Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сметы затрат на производство и реализацию продукцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смета затрат на производство и реализацию – плановый документ, определяющий все затраты предприятия, обусловленные изготовлением установленного объема продукции и выполнением работ (услуг) непромышленного характера как для собственных подразделений, так и для сторонних предприятий. Она отражает потребность в материальных ресурсах, затраты на оплату труда, сумму амортизации основных средств, производственные затраты. От того, насколько правильно определены затраты производства, зависят плановая прибыль, рентабельность, оплата труда, соответствие расчетных величин – фактическим величинам. При составлении сметы затрат решают ряд планово-экономических задач: калькулирование себестоимости отдельных изделий; создание базы для разработки отпускных цен; выявление возможного сокращения затрат на производство продукции; определение размера снижения себестоимости за счет внедрения прогрессивных норм и нормативов. Смета затрат на производство позволяет увязывать важнейшие показатели деятельности предприятия. Так, сумма затрат на сырье, материалы, топливо и энергию сопоставляется с соответствующими расчетами в плане снабжения, сумма заработной платы – с фондом заработной платы. Смета имеет значение для нормирования оборотных средств, планирования объемов продаж продукции, величины прибыли, а также для разработки финансового плана предприятия. Смета составляется на планируемый год с поквартальной разбивкой. На основе сметы затрат определяется себестоимость валовой продукции, производственная и полная себестоимость товарной продукции, себестоимость реализованной продукции; осуществляется нормирование оборотных средств. Смета затрат на производство и реализацию продукции отражает затраты предприятия, обусловленные его производственно-хозяйственной деятельностью. Составляется по экономическим элементам. Различают сводную смету затрат и полную себестоимость произведенной продукции. В сводную смету затрат на производство и реализацию продукции включаются: - затраты всех структурных подразделений по производству продукции; - затраты, связанные с выполнением работ, не включаемых в объем производства продукции (строительно-монтажные работы для капитального ремонта зданий и сооружений, для жилищно-коммунального хозяйства), или же оказанием услуг непромышленного характера строительным организациям, собственному капитальному строительству, а также непромышленным хозяйствам; - затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции независимо от источников их финансирования. В сводную смету затрат не включается: - расходы производственных структурных подразделений, относящиеся к другим видам деятельности (строительство, сельское хозяйство и т.д.); - расходы непроизводственных структурных подразделений (жилищно-коммунального хозяйства, подразделений бытового обслуживания и т.д.); - стоимость продукции собственного производства, используемой внутри предприятия на производственные нужды (внутрипроизводственный оборот). Для определения полной себестоимости произведенной продукции из сводной сметы затрат на производство исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета, то есть затраты на работы и услуги, не включаемые в состав объема производства продукции. Учитываются: - изменение затрат на незавершенное производство, полуфабрикаты, инструменты и приспособления собственного производства и другой подобной продукции для внутризаводских нужд; - изменение остатков расходов будущих периодов, резервов предстоящих платежей. Полученная сумма затрат представляет собой производственную себестоимость продукции; если к ней прибавить коммерческие расходы, то будет получена полная себестоимость продукции. Основой для разработки сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции служат следующие расчеты. 1. Расчет затрат на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию. 2. Расчет расходов на оплату труда. 3. Расчет амортизационных отчислений основных фондов. 4. Смета налогов, отчислений и сборов. 5. Сметы затрат по цехам вспомогательного производства. 6. Сметы расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции. 7. Сметы пусковых расходов. 8. Сметы расходов на специальную технологическую оснастку. 9. Сметы прочих специальных расходов. 10. Сметы транспортно-заготовительных расходов. 11. Сметы общепроизводственных расходов (без расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования). 12. Смета общехозяйственных расходов. 13. Смета коммерческих расходов. Частные (по видам затрат) сметы составляются в соответствии с установленной для каждой из них номенклатурой расходов в поэлементном разрезе. При разработке смет внутрипроизводственного назначения или первичных смет (например, сметы расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования i-го цеха, сметы общепроизводственных расходов i-го цеха и т.д.) затраты, возникающие в данном цехе, расшифровываются по экономическим элементам, а услуги других подразделений (цехов) отражаются комплексно по плановой стоимости или принятым оценкам (внутризаводским ценам). Для управления затратами частные, первичные (по цехам) сметы, а также производственная смета затрат на производство составляются на год с поквартальной разбивкой. Форма плановой сметы затрат на производство и реализацию продукции приведена в таблице 8.2. Для проверки правильности расчетов по себестоимости производится контрольный расчет или составляется так называемый свод затрат, в котором затраты по статьям калькуляции увязываются с затратами по элементам. Свод затрат может составляться в полном или укрупненном варианте расчета. В любом случае расчеты выполняются по принципу шахматной ведомости. Свод затрат по полному варианту состоит из 2 разделов. В первом разделе приводятся затраты по статьям калькуляции на производство продукции, на изменение остатков незавершенного производства, на изменение остатков расходов будущих периодов и резервов предстоящих платежей, на работы и услуги, списываемые на непроизводственные счета. Во втором разделе комплексные расходы (кроме расходов на услуги вспомогательных цехов) расшифровываются по элементам затрат, а услуги на внутризаводские нужды – по статьям калькуляции. Сумма затрат первого и второго разделов образует затраты предприятия с внутренним оборотом. Если из них исключить затраты на внутренний оборот, то получится сумма затрат на производство по элементам затрат. При составлении свода затрат в укрупненном варианте также выделяются два раздела (таблица 8.3). В первом разделе построчно приводятся затраты по статьям калькуляции с расшифровкой в графах по элементам затрат. Одновременно в этом разделе выделяются элементы затрат и сумма затрат вспомогательных производств. Во втором разделе осуществляется расшифровка затрат вспомогательных цехов по элементам затрат. Сумма затрат по первому и второму разделам должна быть равна общей сумме затрат на производство в планируемом году (сравни таблицы 8.2 и 8.3).
Таблица 8.2. - Плановая смета затрат на производство и реализацию продукции, тыс. р.
Таблица 8.3 - Свод затрат на производство (упрощенный вариант расчета), в тыс. р.
Окончание таблицы 8.3
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «себестоимость продукции». 2. Что такое калькуляция себестоимости продукции? 3. Дайте характеристику группировки затрат по экономическим элементам. 4. Дайте характеристику группировки затрат по калькуляционным статьям затрат. 5. Понятие цеховой, производственной и полной себестоимости. 6. Классификация затрат на производство, входящих в себестоимость продукции. 7. Опишите показатели себестоимости продукции. 8. Дайте определение понятия «смета расходов». Назовите виды смет. Рекомендуемая литература 1. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник./ И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. – 416 с. 2. Ширенбек, Х, Экономика предприятия. Задачник: учеб.пособие/Х.Ширенберг. – Спб.: Питер, 2007. – 736с. 3. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб.пособие/ В.К.Скляренко. – М.: Инфра-М,2010. – 256с. 4. Экономика предприятия: задачник / под ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
Глава 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Виды цен и их классификация Цена – экономическая категория, обусловленная товарнымпроизводством, при котором экономические отношения проявляются через рынок. Цена – это денежное выражение стоимости товара. В зависимости от признаков структурирована следующая классификация цен. 1. В зависимости от характера продукции выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые – на продукцию производственно-технического назначения, отпускные – на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями изготовителя этой продукции. Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению. Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные. 2. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко: - франко (до) показывает: до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену; - франко – станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены; - франко – станция назначения показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона. Могут быть и другие виды франко: - франко-вагон – станция назначения; - франко-вагон – станция отправления; - франко-вагон – склад поставщика; - франко – склад покупателя. 3. В зависимости от порядка установления цены делятся на свободные, договорно-контрактные, регулируемые. Свободные цены устанавливаются на основе спроса и предложения. Договорно-контрактные устанавливаются по соглашению сторон при заключении договора и с принятием определенных обязательств. Регулируемые цены осуществляются на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. Административное регулирование цена проводится на основе следующих методов: установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен и тарифов; установление предельных коэффициентов изменения цен; установление предельного уровня рентабельности. Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией. В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят: - газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению); - продукция ядерно-топливного назначения; - электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти; - продукция оборонного значения; - драгоценные металлы, драгоценные камни; - протезно-ортопедические изделия; - перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; - перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); - обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; - отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, включает: - газ – населению и жилищно-строительным кооперативам; - электроэнергия и теплоэнергия; - топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; - перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); - оплата населением жилья и коммунальных услуг; - ритуальные услуги; - услуги систем водоснабжения и канализации; - торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; - услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ; - перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок; - снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах; - наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; - торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; - перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов; - перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси; - перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах; - перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненным к ним районах; - услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным транспортом на подъездных путях. 4. По времени действия цены подразделяются: - постоянные, которые не меняются в течение всего срока действия контракта (договора); - текущие, которые меняются в рамках одного контракта и отражают изменения ситуации на рынке; - сезонные, действующие в пределах определенного периода времени; - скользящие, которые устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления и учитывают изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления. Управление ценами осуществляется при помощи внесения соответствующих изменений в прейскуранты, оговорок в контрактах, при помощи компенсаций. Прейскуранты – это систематизированный сборник цен на продукцию, которая предлагается покупателям. Через составление прейскурантов цены фиксируются на определенную дату. Когда изменения в затратах предприятия и рыночной конъюнктуре не позволяют оперативно внести их в прейскуранты, используют «оговорки о росте цен». 9.2 Подходы к ценообразованию Выделяют два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный подходы (рисунок 9.1)
Рис. 9.1 Различные подходы к ценообразованию 9.2.1 Затратное ценообразование В основе затратного ценообразования определяются затраты предприятия на производство и реализацию продукции – затраты, подтвержденные документами бухгалтерского учета. Этот подход обладает недостатком: фактическая себестоимость единицы продукции может значительно отличаться от плановой, по которой планируются цены (рисунок 9.2). Рис. 9.2 Зависимость между ценой и себестоимостью единицы продукции
Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены предприятия состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия-изготовителя товара, акциз и НДС (формула 9.1). (9.1) Прибыль предприятия-изготовителя будет равна выручке от реализации без акцизного налога и налога на добавленную стоимость минус полная себестоимость реализованной продукции. Прибыль от реализации товарной продукции рассчитывают по формуле: (9.2) где – объем реализованной продукции в натуральном выражении по номенклатуре и ассортименту; – цена за ед. продукции, р.; – себестоимость единицы продукции.
Преобразуемая формула подтверждает зависимость прибыли от трех факторов (количества реализованных изделий, цены и себестоимости единицы товара) или от двух факторов (количества реализованной продукции и уровня рентабельности изделия). Повышение уровня прибыльности может быть достигнуто не только за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции, но и за счет ускорения оборачиваемости средств, а также повышения эффективности всех активов, используемых предприятием: (9.3) где – выручка от реализации продукции; – рентабельность реализованной продукции; – основные средства и вложения (1 раздел актива баланса); ОС – текущие активы (сумма 2 и 3 разделов актива баланса); ФЕ – фондоемкость, включая емкость вложений долгосрочного характера; – коэффициент закрепления текущих активов (один из показателей оборачиваемости оборотных средств).
Таким образом, рентабельность предприятия прямо пропорциональна рентабельности реализованной продукции и обратно пропорциональна фондоемкости и оборачиваемости текущих активов. Оценка эффективности деятельности предприятия в конечном итоге зависит от цены на изделие, его средней себестоимости, объема реализации, фондоемкости и оборачиваемости текущих активов. На основе применения затратного подхода можно выделить два вида ценообразования. Пассивное ценообразование – это установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование - когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности операций. Активное ценообразование – это установление цены в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций. Система действующих цен Система действующих цен в РФ включает в себя следующее. 1. Оптовая цена. 2. Отпускная цена. 3. Розничная цена. 4. Закупочная цена. 5. Тарифы на услуги. Оптовая цена и отпускная цена – это цены предприятий-производителей товара. Оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения. Отпускная цена устанавливается на все товары народного потребления. Элементами и отпускной, и оптовой цены являются: 1) себестоимость; 2) прибыль; 3) акциз, если товар подакцизный; 4) НДС. Элементами закупочной цены являются: 1) себестоимость; 2) прибыль. Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения. Товар от предприятия-производителя может поступать непосредственно в торговую сеть. Структура розничной цены будет следующей (рисунок 9.3):
Рис. 9.3 Структура розничной цены (товар поступает от производителя в торговую сеть)
Товар от предприятия-производителя может поступать в торговую сеть через посредника (оптовое звено или снабженческо-сбытовую организацию). Структура розничной цены будет следующей (рисунок 9.4):
Рис. 9.4 Структура розничной цены (товар поступает в торговую сеть через одного посредника)
Товар от предприятия-производителя может поступать в торговую сеть через двух посредников (оптовое звено и снабженческо-сбытовую организацию). Структура розничной цены будет следующей (рисунок 9.5):
Рис. 9.5 Структура розничной цены (товар поступает в торговую сеть через двух посредников) Торговая надбавка состоит из двух элементов – издержки обращения и прибыль торговой организации. Оптовая и снабженческо-сбытовая надбавки состоят из двух элементов – издержек обращения и прибыли (оптовой или снабженческо-бытовой организаций). Оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка начисляется к свободной отпускной (оптовой) цене без НДС, а затем добавляется НДС производителя и посредника. Налогооблагаемой базой для начисления НДС посредника является оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка. Уровень НДС у посредников и торговых организаций такой же, как у производителя. 9.2.3 Ценностное ценообразование Ценностное ценообразование призвано обеспечивать получение большей прибыли за счет достижения выгодного для предприятия соотношения «ценность/затраты», а не за счет максимального наращивания объемов продаж. В этом подходе нельзя просто ориентироваться на то, какую сумму покупатели готовы заплатить за товар. Здесь есть как минимум две причины. Во-первых, опытные покупатели редко бывают вполне честны, когда они называют сумму, которую готовы заплатить за товар. Особенно этим отличаются профессионалы, занимающиеся снабжением предприятий и фирм. Если они понимают, что цены могут быть гибкими, то начинают не только скрывать истинную ценность нужного им товара, но и изыскивают способы сознательно ввести продавцов в заблуждение по этому поводу. В этом случае все «разведывательные» усилия маркетологов фирмы, основанные на налаживании связей с покупателями, могут быть сведены на нет той дезинформацией, которую им подбросят умелые снабженцы. Во-вторых, задача специалистов по сбыту – это вовсе не получение как можно большего числа по тем ценам, которые покупатели готовы оплатить. Искусство маркетологов и сбытовиков состоит в том, чтобы добиться от них большей готовности заплатить за товар ту цену, которая лучше отражает его реальную ценность. Поэтому ошибкой является обращение к покупателям с прямым вопросом, по какой цене они готовы приобрести новую продукцию предприятия. Ответ вряд ли будет особенно ценным, поскольку покупатели могут и недооценивать новый товар, и сознательно стараться занизить его цену. Вот почему на практике редко реальные цены продаж совпадают с результатами таких «маркетинговых» исследований. Иными словами, маркетологи и сбытовики должны убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они «сами поначалу подумали». И если к этому добавляются еще усилия финансистов и бухгалтеров (а точнее – специалистов по управленческому учету, т.е. управлению затратами на производство), то возникает именно тот результат, к которому и стремиться предприятие: максимальная разница между ценностью товара для покупателей, которую он готов оплатить, и затратами, которые необходимы, чтобы изготовить продукцию. Задача ценообразования состоит как раз в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль предприятия и как можно меньшая – в выигрыш покупателя. Решение этой задачи, как правило, зависит от влияния еще и третьей стороны – других фирм, конкурирующих на этом рынке. Поэтому ценовая политика предприятия рождается и совершенствуется в итоге постоянного сотрудничества бухгалтеров, финансистов, маркетологов и сотрудников информационных служб, изучающих рыночную ситуацию. Между тем процедура разработки ценовой политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена как раз на сведении воедино различных факторов, способных повлиять на условия сбыта и прибыльность операций предприятия при тех или иных вариантах цен ее продукции.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «цена». 2. Приведите классификацию цен. 3. Дайте характеристику структуры отпускной, оптовой и розничной цен.
Рекомендуемая литература 1. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник./ И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. – 416 с. 2. Ширенбек, Х, Экономика предприятия. Задачник: учеб.пособие/Х.Ширенберг. – Спб.: Питер, 2007. – 736с. 3. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб.пособие/ В.К.Скляренко. – М.: Инфра-М,2010. – 256с. 4. Экономика предприятия: задачник / под ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 3169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.014 с.) |