Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постоянные и переменные издержки производства

Поиск

Степень зависимости от объема выпуска. Ранее было отме­чено, что издержки производства (С) есть функция производства:

Следовательно, если есть производство — значит, не из­бежать и издержек производства. Однако в реальной действи­тельности такая взаимосвязь между объемом выпуска про­дукции и издержками производства может иметь разные проявления. С учетом степени зависимости между величиной издержек производства и объемом выпуска продукции выде­ляются постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки (FC). Считается, что постоянные издержки (FC) не зависят от объема выпускаемой продукции. Постоянные издержки производства связаны лишь с обустрой­ством фирмы и имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. Они связаны с расходами по общему содержанию самой фабрики или завода, выступающих как место соединения вводимых факторов производства (оплата аренды за землю, приобретение оборудования, страховые взно­сы, содержание охраны и заводоуправления).

Таким образом, объемы производства могут меняться, в определенный момент времени выпуск продукции может быть вообще прекращен, но, тем не менее, постоянные издержки производства сохраняются.


По своей природе постоянные издержки — это так назы­ваемые накладные расходы, выступают как плата за исполь-чование постоянных факторов производства, за поддержание «экономического поля» в рабочем состоянии.

Не исключено, что к постоянным издержкам производства станут от­носить амортизацию некоторых разновидностей средств труда (здания, со­оружения).

В меньшей степени к постоянным издержкам производства подходят расходы по рекламе продукции, так как при отсутствии самой продукции отсутствует и предмет рекламы. Наоборот, с усложнением ассортимента про­дукции, с выходом на новые рынки сбыта приходится сталкиваться и с уве­личением расходов на рекламу. При этом государство может требовать, что­бы предприятие покрывало часть расходов на рекламу за счет прибыли.

Специально подчеркнем, что наличие или отсутствие по­стоянных издержек производства нельзя отождествлять с тем или иным фактором производства (например, труд, сырье, оборудование и т. п.).

Так, в качестве классического примера постоянных издержек можно приводить расходы на содержание заводской проходной. Ведь даже если предприятие закрыто, т. е. полностью не функционирует, то и тогда придет­ся поддерживать в рабочем состоянии заводскую охрану. Но вот завод зара­ботал, за первой рабочей сменой появились вторая, а затем и третья. Ясно, что придется заметно менять режим работы главной пропускной. Не исклю­чено, что придется вводить дополнительные пропускные. Так что к некому минимальному уровню постоянных расходов, связанных с содержанием за­водской пропускной, придется прибавить дополнительные расходы, которые своим возникновением обусловлены активизацией работы предприятия и увеличением рабочих смен.

Хозяйствующий субъект всегда стремится добиться сни­жения постоянных издержек производства. Однако в кратков­ременный период предпринимательская фирма не может суще­ственно повлиять на их уровень.

Но в долговременном периоде у фирмы все же появляется возможность внести весомые коррективы и рационализировать постоянные издержки производства.

В переходный период одним из способов минимизации постоянных издержек в условиях, когда производство простаивает, выступает процедура консервации производства, что обычно сопровождается принятием специаль­ного решения правительства применительно к конкретному хозяйствующе­му субъекту.


Переменные издержки производства (VC). К такой разно­видности относятся те текущие расходы, величина которых прямо зависит от объема производственной программы.

Так, вслед за наращиванием выпуска продукции всегда уве­личиваются расходы на выплату зарплаты наемному персоналу, а также сырья, материалов, электроэнергии. Переменные издер­жки возрастают в условиях увеличения выпуска продукции. Наоборот, если производственная программа сокращается, то такие виды текущих расходов неизбежно сокращаются.

Издержки производства и издержки обращения. В границах деятельности конкретной фирмы такое разграничение издержек связано с фазами движения индивидуального капитала.

К издержкам производства (в узком смысле слова) отно­сятся текущие затраты, которые непосредственно связаны с технологическим процессом создания экономического блага.

К издержкам обращения в свою очередь относятся все текущие затраты, которые связаны с доведением до потреби­теля готовой продукции за границами предприятия, т. е. непос­редственно связаны с реализацией продукта.

Дополнительные и чистые издержки обращения. Принято считать, что издержки обращения в свою очередь включают дополнительные и чистые издержки обращения (см. рис. 7.6).

Дополнительные издержки обращения есть расходы, свя­занные с транспортировкой, складированием и хранением про­дукции, ее расфасовкой. Эти расходы, в общественно-необхо­димых пределах, вызваны стремлением производителя довести готовую продукцию до потребителя, представить товар в тре­буемой форме, т. е. обеспечить наличие соответствующих внешних компонентов потребительной стоимости.


Пример. Хлеб на территории самой пекарни или молоко на ферме нико­го из покупателей особо не интересуют. Такие продукты необходимо доста-•ить в розничную торговлю, предварительно подготовив к реализации. По­этому придется нести транспортные расходы по доставке товара в магазины.

Муку и масло сливочное вполне можно поставлять соответственно в мешках (50 кг) и в больших упаковках (10-12 кг).

Но покупатель предпочитает иметь дело с расфасованной продукцией. Выполнение мелкой и доступной для покупателя расфасовки продовольствия непосредственно в магазине означает, что процесс производства отчасти пе­ренесен в сферу обращения.

Таким образом, все те расходы, которые связаны с продолжением про­цесса производства за границами предприятия-производителя, относятся к дополнительным издержкам обращения.

Несколько иную природу имеют чистые издержки обращения, которые связаны с арендой торговых площадей, с организацией сбора и учета денежной выручки, с инкассацией наличных денег. По сути дела, это так называемые трансакционные издержки, которые связаны исключительно со сбрасыванием товаром нату­ральной (вещественной) формы и принятием денежной формы.

При появлении специального торгового предприятия, которое берет на себя все заботы по доставке товара от производителя к потребителю, его со­ответствующую предпродажную подготовку и т. п., все издержки обращения i расформируются в издержки торгового предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Для их компенсации создается специальный источник в виде разницы между рыночными (розничными) ценами и оптовыми ценами, которые ис­пользуются в договорах между предприятием-производителем и торговой организацией. Но и при таком варианте продвижения товара некоторые виды дополнительных издержек обращения (транспортировка) и чистых издержек обращения (реклама) могут обнаруживаться среди текущих расходов пред­приятия-производителя.

В современной практике примерно 40-60 % от общих из­держек, определяющих розничную цену товара, приходятся на {атраты, которые возникают в сфере обращения. Это опреде­ляет актуальность задач, связанных с их существенным сокра­щением. Достаточно эффективным способом их сокращения и удешевления товаров выступают использование простой (эко­номической) упаковки, рационализация маршрутов доставки ювара в розничную сеть, переход на использование при рас-


четах в торговых залах пластиковых карт («электронные день­ги») вместо наличных денег, а также сокращение накладных расходов, связанных с содержанием магазинов, баз и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.007 с.)