исключение составляет спрос на престижные товары и некоторые состояния экономики, например постоянный рост цен в долгосрочном периоде, вынуждающий делать запасы впрок, что выражается в увеличении спроса на продукцию. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы при интерпретации данного показателя в экономическом анализе его знак принято опускать. Существует два способа исчисления коэффициента эластичности. Методика подсчета конкретного коэффициента эластичности будет зависеть от того, насколько значительными являются расхождения начальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q. Если они невелики, то формулу эластичности могут быть подставлены просто, либо их начальные значения P0 и Q0, либо конечные - P1 и Q1, ведь полученные значения коэффициента эластичности при этом будут не слишком различаться (обычно используют начальные значения, так как это позволяет сравнить несколько вариантов изменений при принятии экономических решений). В таком случае можно говорить о точечной эластичности (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Это практически встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде. Но в зависимости от того, какой из двух уровней цены и количества продукции принимается при определении второго сомножителя, в формуле возможны, по крайней мере, два решения, приводящие к различным результатам: 1. ; 2. , где P0, P1 - цена продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке; Q0, Q1 – количество продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке. Способ расчета точечной эластичности имеет недостатки: · субъективизм при выборе крайних значений цены и количества спроса; · некорректно представлять правый сомножитель как моментный показатель, тогда как левый сомножитель коэффициента точечной эластичности отражает изменение показателей, происшедшие в течение некоторого промежутка времени, то есть является интервальным. В том же случае, когда рассматриваемые изменения Q и P оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин спроса и цены могут существенно расходиться. Во избежание неопределенности в расчетах обычно используют средние значения цены и количества продукции для анализируемого периода. Такой способ расчета позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности по формуле: . Абсолютное значение коэффициента эластичности может изменяться в диапазоне от нуля до бесконечности, однако важной границей является единица, поскольку она разделяет реакцию, превышающую исходный импульс, и менее чувствительные ответные изменения. Обычно экономисты классифицируют кривые спроса в соответствие с их эластичностью. Спрос оценивается как эластичный, когда эластичность больше единицы (Ep>1), то есть определенное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса на данную продукцию (Рисунок 1). Рисунок 1 – Эластичный спрос.
Спрос оценивается как неэластичный, когда эластичность меньше единицы (Ep<1),то есть процентное изменение цены на какой-нибудь товар не сопровождается изменением его спрашиваемого количества, или это изменение меньше изменения цены (Рисунок 2). Рисунок 2 – Неэластичный спрос.
Если коэффициент эластичности равен нулю (Ep=0),то спрос абсолютно неэластичен, то есть никакое изменение цены не влечет за собой изменение спрашиваемой продукции. Это возможно, например, при реализации жизненно-важных лекарственных средств для определенной группы больных. Причем кривая спроса примет вид прямой линии, параллельной оси ординат, - линии цены (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Абсолютно неэластичный спрос. Напротив, когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию увеличивается до придела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичным. Такое возможно на чисто конкурентном рынке или в условиях инфляции: при ничтожном снижении цены или в преддверии их повышения потребитель старается отоварить свои денежные средства, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в материальные ценности. Линия абсолютно эластичного спроса на графике параллельна оси абсцисс, то есть линии количества продукции (Рисунок 4). Рисунок 4 – Абсолютно эластичный спрос.
Может возникнуть ситуация, когда процентное изменение приведет к равному по величине равному процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, снижение цены на 5% вдет к росту продаж также на 5%. При этом коэффициент эластичности окажется равным единице, а такой случай называется единичной (унитарной) эластичностью (Рисунок 5). Рисунок 5 – Спрос, характеризующийся единичной эластичностью.
Из графиков видно, что эластичность спроса по цене определяется конфигурацией кривой спроса: чем более полога кривая, тем более эластичный спрос она выражает. Однако делать вывод об эластичности той или иной кривой спроса только на основании ее конфигурации нельзя. Дело в том, что эластичность кривой спроса неодинакова на всем его протяжении. Это касается не только кривой спроса, имеющей нулевую эластичность, но и кривой спроса с бесконечной эластичностью. Изменение эластичности при движении по кривой спроса легко понять из формулы коэффициента эластичности: . Знаменатель дроби Q в верхних точках кривой спроса больше, чем в нижних точках, поэтому и коэффициент эластичности на верхних участках кривой спроса больше, чем на нижних. В самой верхней точке кривой спроса, которая находится на оси ординат, коэффициент эластичности равен бесконечности, а в самой нижней, расположенной на оси абсцисс, коэффициент эластичности принимает нулевое значение. Все эти параметры показаны на рисунке 6. Рисунок 6 – Изменение коэффициента эластичности при движении вдоль кривой спроса.
Реакция покупателей при изменении цены на продукцию при различном характере эластичности спроса представлена в таблице 1.Ее необходимо учитывать при разработке ценовой политики фирмы, планировании производственной программы и объемов реализации и разработке рыночной стратегии предприятия.
Таблица 1 – реакция покупателей на изменение цены
Дискриминации Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства или качестве товара. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям, по разным ценам, зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках: 1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; 2) если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; 3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя, и тем самым максимизировать свою прибыль. Ценовая дискриминация – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. При этом происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, то есть разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки. То есть продавец (монополист) ведет торговлю сразу на двух и более рынках, отделенных друг от друга. На все эти рынки он поставляет одну и ту же продукцию, которую производит сам, но продается она по разным ценам: на каждом рынке он устанавливает свою цену. На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам (рисунок 10). Идею ценовой дискриминации на сегментированном рынке можно пояснить графически. На рисунке показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).
Рисунок 10 – Ценовая дискриминация в сравнении с простой не дискриминирующей монополией.
Самая сложная проблема дискриминации – надежно отделить один рынок от другого, то есть «дорогой» от «дешевого». Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. В этом случае цена на обеих (если их две) частях рынка окажется одинаковой. Она стала бы единой (одной) и в том случае, если бы постоянные покупатели «дорогого» рынка могли стать клиентами «дешевого» рынка. В обоих случаях ценовая дискриминация неосуществима. Следовательно, для проведения ценовой дискриминации недостаточно простого разделения рынка на части. Для этого необходимо разделить его так, чтобы в той или иной степени было затруднено передвижение товаров между его частями. Только тогда части данного рынка могут стать отдельными, изолированными рынками, так что спрос на каждом из них не будет зависеть от цен, которые устанавливаются на другом рынке. Самый типичный пример в данном случае - непосредственное предоставление частных услуг (врачами, адвокатами, учителями, владельцами гостиниц и т. п.). Так, врач, берущий с одних (состоятельных) пациентов более высокую плату, чем с других (неимущих), может не опасаться, что лица, оплачивающие его услуги ниже, перепродадут их тем, кто за такие же услуги платит больше. О ценовой дискриминации можно говорить и тогда, когда рынки, на которых ведет торговлю монополист, отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров. Как в том, так и в другом случае перемещение товаров со сравнительно дешевого рынка на тот, где их можно продать дороже, сопряжено со значительными расходами, что и служит препятствием для перепродажи (перемещения). Единство рынка может быть нарушено и иначе. Нередки случаи, когда одинаковые по существу товары продаются под видом товаров разного качества. Покупатели-снобы, приобретая дорогостоящие товары, выделяются среди покупателей относительно бедных. Тем самым рынок оказывается разделенным, и монополист получает возможность проводить ценовую дискриминацию. Обособление отдельных частей рынка обусловливает лишь формальную возможность для монополиста устанавливать разные цены на один и тот же товар. В основе разных цен на данный единичный товар лежит разная эластичность спроса на тех изолированных рынках, где есть возможность продавать продукцию. И такая продажа выгодна монополисту. При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.
Если монополист, проводящий ценовую дискриминацию, ведет торговлю на двух рынках - 1 и 2 (рисунок 11, а и б). Рынок 1 меньше по объему, но более эластичен. Таким образом, если, например, предельная выручка на рынке 1 больше, чем предельная выручка на рынке 2 (MR1 > МR2), то производителю выгодно часть товара перебросить с рынка 2 на рынок 1. При этом MR1 снизится, a МR2 возрастет. И только при MR1 = МR2 перераспределение товара между рынками не приведет к увеличению общей выручки. Кривая предельной выручки монополиста представляет собой горизонтальную сумму кривых предельной выручки обоих секторов рынка (рисунок 11,в). Предельный доход связан с эластичностью E спроса по цене соотношением: , где MR- предельный доход, P– цена, Е – эластичность спроса. Если эластичность спроса будет одинакова (E1 = E2), то равными будут и цены (P1 = P2), т. е. ценовая дискриминация невозможна. При условии же, что эластичность спроса на разных рынках будет неодинакова, разными будут и цены. Если абсолютная величина эластичности спроса на рынке 1 будет больше, чем на рынке 2 (|E1| < |E2|), цена на рынке 1 будет меньше, чем цена на рынке 2 (P1 < P2). Цена, которая установится на каждом из рынков, окажется ценой спроса на всю продаваемую там продукцию. Итак, монополист может получить больше прибыли, если будет продавать меньше продукции на рынках, где эластичность спроса (и предельная выручка) ниже; на тех же рынках, где эластичность спроса (и соответственно предельная выручка) выше, он будет продавать больше продукции. Объем продаж установится тогда на уровне, при котором предельная выручка от реализации дополнительной единицы продукции будет равна на всех рынках. А если его предельная выручка от продажи продукции на каждом из рынков окажется равной его предельным затратам на производство всей продаваемой продукции, то монополист получит наибольшую прибыль. Совокупный спрос на рынке складывается из спроса отдельных покупателей. При условии, что эластичность спроса этих покупателей одинакова, монополисту придется назначить единые цены по всему рынку; ценовая дискриминация не принесёт ему каких-либо выгод, а рынок останется неразделенным. Если же эластичность спроса отдельных покупателей неодинакова, то монополист поступит иначе. Он разделит их на две группы и сделает это так, что самая высокая эластичность спроса покупателей одной группы окажется ниже, чем самая низкая эластичность, характеризующая спрос покупателей второй группы. На товары, которые приобретают покупатели первой группы, монополист повысит цену, а на товары для покупателей второй группы - понизит. После этого он вновь решает ту же задачу. Если теперь эластичность спроса всех покупателей, относящихся к той или иной группе, одинакова, то повторное разделение рынка утрачивает смысл. Но если она оказалась разной, то каждый из вновь образовавшихся рынков надлежит опять разделить (по тому же принципу) на два рынка. И это будет продолжаться до тех пор, пока на каждом рынке не останется группа покупателей (а, в крайнем случае, один-единственный покупатель) со спросом, характеризующимся одинаковой эластичностью. Наконец, остаются всего лишь два покупателя, спрос которых имеет неодинаковую эластичность, но приобретающие данную продукцию по одной и той же цене. И в этом крайнем случае монополист увеличит прибыль, если он продаст свою продукцию каждому из них по особой цене. Всегда находятся всевозможные причины, препятствующие такому разделению рынка, которое для монополиста являлось бы лучшим из всех возможных, то есть обеспечивало бы наибольшую выгоду. И все же раздел рынка осуществляется, и стоит только этому произойти (в соответствии с эластичностью спроса на вновь возникающих рынках), как самая низкая цена назначается там, где эластичность спроса самая высокая, а самая высокая цена - где эластичность спроса самая низкая. Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Можно привести несколько примеров. 1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов. 2. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале. 3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие). 4. Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессоры и студенты, члены профессиональных обществ и прочее). 5. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью. 6. В России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян. Так, например, книгоиздатели могут осуществлять ценовую дискриминацию, издавая книги в твердом переплете и мягкой обложке. Как и в случае с большинством других товаров, готовность разных потребителей платить за приобретение книг неодинакова [12]. Некоторые стремятся новый бестселлер, как только он появился в продаже, несмотря на цену. Однако другие предпочитают подождать год, пока книга не выйдет в мягком переплете и не станет стоить в несколько раз дешевле. Ключевым моментом в различие цен является деление потребителей на две категории так, чтобы те, кто готов заплатить более высокую цену за новинку, имели возможность это сделать, и лишь те, кто не готов заплатить более высокую цену и готов подождать, приобрели книгу в мягкой обложке. Это означает, что промежуток времени между двумя вариантами издания должен быть довольно длительным, так как если потребитель будет знать, что в ближайшее время выйдет книга в мягкой обложке, они вряд ли купят книгу в твердом переплете. С другой стороны, книгоиздателю не стоит затягивать с изданием книги в мягкой обложке, так как может исчезнуть интерес к самой книге, а значит и спрос на нее пропадет. Таким образом, спрос тех потребителей, которые готовы дождаться издания в мягком переплете, гораздо более эластичен, чем спрос библиофилов. Это необходимо учитывать при установлении цен на бестселлер в твердом переплете и на книги в мягкой обложке. Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей. ть по цене данного сегмента была и без того низкой. Пример №5. «Пемос» «Пемос» — это стиральный порошок, производимый Уральской фабрикой. Сразу после кризиса и в результате его он завоевал самую высокую долю рынка среди производимых в России порошков — до 10% всего рынка, хотя цифра резко колебалась в зависимости от региона. Среди самых дешевых «собратьев» «Пемос» отличался неплохим качеством. Порошок удерживал лидирующие позиции в сегменте низкой цены рынка в течение шести месяцев после кризиса. И тогда руководство завода решило, что доля рынка «Пемоса» гарантирована ему надолго. Оно решило изменить ценовое позиционирование порошка, передвинув его с низа сегмента низкой цены к его верхней границе. Оно поддержало перепозиционирование порошка рекламой на телевидении, другими грамотными маркетинговыми шагами. И постепенно начало повышать на него цену. Реакция рынка четко соответствовала теории коэффициента эластичности. Крайне эластичный по цене сегмент рынка снижал потребление «Пемоса» пропорционально росту цены. К октябрю 1999 г. доля рынка порошка упала до 4%. Это еще одно подтверждение приоритетности грамотной ценовой политики на рынке, крайне эластичном по цене, особенно в его, наиболее эластичном ценовом сегменте. Конечно, пример рынка стиральных порошков не абсолютно показателен для российского рынка в целом. Стиральный порошок — предмет первой необходимости, разница в его качестве не столь очевидна для большинства потребителей. Следовательно, этот рынок должен быть более эластичным по цене, чем рынки других потребительских товаров. Однако общие закономерности российского рынка он наверняка отражает. Таким образом, планируя свою ценовую и иную маркетинговую политику, не нужно забывать про коэффициент эластичности спроса, имеющий в России значительно больший вес, чем в развитых западных странах.
Значение и задачи анализа спроса
Анализ спроса на продукцию и услуги предприятия является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе. Он универсален одновременно и на макроуровне, и на микроуровне. На макроуровне он помогает анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен на товарооборот, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические забастовки и изменение политической ситуации. На микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля - анализа прохождения и достижения поставленных целей, передачи уточненной в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия. Он присутствует во всех видах временного анализа хозяйственной деятельности - предварительном, оперативном и последующем. Производственному предприятию для планирования объемов производства и обоснования плана реализации продукции или объема оказания услуг, а торгово-посредническому для обоснования плана товарооборота необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, по какой цене, когда, каким образом, кому и где оно будет продавать. От этого зависят, в конечном счете, объем продаж и прибыли предприятия. Очевидно, что в условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию и услуги должен быть вынесен в ряд аналитических задач на первое место с целью управления им в соответствии со стратегией, избранной конкретным предприятием. Анализ спроса как составляющая анализа хозяйственной деятельности должен одновременно базироваться на концепциях глобального и локального экономического анализа, причем обязательно учитывать действие общих и частных экономических законов. Такой подход позволит предприятию успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Таким образом, задачи, определяющие содержание анализа спроса следующие: Ø анализ потребности в выпускаемой или реализуемой продукции, выполняемой работе или оказываемой услуге; Ø изучение спроса на товары, работы или услуги и влияющих на него факторов; Ø анализ воздействия спроса на результаты работы предприятия; Ø определение максимальной возможности сбыта с учетом решения первых четырех задач, а также производственных возможностей предприятия; Ø исследование спроса как фактора экономического риска; Ø обоснование плана сбыта. Цели анализа спроса будут различаться в зависимости от уровня, на котором он проводится, и времени проведения. При анализе спроса важен не его абсолютный объем, а изменение его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения. В данном случае имеет место понятие эластичности. Эластичность спроса Эластичность спроса по цене 2.1. 1 Характеристика эластичности спроса по цене и ее измерение В соответствие с законом спроса при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Любому субъекту рынка важно знать эту величину, или степень чувствительности спроса к изменению цены, которая измеряется при помощи показателя ценовой эластичности. Эластичность - это мера чувствительности одной переменной к изменению другой; точнее, это число, показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной на 1%. При анализе влияния такого важного фактора изменения спроса, как цена, эластичность характеризует процентное изменение спроса на продукцию вследствие однопроцентного изменения цены на нее. Спрос на отдельные виды товаров в первую очередь характеризуется относительной чуткостью потребителей к изменению цен: небольшие изменения в цене могут привести к значительному изменению спроса на продукцию. В этом случае спрос принято считать относительно эластичным. Но существуют товары и услуги, при изменении цен на которые потребительский спрос не изменяется или его изменения незначительно. Тогда говорят о неэластичном спросе. Степень ценовой эластичности спроса измеряется коэффициентом ценовой эластичности, который исчисляется по формуле: . Где Ер – эластичность спроса по цене. Процентные изменения определяют путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, на ее количество, пользовавшееся спросом первоначально (в предыдущем периоде). Преобразованная формула примет вид: . Или в буквенной символике: . В соответствие с законом спроса при увеличении цены спрос на продукцию снижается, и коэффициент эластичности почти всегда будет иметь отрицательный знак. Исключение составляет спрос на престижные товары и некоторые состояния экономики, например постоянный рост цен в долгосрочном периоде, вынуждающий делать запасы впрок, что выражается в увеличении спроса на продукцию. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы при интерпретации данного показателя в экономическом анализе его знак принято опускать. Существует два способа исчисления коэффициента эластичности. Методика подсчета конкретного коэффициента эластичности будет зависеть от того, насколько значительными являются расхождения начальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q. Если они невелики, то формулу эластичности могут быть подставлены просто, либо их начальные значения P0 и Q0, либо конечные - P1 и Q1, ведь полученные значения коэффициента эластичности при этом будут не слишком различаться (обычно используют начальные значения, так как это позволяет сравнить несколько вариантов изменений при принятии экономических решений). В таком случае можно говорить о точечной эластичности (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Это практически встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде. Но в зависимости от того, какой из двух уровней цены и количества продукции принимается при определении второго сомножителя, в формуле возможны, по крайней мере, два решения, приводящие к различным результатам: 1. ; 2. , где P0, P1 - цена продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке; Q0, Q1 – количество продукции соответственно в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точке. Способ расчета точечной эластичности имеет недостатки: · субъективизм при выборе крайних значений цены и количества спроса; · некорректно представлять правый сомножитель как моментный показатель, тогда как левый сомножитель коэффициента точечной эластичности отражает изменение показателей, происшедшие в течение некоторого промежутка времени, то есть является интервальным. В том же случае, когда рассматриваемые изменения Q и P оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин спроса и цены могут существенно расходиться. Во избежание неопределенности в расч
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.247 (0.016 с.) |