Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связи аналитических показателей.

Поиск

 

Все показатели в зависимости от объекта анализа группи­руются в следующие подсистемы.

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью вхо­дящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы являет­ся входящим для других подсистем.

Показатели исходных условий деятельности предприя­тия характеризуют:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресур­сов для нормального функционирования предприятия и выпол­нения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия, т.е. про­изводственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продол­жительность производственного цикла, техническую и энерге­тическую вооруженность труда, степень механизации и автома­тизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, орга­низации торговли, рекламы и т.д.

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество, на степень использования производственных. Ресурсов (про­изводительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а так же на другие показатели экономической эффективности: се­бестоимость, прибыль, рентабельность и т.д. Поэтому анализ хозяйственной деятельности рекомендуется начинать с изуче­ния этой подсистемы.

Основными показателями подсистемы 2 являются фон-дорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. На­ряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например выработка продукции за один машино-час, коэффи­циент использования наличного оборудования и т.д. От них за­висит уровень фондоотдачи и фондорентабельности.

В подсистеме 3 основными показателями являются мате­риалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тес­но связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход продукции, себе­стоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности финансовое состояние предприятия.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченнос­ти предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.

В пятый блок входят показатели производства и реализа­ции продукции: объем валовой, товарной и реализованной про­дукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность про­изводства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки торговой продукции на складах. Они очень тесно связаны с по­казателями всех последующих блоков.

Показатели шестого блока — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по эле­ментам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответствен­ности, а также затраты на рубль продукции, себестоимость от­дельных изделий и др. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят показатели: прибыль предприятия, уровень рентабельности и т.д. (блок 7).

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, ко­торые характеризуют наличие и структуру капитала предприя­тия по составу его источников и формам размещения, эффек­тивность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности. К этой подсистеме относятся также показатели, которые ха­рактеризуют платежеспособность, кредитоспособность и инве­стиционную привлекательность, риск банкротства, зону безу­быточности, финансовую устойчивость предприятия и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организа­ционно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и тру­довых ресурсов.

Таким образом, все показатели хозяйственной деятельнос­ти предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаи­мосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа — от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объек­тивной основе формирования экономических показателей.

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию, сформировать пор­тфель заказов. Надо знать также условия и возможности про­изводства, его обеспеченность необходимыми средствами б тре­буемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная зат­раты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции пу­тем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производ­ство и реализацию продукции и т.д. Финансовое состояние отражает все стороны хозяйственной деятельности, зависит от всех внутренних и внешних факторов, поэтому его анализ яв­ляется завершающей стадией АХД.

В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития пред­приятия, в такой же последовательности целесообразно прово­дить и анализ хозяйственной деятельности. Но это не исклю­чает и обратную последовательность анализа — от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспе­чена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов ана­лиза по каждому разделу.

 

Факторы, определяющие результат хозяйственной деятельности и их классификация.

 

Факторы:

1) движущие силы хозяйственных процессов

2) условия свершения хозяйственных процессов

3) причины, оказывающие влияние на эти процессы.

Хозяйственная деятельность предприятий - целый комплекс взаимосвязанных экономических процессов.

Чем детальнее изучаются факторы, тем полнее результаты, тем обоснованнее принимаемые решения. Эти факторы взаимосвязаны и влияют на результаты хоз.деятельности либо положительно, либо отрицательно. Бывает, что отрицательное влияние одних факторов может свести на нет положительное влияние других факторов.

По степени воздействия на результаты работы факторы делятся на: основные (пример: обеспеченность материалами) и второстепенные.

По степени количественного измерения: поддающиеся количественной оценке и не поддающееся оценке.

По времени воздействия: постоянные, т.е. влияющие непрерывно и временные, т.е. действующие в определенный период.

Факторы интенсивного характера - более эффективные процессы. Факторы экстенсивного характера - связаны с количественным расширением материально-технической базы, с привлечением дополнительных трудовых ресурсов.

По охвату действием: общие и специфические, которые действуют только на данном предприятии.

По степени детализации: простые (результат воздействия одной причины) и сложные (результат воздействия многих причин).

По характеру действия: объективные (не зависят от результатов действия данного предприятия) и субъективные (зависят только от результатов действия данного предприятия, от эффективности использования ресурсов).

По способу определения: прямые (влияние которых можно определить без специальных расчетов) и расчетные (надо производить расчеты).

По действию на результаты: 1-го порядка - непосредственно влияют на результат и изучаются в первую очередь; 2-го порядка - влияют через факторы 1-го порядка; n-го порядка.

 

№4. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности.

Под анализом в широком плане пони­мается способ познания предметов и явлений окру­жающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

№5. Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа

Все показатели в зависимости от объекта анализа группи­руются в следующие подсистемы.

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью вхо­дящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы являет­ся входящим для других подсистем.

Показатели исходных условий деятельности предприя­тия характеризуют:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресур­сов для нормального функционирования предприятия и выпол­нения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия, т.е. про­изводственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продол­жительность производственного цикла, техническую и энерге­тическую вооруженность труда, степень механизации и автома­тизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, орга­низации торговли, рекламы и т.д.

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество, на степень использования производственных. Ресурсов (про­изводительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а так же на другие показатели экономической эффективности: се­бестоимость, прибыль, рентабельность и т.д. Поэтому анализ хозяйственной деятельности рекомендуется начинать с изуче­ния этой подсистемы.

Основными показателями подсистемы 2 являются фон-дорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. На­ряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например выработка продукции за один машино-час, коэффи­циент использования наличного оборудования и т.д. От них за­висит уровень фондоотдачи и фондорентабельности.

В подсистеме 3 основными показателями являются мате­риалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тес­но связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход продукции, себе­стоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности финансовое состояние предприятия.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченнос­ти предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.

В пятый блок входят показатели производства и реализа­ции продукции: объем валовой, товарной и реализованной про­дукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность про­изводства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки торговой продукции на складах. Они очень тесно связаны с по­казателями всех последующих блоков.

Показатели шестого блока — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по эле­ментам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответствен­ности, а также затраты на рубль продукции, себестоимость от­дельных изделий и др. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят показатели: прибыль предприятия, уровень рентабельности и т.д. (блок 7).

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, ко­торые характеризуют наличие и структуру капитала предприя­тия по составу его источников и формам размещения, эффек­тивность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности. К этой подсистеме относятся также показатели, которые ха­рактеризуют платежеспособность, кредитоспособность и инве­стиционную привлекательность, риск банкротства, зону безу­быточности, финансовую устойчивость предприятия и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организа­ционно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и тру­довых ресурсов.

Таким образом, все показатели хозяйственной деятельнос­ти предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаи­мосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа — от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объек­тивной основе формирования экономических показателей.

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию, сформировать пор­тфель заказов. Надо знать также условия и возможности про­изводства, его обеспеченность необходимыми средствами б тре­буемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная зат­раты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции пу­тем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производ­ство и реализацию продукции и т.д. Финансовое состояние отражает все стороны хозяйственной деятельности, зависит от всех внутренних и внешних факторов, поэтому его анализ яв­ляется завершающей стадией АХД.

В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития пред­приятия, в такой же последовательности целесообразно прово­дить и анализ хозяйственной деятельности. Но это не исклю­чает и обратную последовательность анализа — от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспе­чена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов ана­лиза по каждому разделу.

 

№6. Методика комплексного экономического анализа и ее роль в обосновании бизнес-планов и текущих управленческих решений.

Представление о методике анализа. Содержание методи­ки. Последовательность комплексного АХД. Способы ана­лиза и их назначение.

Использование метода АХД проявляется через ряд конкрет­ных методик аналитического исследования. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной дея­тельности либо методики комплексного анализа. Надо отме­тить, что каждому виду анализа соответствует своя методика.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет со­бой совокупность аналитических способов и правил исследова­ния экономики предприятия, определенным образом подчинен­ных достижению цели анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные мето­дики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.

Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по проведению аналитическо­го исследования. Она содержит такие моменты, как:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследо­ваться каждый объект анализа;

г) советы по последовательности и периодичности прове­дения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства и программные продукты, которые целесообразно использовать для аналитической обработки ин­формации;

и) характеристика документов, которыми лучше всего офор­млять результаты анализа;

к) потребители результатов анализа.

Более подробно остановимся на двух элементах методики АХД: последовательности выполнения аналитической работы и способах исследования изучаемых объектов.

При выполнении комплексного АХД выделяются следую­щие этапы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анали­за, составляется план аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризу­ется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводит­ся в сопоставимый вид и т.д.).

На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ве­дущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

На пятом этапе выполняется факторный анализ: устанавли­ваются факторы и их влияние на результаты деятельности.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспек­тивные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяй­ствования с учетом действия различных факторов и выявлен­ных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприя­тия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических иссле­дований является наиболее целесообразной с точки зрения тео­рии и практики АХД.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступа­ют технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

- первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития исследуе­мых объектов;

- определения влияния факторов на результаты деятельнос­ти предприятий;

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов по­вышения эффективности производства;

- обобщения результатов анализа и комплексной оценки дея­тельности предприятий;

- обоснования планов экономического и социального разви­тия, управленческих решений, различных мероприятий.

В анализе хозяйственной деятельности используется мно­го различных способов. Среди них можно выделить базовые (логические) способы, которые широко применяются и в дру­гих дисциплинах для обработки и изучения информации (срав­нения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экс­пертных оценок специалистов и др.).

Для изучения влияния факторов на результаты хо­зяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относи­тельные разницы, интегральный метод, корреляционный, компо­нентный, методы линейного, выпуклого программирования, тео­рия массового обслуживания, теория игр, исследования операций, теория нечетких множеств и т.д. (рис. 3.1). Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Совершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Важным приобре­тением экономической науки является использование матема­тических методов в экономических исследованиях, что делает анализ более глубоким и точным.

№7. Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности предприятия. Особенности формирования информационной базы анализа.

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной коньюнктуре.

Каждому предприятию, перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность необходимо знать, какую продукцию в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынкии ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, ocновными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации про­дукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на про­дукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности продукции и изыскание ре­зервов повышения ее уровня;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формиро­вания спроса и стимулирования сбыта продукции;

- оценка эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Мар­кетинг выступает в качестве инструмента регулирования про­изводства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

№8. Обоснование производственной программы и плана сбыта продукции: анализ спроса на продукцию и услуги предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.008 с.)