Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности функционирования рынка экономических ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности функционирования. Для того чтобы организовать производство, предприятие (фирма) должно закупить соответствующие экономические ресурсы. Потребуется выйти на специальный рынок, который называется ресурсным рынком, заявить о своем спросе. Рынок экономических ресурсов имеет ряд особенностей, которые отличают его от обычного рынка потребительских благ, где покупателями выступают домашние хозяйства, а продавцами — предпринимательские фирмы. Экономический ресурс есть совокупность возможностей и предпосылок, которые необходимы для создания экономических благ и удовлетворения соответствующих потребностей. Обычно выделяются людские (трудовые), материальные, финансовые и природные ресурсы. По своей природе экономические ресурсы являются общественными ресурсами. Различаются исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и не воспроизводимые, альтернативные и неальтернативные ресурсы (см. ч. I, глава 3). Для каждого типа экономического ресурса складывается обособленный рынок, которому соответствуют свой объем информации и особые закономерности функционирования. Более того, на практике имеет место непрерывный процесс дифференциации экономических ресурсов. Постоянно расширяется перечень конкретных экономических ресурсов, специфических факторов производства (электричество, машино-часы ЭВМ, экономическая информация, размещение объектов в космосе, торговые и производственные площади, услуги трубопроводного и авиационного транспорта, места для складирования отработанного ядерного топлива и т. д.). Сегодня все такие процессы дифференциации сложно отразить через привычное перечисление «труд — земля — капитал». Поэтому каждый из ресурсных рынков может быть представлен как множество рынков конкретного ресурса дифференцированного вида. Предпринимательскую фирму интересует не сам фактор производства (как физический объект), не собственность на ресурс, а его потребительная стоимость — специфические полезные свойства, которые отражаются прежде всего через объем выпуска в единицу времени (производительность) и качество производимой продукции. Продавец продает экономический ресурс, а покупатель приобретает фактор производства. Но предпринимательская фирма выходит на рынок экономических ресурсов и как продавец, и как покупатель. Домашнее хозяйство выступает только как продавец экономического ресурса. Правда, некоторые виды экономических ресурсов продают и покупают только сами предприниматели (сталь, уголь, и т. д.), заключая сделки между собой. Товары и услуги подобного рода принято обозначать как промежуточный продукт. Как правило, это предметы труда. Объектом такой купли-продажи между предпринимательскими фирмами выступают также и инвестиционные блага. Что касается земли, труда и денежного капитала, то принято считать, что они продаются исключительно домашними хозяйствами. Не следует забывать, что частные фирмы на правах собственности принадлежат все тем же домашним хозяйствам. Расходы предпринимательской фирмы есть денежные доходы собственника ресурса. Получается, что через рынок ресурсов формируются пофакторные доходы (труд — заработная плата', земля и другие виды естественных ресурсов — рента', денежный капитал — процент и т. д.). Доходы домашнего хозяйства (зарплата, процент, рента) определяют его будущую покупательную способность, его платежеспособный спрос на конечный продукт. Через денежные доходы домашних хозяйств, которые формируются с помощью рынка экономических ресурсов, определяется, на кого и в каких объемах будет в ближайшее время работать национальная экономика. Следует подчеркнуть, что ценообразование на ресурсы непосредственно затрагивает проблему формирования доходов собственников факторов производства («пофакторные дохо- ды»), следовательно, благосостояние и имущественное положение отдельных слоев общества (уровень зарплаты и прибыли, земельная рента и субсидии фермерам, норма ссудного процента, доходы предпринимателей). Отсюда актуализация проблем этики предпринимательства и социальной справедливости. Спрос на ресурсы есть реакция производителя на соответствующие рыночные сигналы о перспективах сбыта потребительских товаров. v IПоэтому спрос на ресурсы со стороны фирмы является производным от спроса на конечный продукт со стороны домашних хозяйств. Пример. Барановичский хлопчатобумажный комбинат постоянно закупает хлопок и химические реактивы Понятно, что не ради самого хлопка, красителя и т п. Данные материалы приобретаются на рынке ресурсов, так как необходимы для производства соответствующих потребительских товаров В конечном счете, спрос на хлопчатобумажные ткани порождает спрос на хлопок, электроэнергию, услуги банка и т д со стороны данного предприятия На рынке потребительских благ всегда имеет место смена собственника. В отличие от этого на рынке экономических ресурсов имеет место не только купля-продажа объекта, но и аренда того или иного ресурса, который способен длительное время сохранять свою физическую оболочку (оборудование, земля и т. д.). Кроме того, некоторые виды ресурсов по своей природе не в состоянии изменить собственника. Такие экономические ресурсы лишь переходят во временное пользование (или владение) предпринимательской фирмы. В таком случае цена уплачивается за услугу фактора производства. Это касается, например, найма рабочей силы, привлечения в национальной банковской системе заемного денежного капитала Через рынок экономические ресурсы распределяются между отраслями национальной экономики и видами производств в соответствии с предлагаемыми ценами. За такими ценами скрываются ожидаемые денежные доходы и прибыль. Однако в рыночной экономике имеет место непрерывное уточнение достигнутой степени экономической эффективности. Поэтому сложившийся вариант распределения ресурсов не является окончательным. На рынке ресурсов в качестве покупателя выступают предпринимательские фирмы. Поэтому здесь доминируют крупные оптовые сделки. В качестве заинтересованных сторон представлены коммерческие банки, профсоюзы и правительство, а также институты экономического самоуправления (ассоциации, хозяйственные палаты и т. д.). Для рынка экономических ресурсов характерно наличие развитого институционального окружения, что оказывает сильное воздействие на формирование механизма спроса и предложения. Через состояние рынка экономических ресурсов непосредственно отражается состояние процессов воспроизводства в национальной экономике. По доминированию на рынке определенных видов экономических ресурсов вполне можно судить о наличии простого или расширенного воспроизводства. На состояние национального рынка экономических ресурсов прямое воздействие оказывают научно-технический прогресс, развитие техники и технологии. Доминирование на рынке труда неквалифицированной рабочей силы, слабое развитие рынка современного оборудования и т. д. рельефно выявляют проблемы торможения технического развития, а вместе с этим и слабые перспективы национальной экономики. Таким образом, рынок экономических ресурсов представляет собой неотъемлемую часть общего кругооборота товаров, денег, доходов между хозяйствующими субъектами. Параметры конкурентного рынка. С учетом признаков рынка свободной конкуренции определим основные параметры конкурентного рынка экономических ресурсов. В таких условиях значительная масса конкурирующих продавцов ресурсов противостоит не менее представительной армии покупателей (нанимателей) факторов производства. Никто из покупателей ресурсов не потребляет последние в таком объеме, чтобы оказывать решающее воздействие на рыночный спрос, цену спроса и т. п. Каждый из многочисленных продавцов также предлагает лишь незначительный объем ресурсов и не в состоянии ощутимо повлиять на условия реализации и цену предложения, попытаться сделать тот или иной ресурс дефицитным. В таких условиях рыночная цена на экономический ресурс для отдельного покупателя и продавца должна рассматриваться как заданная величина. Таким образом, в условиях конкурентного рынка следует исходить из того, что цена на экономический ресурс для отдельной предпринимательской фирмы есть внешнее и независимое обстоятельство. Масштабы закупок с ее стороны не в состоянии повлиять на уровень цены по конкретному фактору производства. Продавцы и покупатели ресурсов могут свободно войти на любой рынок и столь же свободно покинуть его. Экономические ресурсы беспрепятственно перемещаются с одного направления использования на другое, с одного регионального рынка на другой. Вместе с тем рынок ресурсов может функционировать и в условиях несовершенной конкуренции. Наличие крупного поставщика или крупного потребителя вызывает заметные изменения в процессах ценообразования, в соотношении спроса и предложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.008 с.) |