Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы.



Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы.

1.1 Экономическая теория: предмет и метод.

1.2Классификация и характеристика потребностей и ресурсов. Проблема выбора в экономике.

1.1 Экономическая теория: предмет и метод. Экономическую теорию изучают во всех ВУЗах во всех странах, так как общепризнанно, что человек, претендующий на получение высшего образования, должен иметь хотя бы общее представление об экономической теории. Необходимость изучения экономической теории обусловлено также тем, что данная наука затрагивает проблемы, которые касаются всех без исключения. Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов – в ней участвуют все члены общества.

В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый: соотносить затраты и выгоды, что придаёт экономический аспект любой форме деятельности людей.

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам. Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Рисунок 1 — Экономические ресурсы и факторы производства

 

К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы — все «даровые блага природы», которые приемлемы в производственном процессе. В эту категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Понятие «капитал» охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все то, что используется в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Здесь важно отметить два момента. Во-первых, капитальные ресурсы (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, в приведенном здесь определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производственное оборудование — это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Трудэто целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата.

Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком, — все они охватываются общим понятием «труд». Но труд может быть невостребованным, и тогда он не воплотится в создание каких-либо товаров и услуг. Поэтому целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда.

Рабочая силаэто совокупность всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность. В рыночной экономике важное место занимает управленческая деятельность. Она реализуется через предпринимательский труд, или, проще, через предпринимателя.

Функции предпринимателя:

· предприниматель — инициатор соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства или услуги, являясь движущей силой производства;

· предприниматель принимает новые решения и определяет направление деятельности фирмы;

· предприниматель — это новатор. Он вводит в производство новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса;

· предприниматель — это человек риска. В рыночной системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченный им труд и его талант могут оказаться или прибыли, или убытки.

Каждый из видов ресурсов или факторов производства приносит доход:

капитал — процент;

земля — рента;

труд — зарплата;

предпринимательство — прибыль.

Выделяют также специфические факторы производства: наука, информация, время.

Все факторы производства в самом общем виде обладают рядом свойств: они находятся в развитии и изменении; взаимозависимы и взаимообусловлены и до определенной степени являются взаимозаменяемыми.

В экономической теории изучаются возможности различного сочетания факторов производства с помощью таких понятий, как производственная функция, изокванта, изокоста, предельная норма технологического замещения одного фактора другим.

Стремление сегодня жить лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня – объективная закономерность общественного развития. Однако общество неизбежно сталкивается с ограниченностью ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых. Так, например, человечество к 2500 году израсходует запасы всех металлов. Особой проблемой в ближайшие 100 лет станет обеспечение энергоносителями.

Следовательно, любое общество должно стремиться эффективно использовать ресурсы, стараясь произвести максимальное количество товаров и услуг. Ограниченность ресурсов диктует необходимость оптимального выбора производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов и закона возрастающих вменённых издержек.

Сущность проблемы экономии можно проиллюстрировать более наглядно, используя графический метод. Рассмотрим модель некого гипотетического государства, в котором производится два вида продукции: средства производства (автомобили) и предметы потребления (хлеб).

Производственные возможности данной страны представим в виде таблицы 1.

Таблица 1 — Шкала производственных возможностей

Вариант Автомобили, тыс. шт. Хлеб, тыс. тонн
A    
B    
C    
D    
E    
F    

По имеющимся данным мы можем отобразить производственный потенциал страны графически.

При построении кривой производственных возможностей (КПВ) примем ряд допущений:

1. Краткосрочный период.

2. Неизменная технология.

3. Неизменное количество ресурсов.

4. Полная занятость (использование всех располагаемых пригодных ресурсов).

5. Полный объём производства (эффективное распределение ресурсов, обеспечивающее наибольший выход продукции).

 
 

 


Рисунок 2 — Кривая производственных возможностей

 

Кривая производственных возможностей показывает максимальный объём производства товаров и услуг, который может себе позволить нация, используя все свои ресурсы. Экономисты также называют эту кривую границей производственных возможностей или кривой трансформации.

По данным таблицы 1.1 следует, что если всё население этой страны будет занято только изготовлением хлеба, то его будет произведено 15 000 тонн. Если же все ресурсы нации будут задействованы в производстве автомобилей, то их будет выпущено 5 000 шт. Естественно, автомобили и хлеб могут производиться и одновременно, что и отражают варианты B – E. Например, в точке С при производстве 12 000 тонн хлеба можно также произвести 2 000 автомобилей. Если возникнет необходимость в увеличении производства автомобилей до 4 000 штук (точка Е), производство хлеба придётся сократить до 5 000 тонн. Это означает, что производство 2 000 дополнительных автомобилей (с 2 000 до 4 000) заставляет отказаться от производства 7 000 тонн хлеба (с 12 000 до 5 000). Этот выбор иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости – цена данной вещи, измеряемая через другую вещь, которую вы должны отдать взамен.

Предположим, что в настоящее время в стране производится 6 000 тонн хлеба и 2 000 автомобилей (точка Х). Это означало бы, что в стране есть дополнительные ресурсы, которые могли бы быть использованы для увеличения выпуска продукции. Для того, чтобы достичь точку Y (4 000 автомобилей и 12 000 т хлеба), необходимо нарушить ранее оговоренные условия, например использовать технологические и экономические нововведения, увеличить количество производственных ресурсов (новые месторождения, строительство новых предприятий и т. п.).

Следовательно:

ü каждая точка на КПВ (А – F) представляет определённую комбинацию товаров двух видов, их эффективное альтернативное сочетание при имеющихся ресурсах;

ü точки, лежащие внутри области производственных возможностей (Х), представляют такую комбинацию товаров, которая существенно меньше, чем могло бы производится при полном и эффективном использовании всех пригодных ресурсов;

ü точки, лежащие за областью производственных возможностей (Y), характеризуют такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании производственных ресурсов и существующей технологии на данный момент времени.

Ресурсы не могут быть абсолютно взаимозаменяемыми. Следовательно, увеличение расхода имеющихся ресурсов при переключении с производства одного продукта на производство другого обуславливает снижение общей доходности производства. Каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать всё большего сокращения производства капитальных товаров.

Вменённые издержки (альтернативные издержки, затраты упущенных возможностей) – количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу.

MRTХ = ∆Y/∆Х, (1)

где ∆Y — изменение количества товара Y;

∆Х — изменение количества товара Х.

Например, при переходеот варианта В к варианту С вменённые издержки производства автомобилей будут равны 2:

[ MRTавтомобилей=∆ хлеба/∆ автомобилей=(12-14)/(2-1)]

Экономика полной занятости вынуждена жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других. Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек, который отражает форму КПВ: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта, т.е. ради каждой получаемой дополнительной единицы одного товара необходимо отказываться от дополнительного количества другого товара. Использованный метод помогает выявить суть проблемы экономии: поскольку ресурсы редки, экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг; необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Технологический прогресс, увеличение количества и повышение качества людских и материальных ресурсов позволяет экономике производить все больше товаров и услуг.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения экономической теории?

2. Какие функции выполняет экономическая теория?

3. Какие разделы выделяются в экономической теории?

4. В чем основные отличия макроэкономических явлений и процессов от микроэкономических?

5. Что собой представляет научная абстракция как средство познания в экономической теории?

6. В чем разница между нормативной и позитивной экономической теорией?

7. Назовите фундаментальные проблемы экономики.

8. Какие основные задачи стоят перед экономической теорией в условиях реформирования экономических отношений?

9. Какую роль играет производство в жизни общества?

10. Что такое потребности?

11. Как принято классифицировать потребности?

12. В чем заключается сущность закона возвышения потребностей?

13. Какие экономические ресурсы используются людьми в процессе производства материальных благ?

14. Назовите основные черты предпринимательской деятельности как фактора производства.

15. Что такое экономическое благо?

16. Каково назначение графика производственных возможностей?

17. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

18. Назовите факторы, которые могут расширить границу производственных возможностей общества.

19. Охарактеризуйте проблему ограниченности ресурсов.

20. Что такое альтернативные издержки? Есть ли альтернативные издержки вашей учебы в вузе? Каковы они?

 


Наличие структуры.

Структура системы – это взаимосвязи между её элементами. Элементы системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего образуются новые интегративные качества, не присущие каждому элементу в отдельности.

Наличие цели.

Действия по достижению цели есть функции системы и её элементов.

3) Значительное влияние на функционирование ЭС оказывает её внешняя среда (всё то, что находится вне системы): природная и социальная.

Историчность ЭС.

Рисунок 3 — Типы и формы собственности

Частная собственность выражает отношения присвоения средств и результатов производства частными лицами.

Частной собственностью является имущество, принадлежащее гражданину как физическому лицу.

Создаётся и приумножается за счёт предпринимательской, трудовой деятельности, от ведения собственного хозяйства – трудовая, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству – нетрудовая, и по иным основаниям, допускаемым законом.

Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства.

Она включает две формы собственности государственную и коллективную.

Государственная собственность является достоянием всех граждан данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти.

Республиканская собственность содержится за счёт республиканского бюджета. Объектами её могут быть недра, оборонные объекты, высшие учебные заведения, средства государственного бюджета, железнодорожный транспорт, автодороги…

Муниципальная (коммунальная) собственность – это собственность городов и других населённых пунктов. Создаётся для решения социально-экономических задач соответствующих территорий. Содержится за счёт средств местного бюджета. К ней относят предприятия местной промышленности, жилищный фонд, местный транспорт, местные учреждения образования, культуры, здравоохранения и пр.

Субъектами коллективной собственности являются коллективы работников.

Коллективная собственность может существовать в разных видах в зависимости от источника выкупа. Если таковым была прибыль, образуется неделимая совместная собственность трудового коллектива.

Если же предприятие было выкуплено за счёт личных доходов его работников, образуется паевая собственность.

 

АКЦИОНЕРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ образуется в результате выпуска акций и их продажи членам-учредителям или всем желающим. Объектом собственности является финансовый капитал от продажи акций и другое имущество, полученное в результате хозяйственной деятельности.

АРЕНДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ возникает в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока. Собственником имущества остаётся арендодатель. Арендатор (коллектив) получает временные права собственника. За что и вносит арендную плату.

Если арендная собственность возникает в результате аренды имущества частным лицом, то она не может быть отнесена к коллективному типу собственности.

КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – общее достояние всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной деятельности. Собственность кооператива складывается из денежных и имущественных взносов его участников, доходов, полученных от реализации продукции. Распределение дохода происходит в соответствии с паем и трудовым вкладом членов кооператива.

СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ создаётся за счёт собственных средств, пожертвований граждан или организаций или путём передачи государством своего имущества. Объектами собственности являются здания, сооружения, имущество культурно-просветительского назначения, денежные средства, предприятия, созданные за свой счёт. Субъектами собственности выступают церковь, другие религиозные конфессии, спортивные общества, профсоюзы и другие общественные организации.

В соответствии с Конституцией РБ (раздел 1, ст. 13) собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Недра, воды, леса …составляют исключительную собственность государства. Земли с/х назначения находятся в собственности государства.

Согласно закону о собственности в республике может существовать собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций.

Допускается также объединение имущества, относящегося к разным формам собственности, и образования на этой основе её смешанных форм.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ представляет собой экономические отношения, связанные с созданием и присвоением информации, изобретений, научных открытий, литературных, художественных произведений, других объектов интеллектуальной деятельности.

Переход от административно-командной к рыночной экономике, повышение эффективности функционирования народного хозяйства требует создания для этого особых условий. Одним из них является разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственной деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим и юридическим лицам). При этом функция регулирования данной деятельности сохраняется за государством.

Разгосударствление экономики осуществляется по двум направлениям:

1. путем ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность предприятий и расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности;

2. путем разгосударствления собственности.

Сущность первого направления заключается в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен и др.

При всей важности этого направления оно недостаточно эффективно, т.к. не меняет основу экономических отношений – отношений собственности. Поэтому радикальным направлением является разгосударствление собственности.

Разгосударствление собственности – это процесс разрушения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования (приватизации) государственных предприятий. В результате разгосударствления государственная собственность не ликвидируется полностью, а лишь уменьшается ее доля в национальной экономике. Это позволяет создать экономическую систему смешанного типа.

Приватизация – это процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности.

Приватизация в РБ преследовала следующие цели:

-повысить жизненный уровень населения;

-создать равных условий для белорусских предприятий по отношению к предприятиям стран, осуществивших приватизацию;

-уменьшить дефицит государственного бюджета, денежные средства из которого шли на содержание гос-х предприятий, в том числе и убыточных;

-создать условия для привлечения инвестиций, в том числе иностранных;

-повысить заинтересованность и ответственность субъектов хозяйствования за результаты работы.

Приватизация может осуществляться в следующих формах:

1. В форме выкупа государственного имущества, сданного в аренду, т. е. государственное имущество арендуется с возможным последующим выкупом. Инициатива приватизации арендуемого имущества может исходить только от коллектива арендаторов. При этом в аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, инвентарь.

2. Превращения государственных предприятий в акционерные общества. Это наиболее широко распространенная форма приватизации, особенно для крупных предприятий. Физические и (или) юридические лица приобретают выпущенные предприятием акции на сумму стоимости приватизируемого имущества и получают право собственности на него. Акционированию не подлежит социальная структура, находящаяся на балансе предприятия (поликлиники, физкультурно-оздоровительные учреждения, дома культуры и т.д.). Они остаются на балансе предприятия и являются общественным достоянием.

3. Продажи государственного имущества по конкурсу или на аукционе. Продажа по конкурсу в отличии от аукциона осуществляется по фиксированным ценам, определяемым на основе балансовых данных и применяется в тех случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Право собственности передается тому покупателю, предложение которого наилучшим образом отвечает заданным требованиям. При продажи гос. соб-и с аукциона цену имущества определяет покупательский спрос и принцип «кто больше». При этом государство устанавливает стартовую цену ниже которой имущество не может быть продано.

4. Безвозмездная передача государственной собственности всем гражданам (чековая приватизация). На принципах безвозмездности так же передаются трудовым коллективам отдельные виды производственных фондов, чаще всего самортизированных на 70% и выше. Безвозмездная передача используется в случаях, если отсутствуют желающие выкупить подлежащее приватизации имущество, или взять его в аренду. Безвозмездная передача обычно оговаривается рядом условий: не сокращать рабочие места, провести реструктуризацию, сохранить профиль предприятия в течение определенного периода и т.д. Долю государственной собственности, передаваемой безвозмездно определяет парламент республики.

В соответствии с Законом РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» объектами приватизации являются:

- государственное жилье;

-государственные предприятия;

-государственные учреждения;

-государственные организации;

-структурные единицы государственных предприятий и объединений;

-государственное имущество, сданное в аренду;

-доли (паи, акции) принадлежащие государству и административно-территориальтным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия, организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.

Субъектами могут быть:

-граждане (в Беларуси – это граждане РБ и Российской Федерации);

-негосударственные юридические лица, т. е. юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%;

-иностранные инвесторы;

-лица без гражданства.

В качестве субъектов приватизации не могут выступать должностные лица органов государственной власти и управления, которые по своим служебным обязанностям занимаются вопросами приватизации государственного имущества

К основным принципам, на которых базируется процесс приватизации, относятся:

-сочетание различных способов приватизации;

-обеспечение права каждого гражданина на части безвозмездно передаваемой государственной собственности;

-контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

-обеспечение широкой гласности процесса приватизации (средства массовой информации – газеты, радио, телевидение);

-постепенность и поэтапность приватизации;

-соблюдение законности в ходе проведения приватизации.

 

2.3 Сущность и функции рынка. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Рынок — одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. Рынок возник 6-7 тысяч лет назад, развивался и продолжает развиваться как результат цивилизации, приобретая различные специфические черты в различных экономических системах. Рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические и другие особенности развития народов. Это находит своё отражение в различных странах и в современных условиях, что позволяет говорить о различных моделях рыночной экономики.

С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок». Простейший рынок представлял не что иное, как место осуществления торговых операций. Такой рынок, где продают «из рук в руки» есть самая простая и наглядная форма обмена. Этот тип обмена практиковался уже в Древней Греции и Риме, фараоновском Египте и Вавилонии.

В натуральном хозяйстве экономические связи производителей ограничивались процессом непосредственного производства. За пределами этого процесса между производителями не возникало никаких экономических отношений.

С течением времени натуральное хозяйство видоизменялось, так как увеличивалось число участников натурального хозяйствования («семья» – «род» – «община»). По мере разрастания субъекта натурального хозяйствования возникала уже система общественного разделения труда.

Следовательно, важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Оно, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые связи между ними.

С углублением общественного разделения труда, расширением товарообмена формируются новые рыночные институты: лавки, торговые палаты, ярмарки, биржи, банки. Появляются первые торговые зоны, множится число торговых посредников. Всё больший удельный вес в хозяйственной жизни государств занимает крупная торговля, расширяются внешнеторговые связи. Расширяется и сама сфера рыночных отношений. Рынок всё больше ассоциируется не с местом конкретного ведения торговли, а совокупностью всех совершаемых сделок купли-продажи.

Дальнейшее развитие рыночных отношений связано с тем, что производители создают продукцию преимущественно с целью продажи её для приобретения необходимого им продукта, т.е. образуется цепочка производителей, которые в то же время являются потребителями – обмен «замыкается на себя». Такая форма хозяйствования – товарное производство.

Возрастает число покупателей и продавцов. Товарное производство принимает регулярный характер, рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения. Всё это свидетельствует о том, что производство ориентируется на потребителя.

Другим условием возникновения рынка является специализация труда. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Важной причиной возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Редкость ресурсов или ограниченность производственных возможностей влияет на любой фактор производства – идёт ли речь о человеке как работнике или о капитале и земле. Занятость работника в данной отрасли исключает возможность его одновременного использования во всех остальных. Применение факторов производства в какой-либо одной сфере также исключает возможность их производственного использования в другой. Другая причина формирования рынка – это экономическая обособленность производителей и правовая свобода. Экономическая обособленность производителя означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Экономическая обособленность исторически возникла на базе частной собственности.

Некоторые экономисты выделяют и такие причины существования рынка, как тесная связь с мировой экономикой путём внешней торговли, потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях её дальнейшего экономического роста.

Чёткое определение рынку дать весьма сложно, так как рынок – понятие многоплановое. Например, если дать определение рынку с социально-экономической стороны, то он представляет совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируется спрос, предложение и цена товара. С организационно-экономической стороны рынок – это хозяйственная деятельность, определённым образом организованная и направленная на реализацию товара.

Многие экономисты в настоящее время считают, что рынок представляет собой не только и не столько сферу товарного обмена или предложения и спроса на товары, как это принято упрощённо толковать, а, прежде всего, и производство, поэтому рынок имеет свойство системы, находящейся в состоянии непрерывного развития. Следовательно, рынок в широком понимании необходимо рассматривать как обобщающее понятие, характеризующее определённый тип функционирования экономики и формирования хозяйственных связей и взаимоотношений.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

q Ценообразующая. Стоимость позволяет сопоставлять индивидуальные затраты с общественно необходимыми, сводить их к общему знаменателю – цене, вести учёт и распределение результатов производства. Только рынок даёт окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги.

q Регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены: растёт цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к его сокращению.

q Стимулирующая. Присвоение результатов хозяйственной деятельности самим производителем и конкурентная борьба за покупателя стимулирует освоение научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг, обеспечение высокой культуры обслуживания.

q Информационная. Рынок даёт объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с изменяющимися условиями рынка.

q Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях углубления общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

q Санирующая. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

q Социальная. Поскольку в условиях рынка дифференцируются производители, тем самым государству предоставляются лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не может быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов. Ежедневно мы покупаем предметы потребления и пользуемся различными услугами, вступая тем самым в рыночные отношения. Каждый человек, домашнее хозяйство могут выступать в качестве субъектов рыночных отношений как покупатели. Потребителями ряда товаров также могут выступать предприятия, фирмы, организации, объединения, т.е. юридические лица.

Следовательно, субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. К ним относятся физические лица (покупатели, продавцы, предприниматели) и юридические лица (предприятия, фирмы, объединения, ассоциации, кооперативы, различные общества, государство).

Если классифицировать субъекты рыночных отношений, исходя из выполняемых ими функций, то они делятся на продавцов, покупателей и их посредников.

Необходимо отметить, что в рыночной системе отношений «чистые» продавцы и «чистые» покупатели отсутствуют. Так как и те, и другие выступают в нескольких ролях: покупателей, продавцов. Например, предприятие приобретает средства производства и продаёт предметы потребления. Работник продаёт труд и покупает предметы потребления.

Посредниками являются юридические (оптовые и розничные фирмы, предприятия, магазины, конторы и пр.) и физические (брокеры, комиссионеры, коммивояжёры и др.) лица, осуществляющие закупку и реализацию продукции (товаров) предприятий-изготовителей потребителям или содействующие продавцам (изготовителям) и покупателям (потребителям) продукции установлению непосредственных договорных связей между ними. Предпринимательская деятельность, направленная на налаживание деловой связи между производителями и потребителями, с целью ускорения движения товара в сфере обращения называется посредничеством, а услуги в процессе посредничества соответственно – посредническими услугами.

Взаимодействие субъектов рыночной экономики может быть представлено в виде модели кругооборота (рисунок 4).

 

Рисунок 4 — Экономический кругооборот доходов и товаров

 

Парной категорией субъекта рыночных отношений является категория объекта рыночных отношений. Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, деньги, ценные бумаги, т.е. все те блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.123 с.)