Экономика является главной сферой деятельности людей, обеспечивает общество жизненно необходимыми материальными благами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика является главной сферой деятельности людей, обеспечивает общество жизненно необходимыми материальными благами.



Проблемы, которые всегда интересовали экономистов – источники богатства нации и способы его увеличения. Предметом исследования и древних и современных ученых являются формы рационального хозяйствования, которые обеспечат рост благосостояния общества. ЭТ определяют как науку:

ü о богатстве;

ü об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

ü об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и услуг.

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов.

Истоки проблем экономического развития базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах:

1. Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неудовлетворимы.

2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Ограниченность производственных ресурсов ставит субъектов экономической деятельности перед экономическим выбором: что производить (какие товары и в каком количестве необходимы для общества)? как производить (какие ресурсы и в каких сочетаниях должны быть использованы в производстве той или иной продукции)? для кого производить (как должен быть распределён произведённый продукт)?

Следовательно, экономическая теория – это наука о выборе наиболее эффективных способов хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов.

Основными разделами современной экономической теории являются микроэкономика и макроэкономика.

Объектами микроэкономики выступают отдельные фирмы и домашние хозяйства, рынки потребительских товаров и производственных ресурсов (отрасли экономики), государство, корректирующее уже осуществленное через ценовой механизм размещение производственных ресурсов. Микроэкономика предполагает, что из равновесия отдельных потребителей (домашних хозяйств), производителей (фирм), рынков потребительских товаров и ресурсов складывается оптимальное равновесие всей экономической системы (общее экономическое равновесие). Она изучает механизмы размещения ограниченных ресурсов и распределения доходов и является основой для выработки микроэкономической политики.

Макроэкономика как наука исследует национальную экономику как единое целое, рассматривая в качестве объектов анализа поведение агрегированных экономических агентов (совокупного потребителя, совокупного производителя, государства), взаимодействующих на агрегированных рынках труда, товаров и услуг, денег. Она предполагает, что условия равновесия отдельных экономических субъектов и рынков еще не определяют оптимального равновесия всей экономической системы. Макроэкономика изучает механизмы развертывания различных форм макроэкономической нестабильности (экономических спадов, инфляции, безработицы, внешнеэкономической несбалансированности) и является основой для выработки макроэкономической политики.

Итак, если микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов, то макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.

Экономическая теория как учебная дисциплина выполняет следующие функции:

ü познавательная — заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления;

ü практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

ü методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин;

ü образовательная — имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях;

ü прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

При изучении явлений и процессов экономической жизни экономическая теория использует следующие основные методы:

§ метод материалистической диалектики – все явления и и процессы рассматриваются в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи. Законы диалектики присущи и социально-экономическим отношениям.

§ метод научной абстракции (отвлечение) – состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного;

§ анализ (расчленение) – сущность метода состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению;

§ синтез (обобщение) – результаты обобщения отдельных частей обобщаются (синтезируются) и устанавливаются внутренние взаимосвязи отдельных элементов в целом.

§ индукция – выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему;

§ дедукция – движение от теории к фактам, от общего к частному;

§ экономико-математический метод – экономические явления и процессы имеют как количественные, так и качественные стороны. Процесс изменения качества всегда связан с накоплением количественных изменений. Экономической теории необходима математика и статистика. Использование ЭММ в сочетании с ЭВМ – наиболее выгодный вариант решения;

§ логический метод – (ЭТ изучает все явления и процессы в определённой взаимосвязи, развитии и исторической последовательности. Однако историческое развитие не всегда определяется закономерностями. На определённых этапах оно подвержено воздействию случайных факторов. Чтобы не выйти из русла научных исследований и освободиться от случайностей, используется логический метод исследования, который раскрывает внутренне необходимую последовательность возникновения и развития отдельных экономических законов и категорий. Например, на основе анализа товара, товарного производства и обмена выводится необходимость и сущность денег.) логические умозаключения и выводы должны опираться на факты и исторический материал, следовательно, что логический подход является тем же историческим методом, только освобождённым от исторической формы и случайностей исторического процесса.

§ экономический эксперимент – научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намеченных хозяйственных мероприятий. Цель – доказательство правильности гипотезы;

§ расчётно-аналитический – позволяет рассчитать намечаемые размеры показателей в предстоящем периоде в зависимости от изменения влияющих на них факторов. Определяются прогнозируемые темпы роста производительности труда, снижение издержек производства и др.

1.2 Классификация и характеристика потребностей и ресурсов. Проблема выбора в экономике. Два фундаментальных факта образуют основу экономики: безграничные потребности и редкость ресурсов. Потребности — источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Таким образом, потребности можно определить как всякое состояние неудов­летворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Или, потребности — желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность и обеспечивают взаимосвязь производства и потребления.

Их перечень включает широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубная паста, проигрыватели, компакт-диски, пицца, свитеры и т.п. Бесчисленное множество продуктов, которые подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Но то, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовывать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие.

В совокупности материальные потребности в практическом смысле безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий, под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Конечная цель всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.

Потребности можно представить в виде пирамиды (такой подход предложен американским экономистом Маслоу).

Согласно Маслоу, выделяют:

1) физиологические потребности — голод, жажда, потребность во сне, жилище;

2) гарантированные потребности — направлены на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;

3) социальные потребности — вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

4) потребности престижные - проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;

5) потребность в саморазвитии, самореализации — нацелена на саморазвитие и удовлетворяется путем признания индивида обществом.

Потребности обладают свойствами безграничности и историчности. В процессе удовлетворения потребностей происходит формирование новых потребностей, как в количественном, так и в качественном отношении этот объективный процесс называется законом возвышения потребностей. Возвышение потребностей подтверждено всем ходом исторического развития. Это составляет один из фундаментальных факторов, вокруг которого вращаются проблемы экономики: стремление удовлетворить возрастающие и изменяющиеся потребности — сильнейший мотив совершенствования производства.

Вслед за выявлением потребностей наступает производство благ.

Экономическое благо — это вещь или услуга, способная удовлетворять какую-либо человеческую потребность и являющаяся результатом производства.

Неотъемлемое свойство всех благ - полезность, т. е. способность благ удовлетворять потребность. Полезность вещей и услуг — не внутреннее их свойство, она проявляется через отношение к потребностям.

Все многообразие благ можно объединить в различные группы:

- экономические и естественные;

- потребительские (конечные) продукты и услуги (хлеб, одежда) и производственные продукты и услуги, используемые в производстве (станки, машины, материалы). Их называют еще прямыми и косвенными.

В составе потребительских продуктов различают предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (яхты, норковые шубы).

- товары длительного пользования (могут удовлетворять одну и ту же потребность неоднократно) и разового пользования (могут удовлетворять одну и ту же потребность один раз).

- взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы) товары.

Как видно, потребности и блага взаимосвязаны и взаимообусловлены, так же как взаимосвязаны производство и потребление.

Результатом производства и экономической формой благ выступает продукт. Он может быть результатом труда как отдельного (единичный продукт), так и совокупного (общественный продукт) работника.

Экономические ресурсыэто все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов (рисунок 1): 1) материальные ресурсы — земля и капитал; 2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность.

 

Рисунок 1 — Экономические ресурсы и факторы производства

 

К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы — все «даровые блага природы», которые приемлемы в производственном процессе. В эту категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Понятие «капитал» охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все то, что используется в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Здесь важно отметить два момента. Во-первых, капитальные ресурсы (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, в приведенном здесь определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производственное оборудование — это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Трудэто целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата.

Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком, — все они охватываются общим понятием «труд». Но труд может быть невостребованным, и тогда он не воплотится в создание каких-либо товаров и услуг. Поэтому целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда.

Рабочая силаэто совокупность всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность. В рыночной экономике важное место занимает управленческая деятельность. Она реализуется через предпринимательский труд, или, проще, через предпринимателя.

Функции предпринимателя:

· предприниматель — инициатор соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства или услуги, являясь движущей силой производства;

· предприниматель принимает новые решения и определяет направление деятельности фирмы;

· предприниматель — это новатор. Он вводит в производство новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса;

· предприниматель — это человек риска. В рыночной системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченный им труд и его талант могут оказаться или прибыли, или убытки.

Каждый из видов ресурсов или факторов производства приносит доход:

капитал — процент;

земля — рента;

труд — зарплата;

предпринимательство — прибыль.

Выделяют также специфические факторы производства: наука, информация, время.

Все факторы производства в самом общем виде обладают рядом свойств: они находятся в развитии и изменении; взаимозависимы и взаимообусловлены и до определенной степени являются взаимозаменяемыми.

В экономической теории изучаются возможности различного сочетания факторов производства с помощью таких понятий, как производственная функция, изокванта, изокоста, предельная норма технологического замещения одного фактора другим.

Стремление сегодня жить лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня – объективная закономерность общественного развития. Однако общество неизбежно сталкивается с ограниченностью ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых. Так, например, человечество к 2500 году израсходует запасы всех металлов. Особой проблемой в ближайшие 100 лет станет обеспечение энергоносителями.

Следовательно, любое общество должно стремиться эффективно использовать ресурсы, стараясь произвести максимальное количество товаров и услуг. Ограниченность ресурсов диктует необходимость оптимального выбора производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов и закона возрастающих вменённых издержек.

Сущность проблемы экономии можно проиллюстрировать более наглядно, используя графический метод. Рассмотрим модель некого гипотетического государства, в котором производится два вида продукции: средства производства (автомобили) и предметы потребления (хлеб).

Производственные возможности данной страны представим в виде таблицы 1.

Таблица 1 — Шкала производственных возможностей

Вариант Автомобили, тыс. шт. Хлеб, тыс. тонн
A    
B    
C    
D    
E    
F    

По имеющимся данным мы можем отобразить производственный потенциал страны графически.

При построении кривой производственных возможностей (КПВ) примем ряд допущений:

1. Краткосрочный период.

2. Неизменная технология.

3. Неизменное количество ресурсов.

4. Полная занятость (использование всех располагаемых пригодных ресурсов).

5. Полный объём производства (эффективное распределение ресурсов, обеспечивающее наибольший выход продукции).

 
 

 


Рисунок 2 — Кривая производственных возможностей

 

Кривая производственных возможностей показывает максимальный объём производства товаров и услуг, который может себе позволить нация, используя все свои ресурсы. Экономисты также называют эту кривую границей производственных возможностей или кривой трансформации.

По данным таблицы 1.1 следует, что если всё население этой страны будет занято только изготовлением хлеба, то его будет произведено 15 000 тонн. Если же все ресурсы нации будут задействованы в производстве автомобилей, то их будет выпущено 5 000 шт. Естественно, автомобили и хлеб могут производиться и одновременно, что и отражают варианты B – E. Например, в точке С при производстве 12 000 тонн хлеба можно также произвести 2 000 автомобилей. Если возникнет необходимость в увеличении производства автомобилей до 4 000 штук (точка Е), производство хлеба придётся сократить до 5 000 тонн. Это означает, что производство 2 000 дополнительных автомобилей (с 2 000 до 4 000) заставляет отказаться от производства 7 000 тонн хлеба (с 12 000 до 5 000). Этот выбор иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости – цена данной вещи, измеряемая через другую вещь, которую вы должны отдать взамен.

Предположим, что в настоящее время в стране производится 6 000 тонн хлеба и 2 000 автомобилей (точка Х). Это означало бы, что в стране есть дополнительные ресурсы, которые могли бы быть использованы для увеличения выпуска продукции. Для того, чтобы достичь точку Y (4 000 автомобилей и 12 000 т хлеба), необходимо нарушить ранее оговоренные условия, например использовать технологические и экономические нововведения, увеличить количество производственных ресурсов (новые месторождения, строительство новых предприятий и т. п.).

Следовательно:

ü каждая точка на КПВ (А – F) представляет определённую комбинацию товаров двух видов, их эффективное альтернативное сочетание при имеющихся ресурсах;

ü точки, лежащие внутри области производственных возможностей (Х), представляют такую комбинацию товаров, которая существенно меньше, чем могло бы производится при полном и эффективном использовании всех пригодных ресурсов;

ü точки, лежащие за областью производственных возможностей (Y), характеризуют такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании производственных ресурсов и существующей технологии на данный момент времени.

Ресурсы не могут быть абсолютно взаимозаменяемыми. Следовательно, увеличение расхода имеющихся ресурсов при переключении с производства одного продукта на производство другого обуславливает снижение общей доходности производства. Каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать всё большего сокращения производства капитальных товаров.

Вменённые издержки (альтернативные издержки, затраты упущенных возможностей) – количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу.

MRTХ = ∆Y/∆Х, (1)

где ∆Y — изменение количества товара Y;

∆Х — изменение количества товара Х.

Например, при переходеот варианта В к варианту С вменённые издержки производства автомобилей будут равны 2:

[ MRTавтомобилей=∆ хлеба/∆ автомобилей=(12-14)/(2-1)]

Экономика полной занятости вынуждена жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других. Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек, который отражает форму КПВ: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта, т.е. ради каждой получаемой дополнительной единицы одного товара необходимо отказываться от дополнительного количества другого товара. Использованный метод помогает выявить суть проблемы экономии: поскольку ресурсы редки, экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг; необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Технологический прогресс, увеличение количества и повышение качества людских и материальных ресурсов позволяет экономике производить все больше товаров и услуг.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения экономической теории?

2. Какие функции выполняет экономическая теория?

3. Какие разделы выделяются в экономической теории?

4. В чем основные отличия макроэкономических явлений и процессов от микроэкономических?

5. Что собой представляет научная абстракция как средство познания в экономической теории?

6. В чем разница между нормативной и позитивной экономической теорией?

7. Назовите фундаментальные проблемы экономики.

8. Какие основные задачи стоят перед экономической теорией в условиях реформирования экономических отношений?

9. Какую роль играет производство в жизни общества?

10. Что такое потребности?

11. Как принято классифицировать потребности?

12. В чем заключается сущность закона возвышения потребностей?

13. Какие экономические ресурсы используются людьми в процессе производства материальных благ?

14. Назовите основные черты предпринимательской деятельности как фактора производства.

15. Что такое экономическое благо?

16. Каково назначение графика производственных возможностей?

17. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

18. Назовите факторы, которые могут расширить границу производственных возможностей общества.

19. Охарактеризуйте проблему ограниченности ресурсов.

20. Что такое альтернативные издержки? Есть ли альтернативные издержки вашей учебы в вузе? Каковы они?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.096 с.)