Экономическая эффективность комбинирования выражается в снижение себестоимости продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность комбинирования выражается в снижение себестоимости продукции.



Формы комбинирования:

1) На основе использования отходов производства (деревообрабатывающая.пищевая, и другие отрасли).

2) На основе комплексного использования сырья (коксохимические комбинаты).

3) На основе последовательных стадий обработки сырья (металлургическая, текстильная промышленность).

Концентрация (в пер. с лат. – сосредоточение вокруг центра) – сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона.

Концентрация ≠ Укрупнение

Укрупнение – сосредоточение производства на крупных предприятиях.

В основе концентрации лежит экономия от масштаба производства и рост производительности машин.

Формы концентрации:

1) Агрегатная – предполагает увеличение мощности (электроэнергетика, металлургия).

2) Технологическая – устанавливается дополнительное оборудование той же производительности (используется на трудоемких производствах).

3) Заводская – расширение путем нового строительства (в различных отраслях).

Показатели оценки:

1. Уровень концентрации производства

1.1. Абсолютные

- объем производственной продукции (Q)

- численность работников (Т)

- стоимость основных производственных фондов (ОПФ)

1.2 Относительные

- удельный вес продукции, производимой фирмой в общем объеме производства в отрасли, %

- удельный вес промышленно – производственного персонала (ППП) фирм в численности ППП отрасли, %

- удельный вес стоимости ОПФ фирмы в стоимости ОПФ по отрасли, %

2. Экономическая эффективность концентрации определяется значением показателей: фондоотдача, производительность труда, себестоимость единицы продукции.

Концентрация производства приводит к монополизации отрасли.

Показатели, характеризующие концентрацию:

1) удельный вес продукции предприятия (Упрод. пр.) в общем объеме данного вида продукции (Vпр.) на соответствующем товарном рынке (Vобщ.)

2) индекс Герфиндаля – Гиршмана

xi – доля продукции i – ого предприятия на данном товарном рынке, %

n – кол – во предприятий, действующих на данном товарном рынке.

3) коэффициент концентрации CR. В РФ этот показатель определяется по долям трех, четырех, шести или восьми крупнейших предприятий на соответствующем товарном рынке и обозначается CR3, CR4, CR6, CR8.

Если их суммарная доля <0,45, то рынок считается немонополизированным.

Если от 0,45 до 0.7, то рынок признается среднемонополизированным.

Если от 0,7 до 1, то высокомонополизированным.

3. Оптимальные масштабы производства. (Понятие оптимального размера, внутренние и внешние факторы, показатели, критерии оптимального размера, понятие монополии, показатели уровня монополизации производства).

Оптимальный размер предприятия – понятие относительное, т.к. в каждой отрасли, регионе могут действовать малые, средние и крупные предприятия.

В экономике под оптимальным понимается такой размер предприятия, который при соответственном уровне развития техники и технологии позволяет организовать производство с минимальными затратами.

На оптимальный размер влияют внутренние и внешние факторы.

Оптимальный размер предприятия можно определить:

1) исходя из критерия минимума приведенных затрат по формуле:

С + ЕнК + ТР min

С – текущие затраты в расчете на единицу продукции.

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

К – удельные капитальные вложения.

ТР – транспортные расходы в расчете на единицу продукции.

2) исходя из критерия максимума прибыли по формуле:

П – ЕнК max

П – прибыль.

Законодательно в РФ к малым предприятиям относится:

1) в промышленности, строительстве и на транспорте – предприятия с численностью работающих 100 человек.

2) в сельском хозяйстве – 60 человек.

3) в науке, научном обслуживании – 50 человек.

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек.

5) в других отраслях – 50 человек.

4. Понятие экономической эффективности. (эффект, экономическая эффективность, виды экономической эффек­тивности).

Эффект – это результат тех или иных мероприятий, проводимых в фирме.

Эффект может быть:

1. Производственным – в виде произведенной продукции.

2. Экономическим – в виде валового дохода, чистого дохода, прибыли.

3. Социальным – улучшение условий труда, повышение уровня оплаты труда.

Экономическая эффективность – показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, другими словами, отдачу совокупных вложений.

Виды экономической эффективности:

1. Народнохозяйственная эффективность или эффективность национальной экономики (ВВП на душу населения).

2. Воспроизводственная эффективность (уровень оплаты труда в разрезе отраслей, удельные капитальные вложения).

3. Эффективность отдельных отраслей (уровень рентабельности).

4. Эффективность фирмы (производства).

5. Эффективность внутрихозяйственных подразделений (бригад, звеньев) (уровень производительности труда, себестоимость продукции).

6. Эффективность производства отдельных видов продукции (товаров).

7. Эффективность отдельных мероприятий – НТП (снижение себестоимости).

3. 5. Показатели экономической эффективности и методы оценки. (Система показателей, характеризующих общую и сравнительную эффективность, направления повышения эффективности производства)

Экономическая эффективность определяется для решения двух основных задач

 

  определение эффективности деятельности фирм определение эффективности различных вариантов развития фирмы с целью выбора оптимального варианта

 

Методы

 

оценка общей эффективности оценка сравнительной эффективности

Показатели общей оценки эффективности:

1) Фондоотдача (Фо), фондоёмкость (Фё).

Q – объем производства.

ОПФ – среднегодовая стоимость основных средств производственных фондов.

2) Производительность труда (ПТ), трудоёмкость (t).

П – прибыль предприятия.

Т – среднесписочная численность работников предприятия.

ЗТ – затраты труда на производство продукции.

3) Материалоотдача (Мо), материалоёмкость (Мё).

М – расход материальных ресурсов в натуральном или стоимостном выражении.

4) Себестоимость единицы продукции (С). Из – издержки производства.

5) Цена реализации единицы продукции (если цена зависит от качества).

6) Прибыль в расчете на единицу продукции.

7) Уровень рентабельности.

Для оценки сравнительной эффективности применяются методы:

1) Метод сопоставления затрат предполагает признание оптимальным такого варианта, в котором при прочих равных условиях величина текущих и единовременных затрат на выпуск единицы продукции будет меньше.
затраты

2) Цепной метод:

При применении необходимо:

1. по представленным вариантам определить фактические сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений.

2 – К1) – разность одновременных затрат по сравниваемым вариантам.

2 – С1) – разность текущих затрат по сравниваемым вариантам.

Тф – фактический срок окупаемости.

Срок окупаемости – это время.

2. рассчитать фактический коэффициент эффективности капитальных вложений:

3. сравнить полученный фактический коэффициент эффективности (Еф) со значением нормального коэффициента эффективности Ен, и если по какому – либо из вариантов вып. соотношение Еф>Ен, то он может быть признан эффективным.

3) Метод приведенных затрат

Используется потому, что прямо суммировать текущие и единовременные затраты нельзя, т.к. они имеют разновременный характер.

Величина приведенных затрат определяется по формулам:

С – текущие затраты.

Ен – нормальный коэффициент эффективности капитальных вложений.

К – единовременные затраты.

Тн – нормальный срок окупаемости капитальных вложений.

Оптимальным признается тот вариант, который характеризуется приведенными затратами.

На основе метода приведенных затрат можно рассчитывать годовой экономический эффект.

(C1 + ЕнК1), (С2 + ЕнК2) – приведенные затраты в расчете на единицу продукции соотв. первому, менее эффективному и второму эффективному варианту.

Q2 – годовой объем производства продукции по второму, более эффективному варианту.

 

4. Понятие рентабельности производства. (Понятие, показатели, факторы влияющие на уровень рентабельности, направления повышения рентабельности производства)

Уровень рентабельности – показывает доходность, прибыльность предприятия или предпринимательской деятельности. Смысловая нагрузка показателя – эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат, направленных на производство и реализацию продукции.

Формула расчета рентабельности:

В зависимости от величин, стоящих в числителе и знаменателе, различают следующие виды рентабельности:

1) рентабельность продукции:

2) рентабельность производства (производственных фондов):

3) рентабельность продаж (товарооборота):

4) рентабельность активов (капитала):

5) рентабельность собственных средств:

6) рентабельность вложений в предприятие:

Задача определения нормативного уровня рентабельности очень важна, т.к. этот уровень закладывается в цену продукции, чтобы обеспечить процесс воспроизводства. Он рассчитывается с учетом отраслевых особенностей предприятия. На нормативную рентабельность влияют две группы факторов:

1) Параметры экономической ситуации – уровень инфляции, дотации и налоги, уровень цен, монополизация отраслей, государственные и негосударственные вмешательства в дела бизнеса, изменение рыночной конъюнктуры; инфляционная ситуация, неожиданные обстоятельства и т.д.

2) Организационно – экономические особенности производства – соотношение основных и оборотных фондов, распределение затрат в течение года, норма амортизации, внедрение инноваций, предпринимательский риск, экономия на масштабах производства, соблюдение дисциплины (предпринимательской, финансовой, технологической) и т.д.

Классификация факторов, влияющих на экономическую эффективность:

1) Уровень реализации факторов:

- национальная экономика

- отрасль

- предприятие

2) Направления повышенной эффективности:- развитие НТП.

- развитие структуры производства.

- совершенствование механизма управления.

- развитие нормативной и законодательной базы деятельности предприятия.

3) Источники:- снижение трудоёмкости.

- снижение материалоёмкости.

- снижение фондоёмкости.

- снижение капиталоёмкости.

- экономия времени при реализации проектов.

7.понятие трудовые ресурсы,персонал предприятия(труд,трудовыересурсы,персонал,показатели,характ. Наличие и движение персонала, направления улучшения использования персонала)

Во всей совокупности ресурсов трудовые ресурсы занимают особое место. Трудовые ресурсы - совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Они включают в себя население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет; работающие пенсионеры и подростки. В составе трудовых ресурсов выделяют экономически активное население, которое включает как занятых в производстве, так и свободных.

Работник является носителем и собственником своей рабочей силы. Рабочая сила - совокупность физических и умственных способностей человека к труду. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотъемлемости от его собственника. Обладая способностями, инициативой, волей, наемный работник поэтому является не

пассивным объектом управления, но и проводником самостоятельной линии поведения. Эффективность производства в решающей степени зависит от наличия, квалификации и уровня использования трудовых ресурсов.

На уровне предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще всего используют термины «кадры» и «персонал».

Персонал предприятия -совокупность физических лиц (постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных), состоящих с ним как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

Кадры -основной (штатный, постоянный) персонал, как правило, квалифицированный состав работников.

Весь персонал по принципу участия в производственной деятельности делится на две категории:

-промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием (рабочие, служащие, специалисты и руководители);

-персонал непромышленный, находящийся на балансе предприятия (работники ЖКХ, детских, врачебно-санитарных учреждений, торговых точе идр.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.044 с.)