Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размещение и специализация производства. (Принципы размещения, принципы и формы специализации, показатели уровня и эффективности специализации).

Поиск

Показатели, характеризующие наличие и движение персонала.

-Среднесписочная численность за отчетный месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 01 по 31 число, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.

-Коэффициент оборота по приему (Кп):

Кп = Чп / Чс, ()

где Чп - принятые работники

Чс - среднесписочная численность.

-Коэффициент оборота по выбытию (Кв):

Кв = Чв / Чс, ()

где Чв - выбывшие работники

Чс - среднесписочная численность.

-Коэффициент текучести (Кт):

Кт = Чвп / Чс, () где Чвп - выбывшие по причинам: по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения.

-Коэффициент замещения (Кз):

Чп - Чв

Кз =____________, ()

Чс

-Коэффициент постоянства кадров (Кпо)

Кпо = Чк / Чс, ()

где Чк - число лиц, состоящих в списочном составе весь календарный год.

Показателями уровня использования персонала является:

-Количество отработанных за год человеко-дней;

-Степень использования рабочего времени (Ст), определяется по формуле:

Ст = Тф / Тв * 100, % ()

Тф - фактически отработанно человеко-дней в году одним работником;

Тв - возможный фонд рабочего времени при пятидневной рабочей неделе (365 - 11 празд. - 104 выход. - 24 отпуск = 226 дней);

-Степень использования труда привлеченных работников (Ст.прив).

В условиях дефицита рабочей силы важно определить долю в общих затратах труда привлеченных и наемных работников. Этот показатель определяется по формуле:

Ст. прив. = Тприв. / Тобщ. * 100, % ()

Тприв. - отработано привлеченными лицами, тыс. чел.-дней;

Тобщ. - отработанно всеми работниками, тыс. чел.-дней.

Одной из особенностей ряда отраслей, в частности сельского хозяйства, является сезонный характер производства, обусловленный несовпадением времени производства с рабочим периодом. В связи с сезонностью труда в сельском хозяйстве возрастает значительная потребность в рабочей силе в период посева, посадки сельскохозяйственных культур и уборки урожая. В то же время в зимний период в отраслях растениеводства наблюдается избыток рабочей силы.

Сезонность труда - это неравномерное распределение затрат труда в течение года.

Чтобы управление было эффективным, нужно знать интересы и потребности людей в отдельности в организации, т. к. каждый человек сугубо индивидуален. Каждый сотрудник требует особого подхода, если менеджер хочет, чтобы данный сотрудник раскрыл свой собственный потенциал в полной мере. Одна из главных задач управленческой деятельности – это создание условия для реализации сотрудником своих потенциальных возможностей стремлении выполнять оставленные задачи наилучшим образом, возбуждение в людях энтузиазма. Необходимо учитывать, что глобальной целью человека является обеспечение свободного всестороннего развития личности и полного материального благосостояния.

 

Понятие производительности труда.(Понятие, стоимостной и натуральный методы, показатели производительности труда, факторы повышения ПТ)

Производительность труда характеризует эффективность использования рабочей силы. Чаще всего производительность труда определяется отношением результатов производственной деятельности к затратам рабочего времени или численности персонала.

Производительность труда (ПТ) - способность конкретного труда производить продукцию в единицу времени.

Под производительностью индивидуального труда понимаются затраты живого труда. Под производительностью общественного труда понимаются затраты живого и прошлого (овеществленного) труда, т.е. труда работников данного предприятия и работников других предприятий, которые поставляют для данного предприятия сырье, материалы, оборудование.

Наиболее точно производительность труда характеризуют затраты совокупного труда, т.е. живого и овеществленного вместе. Однако производительность общественного труда может измеряться только с помощью конечных показателей эффективности деятельности экономики в целом (величина ВВП, национального дохода), поэтому она определяется только на уровне национальной экономики. На уровне отраслей, фирм, предприятий рассчитывается показатель производительности индивидуального труда, или выработка.

Производительность индивидуального труда характеризуется системой прямых и косвенных показателей.

К прямым показателям производительности труда относятся следующие.

-Выработка на одного работника рассчитывается по формуле:

Q

ПТ годовая = ___________, ()

Т

где: Q - объем произведенной или реализованной продукции, руб.,

Т - среднесписочная численность работников, чел.

Стоимостной метод получил наибольшее распространение, так как может использоваться в многономенклатурном производстве, учитывает отличия в качестве производимой продукции, изменение остатков незавершенного производства. Его недостатком является влияние цен и инфляции.

-Выработка часовая, дневная определяется по формуле:

Q

ПТ =___________, ()

ЗТ

где: Q - объем произведенной продукции, шт. или руб.,

ЗТ - затраты труда, чел.-час или чел.-день.

Натуральный метод измерения выработки может применяться только на тех предприятиях или в их подразделениях, где выпускается один вид продукции. Кроме того, данный метод обладает другими недостатками, связанными с тем, что не учитываются различия в качестве производимой продукции, а также продукция, находящаяся в незавершенном производстве. Преимущество этого метода заключается в том, что он не связан с влиянием стоимостных факторов и не зависит от точности нормирования трудовых процессов.

В стоимостной форме часовая выработка определяется по всем производимым видам продукции и является более точным показателем, так как не включает целодневные простои и другие потери рабочего времени.

-Обратный показатель производительности труда - трудоемкость

(t), определяется по формуле:

1 ЗТ

t = ____________ = ___________, чел.-час/шт. ()

ПТ Q

Q

Понятия (оборотные средства, оборотные фонды, фонды обращения), классификация (по сфере оборота, по элементу оборотных средств, по охвату нормированием, по источнику формирования),этапы кругооборота и виды оборотных средств.

Оборотными средствами называется постоянно находящаяся в непрерывном движении совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые используются один производственный цикл, изменяют свою натуральновещественную форму и переносят свою стоимость на продукцию полностью.

Фонды обращения - это средства предприятия, которые связаны с обслуживанием процесса обращения товаров.

Классификация:

1.По сфере оборота

-производственные оборотные фонды

-фонды обращения

2.По элементу оборотных средств

--производственные запасы

-средства в затратах на производство

-готовая продукция

3.По охвату нормированием

-нормируемые ОС

-нормируемые средства

4.По источнику формирования

-собственные ОС

-заемные(кредиты) Круговорот ОС

Виды ОС:

-сырье

-полуфабрикаты

-вспомогательные материалы(в отличие от сырья содействуют тех. процессу)

-незавершенное производство

-расходы будущих периодов

-Готовая продукция

-дебиторская задолженность

-денежные средства

Нормирование ОС(понятие, факторы, определяющие потребность в ОС).Методы нормирования(аналитический, прямого счета, коэффициентный).Нормирование производственных запасов(текущий запас, подготовительный запас, страховой запас)

С точки зрения управления и определения оптимальной величины все оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Посредством нормирования оборотных средств предприятием устанавливается минимальная сумма средств, обеспечивающая нормальную работу предприятия и устойчивое финансовое состояние. Оптимизация величины нормируемых оборотных средств является важнейшей задачей предприятия, которая определяется изменяющимися условиями хозяйствования, зависит от степени развития рыночных отношений. Ненормируемые оборотные средства не могут быть заранее учтены и рассчитаны подобно нормируемым оборотным средствам.

Факторы

-объем прозводства и реализации

-вид бизнеса

-масштаб деятельности

-длительность производственного цикла

-структура капитала

-учетная политика

-уровень мат. Технич. Снабжения

-вид и структура потребляемого сырья

-темпы роста объемов пр-ва

-искусство менеджеров бухг-ов

Методы:

1) Аналитический(Отражает сложив. Практику организации пр-ва,снабжения и сбыта.Сущность при анализе ТМЦ корректир. Их фактич. Запасов.Примен. на предприятии,функц. Более года)

2)метод прямого счета(предусматривает научно-обоснованный расчет запасов по каждому элементу ОС в условиях высокого организ-технического уровня предприятий с учетом всех измен. В развитии техники,технологии и т.д. Применяется на предприятиях,где ср-ва вложенные в МЦ занимают большой удельный вес в общей сумме ОС)

3)Коэффициентный метод(В сводный норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение обема пр-ва и ускорение оборачивоемости ср-в.Применение дифференцирован. Коэфф. По отдельным элементам ОС допустимо,если нормативы периодически уточняются путем прямого счета)

Нормирование произ. Запасов

1)Текущий запас(Создается для потребности в материалах и сырье между двумя поставками обеспечения)

На величину запасов оказ. Влияние след. Факторов

-срок нахождения запаса на сладе

-условия поставки

-календ. График передачи материалов со склада пр-ва

Размер максим. Текущего запаса=QT*Tn-интервал поставок данного вида материалов

2)подготовительный запас(образуется в тех случаях,когдатребуется предварит. Обработка материалов до запуска в про-во)

Запас. Подгот.= QT*Tn-время,необход. На предварит. Обработку и матер.

3)Страховой запас(необходим в ряде случаев из-за непридвиденных изменений сроков поставки или объёмов потреб. материалов)

Тарифная система: понятие, элементы (тарифно – квалицикафионные справочники, тарифные ставки 1-го разряда, тарифная сетка, районные коэффициенты, доплаты к тарифным ставкам). Бестарифные формы оплаты труда (бестарифная, система плавающих окладов, система выплат на комиссионной основе)

Тарифная система

Зависимость оплаты труда от величины затрат,сложности и условий труда,егоинтенсивности,природно-климатических факторов,квалификациии.т.д их правильный учет и предопределение возможности стимулирования

Формы оплаты:

1.повременная

2.сдельная

Тарифная система - совокупность норм и нормативов, обеспечиваю­щих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности вы-

полняемых работ и из условий труда, интенсивности и характера труда. Она состоит из следующих основных элементов:

тарифно-квалификационные справочники;

тарифные ставки 1-го разряда;

тарифные сетки;

районные коэффициенты к заработной плате;

• доплаты к тарифным ставкам и надбавкам за отклонения от нор­мальных условий труда.

Правительством РФ утверждена Единая тарифная система (ЕТС) для учреждений и организаций бюджетной сферы. Остальные могут пользо­ваться ею, если считают это необходимым и полезным. Эта система бази­руется на сопоставлении сложности трудовых функций различных групп и категорий персонала, конкретных должностей и обязанностей работников, их квалификации. В совокупности эти факторы обеспечивают достаточно полную характеристику оценки труда работников и обуславливают возмож­ность изменения общих принципов дифференциации оплаты их труда на основе ЕТС. Сопоставление уровней сложности труда по профессиям ра­бочих и должностям служащих дало возможность распределить работни­ков по 18 разрядам ЕТС. На практике за пределами бюджетной сферы в ор­ганизациях и фирмах применяют различные размеры диапазона разрядов работников (6, 8, 12 и 18-ти разрядные тарифные сетки).

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой пере­чень характерных для данного предприятия работ, и тех требований, кото­рым должен отвечать рабочий, занятый на данной работе. По справочнику устанавливается разряд работы и присваивается разряд рабочим. Тарифно­квалификационный справочник включает в себя ряд разделов, в которых тарифно-квалификационные характеристики сгруппированы по произ­водствам и видам работ. В справочнике по каждой профессии и каждому разряду даются три раздела:

"характеристика работ";

"должен знать";

"пример работ".

Тарифная сетка - это шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше первого

Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени (час, рабочий день, ме­сяц, год). Часовая тарифная ставка показывает абсолютный размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда в час.

Тарифный разряд отражает степень сложности, точности и ответ­ственности работ и уровень квалификации рабочего, необходимый для ее выполнения. Тарифный коэффициент показывает отношение часовой та­рифной ставки (размера оплаты труда рабочего в час) соответствующего разряда к часовой тарифной ставке первого разряда.

В зависимости от способов учета затрат различают две основные фор­мы оплаты труда:

первый способ - это учет проработанного времени. При таком учете применяется повременная оплата труда, когда оплате подлежит прорабо­танное количество рабочего времени (в отечественной практике называется повременной формой оплаты труда);

второй способ - это учет количества произведенной работником про­дукции надлежащего качества либо выполненных им операций. В этом случае применяется сдельная оплата труда (в отечественной практике на­зывается сдельной формой оплаты труда).

-Бестарифные формы оплаты труда(бестарифная, система плавающих окладов,система выплат на комиссионной основе)

-Не используются тарифные ставки и должностные оклады.

-исключ. большинство видов премий,доплат и надбавок.

В основе лежит долевое распределение средств между работниками в соответствии и принятыми соотношениями

Достоинства-простота, доступность для понимания механизма начисления з/п

Бестарифные модели:

1.система оплаты по КТУ

2.Система плавающих окладов

3.Система выплат на комиссионной основе

1.система оплаты по КТУ

Эта система может исп-ся в организациях,где можно учесть трудовой вклад каждого работника в конечный результат деятельности организации.Любому работнику присваивается КТУ.Размеркоэффицента устанавливается на общем собрании.

Фонд общая сумма * КТУ

з/пКоэфф-тов труд. участия = СУММА З/П

2.СИСТЕМА ПЛАВАЮЩИХ ОКЛАДОВ.

-Ежемесячно определяется фонд оплаты труда

-Повышение или понижение оплаты труда

Сумма з/п определяется так:

Сумма з/п определяется так: Оклад работника * коэфф-т повышения (понижения) з/п = сумма з/п

Коэффицент повышения(понижения) з/п руководитель опр-ет самостоятельно и утверждает своим приказом.Рассчитывается по формуле:

Выручка получ.

По рузультатамдеят-ти * % от выручки =-сумма з/п

Работника

Функции себестоимости

-учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию

-основания для установления цены на продукцию и определения прибыли и рентабельности

-опр-е оптимальных размеров предп-тия

-прогнозирование производства и затрат

-обоснование управленческих решений

-обоснование целесообразности реконструкции,перевооружения предприятия

Виды себестоимости:

По этапам формирования

Цеховую -включает затраты цеха(подразделения) на изготовление продукции;

Производственную- включает затраты предприятия на изготовление продукции.состоит из цеховой себестоимости и общезаводских расходов,вкот.входятзатраты,связанные с содержанием вспомогательного и обслуживающего хозяйства,аппарата управления предприятием:общехоз.расходы;потери от брака;

Полную(коммерческую)- включает затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции.состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов,в которые включаются затраты на упаковку,отгрузку,транспортировку и реализацию продукции.

По характеру исчисления различают себестоимость:

-плановую:сумма затрат на единицу продукции в планируемом периоде

-провизорную(ожидаемую) явл.разновидностьюплановой,опр-ся на 1-е октября.вкл.в себя фактические затратына производство продукции,произ-е за 8 месяцев+ плановые на 4 квартал

- фактическую:расчитывается в конце года при подведении итогов.

Технолог.затраты Обусловленные технологией произ-ва + Затраты на орг-цию управления производством в цехах + Общехозяйственные расходы + Внепроизводственные +расходы
ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ    
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ  
ПОЛНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

Выручка, за-

Рис. 4. Определение критического, безубыточного и оптималуного объемов выпуска продукции

 

расчета цены необходимо найти частное от деления выручки на объем выпуска.

Точка В пересечения выручки и переменных затрат отражает критический объем производства. Путем деления выручки на объем получаем критическую цену продукции. Она будет равна средним переменным издержкам. Если цена на рынке устанавливается ниже, чем средние переменные издержки, то выпускать продукцию экономически нецелесообразно и для минимизации потерь предприятию лучше прекраить свою деятельность.

Метод может применяться на любых предприятиях и входит в маржинальный анализ.

Метод ориентации на спрос.

Этот способ могут практиковать предприятия, выходящие на рынок вновыми видами продукции. Он используется при проведении рекламных кампаний, призванных узнать мнение покупателей об уже известном товаре. Существенное значение имеет эластичность спроса на исследуемый товар. Цены на товары с низкой ценовой эластичностью спроса устанавливаются другими способами.

Сам метод основан на восприятии товара потребителем, мнении и объеме продаж, сформулированными за счет рекламы, изучении эластичности спроса на данный товар по цене и по доход и ощущаемой покупателем ценности товара. Метод требует тщательного изучения рынка, работы с покупателями и анализа полученных результатов. Опираясь на существующие объем продажи и цены, менеджеры принимают решения о необходимости изменения цены и улучшения товара. Например, такое ценообразование характерно для товаров, обладающих улучшенными эргономическими характеристиками; продуктов питания, произведенных в экологически чистых районах или по биотехнологиям и т.п.

Ценовой метод баллов.

Суть:исп-ся экспертные оценки пар-ров товаров;

Метод регрессии.

Зависимость цен от величины основных пар-ров качества в рамках парам.ряда товаров

У=f(x1,…..xn)

x1,…..xn-основные пар-рыкач-ва товара

на уровне текущих цен:

не туда не сюда.узнать по какой цене продают конкуренты и продавать так же(совершен.конкуренция или олигополия

25.Функции цены и система цен(по отрослям,по степени участия гос-ва в ценообразовании,по характеру ценовой информации,по стадиям ценообразования,по транспортной составляющей).Формирование цены на товар(элементы цены)

Цена - фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

Функции цены:

Учетная. Цена включает все затраты на производство, используется для расчета всех стоимостных показателей. Определяется через издержки производства.

Стимулирующая. От величины цены зависит заинтересованность производителя.

Перераспределительная. На уровне государства происходит перераспределение национального дохода.

Контрольная.цены служат инструментом учета и контроля расхода материально-веществ.ресурсов

Социальная.изменение различных цен способствует перересп-ю доходов населения,изменению семейного бюджета.

Регулирующая.ценыявл.осн.инструментомуравновеш.спроса и предложения

Рыночная цена-складывается под влиянием спроса и предложения.

По условию формирования:

-свободные цены

-монопольные

-демпинговые

Регулируемая цена-гос.воздействие

*фиксированные

*предельные

*акцизные

*биржевые

Процесс установления цены проходит следующие стадии:

• постановка цели

• определение спроса

• оценка издержек

• анализ цен конкурентов

• выбор метода расчета

• установление цены.

Существующее многообразие цен отражается в ценовой системе. Ценовая система -это совокупность видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками внутреннего и морового рынков. Ценовая система представлена в таблице. 9.1.

Таблица 9.1

Виды цен

Признак Виды цен
По сфере - оптовые цены на продукцию промышленности

Элементы цены

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товара (услуги) от производителя к потребителю (табл. 9.2). Цена каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии.

Оптовые цены изготовителя формируются на стадии производства товара (услуги), имеют промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство и реализацию и обеспечивать планируемую прибыль. По ценам изготовителя товары не реализуются.

Оптовые отпускные цены включают помимо цен изготовителя кос-

венные налоги - акцизы и налог на добавленную стоимость.

Оптовые отпускные цены обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Ставка акциза по подакцизным товарам отечественного производства установлена в процентах к отпускной цене без НДС (но с акцизом) и означает долю акциза в этой цене. Наиболее часто встречающаяся ошибка при расчете цен - применение ставки акциза в процентах к цене изготовителя. Ставка НДС также установлена в процентах к отпускной цене без этого налога, но имеет иной смысл. Она показывает, на сколько процентов надо увеличить отпускную цену НДС, чтобы включить этот косВенный налог в цену.

Оптовые цены закупки формируются на стадии посредничества и включают посреднические надбавки (скидки). Оптовая цена закупки обеспечивает необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена. Посредническая скидка (надбавка) в российской экономической практике может иметь различные названия (снабженческо-сбытовая скидка или надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и т.д.), оставаясь ценой за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в относительном (процентном) выражении. Тогда надбавка - это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка - это доля конечной цены реализации товара покупателю, остающаяся в распоряжении посредника. Посредническая скидка (надбавка) используется для компенсации издержек обращения посредника, уплаты НДС и формирования его прибыли. Ставки НДС для посреднических организаций установлены в процентах к посреднической скидке (надбавке). Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки. При первом варианте она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника). При втором варианте оптовая цена закупки рассчитывается как сумма элементов, его составляющих.

Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки), чтобы обеспечивать необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Дифференциация цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов (табл. 9.3). На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены. В международной торговой практике в соответствии с системой «Инкотермс»

(система правил международной торговли) цены франко заменяется ценами ФОБ, ФАС, КАФ и др.

Таблица 9.3

Формирование цены по транспортной составляющей_________________________________________________________

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспортировке до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления        
Франко-вагон станция отправления      
Франко-вагон станция назначения    
Франко-станция назначения  
Франко-склад поставщика

 

При цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в близлежащих географических пунктах.

Цена франко-склад потребителя показывает, что в цену включены все транспортные расходы. Этот метод предполагает формирование единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна покупателям, которые удалены от места производства продукции, и их фактические транспортные расходы превышают средние.

Вопросы ценообразования затрагивают разные стороны деятельности предприятия. Они напрямую влияют на результаты производства.главная задача любого предприятия - продавать свою продукцию по ценам, которые окупают затраты на ее производство. Поэтому в основу цены положены издержки производства.

 

 

Факторы увеличения прибыли

- внутренние(внедрение новейшей техники и технологии, конкурентоспособ. Продуктов, уровень организации произв. и труда)

-внешние(конъюктура рынка, уровень цен на матнр.тех. ресурсы, нормы амортизации, система налогооблажения)

Размещение и специализация производства. (Принципы размещения, принципы и формы специализации, показатели уровня и эффективности специализации).

Размещение производства – это научно обоснованное распределение производства по территории страны с учетом экономических и природных условий.

Принципы размещения:

1) Природный – наличие природных ресурсов, продолжительность безморозного периода, обеспеченность водными ресурсами и т. д.

2) Социально – демографический – наличие трудовых ресурсов, квалификация, соотношение между городским и сельским населением, состояние социальной инфраструктуры и т.д.

3) Экономический – местоположение производства, наличие транспортных средств и путей сообщения, уже созданный производственный потенциал, экономическая эффективность производства, размеры предприятий, государственная поддержка.

Специализация – это процесс общественного разделения труда.сосредоточение средства производства и рабочей силы предприятия на создании определенного ассортимента продукции на основе концентрации и научного размещения производства по территории страны с учетом природных, экономических условий и наибольшей эффективности.

Принципы специализации:

1) Обеспечение получения максимального размера прибыли.

2) Эффективное использование земли, труда и материальных ресурсов.

3) Обеспечение производства максимального кол-ва продукции при минимальных трудовых и материальных затратах.

4) Полное и равномерное использование трудовых ресурсов в течение года.

5) Ускорение оборачиваемости обор.ср-в и равном. поступление денежных средств в течение года.

Формы специализации:

1) Подетальная – производство определенных деталей и агрегатов, заготовок и полуфабрикатов.

2) Предметная – означает производство определенных видов продукции конечного потребления (автомобильный завод).

3) Технологическая (стадийная) – превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства (литейный завод).

4) Следует различать специализацию вспомогательных производств и специализацию межотраслевых производств (ремонтные заводы (фирмы); продукция используется в различных отраслях).

Специализация определяется по структуре товарной продукции:

Коэффициент специализации (степень товарного сосредоточения):

100 – сумма удельных весов видов товарной продукции отдельных отраслей.

Д – удельный вес продукции каждой отрасли в структуре товарной продукции, %.

N – порядковый номер вида товарной продукции по занимаемому удельному весу, начиная с наивысшего.

Коэффициент указывает: до 0,35 – на низкую степень товарного сосредоточения; от 0,35 до 0,50 – на среднюю; от 0,50 до 0,60 – на высокую; более 0,60 – на углубленную специализацию.

Экономическая эффективность специализации – проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно – постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

Одним из показателей эффективности специализации - годовая экономия затрат:

С0, С1 – себестоимость единицы продукции соответственно по первому и второму вариантам.

Тран.0, Тран.1 – транспортные расходы по первому и второму вариантам.

V2 – годовой объем производства продукции по второму варианту.

Факторы экономической эффективности специализации промышленного производства:

1) Предпосылками и благоприятными условиями для внедрения эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производства.

2) Более полным использованием действующего оборудования.

3) Более высоким техническим уровнем на специализированных предприятиях, чем на универсальных.

2. Кооперирование, комбинирование и концентрация производства. (Понятия, экономические преимущества и недостатки, формы, показатели).

Кооперирование – установление длительных производственных связей между предприятиями, каждое из которых специализируется на производстве отдельных частей единого изделия.

Производственное кооперирование – неизбежное следствиеспециализации предприятий на изготовлении отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования.

Различают кооперирование между предприятиями разных стран, между предприятиями одной страны и по регионам страны.

Уровень кооперирования определяется показателями:

1) Удельным весом в себестоимости выпускаемой продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперации.

2) Удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции.

3) Число предприятий кооперирующихся с данным предприятием.

В кооперации могут быть и недостатки.

Комбинирование – форма концентрации производства, основанная на соединении разных типов производства на одном предприятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.016 с.)