Особенности функционирования рынка экономических ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования рынка экономических ресурсов



Особенности функционирования. Для того чтобы органи­зовать производство, предприятие (фирма) должно закупить соответствующие экономические ресурсы. Потребуется вый­ти на специальный рынок, который называется ресурсным рынком, заявить о своем спросе.

Рынок экономических ресурсов имеет ряд особенностей, которые отличают его от обычного рынка потребительских благ, где покупателями выступают домашние хозяйства, а продавцами — предпринимательские фирмы.

Экономический ресурс есть совокупность возможностей и предпосылок, которые необходимы для создания экономичес­ких благ и удовлетворения соответствующих потребностей.

Обычно выделяются людские (трудовые), материальные, финансовые и природные ресурсы. По своей природе экономические ресурсы являются об­щественными ресурсами. Различаются исчерпаемые и неисчерпаемые, воспро­изводимые и не воспроизводимые, альтернативные и неальтернативные ре­сурсы (см. ч. I, глава 3).

Для каждого типа экономического ресурса складывается обособленный рынок, которому соответствуют свой объем информации и особые закономерности функционирования.

Более того, на практике имеет место непрерывный процесс дифференциации экономических ресурсов. Постоянно расши­ряется перечень конкретных экономических ресурсов, специ­фических факторов производства (электричество, машино-часы ЭВМ, экономическая информация, размещение объектов в космосе, торговые и производственные площади, услуги трубопроводного и авиационного транспорта, места для скла­дирования отработанного ядерного топлива и т. д.).

Сегодня все такие процессы дифференциации сложно отра­зить через привычное перечисление «труд — земля — капитал». Поэтому каждый из ресурсных рынков может быть представ­лен как множество рынков конкретного ресурса дифференци­рованного вида.

Предпринимательскую фирму интересует не сам фактор производства (как физический объект), не собственность на


ресурс, а его потребительная стоимостьспецифические по­лезные свойства, которые отражаются прежде всего через объем выпуска в единицу времени (производительность) и качество производимой продукции.

Продавец продает экономический ресурс, а покупатель приобретает фактор производства. Но предпринимательская фирма выходит на рынок экономических ресурсов и как про­давец, и как покупатель. Домашнее хозяйство выступает толь­ко как продавец экономического ресурса.

Правда, некоторые виды экономических ресурсов прода­ют и покупают только сами предприниматели (сталь, уголь, и т. д.), заключая сделки между собой. Товары и услуги подоб­ного рода принято обозначать как промежуточный продукт. Как правило, это предметы труда. Объектом такой купли-продажи между предпринимательскими фирмами выступают также и инвестиционные блага.

Что касается земли, труда и денежного капитала, то при­нято считать, что они продаются исключительно домашними хозяйствами.

Не следует забывать, что частные фирмы на правах собственности при­надлежат все тем же домашним хозяйствам.

Расходы предпринимательской фирмы есть денежные до­ходы собственника ресурса. Получается, что через рынок ре­сурсов формируются пофакторные доходы (труд — заработ­ная плата', земля и другие виды естественных ресурсов — рента', денежный капитал — процент и т. д.).

Доходы домашнего хозяйства (зарплата, процент, рента) определяют его будущую покупательную способность, его платежеспособный спрос на конечный продукт. Через денеж­ные доходы домашних хозяйств, которые формируются с по­мощью рынка экономических ресурсов, определяется, на кого и в каких объемах будет в ближайшее время работать нацио­нальная экономика.

Следует подчеркнуть, что ценообразование на ресурсы не­посредственно затрагивает проблему формирования доходов собственников факторов производства («пофакторные дохо-


ды»), следовательно, благосостояние и имущественное положе­ние отдельных слоев общества (уровень зарплаты и прибыли, земельная рента и субсидии фермерам, норма ссудного процен­та, доходы предпринимателей). Отсюда актуализация проблем этики предпринимательства и социальной справедливости.

Спрос на ресурсы есть реакция производителя на соответ­ствующие рыночные сигналы о перспективах сбыта потреби­тельских товаров.

v IПоэтому спрос на ресурсы со стороны фирмы является производным от спроса на конечный продукт со стороны до­машних хозяйств.

Пример. Барановичский хлопчатобумажный комбинат постоянно заку­пает хлопок и химические реактивы Понятно, что не ради самого хлопка, кра­сителя и т п. Данные материалы приобретаются на рынке ресурсов, так как необходимы для производства соответствующих потребительских товаров В конечном счете, спрос на хлопчатобумажные ткани порождает спрос на хло­пок, электроэнергию, услуги банка и т д со стороны данного предприятия

На рынке потребительских благ всегда имеет место смена собственника. В отличие от этого на рынке экономических ресур­сов имеет место не только купля-продажа объекта, но и аренда того или иного ресурса, который способен длительное время сохранять свою физическую оболочку (оборудование, земля и т. д.).

Кроме того, некоторые виды ресурсов по своей природе не в состоянии изменить собственника. Такие экономические ресурсы лишь переходят во временное пользование (или вла­дение) предпринимательской фирмы. В таком случае цена уп­лачивается за услугу фактора производства.

Это касается, например, найма рабочей силы, привлечения в националь­ной банковской системе заемного денежного капитала

Через рынок экономические ресурсы распределяются меж­ду отраслями национальной экономики и видами производств в соответствии с предлагаемыми ценами. За такими ценами скрываются ожидаемые денежные доходы и прибыль. Одна­ко в рыночной экономике имеет место непрерывное уточнение достигнутой степени экономической эффективности. Поэтому сложившийся вариант распределения ресурсов не является окончательным.


На рынке ресурсов в качестве покупателя выступают предпринимательские фирмы. Поэтому здесь доминируют крупные оптовые сделки. В качестве заинтересованных сто­рон представлены коммерческие банки, профсоюзы и прави­тельство, а также институты экономического самоуправления (ассоциации, хозяйственные палаты и т. д.). Для рынка эко­номических ресурсов характерно наличие развитого институ­ционального окружения, что оказывает сильное воздействие на формирование механизма спроса и предложения.

Через состояние рынка экономических ресурсов непосред­ственно отражается состояние процессов воспроизводства в национальной экономике. По доминированию на рынке опре­деленных видов экономических ресурсов вполне можно судить о наличии простого или расширенного воспроизводства.

На состояние национального рынка экономических ресур­сов прямое воздействие оказывают научно-технический про­гресс, развитие техники и технологии. Доминирование на рын­ке труда неквалифицированной рабочей силы, слабое развитие рынка современного оборудования и т. д. рельефно выявляют проблемы торможения технического развития, а вместе с этим и слабые перспективы национальной экономики.

Таким образом, рынок экономических ресурсов представ­ляет собой неотъемлемую часть общего кругооборота това­ров, денег, доходов между хозяйствующими субъектами.

Параметры конкурентного рынка. С учетом признаков рынка свободной конкуренции определим основные парамет­ры конкурентного рынка экономических ресурсов.

В таких условиях значительная масса конкурирующих продавцов ресурсов противостоит не менее представительной армии покупателей (нанимателей) факторов производства. Никто из покупателей ресурсов не потребляет последние в таком объеме, чтобы оказывать решающее воздействие на рыночный спрос, цену спроса и т. п.

Каждый из многочисленных продавцов также предлагает лишь незначительный объем ресурсов и не в состоянии ощу­тимо повлиять на условия реализации и цену предложения,


попытаться сделать тот или иной ресурс дефицитным. В та­ких условиях рыночная цена на экономический ресурс для отдельного покупателя и продавца должна рассматриваться как заданная величина.

Таким образом, в условиях конкурентного рынка следует исходить из того, что цена на экономический ресурс для отдель­ной предпринимательской фирмы есть внешнее и независимое об­стоятельство. Масштабы закупок с ее стороны не в состоянии повлиять на уровень цены по конкретному фактору производства. Продавцы и покупатели ресурсов могут свободно войти на лю­бой рынок и столь же свободно покинуть его. Экономические ре­сурсы беспрепятственно перемещаются с одного направления ис­пользования на другое, с одного регионального рынка на другой.

Вместе с тем рынок ресурсов может функционировать и в условиях несовершенной конкуренции. Наличие крупного поставщика или крупного потребителя вызывает заметные изменения в процессах ценообразования, в соотношении спроса и предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.007 с.)