Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История экономических учений: основные этапы.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История экономических учений: основные этапы. Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ. Экономические учения моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века. 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики. Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики. 2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в, в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного “laissez faire” — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства. 3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях. В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмо м, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории – макроэкономике. (Макроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.) Предмет и методология экономической теории. Определение предмета экономической теории, как и любой другой социальной науки, представляет собой достаточно сложную проблему. В зависимости оттого, что понималось под предметом данной науки, складывались направления экономической мысли. Классики определяли экономическую теорию как науку о законах, управляющих производством, распределением и обменом материальных благ в человеческом обществе. Многие современные экономисты уделяют основное внимание проблемам эффективной организации производства в условиях ограниченности и редкости ресурсов. В этой связи экономическую теорию определяют как науку о выборе в условиях ограниченных ресурсов. Экономическую теорию определяют также как науку о богатстве, об экономических отношениях и экономических законах. В учебнике «Экономикс» Самуэльсон дает несколько определений: - экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - экономическая теория есть наука об использовании людьми редких и ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления; - экономическая теория есть наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и их использовании. Предметом экономической теории являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов. Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности). В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода: - субъективистский; - неопозитивистско-эмпирический; - рационалистический; - диалектико-материалистический. Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач. В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы. В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку: - он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении; - он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим; - он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов) Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход. Блага и их классификация. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Блага можно подразделить на следующие разделы: Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться Недолговременные блага – полностью потребляемые блага Взаимозаменяемые Взаимодополняемые (комплиментарные) Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. Будущие Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.) Факторы производства Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Поэтому в известном смысле можно говорить о двух факторах производства – человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Обычно в экономической науке выделяют четыре фактора производства: труд, капитал, землю и предпринимательство. Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает: 1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров. 2. Уровень эффективности производства. 9. Ключевые вопросы экономики Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики. 1. Что должно производиться – т.е. какие товары и в каком количестве; 2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены; 3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу. Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор – какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов. Денежные затраты и альтернативная стоимость – это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т.д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость. Второй основной экономический выбор – как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги. Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето. Эффективность Парето – такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара. Сравнительное преимущество – это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости. Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга, они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим. Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем. Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами. Третий ключевой вопрос экономики – это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости. Эффективность в распределении – ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека. Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости – как часть нормативной. Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему. Экономические системы. Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. (Экономическая система – упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг). Различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику. Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах. Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д. Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг. Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой: – обеспечение занятости; – полное использование производственных мощностей; – стабилизация цен; – параллельный рост заработной платы и производительности труда; – равновесие платежного баланса. Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Рыночное равновесие. Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене. Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью. В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок. На этом экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением. Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены. Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка. На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения. Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг. Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым. Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется. На состояние рынка оказывает прямое влияние проводимая государством налоговая политика. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к действию следующего механизма. Налоги регулируют доходы социальных слоев населения. Дополнительные поступления влияют на покупательную способность сектора негосударственной экономики. При этом повышение налогов приводит к снижению доходов предприятий и домашних хозяйств и их возможностей потребления и сбережений. Снижение ставок налогов положительно влияет на доход домашних хозяйств и предприятий, что приводит к стимулированию спроса. Налоги представляют собой издержки, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей, а затем и на потребителей. Не важно, платит налог продавец или покупатель, в любом случае это влияет на состояние кривых спроса и предложения. Если платит покупатель, падает спрос; если продавец – снижается предложение. История экономических учений: основные этапы. Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ. Экономические учения моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века. 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики. Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики. 2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в, в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного “laissez faire” — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства. 3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях. В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмо м, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории – макроэкономике. (Макроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.018 с.) |