Показатели прибыли и рентабельности производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели прибыли и рентабельности производства



Основные потоки денежных доходов и расходов. При пла­нировании прибыли и определении ее фактического объема Необходимо выделять:

а) основную деятельность фирмы;


б) вспомогательные (прочие), или непрофильные, виды
деятельности;

в) операционную деятельность;

г) внереализационную деятельность.

Для каждого направления характерны свой поток денеж­ных доходов и расходов, своя специфика расчета прибыли как финансового результата.

Для основной и вспомогательной деятельности предприятия прибыль рассчитывается как разница между чистой денежной выручкой (валовой доход за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других отчислений в бюджетные и внебюд­жетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продук­ции. На достижение желаемого объема прибыли сориентирована работа основных и вспомогательных цехов, планово-экономичес­кой, финансовой и других служб предприятия.

Операционная деятельность включает финансовые операции предприятия с собственным и заемным денежным капиталом.

Сальдо операционных доходов и расходов предприятия включает уплаченные проценты за некоторые виды банковско­го кредита и проценты к получению (депозиты в банке, ценные бумаги государства), а также доход от реализации имущества и иных активов, доходы от участия в других предприятиях. Опе­рационные расходы увеличиваются за счет затрат, связанных с содержанием законсервированных и мобилизационных мощнос­тей предприятия, расходов по обслуживанию участия хозяйству­ющего субъекта на рынке ценных бумаг, а также расходов, свя­занных с отменой выполнения производственных заказов.

Сальдо внереализационных финансовых операций предпри­ятия аккумулирует полученные и выплаченные пени и штра­фы, убытки от списания допущенной безнадежной дебиторской задолженности, курсовые разницы по валютным операциям, а также выявленную прибыль (убытки) прошлых лет, потери из-за стихийных бедствий и т. п.

Показатели прибыли. Современная практика хозяйствова­ния в Беларуси обусловливает необходимость выделять прежде всего валовую, балансовую, налогооблагаемую и чистую


прибыль. В анализе хозяйственной деятельности выделяют также плановую и фактическую прибыль.

Валовая прибыль предприятия есть сумма разных видов Прибыли, полученной от реализации продукции, выполненных И оплаченных работ и услуг, а также доходы-расходы от чис­то финансовой и инвестиционной деятельности, сальдо внере­ализационных операций (см. рис. 8.11).

Валовая прибыль, уменьшенная на сумму льгот, предос­тавленных государством по налогу на прибыль, образует ба­лансовую прибыль предприятия.


Балансовая прибыль, уменьшенная на сумму прибыли, облагаемую налогом на доход (по ценным бумагам; от доле­вого участия в уставном фонде других хозяйствующих субъек­тов), есть налогооблагаемая прибыль.

Валовая прибыль, уменьшенная на сумму соответствую­щих налоговых платежей, экономических санкций и прочих обязательных отчислений и остающаяся в распоряжении пред­приятия, есть чистая (нераспределенная) прибыль предприятия.

Чистая прибыль выступает (см. рис. 8 11) как реальный финансовый источник экономического и социального развития предприятия. За ее счет формируется фонд накопления (капи­тализированная реинвестированная прибыль) Остаток чистой прибыли после вычета фонда накопления есть фонд потребля­емой прибыли (расходуется на социальные программы, преми­рование, выплату дивидендов).

При этом надо учитывать, что методика расчета себестоимости и при­были (валовой, балансовой, чистой и т п) всегда имеет отраслевую специфи­ку Так, при расчете данных показателей отраслевая специфика характерна, например, банковскому сектору (5, 26), предприятиям агропромышленного комплекса и т д (12,15) Кроме того, порядок расчета финансовых показате­лей всегда зависит и от той модели бухгалтерского учета, которая применя­ется на конкретном предприятии

Расчет плановой и фактической прибыли. Безусловно, в центре внимания всегда оказывается расчет прибыли от основ­ной производственной деятельности. Содержание информации, которая потребуется при расчете прибыли от реализации го­товой продукции, представлено в таблице 8.6.

В представленном макете прибыль определена как разни­ца между ценой реализации и себестоимостью единицы изделия, умноженная на физический объем реализованной продукции.

Вместе с тем есть смысл сделать несколько замечаний практического содержания.

Первое замечание касается цен. В качестве цены реализа­ции используются те значения, которые указаны в контрактах или договорах предприятия с покупателями на поставку про­дукции (плановая прибыль) или в соответствующих платеж­ных документах (фактическая прибыль).


Таблица 8.6. Расчет плановой (фактической) прибыли от реализации товарной продукции

 

 

 

 

 

 

Вид продукции Цена Остатки готовой продукции Выпуск Объем реализа­ции Себесто­имость Прибыль
qi Q2 (ед)
А              
Б              
В              
Всего  

Следует различать два основных используемых вида цен реализации:

а) розничные цены потребительского рынка;

б) оптовые цены поставщика.

Розничные цены предприятие использует тогда, когда само предлагает потребительские товары непосредственно населению Обычно между предпри­ятием-изготовителем и населением находится торговая организация Поэто­му в расчетах прибыли предприятия чаще всего используются оптовые цены, которые широко применяются в сделках между предприятием-производите­лем и торговой организацией, выступающей как посредник в товаропрово­дящей сети, а также при реализации одним предприятием другому предпри­ятию товаров производственного назначения (средства производства)

При расчете плановой и фактической прибыли следует учитывать про­цесс формирования средней цены реализации определенного вида продукции Среднереализационная цена единицы изделия зависит от качества выпускае­мой продукции, рынка сбыта, складывающейся рыночной конъюнктуры, сро­ка реализации продукции и темпов инфляции в анализируемый период

Второе замечание касается себестоимости выпускаемой продукции. Если предприятие выпускает не один, а несколько видов продукции, то возникает проблема с определением пол­ной себестоимости и объема прибыли, получаемой по данно­му виду производства.

При этом следует выделять расчет себестоимости произведенной и себес­тоимости реализованной продукции (41, стр 387)

Напомним, что при калькулировании себестоимости выделяются прямые и косвенные затраты конкретного производства А таких производств у пред­приятия может быть несколько Прямые затраты непосредственно связаны с


процессом изготовления продукции Это — расход сырья и материалов, элек­троэнергии, оплата труда основного персонала в цехе и т п По сути дела, такие затраты имеют переменный характер, так как их объем зависит от объе­ма выпуска продукции Прямые затраты учитываются и без особых проблем включаются в себестоимость конкретного вида продукции

Косвенные затраты выступают как текущие расходы фирмы, которые связаны с созданием общих условий производства К ним относятся расходы по содержанию администрации, общезаводских служб На практике они по­лучают название, например, общецеховых или общезаводских расходов По своей природе косвенные расходы во многом имеют постоянный характер

Перед тем как общезаводские расходы включают в себесто­имость конкретного вида продукции, такие затраты предваритель­но распределяются между отдельными видами производств, руко­водствуясь определенным принципом (см. главу 7). В качестве критерия распределения косвенных затрат могут использоваться, например, удельный вес заработной платы основного персонала (цеха) в фонде оплаты труда рабочих всего предприятия и т. п.

Прямое влияние на формирование валовой прибыли пред­приятия оказывает проводимая предприятием ассортиментная политика. Сокращение объема производства менее прибыль­ной продукции и, наоборот, повышение удельного веса в объе­ме реализации более прибыльной продукции позитивно влия­ет на общий финансовый результат.

Поэтому анализ прибыли всегда дополняется анализом рентабельности производства.

Рентабельность. Предприятие получает больше или мень­ше прибыли в зависимости от способности точно определить структуру и динамику рыночной конъюнктуры, от умения рационально организовать и поддерживать производство на соответствующем уровне и т.п.

Однако предпринимательскую фирму интересует не толь­ко прибыль, получаемая с единицы продукции, не только мас­са прибыли (валовой или чистой), но и степень доходности (прибыльности) предприятия.

Степень прибыльности, или доходности, капитала, ис­пользуемого в производстве, есть рентабельность

Следует подчеркнуть, что рентабельность позволяет сопо­ставить финансовые результаты хозяйственной деятельности и


понесенные затраты (вовлеченные или использованные ресур­сы). Поэтому рентабельность более рельефно, нежели прибыль или доход, отражает конечные результаты хозяйствования. Показатели рентабельности:

а) рентабельность производства или производственной
деятельности;

б) рентабельность продукции (модели и т. д.);

в) рентабельность, или прибыльность продаж: (оборота);

г) рентабельность, или доходность капитала;

д) рентабельность инвестиционного проекта.
Рентабельность производства или производственной де-

^тельности отражает степень окупаемости текущих затрат.

При расчете рентабельности производства или окупаемо-£ти текущих затрат вместо прибыли от реализации (см чис­литель приведенной выше формулы) также могут использо­ваться чистая прибыль от основной деятельности, сумма чистого денежного притока, включающего чистую прибыль И амортизационные отчисления отчетного периода.

Коэффициент рентабельности производства (т. е показатель рентабель­ности, но без процентов) показывает, сколько прибыли (чистой прибыли, до­хода) получает предприятие с каждого рубля текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции Например, если рентабельность про­изводства составила 0,2, то это означает, что каждый рубль текущих затрат капитала (себестоимости) в анализируемом периоде обеспечивал получение 0,2 рубля прибыли

Рентабельность производства или окупаемости текущих затрат может рассчитываться как по всему предприятию, так и по отдельным видам производства.

Многое о реальном положении дел на предприятии может подсказать рентабельность продукции или конкретной модели:


где Р — цена; АТС — средняя себестоимость (плановая или фактическая) производства единицы продукции.

Рентабельность продаж: (оборота) рассчитывается путем деления прибыли, полученной от реализации, на сумму получен­ной выручки. Данный показатель, характеризуя экономическую эффективность производственной и коммерческой деятельности, показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого руб­ля полученной денежной выручки. Может рассчитываться по всему предприятию, по отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости авансиро­ванного капитала или отдельных его слагаемых:

где Рг' — рентабельность производства; Рг — масса прибыли, полученной предприятием; АК — авансированный капитал.

В практической деятельности рентабельность капитала зачастую рассчи­тывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основ­ного капитала и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность инвестиционного проекта рассчитывает­ся по такой же формуле: прибыль соотносится с объемом ин­вестиций в соответствующий проект.

В экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия целесообразно использовать и другие показате­ли рентабельности. Например, особый интерес представляет рентабельность коммерческой сделки.

При анализе результатов хозяйственной и финансовой дея­тельности крупных корпоративных предприятий (акционерных обществ) используются показатели рентабельности (доходности) средств, внесенных учредителями в уставный фонд общества, рентабельность (доходность) собственного капитала и т. д.

Таким образом, рентабельность как экономический пока­затель отражает степень доходности, или прибыльности, теку­щих и капитальных затрат, т. е. уровень окупаемости затрат капитала, в том числе по отдельным направлениям хозяйствен-


ной деятельности предприятия. Рентабельность, предполагая соотношение результата и затрат, указывает на достигнутую степень экономической эффективности.

Пример. Предположим, в отчетном периоде предприятия «Омега» и «Дельта» сумели получить прибыль в объеме соответственно 20 и 30 тыс. талеров. Означает ли это, что второе предприятие функционирует более ус­пешно, нежели первое? Чтобы ответить на данный вопрос, выясним, в каких объемах они используют авансированный капитал. У «Омеги» авансирован­ный капитал оказался равным 100, а у «Дельты» 180 тыс талеров. Используя приведенную выше формулу рентабельности капитала, определяем данный показатель. На предприятии «Омега» рентабельность капитала составила 20,0% (20: 100 х 100%), а на предприятии «Дельта» — 16,6% (30: 180 х 100%) Таким образом, оказывается, что экономическая эффективность, если судить по уров­ню рентабельности капитала, все же выше на предприятии «Омега».

Следует отметить, что рентабельность предприятия зави­сит прежде всего от эффективности производства, используемых моделей маркетинга и менеджмента, сложившихся внутренних производственных отношений и социального микроклимата. Здесь непосредственно отражается влияние всех тех факторов, которые позволяют максимизировать объем прибыли и миними­зировать объем используемых производственных ресурсов. Среди них следует выделить производительность труда и его интенсивность, степень использования производственных мощ­ностей, наличие скрытой безработицы, скорость оборота капи­тала, эффективность технологической системы и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.03 с.)